Влияние личности учителя на развитие ребенка

Влияние личности учителя на развитие ребенка thumbnail

Влияния учителя на развитие личности ребёнка

Несомненно, можно говорить о том, что учителя, начиная с начальной школы, по-разному влияют на развитие личности детей. Одна из главных систем в школе это система учитель-ученик и нет сомнения, что педагоги занимают центральное место, ибо они оказывают непосредственное влияние на конкретную формирующуюся личность ученика.

Специфика профессии учителя обнаруживается в постоянном общении с учащимися, у которых есть свои права, свое миропонимание, своя убежденность и свои индивидуальные особенности. Но и каждый учитель индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности. И чем ярче и самобытней его личность, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. Ученики постоянно в большей или меньшей степени испытывают влияние личностной индивидуальности учителя — его ожиданий, ценностей, интеллектуальных и творческих способностей, характера и пр.

В психолого-педагогической литературе приведено несколько классификаций стилей педагогического общения. Наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили. Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношения педагога и учащихся; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные в литературе варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Сотрудничающий педагогический стиль не означает нечто промежуточное между авторитарностью и попустительством. Этот стиль характеризуется принципиально-качественными признаками. Он требует от учителя, во-первых, способности строить обучение, развивая у учащихся глубокий учебно-познавательный интерес, мобилизуя эмоции ребенка как энергетику его психики, его учебно-познавательной деятельности, что становится возможным при собственном глубоком знании и интересе к предмету.

Такого учителя должны отличать высокая общая культура и, прежде всего, культура общения как с детьми, так и с коллегами, строящаяся на уважении к личности другого человека, к личности учащегося и на способности к самокритичности и самоанализу по отношению к себе и своему поведению.

К вопросу о понимании школьниками учебных текстов

Большое значение в процессе обучения имеет проблема понимания школьниками учебных текстов. Работа с текстом является особо важной частью учебного процесса, поэтому научный анализ понимания текстов приобретает первостепенное значение. Актуальность этой проблемы обосновывается теми проблемами образовательного процесса, которые до сих пор не решены: далеко не всегда школьники, да и студенты умеют адекватно работать с книгой, что не может не отражаться на качестве усвоения тех предметов, учебные пособия по которым прорабатываются учащимися. Разработка средств, позволяющих повлиять на процесс понимания текста, является одной из важнейших задач практической психологии образования.

Однако само понятие «понимание» имеет неоднозначную трактовку, и, прежде всего в аспекте его соотношения с понятиями осознания, уяснения, учения, усвоения, овладения, а в зарубежной психологии — understanding, comprehension. С нашей точки зрения, данные понятия можно соотнести на основе такого определения понимания, при котором оно рассматривается как выявление области задач, которые ставятся в тексте, и выявления средств, с помощью которых они могут быть решены. Таким образом, текст может быть понят в случае, если субъект учения выявил те задачи, которые поставил автор (или составитель текста) и те средства, при помощи которых можно решить эти задачи. С этой точки зрения понятие «понимание» нельзя отождествлять с понятием «уяснение», поскольку второе не привязано к определенным задачам, а только к знаниям. Учение, как и усвоение, являются более широкими, чем понимание, понятиями, и охватывают не только выявление, но и умение решать требуемые задачи, пользуясь предлагаемыми в тексте средствами.

Проблема понимания текстов также связана с проблемой «перевода» текста на понятный субъекту познания язык. C нашей точки зрения, можно разобраться в сути процесса «перевода», рассмотрев его через анализ роли научных и житейских понятий в процессе понимания текста. Не менее важное значение в процессе понимания текстов имеют стилевые особенности учащихся. У учащимися с разными стилями учения (например, «глубоким» или «поверхностным») процесс понимания текстов будет происходить по-разному и с разной продуктивностью. Существует ряд техник, применение которых направлено на модификацию процесса понимания текста.

Выявление условий суверенизации учащихся в образовательном процессе

Изменения, произошедшие в России за последние пятнадцать лет — становление рыночной экономики, расширение связей со странами Запада, в т. ч. и подписание Болонского соглашения, не могли не сказаться на изменении образа современного россиянина. Привычный образ человека, ориентированного скорее на адаптацию и потребление (в том числе и культуры), сменяется на образ человека, ориентированного на создание, созидание себя, своего жизненного пространства, человека, открытого к изменению себя и своего мира. Образование в России не может больше оставаться получением информации с последующим ее воспроизведением учащимися. Оно должно способствовать становлению самого человека в условиях меняющегося мира. На сегодняшний день складывается новое понимание образования как, прежде всего, пути и формы становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории (В.И. Слободчиков).

Главнейшим признаком суверенности является ценностное сознание. Поэтому задача ближайшего окружения детей (включая родителей, педагогов, психологов) — способствовать становлению ценностного сознания, которое проявляется уже в подростковом возрасте. Именно оно делает возможным детерминацию образа мира образом жизни после окончания школы, т.к «предполагается, что школа сформировала образ мира, более или менее законченную картину мира, в которой предстоит жить человеку», и, выпускаясь из школы, человек сможет формировать собственный образ жизни. Причиной же изменения образа жизни является открытость человека, как системная характеристика. При искаженном развитии человека как системы, обладающей «ограниченной» открытостью, суверенизация его личности становится возможной весьма ограниченно или невозможной.

Через общение с людьми в совмещенной психологической системе к человеку приходят ценности, как социальные нормы и образцы поведения. Но они не усваиваются, а «трансформируются в одно из измерений многомерного мира, превращая его в жизненный мир человека — подлинное пространство жизни», расширяя его, превращая его в действительность. Это возможно благодаря порождающему эффекту взаимодействия: «существуют такие качества явлений, которые возникают в системе, порождаются системой и обеспечивают ей возможность самодетерминации, становясь параметрами порядка, т.е. тем, на чем в открытых системах благодаря соответствию противоположностей.

Учитывая выше сказанное, одним из условий суверенизации, становления ценностного сознания человека, мы выделяем диалогическое общение, как особый вид взаимодействия, который способствует встрече соответствующих противоположностей, ввиду открытости взаимодействующих сторон.

«Учитель отвечает за то, чтобы во взаимодействии с культурой мир ребенка обретал новые мерности, расширялся и упорядочивался. Учитель организует чрезвычайный по своей значимости акт встречи ребенка с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими ребенку, т.е. способными вписаться в ценностно-смысловые координаты его жизненного мира, стать личностно значимыми для него, обрести свое место в нем», что невозможно вне диалога, ведь монологист замкнут в скорлупе лишь своего, «монологически воспринятого и понятого мира».

Итогом процесса суверенизации может выступить способность человека к самоорганизации как открытой психологической системы. Возможность сопровождения взрослыми процесса суверенизации учащегося тесно взаимосвязана со знанием того, что представляет собой ценностное сознание ребенка, его ментальное пространство и в процессе коммуникативного взаимодействия содействовать их развитию.

Таким образом, педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Список литературы
1. Беличева С. Основы превентивной психологии. — М.: Редакц. — изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 2007.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Р/на-Дону: Феникс, 2007.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 2003.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Р/на-Дону: Феникс, 2006.
5. Клочко А.В. Суверенность личности как основание психологического здоровья / А.В. Клочко, О.М. Краснорядцева. — М., 2009.

Источник

Роль педагога в формировании личности

учащегося

ПЛАН

1. Педагог — движущая сила развития ребенка

2. Взгляд ребенка на педагога

3. Личность ребенка

4. Профессиональный рост педагога

5. Задачи педагога

6. Воспитание и личность

7. Педагог — старший товарищ

«Хороший учитель — это счастливый учитель».

А. П. Крупенин.

Роль педагога в формировании личности

учащегося

Роль педагога в формировании личностных качеств учащегося огромна. Наверное, мало кто из учителей не согласится с этим. Но как часто мы помним об этом в процессе повседневной работы с детьми? Иногда мы об этом вообще забываем. Зачастую мы видим такую ситуацию: прочитав длинную нотацию с правильными и красивыми словами, педагог тут же начинает разговаривать с коллегой «по-свойски», высказывает свое мироощущение, показывает свои ценности. Ребенок видит это несоответствие, лицемерие и ханжество и начинает воспринимать слова учителя как «пустой звук».

«Двойная мораль» неуместна в воспитании: «тебе нельзя, а мне — можно».

Взрослый человек, в частности педагог, способен оказать положительное влияние на ребенка посредством своей личности только в том случае, если желаемые качества «выращены» в нем самом, являются сутью его природы.

Дети видят педагога насквозь. Они очень чутки и внимательны. Очень интересный случай описал В. А. Сухомлинский: «… Удивительная, непонятная вещь: мой требовательный, непокорный, резкий и прямолинейный в суждениях подросток замечал во мне недостатков в сто раз больше, чем я мог обнаружить в себе сам. Вот отрывок из дневника ученика: «… Учитель мой страдает «толстокожестью» при восприятии явлений окружающего мира. На его глазах мальчик обидел девочку. Он смотрит на обидчика спокойно, равнодушно. Он говорит девочке: «Придется поговорить с обидчиком. Поговорю завтра. Пусть он повторит слова, которыми тебя обидел». Проходит день, второй, учитель где-то в глубине сознания хранит мысль о том, что с обидчиком нужно поговорить. Но это только ленивая как сонный кот мысль. А обидчик в это время говорит девочке: «Ничего мне не будет. Учителя забывают о поступках своих воспитанников. Надоедает им, учителям, водиться с нами».

Мой учитель неделю назад положил на стол книжку, которую ему нужно прочесть. Каждый раз, садясь за стол, он поглядывает на книжку и принимается за что-то другое. А вчера поставил ее на полку»

Мы видим, что ребенок, подросток видит больше, чем мы думаем. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят «на расстоянии»: он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебой и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В статье «три элемента школы» К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие педагоги. А. С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К. Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: « Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

Учителю необходимо постоянно расти. Выделяют следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Обратившись к анализу содержания педагогического труда, Д. И. Писарев увидел в педагогической деятельности «обаятельную работу, за которую может приняться с удовольствием и с пользой для самого себя светлый и деятельный ум». Это творческий труд, требующий постоянного пополнения знаний, совершенствования своего мастерства. Вот почему Писарев полагал делом всех учителей и гимназической администрации постоянно следить за развитием педагогики, выписывать все лучшие отечественные и зарубежные педагогические журналы.

Писарев сформулировал задачи, которые необходимо решить учителю в руководстве учебным трудом школьников, если он хочет добиться положительных результатов и морального удовлетворения в работе. Прежде всего, нужна система продуманных упражнений для укрепления и развития умственных способностей учащихся, нужны такие методы обучения, которые способствовали бы как успешному усвоению знаний, так и развитию мыслительных способностей детей. Писарев солидаризируется с К. Д. Ушинским, осуждавшим ту методику, при которой учитель рассказывает, а ученики только слушают.

Другой необходимой задачей учителя Д. И. Писарев систематическую работу по развитию интереса детей к знаниям. Искусство учителя, по Писареву, состоит в том, чтобы разбудить в детях влечение к работе, создать условия, в которых бы сами дети в процессе самостоятельной деятельности почувствовали на себе благотворное влияние умственного труда.

Эти взгляды Писарева тесно перекликаются с современными, когда учителя видят партнером, другом, создающим условия для развития и воспитания ученика. Актуальная позиция педагога: рядом (не «над» и не «под»). Педагог обеспечивает ребенка информацией, обеспечивает ему свободу выбора, вводит его в разнообразие окружающего мира. Ребенок учится сам, а учитель — это старший товарищ, друг. Он поддерживает, помогает.

Прежде чем воспитывать, педагогу необходимо определить для себя: что такое воспитание?

Если мы формируем личность, то, что такое личность? Какие личностные качества необходимо формировать в наше время?

Существует много определений. Например, Ю. В. Василькова, Т. А. Васильков говорят так: «Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни».

Также необходимо ответить на вопрос: что такое личность?

Например, философский энциклопедический словарь С. С. Аверинцева дает такое определение:

Личность это:

1. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;

2. Индивидуальный носитель этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Педагогу также необходимо ответить и на многие другие вопросы.

Например, на вопрос о цели воспитания. Вот как характеризует цель воспитания одна из английских школ: «Наша главная воспитательная цель — понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс развития). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окружение, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям».

Все это показывает важную роль педагога в формировании личности учащегося. Педагогу необходимо быть глубоким, духовно богатым человеком.

В своей книге «Эффективный учитель» Крупенин А. Л. говорит: «Хороший учитель — это счастливый учитель»; «… Счастливый учитель — принц. Основная задача любого учителя — стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализироваться в школьниках, и только в таких условиях они могут действительно чему-то научиться: потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины».

Такой педагог как Е.Е. Кравцова рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и ребенка. Ребенок — активный субъект деятельности. Он движущая сила собственного развития. Ребенок и педагог взаимно обогащают друг друга своими субкультурами. Взрослый лишь старший товарищ, готовый прийти на помощь, когда ребенку становится трудно. Он не подавляет ребенка, не навязывает ему свою точку зрения. Педагог создает условия для адаптации в окружающем мире. Создание условий — главная задача педагога.

Педагог — это активная самостоятельная, постоянно совершенствующаяся личность.

Главная сила педагога в постоянном, непрерывном самосовершенствовании.

Список используемой литературы.

1.) Василькова В. Ю. Василькова Т. А. «Социальная педагогика», М; А; 2001 г.

2.) Занков Л. В. «Избранные педагогические труды», М; 1996 г.

3.) Крупенин А. Л. Крохина И. М. «Эффективный учитель», Ростов н/Д; 1995 г.

4.) Писарев Д. И. «Педагогическая библиотека», М; П; 1984 г.

5.) Сухомлинский В. А. «Рождение », М; 1979 г.

6.) Харламов И. Ф. «Педагогика», Минск; 2000 г.

7.) Аверинцев С. С. «Философский энциклопедический словарь», М; с/э; 1989 г.

11

Источник