Влияние культуры на развитие ребенка этнопсихология

Влияние культуры на развитие ребенка этнопсихология thumbnail

В свете нарастания остроты конфликтов молодежной среде
повышает­ся значимость понимания закономерностей социализации детей и
подрост­ков, на которые оказывает влияние специфика культуры, в которой
разви­вается ребенок. Как известно, социализация направлена на формирование
принятой в культуре модальной личности, которая включает в себя основ­ные
конфигурации черт, которые необходимы для воспроизводства и даль­нейшего
существования культуры. На социализацию существенное влия­ние оказывает тип
родительского воспитания, хотя он во многом сопоста­вим с влиянием таких
институтов социализации как детский сад и школа, а также широкое социальное
окружение. Наша задача — рассмотреть толь­ко специфику воздействия на
социализацию ребенка только его ядерной се­мьи в аспекте культуры.

Основное отличие в воспитательных воздействиях взрослых
являет­ся придание ими различной значимости тем или иным возрастным пери­одам
ребенка (Д. Мацумото), а также различное содержательное наполне­ние стадий
психосоциального развития, выделенных Э. Эриксоном. Можно утверждать, что
существует взаимосвязь между принятым в культуре нор­мативным вариантом
прохождения стадий развития и ее параметрами, вы­деленными Г. Хофстеде. При
этом каждый из параметров культур оказыва­ет наибольшее воздействие на одну из
психосоциальных стадий.

Коллективизм- индивидуализм оказывает наибольшее влияние на
мла­денчество и формирование у ребенка таких качеств как эмоциональная близость
к матери или отстраненность. Это явление находит свое отраже­ние в
сравнительных исследованиях привязанности к матери и выделении оптимальных ее
типов (уверенная в США, избегающая в Германии, амби­валентная в Японии).

Дистанция власти очень важна для развития ребенка в раннем
возрасте. Высокая дистанция (Россия, Албания, Китай) определяет сверхконтроль в
воспитательных воздействиях родителей, низкая — способствует воспита­нию ранней
самостоятельности, акцентирует необходимость индивидуаль­ной свободы, умения
делать выбор, осознавать его и нести за него ответ­ственность ( Германия,
Англия, Австрия, Швеция).

Когда ребенок активно начинает осваивать окружающий мир — в
дошколь­ном возрасте- большое значение начинает оказывать уровень избегания
не­определенности. Низкий уровень (Великобритания, Дания, Швеция, США)
способствуют формирования у детей инициативности, свободной поиско­вой
активности. Высокий (Греция, Испания, Япония, Франция, Бельгия) -активности,
ограниченной общественными правилами (нельзя капризни­чать, драться нехорошо) и
авторитетом старших (можно, то что разрешают).

Когда приходит время формирования у ребенка компетентностей
(млад­ший школьный возраст) феминность — маскулинность определяют основ­ные
устремления ребенка. В феминных культурах (Швеция, Норвегия, Да­ния, Финляндия)
акцент делается на обучение детей сотрудничеству. Важ­ным является соблюдение
их прав. К учебной успешности отношение до­вольно лояльное. К примеру, в Швеции
до 6 класса не ставятся отметки, ро­дители не имеют представление об успешности
детей. В маскулинных (Ав­стрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Мексика)
для детей важны личные достижения, обязательная успешность. Соблюдение
обязанностей строго регламентируется.

Вывод. При наличии общих закономерностях развития детей и
подрост­ков культура существенно влияет на процесс и итоги их социализации.

Источник

Влияние культуры на развитие ребенка

Современная психология развития признает, что «развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей». Все основные теории развития подвергаются проверке все в новых и новых культурах.

Представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Казалось бы, при анализе физического развития правомерна абсолютистская позиция, согласно которой оно инвариантно. В частности, есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного (сосательный, шагательный, прикосновения) не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение своих родителей. Но в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Во всяком случае, исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей.

Дж. Брунер полагает, что фактором, формирующим выбор стержневых для социального развития человека ценностных ориентации (индивидуалистической или коллективистической), является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка.

Не вызывает сомнений, что культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. В результате проведения большого количества исследований в странах с разными культурными традициями установлено, что последовательность развития комплекса привязанности универсальна, но существуют и значительные межкультурные различия.

Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. В частности, как уже отмечалось, всесторонней проверке во многих культурах подверглась теория Ж. Пиаже. Цель сравнительно-культурных исследований в этом случае состоит в попытке четко и недвусмысленно ответить на вопрос: является ли последовательность развития женевских детей, установленная Пиаже, действительно универсальной или на нее каким-либо образом влияет культура? Представляется, что прийти к разрешению этой сложной проблемы можно, лишь ответив на ряд более частных вопросов, которые и ставятся в конкретных исследованиях.

Первый вопрос – неизменен ли порядок следования стадий интеллектуального развития? Отвечая на этот вопрос, психологи единодушно признают, что стадии интеллектуального развития во всех – или, по крайней мере, во всех исследованных – культурах протекают в зафиксированном Пиаже порядке.

Второй вопрос – един ли для всех культур возраст, который Пиаже связывает с каждой стадией интеллектуального развития? Так как между культурами выявлены серьезные возрастные различия в достижении детьми стадий конкретных и формальных операций, исследователи отвечают на этот вопрос отрицательно. В целом во всех случаях темп развития в неевропейских культурах оказался более медленным, что, безусловно, свидетельствует о значительном влиянии культуры и среды.

М. Коул и С. Скрибнер выделили три вида факторов, влияющих на результаты в решении задач Пиаже детьми, принадлежащими к традиционным культурам.

1. Характер деятельности членов определенной культуры (или ее отдельной группы). Так, дети мексиканских гончаров в сравнении с детьми, родители которых имели другую профессию, достигали значимо лучших результатов в решении задач на сохранение массы и количества предметов из глины.

2. Участие в учебных ситуациях, которые характерны для школ западного типа. Действительно, дети из Сенегала и с Новой Гвинеи, посещавшие подобную школу, использовали в своих суждениях конкретные операции намного эффективнее, чем их не ходившие в школу сверстники из тех же деревень.

3. Участие в социальном взаимодействии с людьми из западных культур или соприкосновение с западными интеллектуальными ценностями. Например, результаты группы австралийских аборигенов со средней степенью контактов с европейско-австралийс-кой культурой были во всех случаях лучше результатов детей с низкой степенью контактов. А результаты не обучавшихся в школе китайских детей из Гонконга, страны, где закреплены западные интеллектуальные ценности, сопоставимы с результатами западных школьников, обучавшихся в школе.

Третий вопрос – существуют ли межкультурные различия в результатах решения задач разного типа внутри каждой стадии интеллектуального развития? На этот вопрос можно дать положительный ответ, так как во многих исследованиях обнаружены значительные вариации порядка, согласно которому дети приобретают различные познавательные навыки в рамках каждой из стадий. Полученные данные подтвердили гипотезу Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми навыками и познавательными навыками ее членов.

В целом следует признать, что проверка теории Пиаже в различных обществах выявила большее влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка, чем предполагалось первоначально.

Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский и его последователи. Исследование, проведенное А.Р. Лурия (1902-1977) в Узбекистане, со всей очевидностью показало, что с изменением основных форм деятельности в быстро трансформирующемся обществе радикально изменяется и структура познавательных процессов. Эти результаты позволяют сделать более общий вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой.

Источник

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА»

Кафедра Общей и прикладной психологии

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

(специальность 030301 Психология)

код и наименование специальности

Москва

2011

Автор: , преподаватель

Рецензенты: , кандидат психологических наук,

Доцент кафедры Общей и прикладной психологии АНО ВПО

«Православный Институт Св. Иоанна Богослова»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности__030301_Психология.

Одобрен на заседании кафедры Общей и прикладной психологии Православного института св. Иоанна Богослова (протокол №____от_____________20___г.).

Православный институт св. Иоанна Богослова, 2011.

, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины………………4

Введение………………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………..6 Тематический план……………………………………………………………………7

Программа…………………………………………………………………………….8

Литература…………………………………………………………………………..13

Вопросы для подготовки к зачету и/или экзамену….…………………………….14

1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.

Этнопсихология относится к дисциплинам Национально-регионального (вузовского) компонента (ОПД. Р.03) и не имеет требований к обязательному минимуму содержания дисциплины в соответствии с ГОС ВПО для дисциплин федерального компонента. Как отдельная дисциплина, Этнопсихология выделилась из Социальной психологии и призвана разрабатывать такие темы как психология группы, психологические особенности больших социальных общностей и др.

2. Введение.

В нынешнее неспокойное в плане национальных конфликтов время проблемы этнопсихологии приобретают приоритетное значение. Этническое самосознание является предметом исследования многих наук. К нему проявляли интерес философы, этнографы, социальные психологи, социологи. В процессе взаимодействия этих наук в вопросах касающихся этнической принадлежности и национального самосознания и выросла наука этнопсихология, одним из основных направлений которой является исследование этнического самосознания. Нуждаются в объяснении и осмыслении многие «знакомые» термины (такие как «национальный менталитет», «этнические русские», «русскоязычные» и др.), а также сравнительно новые феномены социальной мысли (такие как «этнократия» и др.)

Этнопсихология оперирует не только феноменологическими данными, (как большинство этнографических описаний), но и пытается вывести некоторые общие закономерности, показать достоверные отличия одного этноса от другого. Здесь ощущается большое влияние социальной психологии, составной частью которой этнопсихология, по сути, и является.

Учитывая молодость этнопсихологии как самостоятельной науки, данная программа ставит своей целью показать студентам отличие этнопсихологии от других наук, изучающих народы и народности, помочь разграничить предмет и объект этнопсихологии, проанализировать уже сложившуюся методологию науки, сформировать научно обоснованное представление об основных закономерностях развития этнической идентификации и этнического самосознания.

Отсюда вытекают задачи курса:

·  Показать студентам спектр проблем, изучаемых этнопсихологией.

·  Познакомить с историей возникновения этнопсихологии как науки.

·  Дать представление о различных подходах к изучению этнической идентификации и этнического самосознания.

·  Обеспечить студентов знаниями о типичных чертах «своей» общности, имеющихся у представителей различных наций.

·  Научить отличать психологические проблемы, возникающие на этнической почве, от других проблем.

·  Избавить студентов от предубеждений и негативных стереотипов относительно представителей других культур и народов.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

1.  Иметь представление: о становлении и современном состоянии и основных проблемах Этнопсихологии как самостоятельной науки

2.  Знать:

·  основные компоненты этнической идентичности,

·  этнодифференцирующие признаки,

·  этапы становления этнической идентичности,

·  этнические стереотипы и процесс стереотипизации,

·  культурную специфику моделей конфликта,

·  типы этнических конфликтов и пути их урегулирования.

3.  Уметь:

· изучать ценности иной культуры для понимания представителей данной культуры,

· оценивать этнокультурную вариативность социализации,

· работать с теоретическим содержанием курса: анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических конструкций,

· вступать в диалог, понимать и объяснять различные формы детского поведения с учетом этнической принадлежности ребенка, сотрудничать с коллегами и родителями,

· анализировать явления, факты и соответствующие педагогические ситуации, относящиеся к подростковому и юношескому возрасту, с точки зрения становления этнической идентичности у подростков,

· программировать и организовывать общение со взрослыми людьми с учетом культурной вариативности регуляторов социального поведения.

В соединении с духовно-ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на факультете, данный курс закладывает хорошую основу для дальнейшей научной и практической деятельности студентов и выпускников.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

Общая трудоемкость

82

82

82

Аудиторные занятия

40

20

12

Лекции

18

14

8

Семинарские (практические) занятия

22

6

4

Самостоятельная работа

42

62

70

НИРС

Форма итогового контроля

Бакалавриат : зачет

Специалитет: экзамен

4.  Тематический план

лекций и семинарских занятий

для студентов заочной формы обучения

Наименование разделов (тем)

Кол-во часов по учебному плану

Лекции

Семинарские занятия

1.  Этнический парадокс современности.

1

2.  Этнопсихология как междисципли-нарная область знания.

1

3.  История развития этнопсихоло-гических идей в Европе и России.

0,5

4.  Психологическое направление в американской культурантропологии.

0,5

5.  Кросс-культурные исследования.

1

6.  Основные теоретические ориентации: релятивизм, абсолютизм, универсализм.

0,5

7.  Влияние культуры на развитие ребенка.

0,5

8.  Исследование личности в этно-психологии. Национальный характер. Национальная ментальность.

0,5

1

9.  Общение и его культурный контекст.

1

10.  Культура как регулятор социального поведения.

0,5

11.  Психология межэтнических отношений. Основные компоненты этнической идентичности. Этапы ее становления.

0,5

0,5

12.  Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Этноцентризм. Этнические стереотипы.

0,5

0,5

13.  Этнические конфликты, причины их возникновыения и способы урегулирования.

0,5

1

14.  Адаптация к новой культурной среде.

0,5

ИТОГО:

8

4

5. Программа курса.

Тема№1. Этнический парадокс современности.

Этнос как психологическая общность. Определение понятий “этнос”, “общество” и “культура” и их место в этнопсихологии. Этническое возрождение как характерная черта развития человечества во второй половине ХХ столетия. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформация этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества.

Тема№2. Этнопсихология как междисциплинарная область знания.

Три ветви (или три корня) этнопсихологии: Психологическая антропология, Кросс-культурная психология и Психология межэтнических отношений. Emic — и Etic — подходы. Различие в предмете исследования в зависимости от выбранного подхода. Методы исследования. Этнос и культура как психологические понятия. о предмете этнической психологии.

Тема№3. История развития этнопсихологических идей в Европе и в России.

Зарождение этнопсихологии в истории и философии древнего мира (Геродот, Тацит, Плиний Старший). Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» у Шарля Монтескье. «Душа народа» у Иоганна Готфрида Гердера. «Народный дух» у Морица Лацаруса и Хеймана Штейнталя и их «психология народов». Психология народов Вильгельма Вундта как первая форма социально-психологического знания. Психическая этнография Русского географического общества. Развитие идеи психологии народов в трудах и . Густав Густавович Шпет о типических коллективных переживаниях (как прообразе ментальности). Культурно-историческая концепция развития высших психических функций и этнопсихология.

Тема№4. Психологическое направление в американской культурантропологии.

Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Школа Франца Боаса и теория «Культура и личность». Влияние психоанализа на этнологические исследования. Этнологическая концепция А. Кардинера. Рут Бенедикт и ее «Конфигурации культур». Маргарет Мид и создание эталона полевого исследования.

Тема№5. Кросс-культурные исследования.

Изучение перцептивных процессов Уильямом Риверсом и сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология. Межкультурные различия в подверженности зрительным иллюзиям: гипотезы «мира плотников» и «перспективной живописи». Изучение восприятия цвета для проверки гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Концепция фокусных цветов Б. Берлина и П. Кэя.

Тема№6. Основные теоретические ориентации: релятивизм, абсолютизм, универсализм.

Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: идеи Люсьена Леви-Брюля о ментальности первобытного и современного человека. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция Клода Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ.

Тема№7. Влияние культуры на развитие ребенка.

Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия. Вертикальная, горизонтальная и «непрямая» трансмиссии. Агенты социализации. Влияние культуры на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Этнография детства. Проверка теории Жана Пиаже в различных культурах. Проблема агрессивности. Отношение к родительскому контролю. Отрочество и «переход в мир взрослых».

Тема№8. Исследование личности в этнопсихологии. Национальный характер. Национальная ментальность.

Исследования универсальных (локус контроля, фемининность/ маскулинность и др.) и культурно-специфичных (филотимос и др.) личностных черт. Личностные тесты в этнопсихологии. Межкультурные исследования лексики личностных черт («Большая пятерка» глобальных измерений). Индигенные концепции личности: африканская личность, индийская личность и др. Национальный характер. Ментальность как система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов группы. . Концепция центральной зоны ментальности . Русский национальный характер и русская ментальность. Проблема нормы и патологии личности в этнопсихологии. Анализ норм психического здоровья, этнокультурной специфики психических заболеваний и измененных состояний сознания. Культурно-специфичные психотерапии.

Тема№9. Общение и его культурный контекст.

Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации: высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Экспрессивное поведение и культура. Пространственно-временная организация общения в разных культурах. Межкультурные различия в каузальной атрибуции.

Тема№10. Культура как регулятор социального поведения.

Измерения культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/ фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г. Хофстед). Культурные синдромы (Г. Триандис). Особенности индивидуалистических и коллективистских культур. Панкультурная иерархия ценностей (Ш. Шварц). Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

Тема№11. Психология межэтнических отношений.

Отношения межличностные и межэтнические. Социальная категоризация, этническая идентификация и межэтническая дифференциация. Две формы межэтнической дифференциации: сопоставление и противопоставление. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации. Стратегии поддержания позитивной этнической идентичности при неблагоприятном межгрупповом сравнении. Формирование биэтнической идентичности в мультикультурном обществе. Проблемы культурной маргинальности.

Тема№12. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Этноцентризм. Этнические стереотипы.

Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы: функции и наиболее существенные свойства. Стереотип как социальное явление, и стереотипизация как психологический процесс.

Тема№13. Этнические конфликты, причины их возникновыения и способы урегулирования.

Интерпретации причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках. Определение этнических конфликтов. Динамика конфликта с позиции психологии. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Национальные стили ведения переговоров. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: информационная модель, модель контакта, переориентация человеческой агрессии, введение надгрупповых целей, достижение надгрупповых и пересекающихся идентичностей.

Тема№14. Адаптация к новой культурной среде.

Понятие межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов.

6. Список литературы по этнопсихологии

Основная литература.

1.  Стефаненко . Учебник. М., 2009.

2.  Основы этнопсихологии. Учебник. Питер, 2004

3.  Крысько психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

Дополнительная литература.

1.  Андреева психология. М.: Аспект Пресс, 2004.

2.  Гумилев : История людей и история природы. М.: Астрель, 2010.

3.  Коул. М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997.

4.  Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

5.  Пименов : предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. , . М.: Наука, 1994.

6.  Сухарев парадигма в психологии. М.:Институт психологии РАН, 2008

7.  , Соловьева . Альбом схем. М.: 2009

8.  Шпет в этническую психологию. — СПб., 1996.

9.  Этнопсихологический словарь / под ред. . — М., 1999.

7. Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по этнопсихологии. 

1.  Этнопсихология и ее междисциплинарный статус.

2.  Основные теоретические тенденции этнопсихологических исследований: абсолютизм, релятивизм, универсализм.

3.  Основные направления этнопсихологических исследований: психологическая антропология, кросс-культурные исследования, психология межэтнических отношений

4.  Определение этноса по .

5.  Особенности emic- и etic — подходов в науке.

6.  Этническое возрождение и функции этноса.

7.  Психология народов В. Вундта.

8.  Исторические аспекты становления и развития этнопсихологии в России.

9.  Основные идеи Ф. Боаса

10.  Основные этапы развития психологической антропологии за рубежом

11.  Рут Бенедикт: Конфигурации культур.

12.  М. Мид: создание эталона полевого исследования

13.  Методы сравнительно-культурных исследований.

14.  Иллюзия Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальная иллюзия.

15.  Гипотеза «мира плотников» и ее содержание.

16.  Концепция первобытного мышления Леви-Брюля

17.  Леви-Стросс об универсальности структуры мышления представителей разных культур.

18.  Русский национальный характер и русская ментальность

19.  Социализация и инкультурация: сущность и отличие.

20.  Этнос: виды и признаки.

21.  Культурная трансмиссия: сущность и виды.

22.  Агенты социализации.

23.  Исследование социализации детей (этнография детства).

24.  Л. Леви-Брюль об особенностях дологического мышления.

25.  Ценности индивидуалистической и коллективистической культуры.

26.  Изучение ценностей как путь к познанию культуры.

27.  Культурная специфика моделей конфликта.

28.  Этническая идентичность.

29.  Этнодифференцирующие признаки.

30.  Этноцентризм и его детерминанты.

31.  Этнические стереотипы.

32.  Стереотипизация как механизм межэтнического восприятия.

33.  Этнические конфликты и их урегулирование.

34.  Адаптация к новой культурной среде, аккультурация, приспособление.

35.  Этнопсихология семейных отношений.

36.  Особенности работы в многонациональном коллективе.

Источник