Влияние материнской депривации на развитие ребенка
Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.
Материнская депривация вызывает у ребёнка разного рода отклонения в психическом развитии. Отклонения могут проявляться по-разному в разном возрасте, но все они могут иметь одинаково тяжелые последствия для формирования личности ребёнка. Нормальное развитие может происходить только в случае, если ребёнок обеспечен контактом с матерью в достаточном объеме. Чем раньше ребёнок был оторван от матери и чем дольше длится этот период, тем сильнее будут последствия депривационных расстройств.
Эрик Эриксон ввел термин «базисное недоверие к миру» у детей, лишенных внимания матери.
Депривация в раннем возрасте приводит к характерным нарушениям развития младенца: отставание в речевом развитии, в развитии мелкой моторики и мимики. В дальнейшем начинают проявляться эмоциональные нарушения, склонность к тревоге и страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность по отношению к людям. Также появляются признаки поведенческих отклонений, ребёнок не ощущает дистанцию при общении или, наоборот, имеет затруднения при контакте. Депривация приводит к эмоциональной холодности, агрессивности, но в то же время уязвимости. Однако, по словам Эриксона дети лишенные в младенчестве материнской любви и внимания могут стать нормальными людьми в том случае, если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития.[1]
Недостаток отношений с матерью в раннем возрасте все же не всегда имеет серьезные последствия для последующего развития и психического здоровья. Множество других факторов могут повлиять на формирование ребёнка, такие как врожденные особенности нервной системы, то есть степень переносимости различных воздействий, травматизации, наличие других компенсирующих воздействий в виде объектов привязанности. Это говорит о том, что при создании необходимых условий можно компенсировать депривационные нарушения в более позднем возрасте.
Среди детей-сирот депривационная симптоматика обычно включает в себя сразу почти весь спектр отклонений: от легких психических особенностей до всевозможных серьезных нарушений развития личности и интеллекта.
4 уровня нарушения развития в депривационных условиях[править | править код]
Сенсорный (уровень ощущений)[править | править код]
Сенсорные отклонения у ребенка могут начать развиваться еще в утробе матери, в том случае, если она отрицательно настроена к своей беременности и не отказывается от вредных привычек, в особенности таких как курение и употребление алкоголя. В тех случаях, когда от ребенка отказываются и помещают в детский дом или негативно принимают после родов серьёзно снижается количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребёнка состояние постоянного психологического дискомфорта, сбивает ритм сна и бодрствования, провоцирует чрезмерное беспокойство и неуправляемое поведение. Следствием этого может стать состояние, в котором ребёнок начинает монотонно раскачиваться и завывать, для того, чтобы успокоить себя. Дети плохо ощущают границы своего Я, неразборчивы в своих контактах, либо наоборот их вовсе избегают. В первом случае ребёнок пристает ко всем без разбора, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором же наоборот — всячески отказывается от контакта с окружающими. Отсутствует чувство личного пространства как своего, так и чужого, чувство чужой собственности. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности, склонности к постоянным психическим переживаниям, страха перед окружающим миром и обиды на него[2].
Когнитивный (уровень формирования моделей внешнего мира)[править | править код]
Ребёнок, воспитываемый в детском доме или в атмосфере пренебрежения его нуждами, менее активен, меньше ползает, соответственно менее активно познает мир, чем дети из благополучных семей. Он меньше совершает проб и ошибок, меньше стимулируется внешними воздействиями, что вызывает задержку интеллектуального развития. Ребёнок начинает поздно говорить, неверно строит фразы и воспроизводит звуки. Самое же главное, что дети начинают строить катастрофические модели мира, где их ожидают сплошные неприятности, которые невозможно предотвратить. Мир остается непознанным и непонятным, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать проходящее извне[2].
Эмоциональный (уровень установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо)[править | править код]
На эмоциональном уровне ребёнок испытывает расстройства привязанности. Ребёнок, переживший раннее расставание с матерью, независимо от того, помнит он об этом или нет, начинает испытывать трудности с налаживанием близких эмоциональных контактов с другими. Он боится доверять, боли от расставания, закрывается от мира агрессивными переживаниями, которые склонен проецировать на других. В восприятии такого ребёнка окружающие люди настроены к нему агрессивно, нередко плохо понимает мимику и воспринимает ее как враждебную. Появляется склонность ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидных вещах, винить себя во всех проблемах, считать, что именно его отрицательные качества привели к тому, что случилось или почему его бросили родители. В результате могут проявляться элементы мазохизма, он может обижать других и провоцировать ответную агрессию на себя[2].
Социальный (уровень отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями)[править | править код]
Этот уровень является вершиной всей пирамиды развития ребёнка. Дети из благополучных полноценных семей признает свою принадлежность своей семье и роду. По модели поведения родителей у них формируются одобряемые обществом социальные роли. Например, роль послушного ребёнка, прилежного ученика, успешного человека и тому подобные. Ребёнок воспитываемый в депривационных условиях, особенно в детских домах, с трудом идентифицирует себя в обществе. У него отсутствуют примеры положительных моделей поведения в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе.[3]
Воспитанники детских домов нередко берут на себя роли, которые не позволяют успешно социализироваться: «негативный лидер», «агрессор», «провокатор» и так далее. Многие продолжают жить по такой модели и после выпуска из сиротского учреждения. Статистика выходцев из детских домов потрясает. Лишь десять процентов из них находят своё место в обществе. Сорок процентов становятся преступниками, столько же — наркоманами и алкоголиками, остальные десять процентов заканчивают жизнь самоубийством.[4]
Качественно иную форму имеет развитие всех аспектов Я: представления о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки. Самооценка — важнейший аспект любой личности, её центр, регулятор деятельности и общения. Очень низкая самооценка, свойственная людям выросшим в депривационных условиях, приводит к отклонениям и невротическим расстройствам.[5]
Эксперимент Гарри Харлоу с обезьянами[править | править код]
Исследования Харлоу на детёнышах обезьян, доказали что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако, в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Также они не могли устанавливать связь с самцами: они вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал «раму для изнасилования». 20 самок забеременели. Часть матерей убила свое потомство, другая часть оставалась к ним равнодушными и лишь немногие показали адекватное поведение матери.[6]
Документальный фильм Джеймса и Джойс Робертсон «Джон»[править | править код]
Фильм показывает важность для ребёнка объекта, проявляющего любовь и заботу. Вслед за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян, этот фильм рассказывает историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать за тем, как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно обезьянам в эксперименте Харлоу, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, полуторагодовалый Джон в течение 9 дней не отпускал своё одеяло, как единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.[7]
Альтернативные мнения[править | править код]
Ф.Д.Бреслин утверждает, что стимуляция важна для нормального развития ребенка. Одно из решений проблемы депривации, к которому прибегают почти во всем мире, — это разделить уход за ребенком между несколькими лицами. В семье не следует недооценивать роль отца, часто именно он может стать главной фигурой. Исследования последнего времени показывают, что даже самые неблагоприятные воздействия на ребёнка по мере его взросления сгладятся.[8]
Карен Хорни, одна из представительниц Американской интерперсональная психоаналитической школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценивать как депривационные. Главным образом они связаны с нарушением взаимодействий в семье. Хорни определяла внутренний конфликт как следствие ранних переживаний ребенка. Если дома восстанавливается благоприятная среда, появляется доверие, любовь, уважение, то внутренний конфликт ребёнка можно считать разрешимым.[9]
Анна Фрейд, Рене Шпиц, Джон Боулби сформулировали положения теории привязанности согласно которым взаимодействие с биологической матерью — врожденная потребность.[10]
В условиях полной материнской депривации уже на первом году жизни у детей наблюдается возникновение общения со сверстниками. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между детьми складываются не как дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети неспособны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны. Критерием благополучия ребёнка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения он испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к отчуждению и агрессии.[11]
См. также[править | править код]
- Женское здоровье
- Материнское здоровье
Примечания[править | править код]
Источник
Семья представляет собой сложную систему
социального функционирования человека, является
одним из основных институтов общества. Семья
призвана обеспечивать своим членам
экономическую, социальную и физическую
безопасность, осуществлять заботу о малолетних,
создавать условия для социализации
подрастающего поколения и, что важнее всего,
объединять родителей и детей чувством взаимной
любви, общности. Семья является важнейшим
условием нормального развития, она дает ребенку
модели надежного и стабильного мира с
возможностью постоянной привязанности.
Депривация — это утрата или ограничение
возможностей удовлетворить жизненно важные
потребности.
Материнская депривация возникает при
недостаточной привязанности матери к ребенку,
при длительной разлуке, при отсутствии
материнского воспитания с младенчества или при
утрате матери в более позднем возрасте.
Длительная разлука с матерью негативно влияет
на психическое и физическое развитие детей.
Эрик Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным
для теории депривации, — «базисное недоверие к
миру» у ребенка, лишенного материнской любви.
В первый год жизни развивается параметр
социального взаимодействия, положительным
полюсом которого служит доверие, а отрицательным
— недоверие. Степень доверия, которым ребенок
проникается к окружающему миру, к другим людям и
к самому себе, в значительной степени зависит от
проявляемой к нему заботы. Если ее недостаточно,
то у ребенка вырабатываются недоверие,
боязливость, подозрительность по отношению к
миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего
опыта на последующее развитие. Он считает, что
дети, лишенные в младенчестве материнского тепла
и любви, могут стать нормальными взрослыми при
условии, что этот дефицит был скомпенсирован на
последующих этапах развития.
Характер ранних отношений с матерью не всегда
имеет фатальные последствия для последующего
развития и психического здоровья. Существует
целый ряд других факторов, таких как врожденные
особенности нервной системы ребенка (то, что
фатально для одного, переносимо для другого),
степень травмотизации, наличие компенсирующих
воздействий в виде других объектов
привязанности. Все это говорит о возможности
компенсации депривационных нарушений у ребенка
при создании соответствующих для этого условий.
Наличие опыта позитивных и стабильных
межличностных отношений, пусть даже на более
поздних этапах развития, является важным
условием способности человека строить в будущем
конструктивные отношения с другими людьми и в
собственной семье.
Депривационная симптоматика у детей-сирот
включает в себя фактически весь спектр
психических отклонений — от легких особенностей
психического статуса до грубых нарушений
развития интеллекта и характера.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося
в депривационных условиях, происходят на 4-х
уровнях:
- Сенсорном (уровне ощущений);
- Когнитивном (уровне формирования моделей
внешнего мира); - Эмоциональном (уровне установления
удовлетворяющих интимных эмоциональных
отношений к кому-либо); - Социальном (уровне отождествления себя с
одобряемыми в обществе социальными ролями).
По данным последних исследований, сенсорные
нарушения начинаются у ребенка еще в утробе
матери, когда она отрицательно относится к своей
беременности, не изменяет своих привычек,
особенно тех, которые связаны со
злоупотреблениями алкоголем или другими
психоактивными веществами. Отказ от младенца и
помещение его в дом ребенка или психологическое
неприятие его после родов катастрофически
снижают количество телесных, слуховых,
зрительных контактов с матерью или замещающим ее
лицом. Это вызывает у ребенка постоянное
состояние психологического дискомфорта,
способствует нарушению ритма сна и
бодрствования, формированию аффективной
неустойчивости, вызывает чрезмерное
беспокойное, плохо управляемое поведение.
Впоследствии, пытаясь успокоить себя,
тонизировать свое состояние, он начинает
раскачиваться всем телом, сопровождая
раскачивание монотонным завыванием. Он плохо
чувствует границы своего Я, поэтому становится
либо малоизбирательным в контактах, либо
пытается от них отказаться. В первом случае
ребенок начинает «липнуть» ко всем без разбору,
лишь бы почувствовать телесный контакт, во
втором — всячески пытается отказаться от него. Не
ощущая собственные границы, ребенок не чувствует
и границ другого человека, чужого пространства,
чужой собственности. Формируется первичное
ощущение собственной неуспешности и склонность
к переживанию постоянного психологического
дискомфорта, внешней опасности, нестабильности,
страха и обиды.
Проблемы развития на сенсорном уровне
негативно влияют и на когнитивный
(интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает
активно развиваться, когда мир представляется
ему безопасным, когда, уползая или убегая от
матери, он может обернуться и увидеть ее
улыбающееся лицо.
Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском
учреждении или в условиях пренебрежения его
основными нуждами, меньше ползает, а значит, и
менее активно, по сравнению с детьми из
благополучных семей, осваивает окружающий мир,
меньше совершает проб и ошибок, меньше получает
развивающих стимулов от среды. В результате его
интеллектуальное развитие задерживается. Он
поздно начинает говорить, часто неправильно
строит фразы и произносит звуки. А самое главное,
он склонен к выстраиванию «катастрофических»
моделей мира, где его ожидают сплошные
неприятности, а он не в состоянии ничего
предпринять, чтобы избежать или справиться с
ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому
невозможно предвосхищать и регулировать
происходящее извне. Кто-то другой, только не он,
управляет его судьбой. В результате у ребенка
формируется образ себя как беспомощного
маленького неудачника, инициатива которого
может иметь негативный результат для всех. В
качестве базовых и основных у него появляются
такие убеждения, как «у меня все равно ничего не
получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и
не пытается справиться там, где смог бы. Подобный
образ себя постоянно находит подтверждение в той
информации извне, которую ребенок отбирает из
всего потока. Он чрезмерно внимателен к
отрицательной информации о себе и зачастую не
верит в положительную, игнорирует ее.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает
различные расстройства привязанности. Пережив
раннее отделение от матери, независимо от того
помнит он об этом или нет, ребенку трудно
вступать с другим в близкие эмоциональные
отношения. Он боится доверять, боится боли
утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь
от мира агрессивными переживаниями. Эти
переживания он склонен проецировать на других. В
его восприятии окружающие люди относятся к нему
агрессивно, Т.е. являются носителями тех его
чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не
осознает. Нередко он просто плохо понимает
значение мимики окружающих и интерпретирует ее
как враждебную. Поэтому в его поведении
наблюдаются различные агрессивные проявления. К
ним относится, и стремление ни в чем никогда не
признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен
винить себя в превратностях своей судьбы,
считать, что именно его «плохие» качества
привели к тому, что родители не смогли его
воспитывать, или к тому, что с ними что-то
случилось. В результате в его поведении могут
появляться элементы мазохизма, он может обижать
других или действовать вызывающе, тем самым,
провоцируя наказания или ответную агрессию.
Социальный уровень является вершиной всей
пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи,
особенно благополучной, признает свою
идентичность или принадлежность своей семье,
роду. По каналам подражания у него формируются
одобряемые обществом модели поведения,
способность выполнять положительные социальные
роли. Например, роль прилежного ученика, сына,
профессионала, родителя и т.д. Ребенок,
воспитывающийся в депривационных условиях,
особенно в сиротском учреждении, с трудом
осознает свою идентичность. Он не имеет
положительной модели выстраивания отношений в
семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в
группе.
Нередко воспитанник детского дома выполняет
роли, которые не позволяют ему успешно
социализироваться: «прилипала», «агрессор»,
«негативный лидер» и т.д. После выпуска из
сиротского учреждения многие продолжают
выполнять подобные роли, но уже в криминальных
структурах. По статистике, около 50% выпускников
пропадают для общества: кто-то в тюрьме, кто-то
убит или покончил с собой. У детей,
воспитывающихся в условиях детского дома,
формируется такое состояние интеллектуальной и
аффективно-потребностной сфер и такие
особенности поведения, что можно говорить о
качественно иной личности. Это проявляется в
несформированности внутреннего, психического
плана действий и собственной мотивации, в
преобладании ориентации на внешнюю ситуацию.
Качественно иную форму имеет и развитие всех
аспектов Я: представления о себе, отношения к
себе, образа Я, самооценки. Самооценка —
центральное личностное образование, важнейший
регулятор общения и деятельности; очень низкая
самооценка, характерная для воспитанников
детских домов, становится основой личностных
отклонений и невротических расстройств.
Следствием депривации потребности ребенка в
родительской любви является выраженная
неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем
возрасте, впоследствии становится устойчивой
характеристикой личности воспитанника детского
дома.
Важнейшим этапом в развитии личности является
этап формирования идентичности — системы
представлений о себе, о мире и о «себе в мире».
Этот этап сопровождается оформлением системы
ценностей — системы тех жизненных ориентиров,
которые благодаря своей значимости и
эмоциональной насыщенности создают основу для
нравственных барьеров и ограничений, задают
жизненные смыслы и цели. Формирование системы
ценностей происходит в процессе эмоционально
насыщенного содержательного общения с
принимающим и значимым для данного ребенка
взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося
значимого человека и безусловного принятия им
ребенка, необходимость постоянно
приспосабливаться и заслуживать хорошее
отношение приводят к снижению активного
отношения к жизни. У детей вследствие этого не
формируются собственные ценности, принципы и
ориентиры, зато развивается такая устойчивая
черта, как конформность, что делает их легкой
добычей криминала. У подростка, воспитывающегося
в депривационных условиях, наблюдается
доминирование защитных форм поведения в
конфликтных ситуациях, неспособность к
продуктивному, конструктивному решению
конфликта, что проявляется в агрессии, неумении
признать свою вину, стремлении переложить всю
ответственность на окружающих.
Дефицит адекватного общения приводит к тому,
что у ребенка закрепляется негативная
агрессивная позиция по отношению к другим людям.
Воспитанники сиротских учреждений оказываются
неспособными устанавливать конструктивные,
эмоционально адекватные отношения с другими
детьми. Это распространяется даже народных
братьев и сестер: дети практически не имеют
родственной привязанности к собственным братьям
и сестрам. Для детей подросткового возраста
характерным является особое психологическое
новообразование — детдомовское «мы!». Дети,
лишенные родителей, делят мир на «своих» и
«чужих», на «мы!» и «они». Они обособляются от
чужих, ведут себя с ними агрессивно, готовы их
использовать в своих целях. Внутри своей группы
дети, живущие в учреждении, также обособлены, они
могут проявлять жестокость в обращении со
сверстниками или детьми младшего возраста.
Психологическое отчуждение от других создает
внутренние условия, которые впоследствии
становятся благоприятной почвой для
правонарушений.
Наша цель — помочь ребенку успешно
социализироваться, научить его выполнению
положительных социальных ролей, дать модель для
формирования положительной идентичности.
Психологами нашего центра проводится работа с
девушками-подростками по программе «Развитие
культуры поло-ролевых взаимоотношений». Целью
своей работы мы ставим развитие у подростков
навыков социально-приемлимых форм поло-ролевого
поведения; формирование адекватного образа
женщины, принятие себя как женщины; формирование
представлений о своей будущей семье. Ведущим
видом деятельности подросткового периода жизни,
является общение, а особое место занимает
общение с противоположным полом. В условиях
современности у подростков, зачастую,
складывается неверное представление о
поло-ролевых взаимоотношениях. Подрастающее
поколение находится под влиянием различных
факторов, не многие из которых благотворно
влияют на развитие их личности. Средства
массовой информации, личный пример сверстников и
многое другое, искажает реальную картину мира и
представление о ценностном уровне поло-ролевых
взаимоотношений. Подростку необходимо оказать
помощь в личностном становлении, тем более в
половом воспитании, так как это во многом
повлияет на их будущее. Многие воспитанники
сиротских учреждений слишком рано столкнулись с
сексуальной активностью, не имея достаточных
знаний. Это приводит к напряжению, страхам,
сомнениям или к беспечности, непониманию
особенной важности сексуальных отношений.
Многие наши девушки-подростки с детства лишены
родительской любви, а это — будущие матери,
которые в дальнейшем будут копировать те
детско-родительские отношения, которые были в у
них в детстве. Формирование нашими
воспитанниками своей будущей семьи во многом
зависит от того, какое представление и нормы
вложили в него взрослые, участвующие в
воспитательном процессе.
Источник