Влияние математики на развитие ребенка

Зуева Маргарита
Влияние математического образования на развитие ребенка

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека. Сегодня горизонты математического образования расширяются. В связи с переходом к развивающему и личностно-ориентированному обучению, математика как предмет должна формировать интеллектуальную гибкость, исследовательские способности; воспитывать самостоятельность и ответственность личности.

Работы Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдова, А. А. Смоленцевой и других ученых легли в основу современной методики развития элементарных математических представлений.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым причин: началом школьного обучения с 7 лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель — вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту посредством ознакомления с трехмерным пространством окружающего мира; формой и величиной реальных объектов окружающего мира;

количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений; временными ориентирами в естественных условиях. Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес. Принцип научности требует от педагога и детей знания математической терминологии.

Усвоение математических представлений связано с усвоением и воспитанием мыслительных процессов. Ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения они имеют возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье.

Высокий уровень активной мыслительной деятельности дошкольника характеризуется наличием познавательного интереса, проявлением активности, самостоятельности в процессе поиска решения задачи, владением разнообразными мыслительными операциями, осуществлением контроля и самоконтроля.

Признаком подготовленности ребенка к усвоению числа и цифры является выполнение действий с величинами, пользование условной меркой.

Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов — необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений «больше — меньше», «равенство — неравенство». Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее — короче», «выше — ниже», «шире — уже», «больше — меньше» позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять познания о числе.

Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, т. к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела: вверху — где голова, внизу — где ноги.

Представление о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство — неравенство предметов по величине, равенство — неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления и т. д.).

Источник

Олеся Викторовна Порох
Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях. Чем же руководствуются ученые при определении содержания и программы обучения началам математики детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. По этому поводу Ф.Энгельс писал: как понятие числа, так и понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления». Усвоение этих понятий начинается с чувственного восприятия мира. Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. При этом нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности,а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь — это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными. Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх, например деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. «Игра,— писал выдающийся психолог А. В. Запорожец, — дает возможность воссоздать в активной наглядно- действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным состоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математике как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснутся к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель развивающих игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Развивающие игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Список используемых источников.

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. “Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста” М., Просвещение, 1991.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. “Дошкольная педагогика” М., Академия, 2006. 3. Никитин Б. П. “Ступеньки творчества, или развивающие игры” М., Просвещение, 1990.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М., Мозаика-Синтез, 2007.

5. Сербина Е. В. “Математика для малышей” М., Просвещение, 1992.

6. Смоленцева А. А. “Сюжетно–дидактические игры с математическим содержанием” М., Просвещение, 1987

Источник

Консультация для воспитателей

на тему:

«Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»

Подготовила: Мангушева  В.Ш.,

воспитатель первой

квалифицированной категории МБДОУ № 59 г. Салавата

       Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

      Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.

     Воспитание и обучение в детском саду носит образовательный характер. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

      Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Цель математического развития дошкольников

•  Всестороннее развитие личности ребенка.

•  Подготовка к успешному обучению в школе.

•  Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2.  Формирование предпосылок математического мышления.

3.  Формирование сенсорных процессов и способностей.

4.  Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5.  Формирование начальных форм учебной деятельности.

Значение обучения детей математике.

     Обучение ведет развитие, является источником развития.

     Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

      Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

      Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

     С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

     Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

     Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения и навыки.

Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

     В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

II. Развитие мышления. 

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

•  наглядно-действенное;

•  наглядно-образное;

•  словесно-логическое.

III. Развитие памяти, внимания, воображения .

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

•  обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

•  согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

•  формулировка ответов полным предложением;

•  логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

 VI. Развитие познавательных интересов 

Значение познавательного интереса:

• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

• расширяет кругозор;

• способствует умственному развитию;

• повышает качество и глубину знаний;

• способствует успешному применению знаний на практике;

• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

• оказывает положительное влияние на формирование личности;

• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Литература

  1. БаряеваЛ. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2002.
  2. Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Буторина М. Монтессори-материал. Школа для малышей. М.: Мастер, 1992.
  4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4—6 лет. СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  5. Давайте поиграем / Под. ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данилова А В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.
  7. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
  8. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999.
  9. Корнеева.Г. А., Родина Е. В., ХоринаЛ.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста. М.: МГПУ, 2001.
  10. Математика до школы / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1998.
  11. Математика от трех до семи / 3. А. Михайлова и др. СПб., 1997.

Источник