Влияние логических игр на развитие ребенка

Влияние логических игр на развитие ребенка thumbnail

Александра Плеханова
Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.

Преимуществом интеллектуального развития детей в игре является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Игра есть средство познания действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.

Игра Воскобовича – это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.

С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьеныша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Игры тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют детям поверить в себя и свои способности. Играя в игрушки тренажеры, дети становятся умнее и рассудительней, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

Конструирование из счетных палочек – способствует развитию мышления, внимания, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Игры Никитина развивают любознательность, творческий склад ума.

Развивают способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры с использованием интерактивной доски позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Игра «Зоркие глазки» – это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление. Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Все предложенные игры представляют собой систему, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, учатся выполнять различные действия, получают знания, делают открытия, развивают память, мышление, творческие способности.

В ходе игр осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию детей в игре.

Источник

ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук

структурное подразделение «детский сад Берёзка»

Пед.совет

Доклад на тему:

Роль логических игр

в развитии математических способностей

у дошкольников”

Воспитатель: Цурканова Н.А.

Безенчук

2017 г.

Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).

• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).

• Игры с блоками Дьенеша.

• Игры с цветными палочками Кюизенера.

• Игры Воскобовича

• Игры-головоломки

Логические игры направлены на решение логических задач. Логическая задача-это задача, решение которой требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений, поисковой активности и сообразительности. Логическая задача отличается от арифметической тем, что не требует использовать для ее решения арифметического действия и относиться к занимательному материалу. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия.

Логические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению. Они стимулируют развитие воспитания настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.), творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Рассмотрим игры, которые способствуют развитию математических способностей детей в целом.

  • Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними. Так для развития классификации мы используем игры: «Цвет и форма», «Четвертый лишний», «Разложи по группам», «Фрукты-овощи», «Дикие и домашние животные», «Твердый — мягкий», «Волшебный мешочек» и др.

  • Мыслительная операция «обобщение» заключается в умении объединять предметы в одну группу по сходным признакам. Для развития умения обобщать мы используем следующие дидактические игры: «Как назвать предметы одним словом?», «Поможем малышу», «Угостим куклу чаем», «Составь картинку», «Волшебный мешочек» «Картинки-половинки» и др.

  • Для развития умения дошкольников ориентироваться на плоскости и в пространстве нами используются игры: «Построим дома»; «Красивый узор»; «Построй пирамидку», «Найди клад».

  • Формирование знаний качеств предметов осуществляется в процессе следующих игр: «Уже — шире», «Длинный — короткий», «Высокий — низкий», «Кому какая форма», «Справа как слева» и др.

  • Отдельно хочется выделить игры со строительным материалом. Младшие дошкольники охотно.с увлечением строят гараж, ворота, дом, башни, прокладывают дорогу. Строительные игры не только способствуют формированию пространственных отношений, развитию логических операций, восприятия и мелкой моторики дошкольников; малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, но и оказывают большое влияние на формирование детского коллектива.

Использование логических игр, направленных на решение логических задач, организованных по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, развивает также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Использование задач разной сложности позволяет почувствовать уверенность в своих силах слабым детям. Самостоятельное решение детьми поисковых задач является условием для развития у детей способности управлять собой в сложных ситуациях.В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.Развитие логического мышления у детей через логико — математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности будущего школьника.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни, стимулирует развитие личности ребенка, их психических и физических качеств, в том числе математических способностей. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

Источник

Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.

Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.

Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.

Влияние игр на развитие ребёнка

КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?

Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:

  1. Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
  2. Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
  3. Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.

Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.

Влияние игр на развитие ребёнка

ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.

Коллективные игры

В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.

Математические игры

В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.

Игры с мячом

Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.

Скороговорки

Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.

Подвижные игры

Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.

Настольные игры

Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.

Компьютерные игры

Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.

Влияние игр на развитие ребёнка

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ

В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Влияние игр на развитие ребёнка

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ

  1. Физическое развитие. Подвижные игры формируют опорно-двигательную систему человека, укрепляют весь организм. Дети радостно бегают, прыгают, пинают мяч и это полезно. У них развивается ловкость и отличный мышечный тонус.
  2. Развитие нравственных качеств. Хотя игра это не жизнь, но поступки, которые, играя, совершает ребёнок, самые настоящие. В играх проявляется темперамент малыша. Он делает в конце определённые выводы. В процессе он учится быть справедливым, честным, решительным, добрым. Игра формирует характер ребёнка.
  3. Развитие эмоциональной сферы. Играя, малыш учится сопереживать, поддерживать, симпатизировать. У него могут проявиться эмоциональные проблемы: страх, агрессия, тревога. Дать им выход лучше во время игры.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Центр развития ребенка – детский сад №110 «Красная Шапочка»

Автор: Волкова Ирина Геннадьевна

Старший воспитатель

Дошкольное детство — обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период; это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действиями, ценностями, языком. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом развития у ребенка одного из самых главных психических процессов – мышления.

А, как известно, мышление – это самая высокая ступень в освоении познания внешнего мира человеком. А мышление человека — это речевое мышление. Его образование происходит вследствие общения людей друг с другом, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Одним из важных этапов развития мышления ребенка —  овладение речью. В словах, обозначающих общее в предметах и явлениях действительности, которыми овладевают дети, решающая роль отводится обобщению ребенком личного опыта, усвоению обобщенного опыта других людей. Направляющим звеном в развитии всех психических процессов ребенка, и в первую очередь его познавательной деятельности является речь. Ребенок в процессе овладения речью сначала усваивает значения слов, слышимых от взрослых.

Словесно-логическое мышление является одним из самых сложных, оно действует со сложными отвлеченными понятиями, а не с конкретными образами, и выражается в словах. Такое мышление действует на основе лингвистических средств и является наиболее высоким этапом развития мышления. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Одним из важных разделов логопедии и психологии является проблема взаимосвязи мышления и речи, роли мышления в обучении, общении и развития и становления сознания.

В последнее время мы видим, что число дошкольников, которые имеют нарушения общего и речевого развития, растет. Большая группа среди них – это дети с общим недоразвитием речи.

Формирование словесно-логического мышления происходит постепенно. Овладение приёмами мыслительной деятельности приобретается во время обучения. Вместе с этим появляется возможность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация формируются в ходе решения учебных задач.

В дошкольный период ребенок достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития — в игровой деятельности. Таким образом, можно говорить о важнейшем значении игры для развития словесно – логического мышления. Ведь благодаря игре у ребенка возникает тяга к изучению окружающего мира, стремление воздействовать на него, потребность к наблюдению, рассуждению, анализу, делать выводы. Это становится возможным, когда дошкольник начинает прилагать усилия и, через ситуацию творческого общения, которую создал взрослый, решать различные задачи. На фоне этого, кроме развития исполнительских способностей: памяти, внимания, умения воспроизводить действия других, повторять увиденное или услышанное, развиваются и творческие способности: умение наблюдать, анализировать и сопоставлять, умение найти связи, зависимости и закономерности, а также комбинировать.

Можно предположить, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то, чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого, у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д., формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплена достаточно большая научная база, раскрывающая психологическую характеристику игры как деятельности, возникновение различных видов игр в дошкольном детстве, их индивидуальность, социально-психологические основы игровых объединений методы руководства игрой педагогом на различных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игры на дошкольника.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих личный игровой опыт детей; игр, специально привносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития. Такое насыщенное игровое содержание способствует активному развитию дошкольников, формирует субъективный игровой опыт.

В соответствии с общей классификацией игр, которые предложили П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, развивающие игры являются интеллектуальными, искусственными, результативными, абстрактными (или символическими). Эти игры отличаются большой умственной активностью, являются своеобразной интеллектуальной тренировкой и рассматриваются как одно из средств игрового обучения детей и взрослых.

Объединение в игре серьезной интеллектуальной работы и развлечения, размышления и забавы являются основными показателями, благодаря которым игру, возможно, отнести к доступной развивающей дошкольнику деятельности. В играх, направленных на развитие сравнения, абстрагирования, обобщения, требуется от играющего высокий уровень интеллектуальной активности.

Развивающие игры скрывают в себе возможность находить ответы на многие вопросы самостоятельно. Каждая развивающая игра представляет собой, как правило, модель действительности. Качественные изменения в личности (развитие самостоятельности, инициативности, креативности и др.) и в умениях (например, комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), которые были приобретены в играх, могут применяться в любой учебной и жизненной ситуации.

Исходя из ряда причин, развивающие игры очень важны для развития и воспитания дошкольников. Развивающие игры как раз несут в себе быструю смену цели и направленности действий, что влечет за собой изменение реакций ребенка. В развивающей игре результат, возможно, получить только той системой преобразований, которая проходит через анализ, сравнение, обобщение, учитывая, что в меру сложная развивающая игра помогает в развитии содержательной и операционной сторон умственной деятельности.

Развивающие игры реализуют потребность дошкольников к получению результата в ходе практических действий и мыслительных операций, осуществляемых ребенком согласно определенному алгоритму. Результат подвергается контролю и оценке им самим. Успешность зависит от освоения этих важных умений. Дошкольнику в ходе игры удобно реализовывать и поэтапный контроль, и контроль достигнутого результата.

Заинтересованность педагогов, психологов, родителей развивающими играми, нахождению их места в современном детском саду, как правило, связана с повышенным вниманием к интеллектуальному, творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, его взросления.

Результатом освоения развивающих игр у дошкольников является совершенствование логического мышления. Существенными показателями этого являются: быстрое освоение детьми эталонов мер, сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), умений в создании образов, знаков и символов, речи. А также в овладении способов познания: самонаблюдения, начальных навыков логического мышления и умения обследовать предметы, экспериментирования, классификации, счета и измерения, сравнения и сопоставления.

Можно проследить повышение развивающего воздействия игр на развитие личности ребенка. Это возможно при соблюдении ряда условий:

  • игры, соответствующие уровню развития ребенка, затем несколько выше его возможностей для наиболее эффективного стимулирования проявления самостоятельности и инициативности, активизации деятельности воображения;

игры, ориентированные на освоение средств и способов познания, обеспечение переноса; на обогащение опыта самостоятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и накапливается опыт «воображения».

Исходя из многолетнего опыта работы, очевидно, что ребёнок, постоянно решающий посильные и интересные головоломки, в дальнейшем не теряется при столкновении с трудными задачами, а действует активно, самостоятельно находя верные решения, что является условием успешного обучения в школе.

В практике работы нашего ДОУ используется множество разнообразных методических материалов и разработок, которые направлены на интеллектуально-речевое развитие детей, но большое внимание уделяется логическим блокам Дьенеша.

При использовании логических блоков в играх с дошкольниками, мы получаем возможность формировать важные понятия как математики, так и информатики. Это и алгоритмы, и кодирование информации, и логические операции. А также умение строить высказывания, применяя союзы «и», «или», частицы «не» и др. Такие игры катализируют процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников.

Последние десятилетия у педагогов нашей страны данный материал завоевывает все большее признание.

Блоки Дьенеша — многофункциональный дидактический материал, который позволяет успешно осуществлять поставленные задачи познавательного развития детей программ «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и других.

Мы можем увидеть успешное накопление опыта, поскольку блоки Дьенеша используются  в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Данная серия игр основана на дидактическом материале «Логические блоки», которые разработал венгерский психолог и математик И. Дьенеш для развития логического мышления у детей.

«Логические блоки» решают такие задачи как: ознакомление детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания, формой, размером; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодировка и декодировка информации; усвоение элементарных навыков алгоритмов мышления; развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Данные игры имеют определенную форму проведения:

1. Знакомство детей с содержанием игры, с формой использования в ней дидактического материала.

2. Словесная инструкция к проведению и правилам игры. При этом четкие указания на выполнение данных правил.

3. Демонстрация игровых действий.

4. Назначение роли взрослого в игре: как участник игры, болельщик или арбитр (взрослый с помощью совета, вопроса, напоминания направляет играющих на определенные действия).

5. Заключительный момент игры – подведение ее итогов. По тем результатам, которые были получены в ходе игры мы сможем сказать об ее эффективности, о том, будут ли дети использовать ее в самостоятельной игре.  Проанализировав игру, мы можем увидеть индивидуальные особенности поведения и характера детей. А это, значит, мы сможем обеспечить правильную организацию индивидуальной работы с ними.

У каждой группы упражнений существует три уровня сложности. Упражнения, имеющие первый уровень сложности, направлены на развитие у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и дифференцировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и на его основе обобщать предметы).

Игры, имеющие второй уровень сложности, развивают умение использовать сразу два свойства.

Соответственно, игры и упражнения, относящиеся к третьему уровню сложности, являются формирующими умения действовать сразу с тремя свойствами.

Помимо основных задач, в ходе этих игр дополнительно решаются задачи по речевому развитию детей. Идет расширение словарного запаса. У детей формируется умение группировать предметы по признакам их соотнесенности, а на основе этого идет развитие понимания обобщающего значения слов. Расширяется понятие о значениях простых предлогов и начинается активное использование их в речи.

Используя игровые упражнения первого уровня сложности, мы выявили умение детей видеть одинаковые свойства, признаки предметов; второго уровня – умение найти разные свойства предметов; третьего – способность ребенка обобщать, объединять предметы в группы по какому-то существенному признаку, классифицировать предметы.

В данной работе самый главный принцип – это принцип последовательности – от простого к сложному.

Для того, чтобы доказать эффективность «Логических блоков Дьенеша», проводилась диагностика на начало и конец проведения игр: дети начинают показывать высокие результаты развития мыслительных и речевых способностей.

Подводя итог, хочется отметить, что проводимая нами работа по интеллектуально — речевому развитию детей посредством игр с «Логическими блоками Дьенеша» плодотворная и интересная как для детей, так и для педагогов.

В результате у детей наблюдается увеличение объема памяти, уровня восприятия, изменилось качество знаний. У детей увеличился уровень речевого развития: расширился словарный запас; дети научились правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. Дети показывают более высокий уровень интеллектуально — речевых способностей, они стали затрачивать меньше времени на выполнение игровых упражнений. Таким образом, у старших дошкольников развивается словесно-логическое мышление, которое позволяет манипулировать рассуждениями, отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Литература:

  1. Блоки Дьенеша. Описание, игры, обзор вспомогательных альбомов // Разумный ребенок: офиц.сайт. — Режим доступа: WWW. URL.: https://mamazanuda.ru/bloky-denesha/ — 11.11.2016

  2. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский – М. : Просвещение, 1983. – 46 с.

  3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 173 с.

  4. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; ред. В. И. Журавлев ; Московский пед. ун-т. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.

  5. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М. : Наука, 1976. – 304 с.

Источник