Влияние музыкального фольклора на развитие ребенка

Я много лет работаю музыкальным руководителем в детском саду. За долгие годы работы не раз приходилось мне отмечать, что огромное влияние на музыкальное воспитание детей имеет народный фольклор в самых различных его формах, он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету и позволяет украсить проведение любого мероприятия. Поэтому я хочу поделиться в этой статье с другими музыкальными руководителями.

Детям свойственно стремление подражать, ребенок стремится познать все, что происходит вокруг и встроиться в окружающий мир. Ребенок, который свои первые семь лет прожил в гармонии с окружающим миром, имел достойные примеры для подражания усваивает все, что ему нужно для дальнейшей жизни. Необходимо дать ребенку в его первом стремлении возможность свободно появляться и тогда развитие его мышления, памяти, чувств, воли будет происходить успешно, но по своим законам. Пробуждать слишком рано сознание ребенка не дав ему времени «поспать» – значит  закладывать в него зародыш раннего старения и ранних болезней. Четырехлетние «старички», которые не умели хорошо говорить, а многие знали что и чего не надо, рано обучались чтению, счету, письму и т.д. Но как обстояло дело с творческой фантазией у таких детей? Такие дети не умеют играть, это маленькие скептики. Известно, что дети, которые не наигрались в детстве, потом испытывают в этом дефицит всю жизнь. Очень важно, чтобы дети просто играли. Они при этом развивают свою фантазию, мышление, волю. Воспитатели детского сада должны постоянно учится и  работать над собой, создавая условия, при которых  ребенок испытывает радость от пребывания в группе, укрепляет свои жизненные силы и свободно развивается, бережно относится к личности.

 Дети, у которых отсутствует пища в виде сказок, детских песен, свободных игр, общения с природой и здорового образа подражания, ищут духовную пищу в других вещах – телевизоре, компьютерных играх, а затем и боевиках.

Задача взрослых – не засушить наши «цветы жизни», пусть эти маленькие расточки будущей индивидуальности пребывают в душевной оболочке любви и мудрости взрослых, чтобы окрепли собственные духовно-душевные силы, чтобы дети ушли в свой срок в школу, а своесемилетие встретили открытыми, не закомплексованными , жизнерадостными и уверенными в себе. И тогда в дальнейшем они сами смогут различить добро и зло, правду и ложь.

Существует мнение, что взрослому человеку невозможно что-то в себе изменить, «какой я есть – такой есть», часто можно слышать от взрослых. Конечно, работать над собой – дело нелегкое. Посмотреть на себя со стороны, заглянуть в свою душу, признать свои недостатки, ошибки, промахи – не просто. Осознание своих недостатков, изживание их, способность признать свою вину перед другим человеком и перед ребенком, способность простить другого – это великое благо.

Самовоспитание  — это осознание своих недостатков, умение забывать причиненное тебе зло, умение нести в мир добро и любовь.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, что дошло до наших дней, то лучшее, что запечатлено народом и сохранено. Народное искусство помогает усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, его черты характера.

Фольклор – это синтез поэзии и музыки, движения. Содержащаяся в фольклоре мудрость дает возможность в приятной и интересной форме обучить ребенка тому или иному навыку. Дети с интересом воспринимают образное содержание потешек, прибауток, считалок, дразнилок, песенок, попевок. У детей становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, представление образа. Фольклор развивает чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, слух, голосовые возможности ребенка а так же импровизацию, коммуникативность, чувство ансамбля.

С рождения с помощью детского фольклора взрослый утанавливает контакт с ребенком с помощью колыбельных, попевок, приговорок. Н активизирует малыша, когда у него не сформированы действие и внимание. Народные песни – самое совершенное средство музыкального воспитания. Нас привлекает простота построение мелодии, богатство и разнообразие содержания.

Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, вызывает отзывчивость, чувство на красоту мелодии, стиха. Увлеченность народными песнями создает условия для проявления творческого начала. Дети отражают свои впечатления в своих рисунках, импровизируют , фантазируют в играх, в инсценировках. В потешках заложена динамика, дети чувствуют ритм, динамика вызывает желание двигаться. Используя потешки, мы вызываем у детей ритмичный бег, подпрыгивание, движение галопом, перепрыгивание с ножки на ножку, сужение, расширение круга.

Все это способствует общему физическому развитию. Игры с пением (хороводы) раскрепощают детей, вызывают фантазию, устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движениями. Фольклор вызывает чувство любви к родному искусству. Мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к стране.

Детский фольклор дает нам возможность на ранних этапах жизни приобщить ребенка к народной поэзии. Еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими произведениями. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. В это время начинаем формирование ребенка как личности, становление его характера. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в этом возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он играет и живет,  это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.  Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы используем в своей работе народные песни, пляски, игры, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративного и прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитывает любовь к русской музыке. Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией и в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительней, воспринимается детьми с большим чувством, воспитывает музыкальный вкус.

Игры фольклорного характера строятся на народном творчестве. Следует выбирать игры, которые были бы ребенку близки и понятны.  Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Включение потешек, которые тесно связаны с народными песнями,  делает игры более запоминающимися. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более яркой, интересной и содержательной. Детям нравятся игры с ложками.

Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно ( перед игрой с пальчиками – загадываем про них загадку). Распределение ролей должно быть справедливым – по считалке.

Игры на материале детского фольклора  дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и в выразительных движениях – реализация в театрализованной деятельности. Инсценирование бывает в разных видах. Например, дети передают содержание потешки , прибаутки, с помощью пластических движений тела, выразительной мимике и жеста. Детям фольклор близок и интересен, с помощью фольклора дети играют  — набираются ума-разума, становятся добрее, учатся понимать шутку, радоваться. Детский фольклор помогает установить контакт с детьми, помогает в обучении детей чистой и выразительной речи, развивает чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Попевки, колыбельные, колядки.

Пение   — важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в воспитании ребенка, развивает интерес и любовь к музыке. Самое совершенное средство музыкального воспитания –  народные песни. В них привлекает простота построение мелодии, богатство, разнообразие содержания , яркая образность, юмор. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют их петь в младшем детском возрасте. Попевки – в младшей группе «Ладушки», «Зайчик ты зайчик», «Петушок».

«Колядки» — пелись с пожеланием благополучия в будущем земледельческом году   — славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями ( «Воробушек летит, хвостиком вертит. А вы, люди, знайте, гостей принимайте, Новый год встречайте!»).

Пестушки – это песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Знакомство с художественными произведениями начинается с малых форм – народного поэтического творчества – пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песенок. Детский фольклор активизирует действие и внимание.

По содержанию произведения народно-поэтического творчества – образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например, «Ночь пришла –темноту привела», «Солнышко-ведрышко, обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят».

Особенностью детского фольклора является его гибкость применения: имя ребенка можно заменить не меняя рифмы: «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая». Дети начинают понимать эмоциональные состояния человека (смеется, плачет, радуется), его физические состояния (боль, голод, усталость и т.д.). Дети учатся ориентироваться в окружающем мире. Обогащение дошкольников новыми знаниями  и впечатлениями, создание у них бодрого и радостного настроения – это способствует развитию творческой активности.

Произведение детского фольклора:

1)    Побуждают заинтересованность детей.

2)    Помогают подвести к восприятию музыки и ее образного содержания.

3)    Учат коллективным действиям.

4)    Учат эмоционально откликаться на музыку.

5)    Помогают инсценировать игры, песни, стихи.

6)    Отрабатывают согласованность движений с характером и формой музыкальных произведений.

7)    Помогают эмоционально передавать  игровые образы.

8)    Учат детей изменять движения в соответствии с характером произведения (ритмичная ходьбы, перестраивание в шеренги, в колонны, в круг; притопы, хлопки, кружение, подскоки). В пении учат правильному дыханию, звукоподражанию, дикции – чистоте инсценирование.

Детский фольклор воспитывает устойчивый интерес к музыке, выдержку – развивает эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, быстроту реакции, активизирует внимание, учит петь – выразительно, напевно, мелодично – отчетливо произносить слова, петь с динамическими оттенками, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки.

На материале детского фольклора ребенок учится разнообразным выразительным движениям, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик и т.д. Движения сопровождаются яркой мимикой, жестами. Ребенок учится быть эмоциональным в речи и в показе движений.

Особое место в работе с детьми по освоению  в материале фольклора отводится место шутке, веселью, детской радости  (игры, дразнилки, шутливые диалоги).

Методика работы.

Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст – исполнять выразительно, ребенок повторяет движения взрослого, подражая ему. Необходимо и уметь выделять наиболее важные слова. В зависимости от образа менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз(низко говорит медведь, высоким голосом птичка и т.д.). Детский фольклор будит фантазию.

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества – актуальная, но трудно разрешимая задача. Народ, не помнящий своего прошлого, не будет иметь и будущего,  что мы можем сейчас наблюдать по событиям на Украине, где к власти пришли фашисты.

Детские колядки, заклички, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни должны занять не последнее место в музыкальном образовании будующего гражданина своей страны.

Не даром в них черпали вдохновение прославленные поэты и композиторы.

Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески развивает ее, учит детей видеть и переживать красоту. Фольклор дает ребенку познать действительность, историю, национальные обычаи своего народа, его черты характера.

Создатели народной музыки пели о нелегких условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда.

Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений – все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности натуре ребенка. Игра является фундаментальной ее основой . Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Народные игры передают обычаи и традиции национальной культуры. Игры должны доставлять удовольствие и радость, не быть нудной тренировкой, учебными заданиями. Без игры у ребенка нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенок в игре проявляет свои мысли, чувства и фантазии, самостоятельность, творческие способности.

В репертуаре музыкальных игр большое место занимают игры фольклорного характера. Знакомя ребенка с детства – мы даем ему представление о своем народе. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. И тут нам на помощь приходит детский фольклор, который лежит в методике «Слово и движение». Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обыгрываем вместе.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком, с его пальчиками и ручками.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, деревьям).

Приговорки – обращение к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучают детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые кратко, метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка или в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят людей.

Докучные сказочки – у которых нет конца и их можно обыгрывать.

Самые любимые игры для детей те, где нужно ловить друг друга. Они развивают ловкость, сообразительность («Кот и воробей», «Лиска-лиса», «Солнышко»).

Интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу» — дети принимают различные позы, не двигаются какие то мгновения).

Или игры на координацию движений («Корабль плывет»)

В игре каждый ребенок может самореализоваться. 

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление –  это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых  отношений между взрослым и ребенком. Взрослые должны активно использовать жесты, поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях, помогают установить контакт с ребенком.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, приговорок.

Какие движения дети выполняют?

1)Прежде всего это мелкая моторика – движения самомассажа, потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, сбрасывание ее себе на лицо. Поглаживание ладонью одной руки другой, потом наоборот. Поочередное смыкание всех пальцев с большим с надавливанием подушечек пальцев. Образное движение « кормим птиц» — массаж кончиков пальцев от мизинца к указательному пальцу, пожимая их о большой палец. Щелчки  каждым пальцем с большим – активизация работы кончиков пальцев. Потирание указательным пальцем одной руки указательного пальца другой-образное упражнение «строгаем». Постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

2) Шевеление пальчиков.

3) Поочередное пригибание пальцев к ладони, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.

4) Разведение пальцев и их сведение.

5) Хлопки – обычные, скользящие, сверху одна ладонь, а потом другая, хлопки ладонями, сложенными чашечками.

6) Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

7) Помахивание кистями сверху вниз.

8) Вращение кистей-кулачков – фонарики.

Движение всей рукой тоже разнообразны:

— мы рисуем солнце, показываем радугу, изображаем хлопком гром, вдвоем пилим дрова.

-строим домик,

-показываем тучи большие и маленькие.

Развитие мелкой моторики руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Главное требование в играх рукой – развивать как правую, так и левую руку.

Народное искусство является самым гениальным, самым высоким видом искусства – это то, что запечатлено народом, что народом сохранено и донесено через столетия до наших дней. Что же относится к детскому фольклору? Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова, движения. Ребенок , как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а затем самостоятельно ритмизированно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор ограниченно входит в повседневную жизнь малышей, стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя, играя с ребенком. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт, а затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.

Ласковый говорок прибауток, пестушек, закличек, приговорок, считалок вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения заботы, нежности, веры в его ум, силу, красоту.

Источник

Влияние русского  фольклора на развитие музыкальных способностей
                          детей  дошкольного возраста.
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. И мне не раз приходилось замечать, какое влияние имеет народный фольклор на музыкальное воспитание детей. Он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету, а также просто украшает проведение любого  праздника.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни является средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развития его эстетической и нравственной стороны, а также развития образного и ассоциативного мышления. А, как известно, именно  благодаря мышлению ребенок  может развить свои  музыкальные   и творческие способности, сформировать свою индивидуальность.
Психологи утверждают, что  вкусы детей в дошкольном  возрасте только еще формируются, они не являются стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит народную музыку, поет народные песни, играет и танцует под народную музыку, его слух постепенно  осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности. Они становятся  близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные  со знакомыми интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.
В этот период жизни ребенка и следует начать работу над развитием музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Было установлено, что в возрасте до пяти лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный вкус и музыкальная память ребенка. Яркими  примерами ранней музыкальной одаренности  могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший свои незаурядные способности уже в три года, Ф.Й.Гайдн – в четыре года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в пять лет.
В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Это работы Г.М.Науменко, Н.М.Гиляровой, А.М.Мехнецова, З.Кодай и др. И я  стараюсь применить в своей работе те знания, что черпаю из работ создателей разработок.
Многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, помогает понять ребенку, что хорошо и что плохо. Фольклор дает  детям самые главные и простые понятия о людях, о жизни вообще. Это и труд человека, это и взаимоотношения человека с природой, это и жизнь человека в коллективе.
Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Народное искусство помогает  усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.
Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения.  Он дает возможность в приятной и интересной  форме обучить детей тому или иному навыку. И дети с интересом воспринимают  образное содержание потешек, попевок, прибауток, песенок.  У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности . А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.
С рождения с помощью детского фольклора взрослый устанавливает контакт с ребенком: при помощи колыбельных песен, попевок, приговорок.
Детский музыкальный фольклор необычайно богат  и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
Народная  песня – самое эффективное средство музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания – вот что привлекает в народной песне.
Русская народная песня воспитывает эстетический вкус,  эмоциональную отзывчивость. Она способствует проявлению творческого начала.
Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся, они способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.
В народных песнях все продумано и предусмотрено, все идет от природы. Педагогу нужно помнить только о примарной зоне детей – это «ми», «фа», «соль» первой октавы.
В потешках  заложена динамика, которая вызывает у детей желание двигаться. Используя потешки, можно вызвать у детей ритмичный бег, движение галопом, подпрыгивание, перепрыгивание с ножки на ножку, расширение и сужение круга и многое другое. Все это способствует общему физическому развитию.
Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями и обычаями. Через танец передаются чувства, мысли и настроение человека. Все виды русских танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, которые в свою очередь делятся на несколько видов.
В хороводе связаны между собой пляска, песня и игра. Он объединяет большое количество участников. Обычно  его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню, что очень нравится детям.
Произведения детского фольклора лучше использовать комплексно. Например, перед игрой с пальчиками можно загадать про них загадку; для распределения ролей можно рассчитаться по считалке.
Игры с пением, хороводы раскрепощают детей, развивают фантазию, устойчивую интонацию в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры следует выбирать те, что близки и понятны детям. Фольклор обогащает игры новым содержанием. Включение  потешек, которые тесно связаны с народными песнями, делает игры более запоминающимися.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам могут прийти народные праздники и развлечения. Цель наша – сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребенка. Музыкальный фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки.
Какие же народные праздники мы отмечаем в детском саду?
Это «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки , Крещенские посиделки», «Проводы зимы», «Масленица». Можно взять и «Пасху».
Народные праздники всегда связаны с игрой.  А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. А ведь именно они, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны постараться сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, дети  наши должны быть участниками традиционных  на Руси праздников, играть в любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка-дошкольника.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся  веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, что немаловажно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки; становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И, конечно, взятое за основу музыкальное воспитание детей, сохраняющее положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей детей в детском саду, будет способствовать успешному развитию в будущем, поможет им стать  нравственными, творческими людьми, которые несут и хранят историю и духовность поколений.

Источник