Влияние литературы на развитие ребенка

Влияние литературы на развитие ребенка thumbnail



В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.

Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.

Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]

Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.

Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.

В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.

По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].

К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]

Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».

Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]

Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Литература:

  1. М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
  2. А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
  3. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
  4. С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
  5. В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Источник

Ирина Румянцева
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла слова, младенец с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «упражнения для пальчиков» под ритм пестушек, тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

Взрослея, слушая знакомую сказку или стихотворение, ребенок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребенок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.

Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.

Трех летний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», т. е. берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

В этом возрасте ребенок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.

Очень важно читать как можно чаще — ежедневно по 15 – 20 минут в день. При этом руководствуясь, прежде всего вкусом и пристрастиями ребенка и в тоже время, не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведения одного жанра, например сказок. Для чтения художественной литературы целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ваш ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.

Что читать ребенку 3-4 лет

Произведения, которые предлагаются ребенку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении, это могут быть сказки народные и авторские, короткие реалистичные рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские и т. п.

1. В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

2. Продолжается знакомство детей со скороговорками и загадками.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорка является веселой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие дл детей.

Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональной воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода и т. д.

Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок.

Пословица более понятна ребенку и легче им запоминается, потому что поучительный смысл, заключённый в ней поделен на части («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Поспешишь – людей насмешишь»). А поговорка дает ребенку выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький).

3. Сказка имеет особую привлекательность для детей любого возраста. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Для сказок, рекомендуемых детям младшего дошкольного возраста не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребенку эмоционально, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Слушая сказки, ребенок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, т. е. сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребенке.

К трем – четырем годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления ребенка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребенка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям – игрушкам. Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать его в свободное время.

Вовлечь ребенка в игру, развеселить его поможет и шуточная, веселая докучная сказка («Жили-были два павлина…», «Пришел медведь к броду…», «В некотором царстве…», «Рассказать тебе сказочку про белого бычка?» и др.

4. Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.

Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора.

Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотрите с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д.

Так, постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитаем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.

Источник