Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка

В последнее время одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Но мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную познавательную идею, то сейчас тематика мультфильмов озадачивает. А телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.
Как влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка?
Сцена – агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».
Последствия просмотра сцены. Проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни.
Сцена – девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо.
Последствия просмотра сцены. Закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.
Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо, нецелесообразно и опасно.
Последствия просмотра сцены. Склонность к подражанию. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме.
Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.
Последствия просмотра сцены. Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.
Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
Последствия просмотра сцены. Негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость.
Использование несимпатичных, а порой даже уродливых героев. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. Часто встречается, что все персонажи ужасны, уродливы и страшны вне зависимости от их роли.
Последствия просмотра сцены. У ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев.
Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным.
Последствия просмотра сцены. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.
Безопасно ли смотреть современные мультфильмы с точки зрения сохранения психологического здоровья?
Исследования показали, что:
•быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу;
•яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей;
•анализ рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства, способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:
а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;
б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
г) показ крупным планом лица мультипликационного героя является особо действенным фактором гипнотизации потому, что смотря на человеческое лицо маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране;
д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением – этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле и кинофильмах;
е) прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребенка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения;
ж) видеокомпьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов;
з) определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека: следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти, а после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации;
и) телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребенка последствия.
Следует задуматься, если взрослый человек не в состоянии противостоять влиянию СМИ, то какую же опасность эта информация оказывает на детей. Дети открыто верят тому, что видят по телевизору, особенно дошкольники, ведь они верят в сказки. Мультфильмы, где кот издевается над мышкой, люди-роботы захватывают Землю; реклама алкогольных напитков и табачных изделий – все это пагубно влияет на формирующуюся личность. В фильмах часто используется ненормативная лексика, развратные сцены в любое время суток. Мозг при многократном повторении информации привыкает к ней.
Получается, что часто телевизор становится первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей. Поэтому к выбору телепередач и мультфильмов надо подходить крайне осторожно:
– выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны;
— заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах;
– при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка;
– каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел;
– необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю;
– следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд;
– не позволять детям смотреть телевизор в плохо освещенной комнате и с близкого расстояния;
– не разрешать смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.
Мультфильмы могут быть нашим союзником и активным помощником, а могут превратиться в неотвратимое зло, которое мы сами пустили в свой дом. Никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается. Необходимо помнить об этом!
По материалам: www.maam.ru
Рекомендуем всем родителям ознакомиться со списком хороших мультфильмов для детей разных возрастов и брошюрой “Детство под угрозой: вредные мультфильмы”.
Источник
Мультфильм — интересный и доступный способ объяснить ребенку сложные вопросы, продемонстрировать различные жизненные ситуации в понятной для карапуза форме и подсказать, как нужно себя вести. Но все ли мультики одинаково полезны для формирующейся детской психики? В каком возрасте можно предложить ребенку те или иные мультипликационные сказки? Как подобрать подходящие по возрасту мультфильмы? Давайте попробуем разобраться с этими и другими вопросами, связанными с просмотром мультипликационной продукции ребенком.
Каково влияние мультфильмов на психику детей?
Появляясь на этот свет, малыш ничего не знает о себе и окружающем мире. Взрослея, совершенствуя свои физические и умственные способности, получая опыт, кроха учится принимать, воспринимать и выбирать правильные действия. Все это возможно, благодаря постепенному развитию нервной системы, психики ребенка. Любая информация, поступающая в головной мозг ребенка, обрабатывается в нем и преобразуется в знание об увиденном, услышанном. Зрение и слух — самые простые каналы для обучения, которыми могут воспользоваться родители. Одним из способов донесения информации через зрение и слух являются мультфильмы.
Основная цель качественного мультфильма — воспитание и обучение. Если мультфильм соответствует своей цели, обучение и воспитание, то видя, как главный герой на протяжении фильма обучается, меняется в лучшую сторону, противостоит множеству испытаний, маленький человек познает такие сложные понятия как “добро”, “зло”, “милосердие”, “смелость”, “выдержка” и т. д.
Малыш ассоциирует себя с героем, переживает вместе с ним все неприятности, сложности. Через эти переживания карапуз формирует шаблоны действий, познает варианты эмоциональных реакций на различные события, начинает анализировать, как можно решать разные проблемы и вопросы.
Этот положительный эффект достигается только при условии, что предложенный мультик подходит малышу по возрасту, отражает его умственные потребности, не содержит технологий, препятствующих правильному восприятию. Кроме возраста и контроля за предлагаемой продукцией, негативное влияние на детей имеет длительный просмотр мультипликации. Давайте подробнее рассмотрим, какие мультики не стоит смотреть малышу и почему нужно ограничивать время просмотра.
Почему нужно контролировать количество времени, проведенного за просмотром мультфильма?
Этот вопрос волнует многих мам, ведь так просто освободить время на бытовые задачи, просто включив ребенку интересные ему мультики. Но, стоит помнить, что длительный просмотр мультипликационной продукции негативно влияет на:
- Зрение. Во время просмотра малыш фокусирует взгляд в определенном положении и проводит так длительное время. Мышцы, контролирующие глазное яблоко, устают, слизистая пересыхает — это отрицательно влияет на зрение;
- Нервную систему. Чтобы понять суть мультфильма, малышу нужно сконцентрироваться на событиях, усиленно думать и воспринимать. Длительный просмотр отнимает у ребенка много сил, заставляет усиленно работать нервную систему, что приводит к ее возбуждению. От усталости, переизбытка эмоций карапуз может хуже спать, есть, проявлять негативные эмоции (агрессию, истерику, плач без причины);
- Физическое и умственное развитие. Ребенку необходимо очень много двигаться и изучать окружающий мир в реальности. Знания, приходящие с экрана — хорошо, но они не могут заменить опыт, полученный от взаимодействия с настоящими предметами, людьми.
Зачем контролировать качество мультфильма?
С появлением маркировок на мультипликационной продукции о минимальной возрастной категории для просмотра, многие взрослые реже стали обращать внимание на качество самих мультфильмов. Это неверная позиция. Комиссии, выставляющие возрастные критерии, оценивают мультики на наличие в них недопустимых ситуаций и действий, противоречащих законам и морали. Психологическую и педагогическую оценку мультикам комиссия не дает. Да, герои мультфильма не будут откровенно говорить о запрещенных вещах, не будут проявлять сильную агрессию или ругаться матом, но вполне могут показывать поведение, не соответствующее вашим моральным установкам.
Яркий пример — нашумевший мультфильм “Маша и медведь”, доступный к просмотру с маркировкой “0+”. Главная героиня очень нравится детям, вызывает восторг своим неоднозначным поведением. Многие ее поступки откровенно шокируют взрослых, заставляя жалеть медведя. Но эти чувства возникают только у взрослых, дети еще не способны полностью осознать последствия большинства действий героини и с радостью за ней повторяют. Этот мультик желательно предлагать к просмотру детям не раньше 5-ти лет с обязательным обсуждением поступков героини.
Несоответствие мультфильма возрасту и знаниям ребенка могут спровоцировать негативные последствия:
- Необоснованные страхи. Знакомство ребенка с жизнью, разными ее сторонами должно происходить постепенно, с оглядкой на умственное и психическое развитие крохи. Некоторые сюжеты, доступные детям постарше, могут произвести сильное психологическое впечатление, вызвать страх, тревогу, беспокойство. Особенно это касается детей ясельного и дошкольного возраста. Детям до 6-ти лет не стоит показывать картины, в которых герой умирает, испытывает очень сильные эмоциональные страдания, вызванные неприятием в обществе, внешним видом героя;
- Изменения в поведении. Малыш с удовольствием копирует поведение понравившегося ему героя, стремится подражать и повторять за ним самые яркие поступки. Если мультик не предоставляет четкого разграничения между добром и злом, не имеет единой морали, то высока вероятность, что малышу понравится отрицательный персонаж, ведь его поведение необычно;
- Неверное толкование морали, получение неправильных знаний о проблеме. Если вы не контролируете качество мультика, при этом не смотрите его с малышом, то вам будет сложно понять вопросы, с которыми кроха обратится после просмотра. В итоге у ребенка может сложиться неправильное понимание основной идеи мультика.
- Зависимость от мультиков. Это проблема современного общества. Некоторые современные мультипликаторы откладывают основную цель: воспитание и обучение на второй план, стремятся, в первую очередь, увеличить свои продажи. Ими используются техники, при помощи которых, дети быстро увлекаются мультиком, бурно реагируют на попытку взрослого прекратить просмотр.
Давайте подробнее рассмотрим, как предупредить зависимость от мультфильмов, вовремя отсеивая нежелательные картины.
Признаки “нежелательных” мультиков
Создатели некоторых фильмов и мультсериалов имеют цель — не научение и воспитание, а прибыль. Для увеличения количества просмотров и популяризации сопутствующих товаров (игрушки, майки, рюкзаки и т. д.) авторы используют:
- Неравномерный звуковой ряд (простая, постоянно повторяющаяся мелодия). Если во время предварительного просмотра вы заметили, что на протяжении всего фильма фоном или в качестве озвучивания действия звучит одна и та же мелодия, легко запоминающаяся, то следует внимательно присмотреться к качеству продукта. Длительное прослушивание одного и того же мотива с часто изменяющейся громкостью возбуждает нервную систему, снижает восприятие ребенка. В итоге малыш не может хорошо думать над происходящим, анализировать поступки героев;
- Чрезмерно яркая картинка, частая смена ракурса героя, множество мелких бросающихся в глаза деталей, которые часто меняются. Дети познают окружающий мир глазами. Яркая, часто сменяемая картинка увлекает ребенка, поглощает его сознание, приводит к тому, что малыш реже моргает. В результате, глазки пересушиваются, портится зрение;
- Главный герой часто показывается крупным планом, делается акцент на его мимике. Мультики с таким элементом особенно опасны для детей дошкольного возраста. Видя лицо главного героя, даже отрицательного, так близко, малыш проникается к нему симпатией, начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии, кроха будет пытаться в жизни повторить действия понравившегося персонажа;
- Незаконченность сюжета. Множество современных мультсериалов сделаны так, что каждая серия не имеет логического финала, заканчивается в самый эмоциональный момент. Психика малыша нуждается в получении информации о том, что будет дальше и кроха начинает требовать посмотреть следующую серию. Любой мультик должен иметь окончание, мораль;
- Содержание действий или ситуаций, имеющих противоречивый смысл. Для правильного понимания сюжета, добро и зло в мультике должны иметь четкие границы. В некоторых современных мультиках сложно понять, кто является положительным, а кто отрицательным героем. Если это сложно сделать взрослому, то ребенку точно не по силам.
Прежде чем знакомить ребенка с новым мультфильмом старайтесь сами познакомиться с сюжетом и стилем исполнения.
Ограничить ребенка в просмотре популярных мультиков полностью не удастся, особенно школьника. Чтобы контролировать формирование правильного восприятия популярных мультиков, старайтесь смотреть их вместе с ребенком. По ходу развития сюжета, обсуждайте с ним поведение героев, акцентируйте внимание на положительных и отрицательных качествах персонажей.
Когда можно начинать показывать мультфильмы малышу?
Вопрос возраста начала просмотра мультиков каждый родитель должен принимать самостоятельно. Четких предписаний по этому поводу не существует. Но есть рекомендации психологов по возрасту начала изучения мира при помощи электронных носителей.
Так, по мнению большинства психологов, детям до 1,5 лет предлагать к просмотру мультики не рекомендуется. Этот запрет связан с формированием звуко-зрительного восприятия. Шум и яркая картинка привлекают карапуза, он с удовольствием наблюдает за меняющимися кадрами на экране, но не может их воспринять. Это возбуждает нервную систему, негативно сказывается на зрении. Даже, если малыш не смотрит на экран, лишний шум мешает процессу формирования слуха, снижает четкость воспринимаемой звуковой информации.
С 1,5 до 2 лет детей можно начинать ознакамливать с роликами длительностью до 30-ти секунд. Обычно это специальные разработки, относящиеся к методике Домана. Они состоят из картинок, которые не двигаются, изображают предметы или животных. Фонового звука нет, только голос.
С 2 до 3 лет можно предложить посмотреть 1 мультик в день, длительностью не более 3-х минут. Сюжет мультфильма должен быть знаком ребенку, отражать действия, которые он выполнял или видел. Герои должны быть реалистичные. Возможно тихое музыкальное сопровождение.
В 3 года крохе можно предложить познакомиться с мультфильмами, рассказывающими о простых, но важных вещах: правилах поведения, окружающем мире, коммуникации с детками в садике.
Польза от мультфильмов до 3-х лет не доказана, поэтому просмотр следует ограничить 5 минутами в день. В этот период идет активное формирование физических и умственных способностей, поэтому рекомендуется наполнить жизнь ребенка реальными играми, хорошей физической нагрузкой.
После трех лет мультфильм можно использовать как обучающий материал. Например, если вам предстоит посетить врача и сделать прививку, можно предложить карапузу посмотреть советский мультфильм про бегемота, который боялся их делать.
Если малыш озадачил вас своим вопросом о взаимоотношениях со сверстниками, о разнице между добром и злом и т. д. можно попробовать поискать соответствующий мультфильм.
С 4-5 лет хорошо ввести в привычку совместный просмотр полнометражных мультфильмов. Такое совместное времяпровождение хорошо влияет на отношения между родителями и ребенком, позволяют обсуждать сложные вопросы после просмотра.
Обязательно помните, что предложенная ребенку история должна быть понятна ребенку, главный герой на протяжении мультика должен изменяться, становиться лучше.
Как выбрать мультфильм для ребенка?
Чтобы подобрать мультфильм для просмотра, следует предварительно его оценить. После просмотра вами картины, вы должны четко почувствовать, что этот мультик:
- Добрый;
- Поучающий;
- Логичный. Сюжет развивается постепенно, доходит до кульминации и имеет финал, подчеркивающий мораль всей истории;
- Подходящий по возрасту и развитию вашему ребенку. В сюжете присутствуют ситуации, с которыми малыш сталкивался в жизни или книгах, вы можете пояснить ему каждое действие героя;
- Не противоречит вашим моральным принципам, убеждениям;
- Не содержит психического или физического насилия. Даже безобидные шлепки, подзатыльники недопустимы в мультиках для детей до 7-ми лет.
Если после предварительного просмотра мультик полностью подходит, то можно предложить его малышу для просмотра. Выберите подходящее время, желательно, чтобы малыш был бодр, сыт и готов к изучению нового. В зависимости от возраста малыша, следует следить за временем, которое кроха тратит на мультфильмы.
Сколько времени можно проводить ребенку перед телевизором?
Детям до 3-х лет разрешено смотреть мультики не более 5 минут в день.
От 3 до 4 лет можно предложить около 10 минут в день.
Малыши от 4 до 6 лет смотрят мультфильмы до 20 минут в день.
Младшим школьникам допускается самостоятельный просмотр мультфильма в течение 30 минут в день. Полнометражные мультфильмы вместе с родителями смотрятся в течение 1,5 часа с двумя перерывами для обсуждения сюжета.
Дети старше 10-ти лет могут самостоятельно посмотреть 1 полнометражный мультфильм в день.
Что еще нужно помнить
- Мультики нужно смотреть в хорошо освещенной комнате;
- Ребенок должен находиться на расстоянии более 3-х метров от экрана;
- Во время просмотра карапуз должен сидеть на стуле, сохраняя осанку;
- Смотреть мультик лежа не рекомендуется;
- Не нужно жевать или пить;
- До начала просмотра объясните крохе, что после окончания мультика телевизор или компьютер выключается, чтобы он не просил еще один фильм.
Мультик — хороший воспитательный и обучающий инструмент в распоряжении родителей. Если правильно им пользоваться, то можно получить очень хороший результат, развить ребенка и выработать в нем правильные моральные установки. Старайтесь контролировать контент, предлагаемый ребенку, обсуждать увиденное. Психика детей очень хрупкая и легко поддается влиянию.
Источник