Влияние кружков на развитие личности ребенка

Влияние кружков на развитие личности ребенка thumbnail

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

  Любое творчество – является духовным, преобразующим человека процессом. И дети это чувствуют интуитивно, тянутся к  нему не боясь ошибиться или быть непонятыми. Через творчество они познают мир, такой запутанный и огромный. Ища в еле заметных каракулях или ярких пятнах образы, с которыми им только предстоит познакомиться. Лист бумаги для малыша это окно в  незнакомый мир и что очень важно этот мир неповторим и  многомерен . Как же  радостно ребенку принимать от этого мира всю красоту  и новизну. Доказано, что без разумного обучения, приобщения ребенка к изобразительной и художественной культурам вообще нельзя говорить о личностном развитии малыша.

      Человек, как личность, формируется в системе разнообразных отношений в условиях художественной деятельности. Изобразительное искусство, а собственно освоение его – это огромное пространство общественных отношений, в которые вступает ребенок.

Вся творческая деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными  ему на различных ступенях развития; в ней  находят отражение некоторые  специфические  особенности его интеллекта и характера.

Задача эстетического и духовного развития в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Рисование-это не только удовольствие,но и сложный психический процесс, в ходе которого развиваются такие формы человеческой психики, как воображение и, как следствие, креативность.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Не существовало бы сказок, игр и многого другого. Я думаю, лишив человека воображения – прогресс бы остановился. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Благодаря воображению человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление. Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.  

Если искусство является средством выражения чувств, восприятия и мыслей, если оно, как средство общения, помогает нашему «я» высвободиться и вступить в многосторонние взаимоотношения с реально существующим физическим миром и с другими людьми (становясь в этом смысле фактором, способствующим слиянию личности и индивида с окружающей средой), то в ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у детей  такие черты, как

— умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей и                       то, что подлежит ещё проверке опытом; 

— гибкость в поисках решений и выдвижении идей;

— оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;

— способность к обобщению и синтезу

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Рисуя, у ребенка формируются чувство композиции, внимание, терпение, усидчивость, аккуратность, концентрация, то есть, развитие и гармонизация личности.

 Кроме этого, любой родитель будет доволен, если у его ребенка сформируется хороший вкус, умение видеть и ценить красоту окружающего мира.

Приобретается сенсорный опыт и моторные навыки. Если вы хотите, чтобы вашему  ребенку легко давалось письмо в школе и у него не уставали пальчики, пусть он больше рисует, лепит, собирает мозаику и конструктор.

Источник

Развитие творческих способностей детей

Развитие творчества – это важная часть развития ребенка в целом. Равитие творчества детей может быть как самотекущим, так и активно мотивируемым родителями и окружением. Если вы видите, что ваш ребенок обладает творческими способностями, то не давайте ему упустить такую возможность развить свои способности.
развитие творческих способностей детей, развитие творчества детей, творчество

Как начать развивать творческие способности у детей

Если ребенок маленький, знакомьте его с творчеством дома: лепите из пластелина, рисуйте, стройте, устраивате танцы с платками, погремушками, играйте на музыкальных инструментах, пойте песни, хлопайте в ладоши под музыку, слушайте музыку, устраивайте сценки или мини-спектакли пальчивых игрушек, играйте в пальчиковые игры, готовьте вместе, украшайте торты, украшайте квартиру к праздникам.
Для того, чтобы определить творческие способности детей постарше, рекомендуется водить их чаще в музеи, на выставки (соответственно возрасту или интересам), в театры и на концерты для детей. После походов на такие мероприятия интересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, а что нет. Спрашивайте, на что он обратил внимание (на танец, на костюм, на картины в декорациях, на песни). В зависимости от того, что именно ему понравилось, попробуйте поговорить с ребенком дальше на эту тему. Например, если ему понравились костюмы героев в театре, расскажите ему больше про то, откуда эти костюмы, в какую эпоху их носили, покажите картинки из интернета, где есть подобные костюмы. Словом, расширяйте кругозор ребенка в теме, что его заинтересовала.
Как это влияет на развитие творческих способностей у детей? Здесь все просто: вы даете ребенку представление о тех сферах жизни, которые связаны с творчеством. Разговоры о таких сферах жизни (танцы, песни, картины, одежда и прочее) становятся все интереснее, ребнок увлекается темой сильнее, а увлеченный ребенок впитывает в себя как губка информацию об интересующей теме. Затем ему самому захочется попробовать себя в качестве исполнителя, а не только наблюдателя.

Как развить творческие способности детей на практике

Если вы уже заметили, чем именно интересуется ваш ребенок, развивайте его интерес и творческие способности более активно.
Музыка. Если ребенок интересуется музыкой и пением, то самым верным будет развивать его творческие способности в музыкальном направлении: петь вместе с ним, набивать ритм руками или палочками, записать его в музыкальный кружок. Если еще не ясно точно, что именно в музыке нравится ребенку больше: петь или играть на инструменту, то сделайте так называемый экспресс-курсинг по каждому кружку. Поводите ребенка на каждый кружок около 1-2 месяцев, посмотрите, что ему больше понравится. Помните: развитие творческих способностей детей – это не данное природой само собой разумеещееся действо, а постепенный процесс, основанный на поддержке и интузиазме как ребенка, так и его родителей.
Рисование. Большинство детей тянутся к рисованию. Через рисунок дети бессознательно выражают свое внутреннее состояние, эмоции, беспокойства, радость, любовь, тревогу, надежды и ожидания. Чем чаще рисует ребенок, тем быстрее развивается в нем способность рисовать красиво и аккуратно. Если вы видите, что ваш ребенок рисует рисунок за рисунком, что ему нравится это дело, то позаботьтесь о развитии его творческих способностей в рисовании: рисуйте вместе с ним, позаботьтесь о приобретении хороших красок и карандашей, объясните, как нарисовать того или другого животного или предмет, понаблюдайте, что именно нравится рисовать ребенку и как он это делает.
творчество детей, развитие творческих способностей детей, развитие творчества, способности детей
Если ребенку нравится рисовать домá, помогите ему развить себя, покажите, какие могут быть нарисованные дома (интернет в помощь), как нарисовать дом в перспективе (этому можно учить маленького ребенка на самых простых примерах), как нарисовать окна. Но это еще не все, этими подсказками, вы лишь облегчите процесс воспроизведения внутреннего вид

Источник

Значение декоративно-прикладных кружков для всестороннего развития ребёнка.

Кружковая работа – одна из форм дополнительного образования и является составной частью учебно- воспитательного процесса. Она проводится в свободное от уроков время и помогает сделать досуг детей увлекательным и интересным, способствует развитию творческой, всесторонне развитой личности.

Ни для кого не секрет, что большую часть своего свободного времени современные дети проводят в сети Интернет. Какой подарок мечтает получить современный ребёнок на свой день рождения или на Новый год? Ещё не так давно дети мечтали о куклах, роликах, велосипедах. Сейчас всё изменилось. Самым лучшим, самым желанным подарком для современного ребёнка является планшет, ноутбук, компьютер.

Психологи уже давно бьют тревогу, утверждая, что неконтролируемое взаимодействие детей с компьютером, игровыми приставками, современным гаджетами негативно сказывается на формировании личности, не говоря уже о тех опасностях, которые могут подстерегать маленького доверчивого человека при общении в социальных сетях, чатах и т.п. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом — так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит. Интернет подстраивается под их нужды, предоставляя иллюзию выбора, иллюзию дружбы, иллюзию полноценной жизни.

Ребенок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, оказывается неспособным заводить новые знакомства, теряет контакт даже с теми, с кем раньше был близок. Играя в компьютерную игру, он имеет прекрасную возможность почувствовать себя сильнее, смелее, красивее. Словно по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но не реальной. В реальной жизни он не всегда может зашнуровать ботинки или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Младший школьный возраст – это период активного развития ребёнка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребёнка в разных направлениях, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свой характер.

    Каждый ребёнок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности, потребности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

    Особой популярностью среди детей младшего и среднего школьного возраста пользуются декоративно- прикладные кружки. В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

    Декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества. Ознакомление с произведениями народного декоративно- прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

    Занятия в кружке –это дарит общение со сверстниками. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Дети приходят в различные кружки в соответствии со своими интересами, а значит, там намного проще найти друзей, восполнить дефицит живого общения. При создании коллективных работ объединяться для общего дела, договариваться о выполнении объёма работы, учитывать интересы друг друга, умения действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится- помочь другому. Занятия в кружке способствуют повышению самооценки ребёнка.

    Посещая кружок, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще. Нередко успех на кружке помогает ребёнку повысить успеваемость по школьным дисциплинам.

      На кружке дети не только знакомятся с народным декоративно -прикладным творчеством- но и учатся самостоятельно выполнять полезные и нужные в повседневной жизни вещи, украшать их.

      Перед ними не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, бисер, проволока; у них развивается чувство материала, фактуры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций- здесь обилие трудовых процессов. Ребёнок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру.

      Он создаёт продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Ребёнок видит, как серьёзно оценивается его работ, поэтому и сам относится к ней всерьёз. Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир.

      При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у детей развиваются различные мыслительные операции как :анализ, синтез, сравнение, обобщение Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом.

      Что же такое мелкая моторика? Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребёнка. Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

      Процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими

        высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

        В процессе выполнения практических работ у детей воспитываются и нравственно волевые качества; трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

        И отдельно следует остановиться на эстетическом воспитании детей средствами декоративно – прикладного творчества. Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит важная роль. Именно эстетическое воспитание делает человека полноценно , всесторонне развитой личностью .

        В эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач:

        — Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д.

        — Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.

        Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.

          Источник