Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка thumbnail

Развитие мелкой моторики

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма

.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности

.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Источник

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Читайте также:  Народная игрушка в развитии ребенка

Доклад на тему:

«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Подготовил материал:

педагог дополнительного образования Митина О.Н. детское объединение «Золотая бусинка»

Липецк-2016

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В.А.Сухомлинский)

Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки — видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.

Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:

1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.  
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности — это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Занятия бисероплетением привлекательно для детей. Начинать, конечно, лучше с самого простого. Начальным этапом является плетение на проволоке. Эта работа может быть доступна для детей, начиная с четырёхлетнего возраста. Базовые умения — поочередное нанизывание бисера двух цветов на проволоку. В последующем можно предложить ребенку плести более сложные маленькие фигурки, используя разные виды проволочного бисероплетения. (Приложение №1)

Читайте также:  Развитие и его критерии по отношению к ребенку

Развитие мелкой моторики у учащихся в детском объединении «Золотая бусинка»

Развитие мелкой моторики рук является одной из задач общеразвивающей программы «Бисерное рукоделие».

С цель исследования динамики развития мелкой моторики рук учащегося в процессе бисероплетения в течение учебного года в детском объединении проводится диагностика.

(Приложение№2)

Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающая среда — идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка.

Приложение №1

Выполнение маленьких игрушек с помощью бисера и проволоки в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_m14e946e4.jpghello_html_1eccb8c8.jpg

Выполнение творческого проекта «Подводный мир» Выполнение пасхального сувенира для мамы в группе первого года обучения (младший школьный возраст) в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_2e6fec50.jpg hello_html_3a1f8403.jpg

Изготовление «Божьей коровки» из бисера и проволоки. Совместная работа ребят дошкольного возраста и их родителей в центре раннего развития «Изумрудный город».

Приложение №2

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук учащихся и качества освоения материала по бисероплетению в группе первого года обучения в детском объединении «Золотая бусинка»

итого

1

5

5

5

5

5

4

5

5

5

4

5

2

5

5

4

5

5

5

4

5

5

5

5

3

5

3

4

4

4

3

5

4

4

4

4

4

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

5

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

7

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

4

8

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

9

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

10

4

4

4

4

5

5

4

4

4

4

4

11

5

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

12

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Уровень развития:

1-очень низкий

2-низкий

3-средний

4-выше среднего

5-высокий

3/3=25%

4/3=25%

5/6=50%

3/4= 25%

4/2=15%

5/6=50%

3/1=10%

4/7=65%

5/4=35%

3/3=25%

4/4=33,5%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/4= 33,6%

4/2=16,6 %

5/6= 49,8%

3/3= 24,9%

4/5= 41,5%

5/4= 33,6%

3/1= 8,7%

4/6=49,8 %

5/5= 41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/5=41,5%

5/4=33,6%

3/3=24,9%

4/5=41,5% 5/4=33,6%

3=21,25%

4=44,6%

5=34,15%

3=27,7%

4=41,7%

5=30,6%

Таблица результатов диагностики:

Уровень развития

«1»

очень низкий

«2»

низкий

«3»

средний

«4»

выше среднего

«5»

высокий

Мелкой моторики рук

0%

0%

21,25%

44,6%

34,15%

Уровень усвоения изучаемого материала

0%

0%

27,7%

41,7%

30,6%

Анализ результатов диагностики:

Цель диагностики. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и усвоения изучаемого материала в процессе бисероплетения

Срок диагностики: декабрь 2015 года

В диагностике принимало участие: 12 детей

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

— беседа, игра

— объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод

— самостоятельная работа учащихся

— творческие выставки учащихся

Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:

По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:

Низкий уровень — 0%

Средний уровень – 21,25% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук)

Выше среднего – 44,6% (И.Ф. детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)

Высокий уровень- 34,15% (И.Ф. детей,хорошовладеют навыками и умениями работы с инструментами и материалом)

По критериям качества освоения изучаемого материала по бисероплетению

Низкий уровень-0%

Средний уровень – 27,7% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям качества усвоения материала (И.Ф. детей, из-за индивидуальных особенностей ребёнка, И.Ф. детей, из- за пропусков детского объединения по болезни)

Выше среднего – 41,7% (И.Ф.детей, имеют затруднения в работе при использовании различных видов проволочного бисероплетения)

Высокий уровень- 30,6 % (И.Ф. детей, хорошо освоили технику проволочного бисероплетения,самостоятельно выполняют работу согласно схемам плетения)

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка скачать бесплатно

Вывод.

В группе первого года обучения уровень развития мелкой моторики рук и освоения изучаемого материала по бисероплетению составил выше среднего.

Приложение №3

с воображением

с речью мелкая моторика

взаимодействует со зрительной и двигательной

памятью

с вниманием с координацией

с мышлением с наблюдательностью

Информационные ресурсы:

1.Бердыхова Я. «Мама, папа занимайтесь со мной» — Ярославль, 2002г.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» — М.: Просвещение,1991г.

3.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» — М.: Просвещение, 2000г.

4.ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» — М.: Просвещение, 2005г.

5.Евдокимова Е. С. Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» — М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

6.Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» — М.: Мозаика-Синтез ,2005г.

7.Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб.,2000г.

8. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.

Интернет-ресурсы:

Источник: https://freeref.ru/wievjob.php?id=925403 Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/

Источник

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник