Влияние музея на развитие ребенка

Влияние музея на развитие ребенка thumbnail

Цель комплекса образовательных мероприятий: использование музея как средства развития воображения детей подготовительной группы ДОО.

Так как музей — это сфера приобретения богатейший эмоциональных и интеллектуальных знаний, влияющих на личность ребёнка, возникают сопутствующие задачи:

Предлагаю в работу комплекс образовательных мероприятий, учитывающий индивидуальные предпочтения детей. Комплекс образовательных мероприятий построен с учётом возрастных особенностей детей, в тесной связи с программой дошкольного образовательного учреждения. Учитывая ФГОС ДО, построила комплекс образовательных мероприятий с учётом принципа культуросообразности, культуротворчества, самоценности дошкольного детства, поддержки инициативы и самостоятельности детей, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Знакомясь с музейными ценностями, расширяется и обогащается словарный запас детей, размышляя об увиденном, они учатся высказать все свои мысли и суждения, делиться своими впечатлениями в соответствии со своими склонностями и интересами, проявляют индивидуальность. Созданные в группах «Мини-музеи» позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты стали частью игр детей, взаимодействуя с интересными предметами дети придумывают им новые назначения, самостоятельно исследуя свойства предметов они открывают новый предметный мир. Работа по созданию выставок в группе детского сада и совместное посещение музеев сплачивает детей и родителей группы, даёт им почву для нового более увлекательного и познавательного общения.

Известно, что через продуктивную деятельность, творческие способности, настойчивость, художественный вкус, способность чувствовать другого и происходящее вокруг развивается воображение и фантазия. Поэтому каждое образовательное мероприятие завершается созданием какого-нибудь творческого продукта, такого как рассказ, рисунок или предмет.  Очень важно, чтобы воображение ребенка-дошкольника имело связь с его жизнью и являлось ее творческим отображением.

Сюрпризным моментом и помощником, в увлекательном путешествии по музеям, стал гжельский поросёнок, которого дети назвали НЮХ (так как он знает, где и что есть интересного, у него нюх, на прекрасное), от лица этого персонажа мы приглашаем детей в необычное путешествие – по миру музея.

Представим календарно-тематическое планирование нашего комплекса образовательных мероприятий.

Календарно-тематическое планирование комплекса образовательных мероприятий.

Дата

Тема

События музейной педагогики с детьми

Задания для детей и родителей

1неделя

Путешествие по музеям мира.

1.Просмотр презентации «музеи мира».

2.  Рассматривание буклетов музеев.

3. Игра-поиск «Найди в группе музейную вещь».

1. С родителями дома подготовить рассказ об одном музее на выбор, что интересного в нем есть.

2. Дидактическая игра «собери картинки».

2неделя

Экспонаты и выставки музеев.

1.Рассказы детей о том, что они узнали о музеях. Что им интересно, что хотели бы увидеть.

2.Рассказать и показать иллюстрации некоторых экспонатов и залов музев, обратить внимание на то, что в музеях есть свой порядок и правила.

1. Предложить детям создать музей в группе детского сада и для этого принести интересный предмет из дома, и составить небольшой рассказ об этом предмете.

2. Предложить для выставки нарисовать картину по собственной задумке, используя любые средства.

3неделя

Оформление выставок и картин.

1.Виртуальная экскурсия по залам Русского музея.

2. Беседа о влиянии пространства, цвета, света на восприятие образа и настроения.

Игра «Представь, что ты…»

(экскурсовод, посетитель, реставратор, художник, строитель и тд.).

2. Создание выставки в группе из принесённых из дома предметов.

4неделя

Путешествие в прошлое.

1.Рассматривание с детьми предметов старины.

2.Чтение народных пословиц, сказок, представление быта наших прапрабабушек.

1.Посещение музейного центра исторического воспитания «Моя страна-Россия».

  1. 2.Составление рассказа на тему «Как я попал в прошлое».

5неделя

Абстракция.

1.Рассматривание картин художников абстракционистов.

2.Придумывание названия понравившимся картинам, сравнение с оригинальным названием.

1.На листе бумаги капнуть краской кляксу. Предложите дорисовать и придумать из этой кляксы абстрактный образ.

6неделя

Мир природы глазами художника.

1.Рассматривание картин художников пейзажистов.

2. Чтение стихотворений о природе, какими языковыми красками поэты раскрашивают своё творчество.

1.Научить детей искусству, передавать в художественной деятельности красоту природы родного края и дальних стран.

2.Посещение музея Эрмитажа.

3.Рисуем с натуры природу.

7неделя

Отражение мира в работах скульптора.

1.Сформировать у детей представление о скульптуре, как об одном из жанров изобразительного искусства.

2.Рассмотреть скульптуры в мини музее группы.

1.Предлагаем детям превратиться в скульпторов и попробовать слепить из пластилина понравившуюся скульптуру сказочного героя.

2.Посещение детей с родителями Русского музея,и рассматривание скульптур в музее.

3.Подготовить рассказ о той скульптуре, которая понравилась.

8неделя

Портрет глазами художников.

1.Рассмотреть с детьми по несколько портретов знаменитых личностей, сравнить сходство и различие.

2. Раскрыть мир чувств и жизни людей, через портрет.

1. Игра представь себя натурщиком художника, прими позу как на картине.

2. Предложить детям пофантазировать, нарисовать портрет художника.

3.Посетить музей по желанию и найти ту картину, которая нравится и узнать про художника, который её написал.

4.Подготовить небольшой рассказ о художнике.

9неделя

Книжная графика.

1. «Мы любим рисовать!»

НОД по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством в книгах.

2.НОД А. С. Пушкин, почему музей назван его именем «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина»

12.Посещение библиотеки с детьми, как места сохранения книг.

13. Рисуем сказку по произведениям А.С. Пушкина.

Источник

              Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

 Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

 Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

 При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

 Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

— учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

— формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

— формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

— развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

— вызывать уважение к другим культурам;

— развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

Источник

Основатель музейной педагогики, директор Гамбургского художественного музея А.Лихтварк считал музей научно-педагогическим учреждением, ведущим отбор, хранение и экспонирование предметов искусства, изучение их роли и способов использования в образовательном процессе. Утверждая необходимость первостепенного развития эмоционального начала с опорой на жизненный опыт ребенка. А.Лихтварк большое внимание уделял восприятию изобразительного искусства. Избрав основной формой работы с детьми музейную экскурсию, педагог строил ее как диалог, считая при этом, что обсуждение должно представлять собой маленькую драму и походить на импровизацию, дающую участникам диалога возможность свободно обмениваться мнениями. Главной функцией музея при таком подходе становилась образовательно-воспитательная среда [1;43].

Дюпсюнский Музей космонавтики и авиации Якутии основан в 1974 году. Его основоположником является Иван Данилович Жирков.

Иван Данилович  с самого начала своей  учительской работы, начал вести кружок авиа- и ракетомоделирования. Тогда, в далекие 70-тые годы многие  ребята мечтали стать космонавтами и конструкторами, мечтали о полётах к другим планетам. И поэтому охотно занимались на технических кружках.

В начале создания музея в поисковую работу включились все классы под руководством классных руководителей. Они собирали книги, статьи, значки по космонавтике. Активную роль вели экскурсоводы и кружковцы. Собранные материалы сдавали в музей в День космонавтики. Собранные материалы комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-педагогическими и воспитательными задачами школы.

 С первых лет работы кружка кружковцы  стали занимать  первые места на республиканских соревнованиях юных ракетомоделистов. Затем стали участвовать на Всероссийских соревнованиях.

Помимо участия на технических конкурсах, члены музея участвуют в слетах, конференциях, проводимых в стране, поддерживают связь с другими музеями России, с ветеранами ракетной техники.[2;2-3].

Экскурсоводы приобщаются к научно-исследовательской работе. Создается условия для самостоятельной работы с литературой. Созданное, изученное и освоенное музейное пространство становится воспитательным, дополнительным, образовательным, информационным и является не только исследовательской площадкой, но и полем саморазвития и самореализации детей. Экскурсоводы включаются в исследовательскую, поисковую  работу, выступают с докладами, пишут рефераты и участвуют на научно-практических конференциях разного уровня.

Экскурсоводы и кружковцы 20 раз участвовали на Всесоюзных и Всероссийских слётах, конференциях, симпозиумах и академических чтениях, где выступали с докладами на различные темы.  Во время всех поездок кружковцы и экскурсоводы привозят в музей экспонаты – книги с автографами, значки, сувениры и т. д.

Экскурсоводы музея проводят экскурсии по музею для учащихся своей школы, гостей и жителей села, улуса, республики, собирают материалы, экспонаты для музея, проводят классные часы в школе, помогают учителям в использовании музейных экспонатов на уроках.

В кружке ребята занимаются изготовлением различных ракет и ракетопланов, действующих моделей космических кораблей и планетоходов будущего. Все это помогает и развитию технического творчества школьников, их конструкторских и изобретательских способностей. Музей стал не только местом досуга школьников, но и организатором их творческой самодеятельности.

Кружковцы участвовали во многих Всесоюзных, Всероссийских конкурсах, в Циолковских и Королевских чтениях, выставках ,слетах, конференциях, а также кружковцы представлены в энциклопедию «Одаренные дети России»

За 42 года работы музей имеет 305 выпускников. Из них 122 получили высшее образование, 97 – среднее специальное, 67 – начальную профессиональную подготовку. Два авиатора, 2 кандидата наук

По отзывам бывших экскурсоводов и кружковцев узнала, что у них развились   производственно-техническое, изобретательское, научное,  организаторское, философское, художественное, мифологическое, повседневно-бытовое, военно-техническое виды творчества.

Развились виды специальных способностей такие как учебные, творческие, умственные, специальные, математические, конструктивно-технические, художественно-изобразительные.

Результаты опроса экскурсоводов и кружковцев «Какое положительное влияние оказывает музей в развитии личности?». Опрошено всего 20 учащихся.

Анализ опроса учащихся по вопросу «Какое положительное влияние оказывает музей в развитии личности?» показал, что 90% опрошенных считают, что музей развивает такие качества как выносливость, терпение, 100% считают, что развивается техническое творчество, исследовательские способности, умение работать с литературой, контролирование и правильная  организация своего времени, коммуникативные способности. Все учащиеся ответили, что безусловно развиваются творческие, умственные способности, умение говорить, память, кругозор.

По результатам проведенной анкеты оценки профессиональной направленности личности. (американский психолог Джон Голланд). [3;75-79].Опрошено всего 20 учащихся.

 Из опросника видно, что у воспитанников музея развиты творческие, умственные, математические, конструктивно-технические способности. Поэтому при выборе будущей профессии большинство учащихся выбрали  реалистический тип направленности личности, составляет 90%. Затем интеллектуальный тип направленности – 60%. Занятно то, что опрошенные выбрали не только одну профессию. Большинство считают, что в наше время человеку лучше  владеть двумя-тремя профессиями.

Мониторинг показывает, что школьный Музей  космонавтики и авиации даёт учащимся- экскурсоводам и кружковцам приобретают опыта самостоятельного поиска необходимой научной информации, а также творческого мышления. Школьный музей  космонавтики и авиации       в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся по авиации и космонавтике. Многие кружковцы и учащиеся-экскурсоводы данной школы поступили в технические, экономические и авиационные учебные заведения и успешно работают по этим направлениям. Тем самым музей помогает многим школьникам в  выборе будущей профессии.

Школьный Музей  космонавтики и авиации имеет  производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое,  повседневно-бытовое и другие виды творчества. Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Имея опыт работы экскурсовода данного музея, автор данной статьи утверждает, что музей делает весомый вклад в развитии ребенка как личность. Те ребята, которые работали в музее, сейчас вспоминают музей,  вторым домом, в котором тебя  развивали, воспитали и любили.

Таким образом, школьный музей сопровождает учащихся-экскурсоводов и кружковцев успешной социализации и в достижении  в профессиональном и жизненном самоопределении. 

Источник

Марина Меньшикова
Важность посещения музеев дошкольниками

В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев: возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка,чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита,родителям стоит исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных».Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.

Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.

Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства,есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.

Главное, что открывается в музее –взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить: проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города,следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей.

Вот и наша группа посетила музей «Русская изба», «Возвращаясь к истокам».

Важность посещения музеев дошкольникамиВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенкаВлияние музея на развитие ребенка

Источник