Влияние микросреды на развитие ребенка
Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.
Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.
п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.
Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004
Источник
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психиатры.
Психиатры утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний и психастении. Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся I класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их. любознательность.
«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей дошкольного возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности дошкольника? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной[138], была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.
Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое место в ней занимает мать. Ей как «самому любимому человеку» отдают предпочтение дети всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в беседах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % детей[139].
«Она очень красивая и добрая такая» (Виталик); «Моя мама медсестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел. Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).
В числе «самых любимых» у дошкольников и отец (в беседах — 23 %, в рисунках — 18 %).
«Папа водит меня в детский сад, а вечером читает нам сказки, катает на санках» (Лена); «Люблю папу. Он меня брал с собой на рыбалку и на лодке катает» (Игорь); «Папу люблю. Он мне всегда показывает, как рисовать или строить. И на лыжах с нами ходит, и на каток. Маме все некогда» (Коля).
Обращает на себя внимание частое указание дошкольниками на брата и сестру как на самых любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, нежели образ отца,— 22 %). Среди самых любимых дошкольники называют и рисуют также бабушку и дедушку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых.
«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира), «Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Лариса) ; «Бабушка не ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя Лена: когда мамы нет, она со мной играет» (Тома).
Проявляются некоторые половые различия в отношении дошкольников к членам семьи: например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей своего пола — отца, брата, дедушку.
Взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю — быть главным помощником в этом нелёгком процессе.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Информация, размещенная на сайте,
предназначается служить дополнением,
а не заменой отношениям между пациентом
и его врачом.
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как
правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека.
Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени
тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его
зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия
такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей,
приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором
поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств
личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса
занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях
строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор
для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства)
и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние
ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах
отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского
(1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся
и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог
Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся
1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость,
пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило,
неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая
и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей
стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем
воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно
было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к
хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание
и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности.
Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности
отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали
формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные
отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости
от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей,
их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на
«Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна
тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение,
стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых
в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется
большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем
руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость
собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения
правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста
«авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических
» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию
к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали
больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние
особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция
полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные
условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная
семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический
стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким,
а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем
медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности,
и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень
интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявление)
заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования
морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались
благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок,
рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается
ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных
под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между
числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение
проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость,
организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании
ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей
степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям,
но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере
владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной
степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него
сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность,
чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании
поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен
или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками,
и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях
радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях
детей.
Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое
место в ней занимает мать. Ей, как «самому любимому человеку», отдают
предпочтение дети всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в бесе-
дах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % детей1: «Она очень красивая и добрая
такая» (Виталик); «Моя мама медсестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел.
Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит
обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).
В числе «самых любимых» у детей и отец (в беседах — 23 %, в рисунках — 18 %).
Обращает на себя внимание частое указание детьми на брата и сестру как на самых
любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, нежели
образ отца, — 22 %). Среди самых любимых дети называют и рисуют также
бабушку и дедушку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых:
«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира),
«Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Лариса); «Бабушка не
ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя
Лена: когда мамы нет, она со мной играет» (Тома).
Проявляются некоторые тендерные различия в отношении детей к членам семьи:
например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей
своего пола — отца, брата, дедушку.
Взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной
семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю
— быть главным помощником в этом нелегком процессе.
Источник