Влияние мяча на развитие ребенка
Сабина Мирзоева
Влияние игр с мячом на психофизическое развитие детей дошкольного возраста
«ВЛИЯНИЕ ИГР С МЯЧОМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мирзоева С. М.
ГБДОУ детский сад №80
Московского района
Санкт-Петербурга
«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Актуальность темы определяется тем, что развитие психофизических качеств, одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.
Ни одно, из основных физических качеств, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой.
Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике, на мой взгяд, мячу уделяется недостаточное внимание.
В своей статье я не буду описывать все множество игр с мячом, а лишь попробую раскрыть его огромную роль в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.
Так же не стоит забывать, что психофизические качества имеют определенную физиологическую, даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника.
Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже — в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч — предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствует разгрузке нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.
Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Совместное выполнение движений – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детейк универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Игры должны подбираться с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них необходимо использовать лишь те элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Не стоит рассматривать мяч только как средство для развития физических качеств – лoвкости, меткости, силы, координации. Возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.
Источник
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Сначала его плели из травы, тростника, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, скручивали из тряпок, шили из кожи, набивая травой, опилками и даже вырезали из дерева.
Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.
Поражает разнообразие игр и упражнений с
мячом у народов мира.
В Древней Индии( III — II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» ( с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве.
В древнеегипетских гробницах(3500 г. до н.э.) был найден мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой. Изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. такими мячами играли дети фараонов и их подданных.
Распространены игры и упражнения с мячом были и в Древней Греции, и в Древнем Риме (III — II тыс до н.э.). Мячи шили из кожи и наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. назначались эти упражнения врачами и выполнять их нужно было в строгой последовательности, придерживаясь определенных правил
Среди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как «же — де — пом» во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и «суль» — прообраз футбола, зародившегося в Англии (IХ век)
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали.
В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и
мягким, а по своей упругости не уступал резиновому.
Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.
Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже — в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч — предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. С 6 лет дети уже осознанно сравнивают и обсуждают свойства мячей, делятся своим опытом и умением
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют
развитию глазомера, координации, ловкости, ритмич
ности, согласованности движений.
Игры с мячом развивают быстроту, прыгучесть, силу, смекалку, способствуют общей двигательной активности.
Можно сказать, что игры с мячом — специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке, тем самым совершенствуются навыки большинства основных видов движений.
Упражнения с мячами различного объема развиваюткрупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Развивается мышечная сила, усиливается работа важнейших органов: сердца и легких
Действуя с мячом в постоянно изменяющейся обста
новке, у ребенка развивается наблюдательность,
концентрация внимания, формируется умение нахо
дить быстрые, но разумные и твердые решения, что
способствует развитию самостоятельности и волевой активно сти.
Таким образом, игры и упражнения с мячом оказывают положительное влияние на психофизическое развитие ребенка: развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально — волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей.
МЯЧ — прообраз мироздания
МЯЧ — предмет для великого многообразия действий
МЯЧ — предмет наблюдения и экспериментирования
МЯЧ — средство общения
Свечки — подбросить мяч вверх, сначала невысоко и поймать его. Во второй раз подбросить выше, в третий — еще выше.
Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.
Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.
Хватки — поднять руки с мячом вверх, выпустить его и поймать на
лету.
Вертушки — перевертыши —положить мяч на ладонь,
слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.
Первыши — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.
Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.
В ладоши —ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и пой мать мяч
Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч
ударить ладонями так, чтобы он опять ударился о стену, после чего пой
мать.
Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову на
зад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.
Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой,подбросить левой и поймать левой (свободная рука за спиной)
Ручки — опереться левой (правой) рукой о стену, правой (левой) рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.
Через ножки — упереться левой (правой) ногой о стену, из —
под нее ударить о пол (о стену) мячом и поймать двумя руками.
По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и
поймать мяч от стены.
Нитки наматывать — ударит мячом о стену, быстро сделать движения руками, будто наматываешь нитки и поймать мяч.
С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска — «обуться» и т.д.
Упражнения «Попугайчики» с теннисным мячом.
Подбросить мячик вверх и , когда он упадет и отскочит от земли, — пой-
мать
Невысоко подбросить мяч и поймать.
Подбросить мяч вдвое выше и поймать. последний раз подбросить мяч как можно выше и поймать.
Взять мячик в правую (левую) руку, отпустить вниз, и тут же поймать на лету.
Мячик кладется на ладонь, слегка подбрасывается вверх, ловится тыльной стороной ладони, снова подбрасывается и ловится одной или двумя руками.
Рука с мячиком заводится за спину, делается бросок из-за спины. и мячик ловится спереди одной или двумя руками.
Подбросить мячик вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать мячик. С каждым броском увеличивается число хлопков (до 5)
Каждый игрок упражняется до тех пор, пока не ошибется или не уронит мяч. После этого ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закончит «обязательную» программу.
Играйте, на здоровье!
Игры с мячом для развития мелкой
моторики.
Мячик сильно посжимаю сжимать мячик правой, затем левой рукой
И ладошку поменяю.
Здравствуй, мой любимый мячик! удерживать мячик большим и указательным
Скажет утром каждый пальчик, пальцем правой р., затем большим и средним и т.д
Крепко мячик обнимает крепко сжать мяч большим и указательным
Никуда не выпускает пальцем правой руки
Только брату отдает передать в соответствующие пальцы левой руки
Брат у брата мяч берет
Два козленка мяч бодали удерживать мячик указательными пальцами обеих
и другим козлятам дали рук, затем средними и т.д.
По столу круги катаю Танцевать умеет танец
Из-под рук не выпускаю. На мяче мой каждый палец
Взад-вперед его качу Мячик мой не отдыхает
Вправо-влево — как хочу Между пальцами гуляет
Источник
Влияние упражнений с мячом
на физическое развитие и здоровье ребенка
Александрова Наталья Леонидовна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ детского сада № 88 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе. Для того чтобы жизнь была успешной, человек, прежде всего, должен быть здоров.
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Если тридцать лет назад рождалось 25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных увеличилось в три раза. Заболеваемость новорожденных возросла в два раза.
Рождение здорового ребенка стало редкостью. В связи с этим все более значимой становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей.
Контингент воспитанников в дошкольных учреждениях в последнее время изменился, стало появляться все больше детей «группы риска». Появляются дети с расстройствами речи, задержками психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых называют детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительному направлению в развитии детей уделяется непосредственное внимание, которое включает различные виды гимнастик, массаж, занятие физической культурой, подвижные игры.Для развития организма ребенка и его двигательной деятельности большую роль играют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем дошкольном учреждении наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где упражнения подбираются в определенной последовательности, а после их освоения даются с усложнением.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают упражнения с мячом. Бросание, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. Они укрепляют мышцы спины и способствуют выработке хорошей осанки, увеличивают кровообращение.
Упражнения с мячом включены в занятия с младшей группы. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, ловли, передачи (перебрасывании мяча друг другу) и забрасывание мяча в корзину. Так же мы используем мяч в различных эстафетах, в разминке под музыкальное сопровождение, в подвижных играх в спортивном зале и на улице.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умение схватить, удержать, бросить предмет, приучают согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.
Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе таких игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но так же в ходьбе, беге, прыжках, с поворотами, с приседанием, с хлопками.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств детей. Необходимость принимать быстрые разумные решения в игреспособствует воспитанию уверенности и решительности.
Также в нашем дошкольном учреждениимы используем большие мячи для занятий фитболгимнастикой. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, корректировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных приспособлений. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях, под музыкальное сопровождение, также мячи используются для эстафет.
Занятия фитболом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, развивают равновесие, улучшая работу вестибулярного аппарата, снимают агрессию, избавляют от мышечного напряжения, способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, тренируют мышцы тазового дна, вызывают удовольствие.Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой занимающихся. Это практически единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.Дети меньше болеют, у них появляется чувство радости, хорошего настроения. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам.
Для современных детей, у которых нет «дворового игрового детства», владение мячом бывает крайне затруднительно и поэтому необходима специальная методика обучения навыкам владения мячом и элементам спортивных игр в условиях дошкольного учреждения. Для детей «группы риска» освоение мяча имеет огромное психокоррекционное значение, поскольку эти дети в той или иной степени отстают в ловкости, скорости, выносливости от своих сверстников. Зрительно-моторная координация, внимание, контроль и регуляция своих действий требуют дополнительных коррекционных технологий развития.
Список литературы:
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: пути оптимизации: матер. Всероссийского совещания. – М.: ГНОМ и Д. 2002 – 320 с.
2. Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПБ.: Балтик-пресс, 2012 – 214 с.
3. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б.
Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР / Под ред. Т.С. Овчинниковой. – СПБ.: КАРО, 2010 – 248 с.
Приложение 1
Контакты: 8-909-581-57-65
Е-mail: Natasha_73_73@mail.ru
Источник