Влияние комплекса оживления на психическое развитие ребенка

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.
Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.
Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.
Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.
Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.
Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.
При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.
Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.
Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.
Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.
Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.
Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.
Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.
Комплекс оживления включает в себя:
— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;
— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;
— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;
— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;
— вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.
Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.
После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.
Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.
Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.
Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.
Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.
Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.
Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.
Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.
Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.
Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.
В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.
В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.
С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.
Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник
Кризис
новорожденности
Новорожденность
— совершенно своеобразный период жизни
младенца, который продолжается от
рождения до конца первого месяца жизни.
Рождение является для организма ребенка
большим потрясением. От вегетативного
физиологического существования в
относительно постоянной и зашищенной
среде он резко переходит в совершенно
новые условия. Пориод новорожденност
считают кризиснымпосколькупервые
две недели жизни ребенок адаптируется
к внешнему миру
Ребенок рождается
на свет с определенным набором рефлексов,
одни из которых обеспечивают физиологическую
адаптацию к внешнему миру и сохраняются
в дальнейшем другие имеют атавистический
характер и угасают в первый год жизни
Рефлексы новорожденного не являют
ся основой его психического развития.Ребенок гораздо меньше снабжен врожденными
формами поведения, чем детеныши животных.
Человеческие формы поведения
складьваотся у него прижизненно.
Новорожденный
обладает богатыми сенсорными возможностями
которые выражаю тся в различении и в
предпочтении определенных зрительных
и звуковых воздействий Сенсорнье
системы новорожденного настроены на
восприятие тех стимулов которье связаны
с образом человека( звуки голоса,
движущиеся предметы округлая замкнутая
форма и т. д).
Потребность в
общении со взрослым складьвается в
период новорожденности под влиянием
активных обращений и воздействий
взрослого. Мать строит сигнальнуо связь
и общение с ним. В результате материнской
активностии в конце 3-ей недели
жизни у младенца появляется зрительное
сосредоточение на лице матери и
коммуникативная улыбка адресованная
ей.Это свидетельствует о конце
периода новорожденности и о переходе
к новому периоду психического развития.
18.Основные
закономерности психического развития
ребенка в младенческом возрасте. Влияние
дефицита общения на психическое развитие
ребенка.
Показатели
психического развития ребенка в
младенческом возрасте.
Младенчество
Делится в свою
очередь на 3 этапа:
Этап 1. От 0-2 мес.
– новорожденный. Улыбка, потребность
в общении со взрослым.Этап 2. Со 2 по 6-ой
месяц. К 4-му месяцу комплекс оживленияЭтап 3. Второе
полугодие первого года.
Младенчество —
непосредственно-эмоциональное общение
ее взрослым, на его фоне и внутри него
формируются ориентировочные (потребность
во внешних раздражителях, Божович) и
сенсорноманипулятивные (Пиаже) действия.
Эмоционально-мимические средства
общения).
Первое полугодие
первого года жизни
Комплекс
оживления— ответ на воздействие
взрослого (Эльконин, Лисина, Мещерекова).
Картина радостного оживления младенца
при встрече совзрослым была названакомплексом оживления(КО). В состав
(КО) входят улыбка, замирание и зрительное
сосредоточение, двигательное оживление
I сосредоточение
— долгий взгляд
II улыбка, выражение
эмоций
III двигательное
оживление
IV вокализции,
гуление.
Ребенок со 2-го
месяца жизни начинает овладевать
способностью общения со взрослым.
Ведущая деятельность по Лисиной —
непосредственно-эмоциональное общение.
Рубинштейн: «хорошо, что мы существуем
в мире». Ситуативно-личностная форма
общения. Появление привязанности к
близкому взрослому к 5 мес.
ситуативно-личностное общение оказывает
влияние на формирование познавательной
активности, происходит процесс развития
сенсорных систем. На 5-м месяце — игрушка,
активация. Необходимость в опоре, помощи
взрослого. От ситуации слитности к
ситуации сотрудничества со взрослым.
Ребенок начинает
овладевать общественно выработанными
способами употребления предметов
(Гальперин). Теперь взрослый делает не
вместо него, а совместно с ним.
Ситуативно-личностное
общение оказывает огромное влияние на
психическое развитие младенца:
во-первых благодаря
субъективному, личностному отношению
взрослого, младенец начинает вьделять
самого себя как отдельного субъекта
общения,
во-вторых, к концу
первого полугодия формируются личностные
связи с близкими взрослыми,которые
становятся основой дальнейшего развития
ребенка;
в-третьих,
эмоциональное общение со взрослым
cmимулирут
noзнавательную
активность младенца, направленную на
cxватывание и
удержание предметa.Появление этих действий и интереса к
предметам знаменует окончание первой
половины младенчества и переход к новому
этапу психического развития ребенка
Второе полугодие
Манипулятивная
деятельность. Специфические действия
с предметами. Форма общения —
ситуативно-деловая. Появляются не только
положительные, но и отрицательные
эмоции, поведение с чужим взрослым. До
6-ти мес. дети легко адаптируются при
усыновлении. Начало формирования речи
7-8 мес. ползание, 10-14 мес. хождение,
ситуация слитности взрывается изнутри.
Возникает новая,
манипулятивная деятельность которая
выдвигается на положение ведущей. В
связи с этимвозникаетновая,ситуативно-деловая форма общения
со взрослым, которая удовлетворяет
потребность ребенка в сотрудничестве
со взрослым побуждается деловыми
мотивами и осуществляется с помощью
предметно-действенных и локомоторных
(движение в пространстве) средств.
Меняются отношения
ребенка со взрослыми:
во-первых,
благодаря
субъективному, личностному отношению
взрослого, младенец начинает по-разному
реагировать на самого себя, как на
отдельный субъект общения
во-вторых, дети
демонстрируют качественно отличное
отношение к близким и посторонним
взрослым: (с близким устанавливаются и
ярко проявляются аффективно- личностные
связи, к посторонним ребенок испытывает
недоверие и страх);
в-третьих,отношение ко взрослому определяется
удовлетворением потребности ребенка
в практическом сотрудничестве. Наличие
аффективно-личностных связей, повышает
познавательную и практически-действенную
активность ребенка.
Развивается
представление ребенка о себе. На основе
положительного самоощущения и
манипулятивной деятельности складывается
представление о самом себе как о субъекте
практической деятельности, т. е как
источнике собственных действий. Ребенок
начинает узнавать себя в зеркале, что
свидетельствует о наличии образа себя.
Младенец не
пассивное существо, реагирующее на
внешние сигналы. Он не только сам
принимает воздействие матери, но и сам
активно влияет на ее поведение и способен
к своеобразному, но полноценному диалогу.
Младенческий
возраст не является однородным периодом,
внутри него выделяются три качественно
своеобразных периода психического
развития ребенка.
Социальная | Новорожденный Неразрывное | Первое Интенсивное | Второе Впервые |
Форма общения | Ситуативно-личностная | Ситуативно-личностная | Ситуативно-деловая |
Ведущий тип | Непосредственное | Непосредственное | Манипулятивная |
Ближайшая | |||
Основные | Зрительное | Активные | Акт хватания Указательный Хотьба Появление первого |
По Фрейду | Ключевое | ||
По Пиаже | Младенец | ||
В бихевиоризме | Младенец | ||
По Эриксону | |||
По Выготскому | Рассматривал | ||
Складывающиеся |
Кризис
1 года жизни.
Почувствовал себя оторванным от
взрослого: Выготский связывал этот
кризис с прямохождением и овладением
речью.
1)
Упрямство, непослушность, требование
повышенного внимания,
2)
Попытки самостоятельных действий,независимые
от взрослых стремления
3)
Повышенная чувствительность к требованиям
взрослых, иих оценкам
4)
Повышенная капризность,
5)
Противоречивость в поведении: возникает
автономность, но она относительна, он
еще постоянно нуждается в поддержке.
Стремление
ребенка к независимости и его объективная
зависимость от взрослого составляют
главное противоречие кризиса первого
года.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник