Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка thumbnail

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Доклад на тему:

«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Подготовил материал:

педагог дополнительного образования Митина О.Н. детское объединение «Золотая бусинка»

Липецк-2016

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В.А.Сухомлинский)

Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки — видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.

Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:

1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.  
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности — это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Занятия бисероплетением привлекательно для детей. Начинать, конечно, лучше с самого простого. Начальным этапом является плетение на проволоке. Эта работа может быть доступна для детей, начиная с четырёхлетнего возраста. Базовые умения — поочередное нанизывание бисера двух цветов на проволоку. В последующем можно предложить ребенку плести более сложные маленькие фигурки, используя разные виды проволочного бисероплетения. (Приложение №1)

Развитие мелкой моторики у учащихся в детском объединении «Золотая бусинка»

Развитие мелкой моторики рук является одной из задач общеразвивающей программы «Бисерное рукоделие».

С цель исследования динамики развития мелкой моторики рук учащегося в процессе бисероплетения в течение учебного года в детском объединении проводится диагностика.

(Приложение№2)

Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающая среда — идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка.

Приложение №1

Выполнение маленьких игрушек с помощью бисера и проволоки в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_m14e946e4.jpghello_html_1eccb8c8.jpg

Выполнение творческого проекта «Подводный мир» Выполнение пасхального сувенира для мамы в группе первого года обучения (младший школьный возраст) в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_2e6fec50.jpg hello_html_3a1f8403.jpg

Изготовление «Божьей коровки» из бисера и проволоки. Совместная работа ребят дошкольного возраста и их родителей в центре раннего развития «Изумрудный город».

Приложение №2

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук учащихся и качества освоения материала по бисероплетению в группе первого года обучения в детском объединении «Золотая бусинка»

итого

1

5

5

5

5

5

4

5

5

5

4

5

2

5

5

4

5

5

5

4

5

5

5

5

3

5

3

4

4

4

3

5

4

4

4

4

4

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

5

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

7

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

4

8

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

9

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

10

4

4

4

4

5

5

4

4

4

4

4

11

5

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

12

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Уровень развития:

1-очень низкий

2-низкий

3-средний

4-выше среднего

5-высокий

3/3=25%

4/3=25%

5/6=50%

3/4= 25%

4/2=15%

5/6=50%

3/1=10%

4/7=65%

5/4=35%

3/3=25%

4/4=33,5%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/4= 33,6%

4/2=16,6 %

5/6= 49,8%

3/3= 24,9%

4/5= 41,5%

5/4= 33,6%

3/1= 8,7%

4/6=49,8 %

5/5= 41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/5=41,5%

5/4=33,6%

3/3=24,9%

4/5=41,5% 5/4=33,6%

3=21,25%

4=44,6%

5=34,15%

3=27,7%

4=41,7%

5=30,6%

Таблица результатов диагностики:

Уровень развития

«1»

очень низкий

«2»

низкий

«3»

средний

«4»

выше среднего

«5»

высокий

Мелкой моторики рук

0%

0%

21,25%

44,6%

34,15%

Уровень усвоения изучаемого материала

0%

0%

27,7%

41,7%

30,6%

Анализ результатов диагностики:

Цель диагностики. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и усвоения изучаемого материала в процессе бисероплетения

Срок диагностики: декабрь 2015 года

В диагностике принимало участие: 12 детей

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

— беседа, игра

— объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод

— самостоятельная работа учащихся

— творческие выставки учащихся

Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:

По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:

Низкий уровень — 0%

Средний уровень – 21,25% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук)

Выше среднего – 44,6% (И.Ф. детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)

Высокий уровень- 34,15% (И.Ф. детей,хорошовладеют навыками и умениями работы с инструментами и материалом)

По критериям качества освоения изучаемого материала по бисероплетению

Низкий уровень-0%

Средний уровень – 27,7% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям качества усвоения материала (И.Ф. детей, из-за индивидуальных особенностей ребёнка, И.Ф. детей, из- за пропусков детского объединения по болезни)

Выше среднего – 41,7% (И.Ф.детей, имеют затруднения в работе при использовании различных видов проволочного бисероплетения)

Высокий уровень- 30,6 % (И.Ф. детей, хорошо освоили технику проволочного бисероплетения,самостоятельно выполняют работу согласно схемам плетения)

Вывод.

В группе первого года обучения уровень развития мелкой моторики рук и освоения изучаемого материала по бисероплетению составил выше среднего.

Приложение №3

с воображением

с речью мелкая моторика

взаимодействует со зрительной и двигательной

памятью

с вниманием с координацией

с мышлением с наблюдательностью

Информационные ресурсы:

1.Бердыхова Я. «Мама, папа занимайтесь со мной» — Ярославль, 2002г.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» — М.: Просвещение,1991г.

3.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» — М.: Просвещение, 2000г.

4.ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» — М.: Просвещение, 2005г.

5.Евдокимова Е. С. Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» — М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

6.Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» — М.: Мозаика-Синтез ,2005г.

7.Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб.,2000г.

8. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.

Интернет-ресурсы:

Источник: https://freeref.ru/wievjob.php?id=925403 Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/

Источник

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник



Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками. А вы знали, что ползая ребенок тем самым развивает свою мелкую моторику? Это действительно так. Во-первых, ползая ребенок опирается на руки, поэтому идет большая нагрузка на развитие кистей рук, во вторых, он ощупывает большое количество разнообразных фактур, и в третьих, ползая ребенок раскрывает полностью свою ладошку, что является фундаментом для дальнейшего развития мелкой моторики.

Частым вопросом взрослых является: «Для чего нужно развивать мелкую моторику?». Этот вопрос является очень актуальным, так как многие действительно не понимают зачем вообще это нужно, В связи с этим хотелось бы немного рассказать о роли мелкой моторики. При стимуляции мелкой моторики, активизируются процессы определенных участков головного мозга, улучшается кровообращение, питание ткани мозга, увеличивается скорость передачи нервного импульса. Соответственно, улучшается внимание ребенка, а именно концентрация, избирательность и переключаемость. Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять, если его мелкая моторика не будет развита. Следующим вполне логичным вопросом будет «Какие есть способы развития мелкой моторики?». Их на самом деле достаточно много. Причем, чем большее количество способов вы будите использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Хотелось бы привести пример самых распространенных упражнений и игр по развитию мелкой моторики.

‒ Пальчиковая гимнастика. Самые известные и эффективные упражнения, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме. Например, могут быть использованы следующие упражнения: «Пальчики здороваются» — каждый пальчик дотронулся до пальчика напротив, «Пианино» — хаотично приподнимаем пальчики от поверхности, «приподнимаем каждый пальчик от поверхности поочередно, или все вместе», «рисуем круги в воздухе каждым пальцем».

‒ Полезны игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут: крупа, бусинки, мозаика, маленькие камешки. Можно предложить ребенку разделить смешанные фасоль и горох, нанизывать бусинки или пуговицы на нитку произвольно или в определенной последовательности, которую задает взрослый, искать мелкие камешки в гречневой крупе. Для игр с мозаикой хватит того, что дети просто будут вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребенок ее выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенкаIMG-20170915-WA0007

‒ Активно используются игры с песком. Работа с песком помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить нервную систему. Можно, к примеру, взять небольшую игрушку, показать ее ребенку, пусть ребенок запомнит ее и отвернется, в это время спрячьте игрушку в песок, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить. Рисовать пальчиком различные фигуры на песке также очень увлекательно и помогает детям раскрыть их творческий потенциал.

IMG_20170913_162132

‒ На развитие мелкой моторики благоприятно влияет вырезание ножницами различных фигур. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии (квадрат или прямоугольник), постепенно задания усложняются (вырезаем снежинки и силуэты).

‒ Немаловажное значение имеют занятия аппликацией, лепкой, рисованием. На занятиях рисованием можно использовать разнообразные техники: обводка по контуру, рисование по точкам, дорисовывание второй части рисунка, рисование элементов не отрывая руки, штриховка. Из пластилина можно выкладывать в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки, делать отпечатки на тесте и пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками. Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и многое другое.

‒ Очень увлекательны и вызывают большой интерес игры с мягкими пазлами, так как они очень яркие и красочные, поэтому привлекают внимание детей, как малышей, так и детей старшего возраста.

IMG_20170919_123341IMG_20170915_135718

‒ Игры с прищепками не менее интересны. Например, можно предложить ребенку сделать лучики солнышку, колючки ежику или колючки кактусу, крылышки стрекозе и др.

https://images.vfl.ru/ii/1484467107/72e8fc07/15682311_m.jpg

‒ Очень популярны пальчиковые игры с предметами, с резиновым шипованным шариком или граненным карандашом.

Упражнения с шариком:

Прокатывание шарика с усилием вдоль ладоней; круговое прокатывание между ладонями; сжатие подушечками пальцев, или сжатие поочередно каждой ладошкой; подбрасывание шарика; сжимание ладонями при сомкнутых в замок пальцах.

Упражнения с карандашом:

«Утюжок» — прокатывание карандаша по столу всей кистью от кончиков пальцев до запястья, «горка» — прокатывание карандаша по тыльной стороне кисти, «добывание огня» — трение с перекатыванием между ладонями, «подъемный кран» — захват карандаша поочередно каждым пальцем, прижимая его к ладони, «вертолет» — кручение карандаша тремя пальцами в обе стороны.

Могут быть использованы упражнения безречевые, о которых было сказано выше, а есть упражнения с речевым сопровождением. Они особенно полезны, а при речевом недоразвитии просто необходимо сочетание речи и движения в одном ритме. При этом ритмизируется и гармонизируется активность мозга.

Гимнастика с речевым сопровождением превращается в веселую игру.

Например:

Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Вышли пальчики гулять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы сжимаются в кулак поочередно)

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Или:

Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Мы во двор пошли гулять (указательный и средний идут по столу)

Бабу снежную лепили, (имитирующие движения)

Птичек крошками кормили (сыплем щепотью),

С горки мы потом катались (едем по руке),

А потом в снегу валялись (руки то на ладони, то на тыльные стороны).

Все в снегу домой пришли (отряхивающие движения),

Съели суп и спать легли (имитирующие движения).

Даже массаж можно сочетать с речью. Берём две массажные щётки и проводим по ладоням ребёнка:

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки щетиной вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.

Или берём массажный шарик:

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила (показ)

И снесла яичко умница — синичка (катаем).

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно, так у птиц заведено.

Или: Я мячом круги катаю, взад — вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто им сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Можно использовать игры с прищепками, которые превращаются в различных животных и птиц:

Мяу-мяу, где мой крошка?

Кто мяукает так? — Кошка.

А котёнок ей в ответ: — Мяу, мама, где обед?

Прищепки можно использовать и для массажа кончиков пальцев. Надо взять не тугие прищепки. Взрослый или сам ребёнок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги от большого к мизинцу:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш!»

Можно озвучить игру с разборной игрушкой апельсин:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка кожура,

Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!

Можно озвучивать игры с пальчиковым бассейном:

Мои руки — это волны, гонит ветер их вперёд.

Мои руки — крылья чаек, небо их к себе зовёт,

Мои руки — рыбки в море, плавают туда- сюда,

Мои руки — это крабы, разбежались кто куда.

Начинать заниматься развитием мелкой моторики можно уже в возрасте восьми месяцев, так как именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Занятия не должны быть длительными, 5 минут достаточно, лучше проводить несколько раз в день. Очень важна эмоциональная составляющая: играем пальчиками с радостью, с хорошим настроением, живо. Ведь ваш заряд положительной энергии передается ребенку. Придумать интересные и увлекательные занятия для своих детей может и не профессионал, а сам родитель. Главное надо давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, а также не забывать его хвалить, так как похвала является залогом развития здоровой личности.

Литература:

  1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». — М., 2009
  2. М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют». — Екатеринбург, 2005
  3. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». — СПб, 1996
  4. М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М., 1973.
  5. Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить». — М., 2005
  6. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — М., 1999
  7. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика». — М., 2005
  8. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику». — М., 2007
  9. И. С. Лапухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движение». — СПб, 1997
  10. И. Е. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». — М., 2012
  11. Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб., 2013
  12. Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика». — М., 2008
  13. О. В. Узорова «Игры с пальчиками». — М., 2008
  14. Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет». — М., 1996
  15. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». — М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев, творческий потенциал.

Источник