Влияние компьютерных игр на развитие ребенка курсовая работа
Взаимоотношения ребенка и компьютера, увлечение компьютерными играми. Негативное влияние компьютера на психику. Характеристика и анализ исследования влияния компьютера на детскую психику. Рекомендации по оптимизации общения ребенка с компьютером.
Подобные документы
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма. Влияние Интернет и компьютерных игр на психику человека. Три стадии компьютерной наркомании. Общие черты компьютерной зависимости. Навязчивая потребность в Сети.
реферат, добавлен 14.03.2010
Сущность понятия «реклама», особенности ее влияния на психику человека. Социальная реклама и ее значение. Экспериментальное изучение влияния рекламы на психику человека. Рекомендации по устранению проблемы влияния рекламы на человеческую психику.
курсовая работа, добавлен 20.10.2011
Психологические особенности подросткового периода. Обзор влияния компьютера и компьютерных игр на психику подростка. Изучение особенностей ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр. Исследование степени выраженности интернет-зависимого поведения.
реферат, добавлен 14.09.2013
Ознакомление с основными цветами, которые на протяжении всей жизни встречаются человеку. Рассмотрение их влияния на психику, и в целом, на жизнь взрослого человека и ребенка. Рассмотрение положительных и отрицательных свойств отдельно взятого цвета.
статья, добавлен 11.03.2018
Краткий анализ негативных факторов, оказывающих влияние на психику детей. Оценка уровня воздействия мультиков с непонятными персонажами и жестокими сценами на психику ребенка. Развитие чувственности и воображения детей посредством просмотра мультфильмов.
доклад, добавлен 11.02.2013
Компьютерные игры в деятельности младшего школьника. Негативное влияние компьютера на личность детей. Исследование уровня компьютерной увлеченности детей и подростков. Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у этой группы.
курсовая работа, добавлен 16.11.2017
Анализ исследования влияния компьютерных игр на психику и поведенческий характер подростка. Проблема агрессивности несовершеннолетних и исследование агрессивного поведения подростков, увлекающихся компьютерными играми (при разной степени увлеченности).
реферат, добавлен 18.08.2014
Психовозрастные характеристики младшего школьного возраста. Влияние компьютера и онлайн-игр на психику подрастающего поколения, а также уровень успешности школьников. Сущностная характеристика феномена киберсоциализации в младшем школьном возрасте.
курсовая работа, добавлен 26.05.2017
История возникновения и классификация игрушек. Психолого-педагогические и гигиенические требования к детским играм. Анализ современных развлечений и их воздействий на психику ребенка. Подходы к использованию безделушек для развития личности школьника.
курсовая работа, добавлен 25.11.2014
Взаимодействие компьютера и человека: влияние на психику. Психологические типы виртуально зависимых людей. Синдром зависимости от Интернета, его сущность и диагностика. Стратегии освобождения от Интернет зависимости, симптоматика и профилактика феномена.
курсовая работа, добавлен 16.02.2011
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
2.Влияние компьютерных игр на физическое здоровье ребёнка
.Основные причины, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности
4.Компьютерные игры — это «хорошо» или «плохо»
Заключение
Введение
С развитием высоких технологий, компьютеризация глубоко вошла в нашу жизнь и компьютеры стали неотъемлемой частью нашего существования. И по кому же больше всего » ударила» компьютеризация? Конечно же, по нашим детям, что вполне понятно: они ещё не сформировались и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и главное, моден! Его усиленно рекламируют и в глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном? Компьютеры, интернет, компьютерные игры-без всего этого современный ребёнок не представляет свою жизнь.
Ребёнок и компьютерная игра-это одна из актуальнейших проблем развития ребёнка в современном мире. Родители, психологи, работники образования и социально-культурной сферы уделяют решению этой проблемы большое значение. О влияние компьютерных игры на развитие можно много дискутировать. Одни придерживаются мнения, что компьютерные игры негативно влияют на ребенка, на его здоровье, на его психику и эмоциональное состояние. Ребёнок становиться агрессивным, нервозным уходит от реальности, меньше общается со сверстниками, не уделяет внимания ни себе, ни окружающим, забывает про домашние задания, предпочитает компьютер прогулкам на свежем воздухе.
Другие утверждают, что компьютерные игры развивают логику, координацию, внимание, умение быстро принимать решения и умение планировать свои действия.
В своем реферате, изучая книги , статьи, публикации детских психологов и специалистов культурно-образовательных учреждений , я попытаюсь разобраться что же такое компьютерные игры- «хорошо» это для ребёнка или «плохо» и как глобальное увлечение компьютерными играми влияет на его здоровье, развитие и культурное воспитание.
1. Влияние компьютерных игр на эмоциональное развитие и социально-культурное воспитание ребёнка
Наблюдая за своими детьми, за детьми знакомых, соседей я заметила, что увлечение компьютерными играми занимает всё свободное от занятий время. Что делает ребенок, приходя из школы домой? Он не идёт обедать и не ложиться отдохнуть после уроков, он сразу же бежит к компьютеру, что бы пройти очередной уровень в игре. Где он обедает? Возле компьютера. Как он общается с друзьями? Через компьютер по интернету. Все разговоры сводятся к тому, кто быстрее и как прошёл очередную игру. Недавно, проходя по коридору школы, я услышала разговор двух пятиклассников. Один другому даёт диск с компьютерной игрой и говорит: «Драйвовая игра чёткая графика : трупы, лужи крови… крики, вопли и звуки отрываемых рук и ног. Разряды электричества, крики и рёв монстров. Дверь открывается и… там прямо на тебя летит оторванная нога, ты в одну секунду сразу можешь расчленить тело убитых ,классно, да?» На что второй отвечает: » Вот здорово! Суперская игра, прямо как в жизни. » Признаюсь, мне стало страшно за наше будущее поколение. Кем же они вырастут, воспитываясь на идеалах убийц и маньяков.
Заворожённость злом и идеализация садизма вызывает у детей неврастению, страхи (фобии)?! В западной психологии уже существует целый раздел — так называемая «виктимология» (от слова «victim» — «жертва»). И утверждается, что у потенциальных жертв насилия обычно бывает, мягко говоря, своеобразный характер: насильник действует на них, как удав на кролика; они и боятся его, и тянутся к нему, как загипнотизированные. Что это будут за мужчины? (Компьютерными играми, в основном, увлекаются мальчики). Даже если исковерканность характера не приведёт к нарушению половой ориентации (чего вполне можно ожидать, учитывая пропаганду безнравственности в подростково-молодёжной среде), всё равно садомазохизм ещё никому на пользу не шёл. Особенно увлечены компьютерными играми так называемые «проблемные дети»: дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками, дети с задержкой психоэмоционального развития, с гиперреактивностью, повышено возбудимые и т. п. Чем больше у ребёнка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную ( 2. 7-8 с.) Ребёнок полностью «погружён» в игру, он никого не видит не слышит. Пытаясь оторвать его от игры он сразу становиться агрессивным, нервным и без компьютера он просто не находит себе места Что же происходит, когда ребёнок садится к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает необходимые ему острые эмоции, а с другой, он испытывает ощущение физической безопасности. И в то же время ребенок «входит» в виртуальный мир не просто наблюдая за действием, как при просмотре фильма, в игре он — главный участник, более того, могущественный хозяин игры: хочу — казню, хочу — милую. Одно движение руки, и построен город. Или наоборот — уничтожено целое войско. Вот преимущества виртуального мира перед реальным. Вот почему этот яркий, красочный мир более близок и знаком детям, чем настоящий, который начинает вызывать и скуку, и отчуждение и даже страх.
. Влияние компьютерных игр на физическое здоровье ребёнка
Кроме фактов негативно влияющих на эмоциональное состояния ребенка врачи обращают внимание на ослабление физического здоровья детей увлечённых компьютерными играми.
Продолжительное и сосредоточенное смотрение на монитор приводит к зрительному переутомлению. Это в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Что приводит к сколиозу и различным заболеванием позвоночника.
Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А какое-то время тому назад в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки!
Но в то же время было отмечено улучшение памяти и внимания детей. У малышей еще нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие или эмоциональные для них детали, картинки, и здесь компьютер становится помощником. Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что ускоряет процесс запоминания и придает ему большую осмысленность.
Кроме того, необходимость быстро нажимать на нужные клавиши и сочетать действие рук с действием на экране развивает зрительно-моторную координацию. [4. 9c.]
. Основные причины, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности
Давайте всё-таки рассмотрим основные причины, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности:
А) Сходство компьютерной игры и фантазии
Происходит слияние сознания ребенка и компьютерной игры. Заметьте, именно слияние, а не привыкание. Мы не можем на это повлиять, потому что не можем ни изменить его воображения, ни переделать компьютерную игру. Именно поэтому так трудно оторвать ребенка от интересной компьютерной игры. Книги и телевизор — это пассивные источники информации, их содержанием нельзя управлять, а любой ребенок стремится управлять своей жизнью. Начинается это управление с фантазии. Ребенок представляет, как он будет сам делать что либо, как будет управлять той или иной стороной своей жизни.
Б) Желание управлять и отсутствие возможности управлять своей реальной жизнью.
А теперь подумаем, многим ли управляет ребенок в своей жизни? Если он не имеет комнаты, своего пространства или это пространство слишком мало для него, то ему намного проще остаться в мире своей фантазии. Все мы тоже были подростками и помним, как много мечтали, как проигрывали в голове различные варианты действий в важных ситуациях, как придумывали свои собственные миры, в которых были самыми главными и всем управляли потому, что мы эти миры создали сами, мы их нафантазировали. Многие увлекались чтением фантастики и приключений, просмотром фильмов такого же содержания. Что мы делаем, когда читаем книгу? Мы пытаемся представить, что сделали бы на месте героя. Или поставить героя в иную ситуацию? Или просто полюбоваться на созданный фантазией образ? Но в современном мире всё перечисленное возможно в компьютерной игре, причём настолько реалистично, что даже взрослому человеку велик соблазн поиграть. компьютерный игра ребенок контроль
Давайте разберем другую ситуацию. А если возможность есть? В действительности, многие родители дают своим детям достаточно свободы для проявления самостоятельности, а многие дети имеют собственную комнату, где они могут хозяйничать. И всё бы хорошо, но ребёнок всё равно постоянно играет в компьютерные игры. В чём причина?
В) Отсутствие опыта управления своей собственной жизнью.
Причина эта хорошо известна и родителям, и педагогам. У ребенка может просто отсутствовать опыт самостоятельности и управления. И по этой причине родители часто отказывают ребенку в самостоятельности, опасаясь за него. Вот и находит ребенок самый простой путь — получать опыт в процессе игры, чтобы этой же игрой умело управлять.
Игра — упрощенная имитация реальности, в которой разнообразие факторов и случайность сведены к минимальной необходимости, поэтому научиться управлять игрой проще, чем жизнью. .[1.инернет-источник]
Ребенку нужны образцы управления и собственный опыт, нужна не просто голая возможность, но и умения и навыки. Играя в компьютерную игру, ребенок получает: свою «территорию», возможность управлять персонажем, возможность сделать ошибку и набраться опыта, чтобы управлять ещё лучше и быть хозяином ситуации.
На вовлечение детей и подростков в компьютерную зависимость оказывают влияние конфликты доверительного общения, теплоты, внимания, безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями, ошибки в воспитании, эгоцентризм, не привитое умение общаться со сверстниками, нарушение привычных стереотипов жизни (например, развод). Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении — без взаимного уважения, псевдо солидарная».[3. 11-12с.]
4. Компьютерные игры — это «хорошо» или «плохо»
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Компьютерные игры бывают разные, есть познавательные, есть логические. Но главное- это контроль родителей за тем как наши дети проводят свой досуг в какие компьютерные игры он играет.
Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.
Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка- очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник и конечно финансовый меценат, который решает все его материальные потребности. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить — и всё! Мал ещё! Вот вырастет — пусть сидит сколько хочет, а сейчас — нечего делать!» Но позволю я вам напомнить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось, тем более когда дело касается ребенка и его интереса .Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь».
Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки путём диалога еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино… Так ни один компьютер не сможет!»[1.78-80c]И самое главное нам родителям за суетой и зарабатыванием денег и погоней за материальными благами, не забывать о самом главном, что есть в этой жизни, о своих детях, уделяя им свободное время, участвуя в их жизни уважая его интересы и помня, что ребенок, прежде всего личность со своими недостатками и достоинствами.
Заключение
Коммуникативные навыки, эмоциональную сферу и личность ребёнка, социально адаптированную, нужно формировать, прежде всего, общением с родителями и сверстниками, семейным чтением книг, сказок, прогулок по лесу, при взаимодействии с тем, что мы называем «живой природой». Виртуальная реальность и компьютерные игры не дают истинного представления об окружающем. Формируется искаженная картина мира в том случае, когда ребенка «отдают на воспитание» компьютерным играм. Запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и задача родителей, педагогов специалистов социально-культурной сферы деятельности — направить его в нужное русло, сформировать убеждения основанное на главных общечеловеческих ценностях, сделав компьютерные средства привычными, но не идеализированными и не заменяющими реальную жизнь. Сделать привлекательным обучение в школе и других учебных заведениях, преобразить программу дополнительного образования, сделать интересными различные кружки и секции, завлекая детей в дома культуры, придумывая для них различные игровые и конкурсные программы, в соответствие с интересами современного ребёнка и приобщая его к высшим ценностям материальной и духовной культуры.
Список литературы
1) Бабаева Ю.Д. «Одарённый ребёнок за компьютером».
) Медведева И.Л. «Ребёнок и компьютер».
) Цыганков В.И. журнал » Я и мой ребёнок» №5 2012г. статья «Родители-дети. Конфликт поколений».
) Шишова Т.А. «В плену у умного ящика».
5) https://www.cybermama.ru
Источник
Âëèÿíèå êîìïüþòåðíûõ èãð íà ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà. Îñíîâíûå ïðè÷èíû çàìåíû ðåàëüíîñòè èãðàìè íà êîìïüþòåðå. Ïðîáëåìà îñëàáëåíèÿ ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ äåòåé âñëåäñòâèå êîìïüþòåðíîé çàâèñèìîñòè, ïóòè åå ïðåîäîëåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
«×ÅËßÁÈÍÑÊÀß ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÀß ÀÊÀÄÅÌÈß ÊÓËÜÒÓÐÛ È ÈÑÊÓÑÑÒ»
Êóëüòóðîëîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò
Èíñòèòóò çàî÷íîãî îáó÷åíèÿ
Êàôåäðà ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîé äåÿòåëüíîñòè
Ðåôåðàò
ïî ïðåäìåòó: «Âîçðàñòíûå äèôôåðåíöèàëüíûå òåõíîëîãèè â ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîé ñôåðå»
íà òåìó: «Äåòè è êîìïüþòåðíûå èãðû»
Âûïîëíèë
ñòóäåíò(êà): 1 êóðñà ãðóïïû 102 ÑÊÄ:
Ëàðøèíà Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà
Ïðîâåðèëà:
ïðîôåññîð, êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê
Ðóñàíîâà Â.Ñ.,
×åëÿáèíñê 2013
Ââåäåíèå
Ñ ðàçâèòèåì âûñîêèõ òåõíîëîãèé, êîìïüþòåðèçàöèÿ ãëóáîêî âîøëà â íàøó æèçíü è êîìïüþòåðû ñòàëè íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ íàøåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. È ïî êîìó æå áîëüøå âñåãî « óäàðèëà» êîìïüþòåðèçàöèÿ? Êîíå÷íî æå, ïî íàøèì äåòÿì, ÷òî âïîëíå ïîíÿòíî: îíè åù¸ íå ñôîðìèðîâàëèñü è ëåãêî ïîääàþòñÿ âëèÿíèÿì. À ìèð êîìïüþòåðíûõ èãð òàê çàìàí÷èâ, êðàñî÷åí è ãëàâíîå, ìîäåí! Åãî óñèëåííî ðåêëàìèðóþò è â ðîñêîøíûõ ãëÿíöåâûõ æóðíàëàõ, è ïî ðàäèî, è ïî òåëåâèçîðó. Êòî ìîæåò óñòîÿòü ïåðåä òàêèì ñîáëàçíîì? Êîìïüþòåðû, èíòåðíåò êîìïüþòåðíûå èãðû — áåç âñåãî ýòîãî ñîâðåìåííûé ðåá¸íîê íå ïðåäñòàâëÿåò ñâîþ æèçíü.
Ðåá¸íîê è êîìïüþòåðíàÿ èãðà — ýòî îäíà èç àêòóàëüíåéøèõ ïðîáëåì ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà â ñîâðåìåííîì ìèðå. Ðîäèòåëè, ïñèõîëîãè, ðàáîòíèêè îáðàçîâàíèÿ è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîé äåÿòåëüíîñòè óäåëÿþò ðåøåíèþ ýòîé ïðîáëåìû áîëüøîå çíà÷åíèå. Î âëèÿíèå êîìïüþòåðíûõ èãðû íà ðàçâèòèå ìîæíî ìíîãî äèñêóòèðîâàòü. Îäíè ïðèäåðæèâàþòñÿ ìíåíèÿ, ÷òî êîìïüþòåðíûå èãðû íåãàòèâíî âëèÿþò íà ðåáåíêà, íà åãî çäîðîâüå, íà åãî ïñèõèêó è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ðåá¸íîê ñòàíîâèòüñÿ àãðåññèâíûì, íåðâîçíûì óõîäèò îò ðåàëüíîñòè, ìåíüøå îáùàåòñÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, íå óäåëÿåò âíèìàíèÿ íè ñåáå, íè îêðóæàþùèì, çàáûâàåò ïðî äîìàøíèå çàäàíèÿ, ïðåäïî÷èòàåò êîìïüþòåð ïðîãóëêàì íà ñâåæåì âîçäóõå.
Äðóãèå óòâåðæäàþò, ÷òî êîìïüþòåðíûå èãðû ðàçâèâàþò ëîãèêó, êîîðäèíàöèþ, âíèìàíèå, óìåíèå áûñòðî ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ è óìåíèå ïëàíèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ.
 ñâîåì ðåôåðàòå, èçó÷àÿ êíèãè, ñòàòüè, ïóáëèêàöèè äåòñêèõ ïñèõîëîãîâ è ñïåöèàëèñòîâ êóëüòóðíî-îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, ÿ ïîïûòàþñü ðàçîáðàòüñÿ ÷òî æå òàêîå êîìïüþòåðíûå èãðû — «õîðîøî» ýòî äëÿ ðåá¸íêà èëè «ïëîõî» è êàê ãëîáàëüíîå óâëå÷åíèå êîìïüþòåðíûìè èãðàìè âëèÿåò íà åãî ðàçâèòèå è êóëüòóðíîå âîñïèòàíèå.
1.Âëèÿíèå êîìïüþòåðíûõ èãð íà ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîå âîñïèòàíèå ðåá¸íêà
Íàáëþäàÿ çà ñâîèìè äåòüìè, çà äåòüìè çíàêîìûõ, ñîñåäåé ÿ çàìåòèëà, ÷òî óâëå÷åíèå êîìïüþòåðíûìè èãðàìè çàíèìàåò âñ¸ ñâîáîäíîå îò çàíÿòèé âðåìÿ. ×òî äåëàåò ðåáåíîê, ïðèõîäÿ èç øêîëû äîìîé? Îí íå èä¸ò îáåäàòü è íå ëîæèòüñÿ îòäîõíóòü ïîñëå óðîêîâ, îí ñðàçó æå áåæèò ê êîìïüþòåðó, ÷òî áû ïðîéòè î÷åðåäíîé óðîâåíü â èãðå. Ãäå îí îáåäàåò? Âîçëå êîìïüþòåðà. Êàê îí îáùàåòñÿ ñ äðóçüÿìè? ×åðåç êîìïüþòåð ïî èíòåðíåòó. Âñå ðàçãîâîðû ñâîäÿòñÿ ê òîìó, êòî áûñòðåå è êàê ïðîø¸ë î÷åðåäíóþ èãðó. Íåäàâíî, ïðîõîäÿ ïî êîðèäîðó øêîëû, ÿ óñëûøàëà ðàçãîâîð äâóõ ïÿòèêëàññíèêîâ. Îäèí äðóãîìó äà¸ò äèñê ñ êîìïüþòåðíîé èãðîé è ãîâîðèò: «Äðàéâîâàÿ èãðà ÷¸òêàÿ ãðàôèêà: òðóïû, ëóæè êðîâè êðèêè, âîïëè è çâóêè îòðûâàåìûõ ðóê è íîã. Ðàçðÿäû ýëåêòðè÷åñòâà, ð¸â ìîíñòðà.. Äâåðü îòêðûâàåòñÿ è òàì ïðÿìî íà òåáÿ ëåòèò îòîðâàííàÿ íîãà, òû ïðÿìî ñðàçó ìîæåøü ðàñ÷ëåíèòü òåëî óáèòûõ, êëàññíî, äà?» Íà ÷òî âòîðîé îòâå÷àåò: « Âîò çäîðîâî, ñàïåðñêàÿ èãðà ïðÿìî êàê â æèçíè. » Ïðèçíàþñü, ìíå ñòàëî ñòðàøíî çà íàøå áóäóùåå ïîêîëåíèå. Êåì æå îíè âûðàñòóò, âîñïèòûâàÿñü íà èäåàëàõ óáèéö è ìàíüÿêîâ.
Çàâîðîæ¸ííîñòü çëîì, ïðè òîì, ÷òî îíî âûçûâàåò ó äåòåé çà ïîðîãîâûå ñòðàõè (ôîáèè)?!  çàïàäíîé ïñèõîëîãèè óæå ñóùåñòâóåò öåëûé ðàçäåë — òàê íàçûâàåìàÿ «âèêòèìîëîãèÿ» (îò ñëîâà «victim» — «æåðòâà»). È óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî ó ïîòåíöèàëüíûõ æåðòâ íàñèëèÿ îáû÷íî áûâàåò, ìÿãêî ãîâîðÿ, ñâîåîáðàçíûé õàðàêòåð: íàñèëüíèê äåéñòâóåò íà íèõ, êàê óäàâ íà êðîëèêà; îíè è áîÿòñÿ åãî, è òÿíóòñÿ ê íåìó, êàê çàãèïíîòèçèðîâàííûå. ×òî ýòî áóäóò çà ìóæ÷èíû? (Êîìïüþòåðíûìè èãðàìè, â îñíîâíîì, óâëåêàþòñÿ ìàëü÷èêè). Äàæå åñëè èñêîâåðêàííîñòü õàðàêòåðà íå ïðèâåä¸ò ê íàðóøåíèþ ïîëîâîé îðèåíòàöèè (÷åãî âïîëíå ìîæíî îæèäàòü, ó÷èòûâàÿ ïðîïàãàíäó áåçíðàâñòâåííîñòè â ïîäðîñòêîâî-ìîëîä¸æíîé ñðåäå), âñ¸ ðàâíî ñàäîìàçîõèçì åù¸ íèêîìó íà ïîëüçó íå ø¸ë. Îñîáåííî óâëå÷åíû êîìïüþòåðíûìè èãðàìè òàê íàçûâàåìûå «ïðîáëåìíûå äåòè»: äåòè ñ çàíèæåííîé ñàìîîöåíêîé, ïëîõî óñïåâàþùèå â øêîëå, èñïûòûâàþùèå òðóäíîñòè â îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè, äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñ ãèïåððåàêòèâíîñòüþ, ïîâûøåíî âîçáóäèìûå è ò. ï. ×åì áîëüøå ó ðåá¸íêà ïñèõîëîãè÷åñêèõ áàðüåðîâ â æèçíåííîé ðåàëüíîñòè, òåì ãëóáæå îí ïîãðóæàåòñÿ â âèðòóàëüíóþ. Ðåá¸íîê ïîëíîñòüþ «ïîãðóæ¸í» â èãðó, îí íèêîãî íå âèäèò, íå ñëûøèò. Ïûòàÿñü îòîðâàòü åãî îò èãðû îí ñðàçó ñòàíîâèòüñÿ àãðåññèâíûì íåðâíûì è áåç êîìïüþòåðà îí ïðîñòî íå íàõîäèò ñåáå ìåñòà. ×òî æå ïðîèñõîäèò, êîãäà ðåá¸íîê ñàäÿòñÿ ê ýêðàíó ìîíèòîðà?  âèðòóàëüíîì ìèðå ÷åëîâåê, ñ îäíîé ñòîðîíû, ïåðåæèâàåò íåîáõîäèìûå åìó îñòðûå ýìîöèè, à ñ äðóãîé, îí èñïûòûâàåò îùóùåíèå ôèçè÷åñêîé áåçîïàñíîñòè. È â òî æå âðåìÿ ðåáåíîê «âõîäèò» â âèðòóàëüíûé ìèð íå ïðîñòî íàáëþäàÿ çà äåéñòâèåì, êàê ïðè ïðîñìîòðå ôèëüìà, â èãðå îí — ãëàâíûé ó÷àñòíèê, áîëåå òîãî, ìîãóùåñòâåííûé õîçÿèí èãðû: õî÷ó — êàçíþ, õî÷ó — ìèëóþ. Îäíî äâèæåíèå ðóêè, è ïîñòðîåí ãîðîä. Èëè íàîáîðîò — óíè÷òîæåíî öåëîå âîéñêî. Âîò ïðåèìóùåñòâà âèðòóàëüíîãî ìèðà ïåðåä ðåàëüíûì. Âîò ïî÷åìó ýòîò ÿðêèé, êðàñî÷íûé ìèð áîëåå áëèçîê è çíàêîì äåòÿì, ÷åì íàñòîÿùèé, êîòîðûé íà÷èíàåò âûçûâàòü è ñêóêó, è îò÷óæäåíèå è äàæå ñòðàõ.
2. Îñíîâíûå ïðè÷èíû, ïî êîòîðîé äåòè ïðåäïî÷èòàþò êîìïüþòåðíûå èãðû ðåàëüíîñòè
Äàâàéòå ðàññìîòðèì îñíîâíûå ïðè÷èíû, ïî êîòîðîé äåòè ïðåäïî÷èòàþò êîìïüþòåðíûå èãðû ðåàëüíîñòè:
À) Ñõîäñòâî êîìïüþòåðíîé èãðû è ôàíòàçèè — ïðîèñõîäèò ñëèÿíèå ñîçíàíèÿ ðåáåíêà è êîìïüþòåðíîé èãðû. Çàìåòüòå, èìåííî ñëèÿíèå, à íå ïðèâûêàíèå. Ìû íå ìîæåì íà ýòî ïîâëèÿòü, ïîòîìó ÷òî íå ìîæåì íè èçìåíèòü åãî âîîáðàæåíèÿ, íè ïåðåäåëàòü êîìïüþòåðíóþ èãðó. Èìåííî ïîýòîìó òàê òðóäíî îòîðâàòü ðåáåíêà îò èíòåðåñíîé êîìïüþòåðíîé èãðû. Êíèãè è òåëåâèçîð — ýòî ïàññèâíûå èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè, èõ ñîäåðæàíèåì íåëüçÿ óïðàâëÿòü, à ëþáîé ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ óïðàâëÿòü ñâîåé æèçíüþ. Íà÷èíàåòñÿ ýòî óïðàâëåíèå ñ ôàíòàçèè. Ðåáåíîê ïðåäñòàâëÿåò, êàê îí áóäåò ñàì äåëàòü ÷òî ëèáî, êàê áóäåò óïðàâëÿòü òîé èëè èíîé ñòîðîíîé ñâîåé æèçíè, è êîãäà íàñòóïàåò ìîìåíò ñàìîñòîÿòåëüíîñòè
Á) Æåëàíèå óïðàâëÿòü è îòñóòñòâèå âîçìîæíîñòè óïðàâëÿòü ñâîåé ðåàëüíîé æèçíüþ. ×åëîâåê — íå ïðîñòî àâòîìàò, à àêòèâíîå, ñîçèäàþùåå è óïðàâëÿþùåå ñóùåñòâî. Ê ðåáåíêó ýòî îòíîñèòñÿ â ïîëíîé ìåðå. Ðåáåíîê, êîòîðûé óæå óìååò îñîçíàâàòü ñåáÿ äîëæåí èìåòü ñâîþ «òåððèòîðèþ», ÷àñòü æèçíè, ãäå îí áóäåò õîçÿèíîì, ñìîæåò óïðàâëÿòü, ñîçäàâàòü è ðàçðóøàòü, áûòü íàñòîëüêî àêòèâíûì, íàñêîëüêî íåîáõîäèìî åìó, à íå äðóãèì. Äëÿ äîøêîëüíèêà ýòà «òåððèòîðèÿ» ìîæåò áûòü ñîâñåì ìàëåíüêîé, äëÿ ïîäðîñòêà — íàìíîãî áîëüøå.
À òåïåðü ïîäóìàåì, ìíîãèì ëè óïðàâëÿåò ðåáåíîê â ñâîåé æèçíè? Åñëè îí íå èìååò êîìíàòû, ñâîåãî ïðîñòðàíñòâà èëè ýòî ïðîñòðàíñòâî ñëèøêîì ìàëî äëÿ íåãî, òî åìó íàìíîãî ïðîùå îñòàòüñÿ â ìèðå ñâîåé ôàíòàçèè. Âñå ìû òîæå áûëè ïîäðîñòêàìè è ïîìíèì, êàê ìíîãî ìå÷òàëè, êàê ïðîèãðûâàëè â ãîëîâå ðàçëè÷íûå âàðèàíòû äåéñòâèé â âàæíûõ ñèòóàöèÿõ, êàê ïðèäóìûâàëè ñâîè ñîáñòâåííûå ìèðû, â êîòîðûõ áûëè ñàìûìè ãëàâíûìè è âñåì óïðàâëÿëè ïîòîìó, ÷òî ìû ýòè ìèðû ñîçäàëè, ìû èõ íàôàíòàçèðîâàëè. Ìíîãèå óâëåêàëèñü ÷òåíèåì ôàíòàñòèêè è ïðèêëþ÷åíèé, ïðîñìîòðîì ôèëüìîâ òàêîãî æå ñîäåðæàíèÿ. ×òî ìû äåëàåì êîãäà ÷èòàåì êíèãó? Ìû ïûòàåìñÿ ïðåäñòàâèòü, ÷òî ñäåëàëè áû íà ìåñòå ãåðîÿ. Èëè ïîñòàâèòü ãåðîÿ â èíóþ ñèòóàöèþ? Èëè ïðîñòî ïîëþáîâàòüñÿ íà ñîçäàííûé ôàíòàçèåé îáðàç? Âñ¸ ïåðå÷èñëåííîå âîçìîæíî â êîìïüþòåðíîé èãðå, ïðè÷¸ì íàñòîëüêî ðåàëèñòè÷íî, ÷òî äàæå âçðîñëîìó ÷åëîâåêó âåëèê ñîáëàçí ïîèãðàòü.
Äàâàéòå ðàçáåðåì äðóãóþ ñèòóàöèþ. À åñëè âîçìîæíîñòü åñòü?  äåéñòâèòåëüíîñòè, ìíîãèå ðîäèòåëè äàþò ñâîèì äåòÿì äîñòàòî÷íî ñâîáîäû äëÿ ïðîÿâëåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, à ìíîãèå äåòè èìåþò ñîáñòâåííóþ êîìíàòó, ãäå îíè ìîãóò õîçÿéíè÷àòü. È âñ¸ áû õîðîøî, íî ðåá¸íîê âñ¸ ðàâíî ïîñòîÿííî èãðàåò â êîìïüþòåðíûå èãðû.  ÷¸ì ïðè÷èíà?
Â) Îòñóòñòâèå îïûòà óïðàâëåíèÿ ñâîåé ñîáñòâåííîé æèçíüþ.
Ïðè÷èíà ýòà õîðîøî èçâåñòíà ðîäèòåëÿì. Ó ðåáåíêà ìîæåò ïðîñòî îòñóòñòâîâàòü îïûò ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è óïðàâëåíèÿ. È ïî ýòîé ïðè÷èíå ðîäèòåëè ÷àñòî îòêàçûâàþò ðåáåíêó â ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, îïàñàÿñü çà íåãî. Âîò è íàõîäèò ðåáåíîê ñàìûé ïðîñòîé ïóòü — ïîëó÷àòü îïûò â ïðîöåññå èãðû, ÷òîáû ýòîé æå èãðîé óìåëî óïðàâëÿòü.
Èãðà — óïðîùåííàÿ èìèòàöèÿ ðåàëüíîñòè, â êîòîðîé ðàçíîîáðàçèå ôàêòîðîâ è ñëó÷àéíîñòü ñâåäåíû ê ìèíèìàëüíîé íåîáõîäèìîñòè, ïîýòîìó íàó÷èòüñÿ óïðàâëÿòü èãðîé ïðîùå, ÷åì æèçíüþ. Ðåáåíêó íóæíû îáðàçöû óïðàâëåíèÿ è ñîáñòâåííûé îïûò, íóæíà íå ïðîñòî ãîëàÿ âîçìîæíîñòü, íî è óìåíèÿ è íàâûêè. Èãðàÿ â êîìïüþòåðíóþ èãðó, ðåáåíîê ïîëó÷àåò: ñâîþ «òåððèòîðèþ», âîçìîæíîñòü óïðàâëÿòü ïåðñîíàæåì, âîçìîæíîñòü ñäåëàòü îøèáêó è íàáðàòüñÿ îïûòà, ÷òîáû óïðàâëÿòü åù¸ ëó÷øå.
Íà âîâëå÷åíèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ â êîìïüþòåðíóþ çàâèñèìîñòü îêàçûâàþò âëèÿíèå êîíôëèêòû äîâåðèòåëüíîãî îáùåíèÿ, òåïëîòû, âíèìàíèÿ, áåçóñëîâíîé ëþáâè ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó èëè ìåæäó ðîäèòåëÿìè, îøèáêè â âîñïèòàíèè, ýãîöåíòðèçì, íå ïðèâèòîå óìåíèå îáùàòüñÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, íàðóøåíèå ïðèâû÷íûõ ñòåðåîòèïîâ æèçíè (íàïðèìåð, ðàçâîä). Ñëîâîì, ðå÷ü èäåò î íåáëàãîïîëó÷íûõ (èëè òîëüêî âíåøíå áëàãîïîëó÷íûõ) ñåìüÿõ. Èíîãäà ñåìüÿ âíåøíå êðåïêàÿ, ñïëî÷åííàÿ, à ïðè áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè — áåç âçàèìíîãî óâàæåíèÿ, ïñåâäî ñîëèäàðíàÿ».
3.Âëèÿíèå êîìïüþòåðíûõ èãð íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå ðåá¸íêà
êîìïüþòåðíûé èãðà êóëüòóðíûé âîñïèòàíèå
Êðîìå ôàêòîâ íåãàòèâíî âëèÿþùèõ íà ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà âðà÷è îáðàùàþò âíèìàíèå íà îñëàáëåíèå ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ äåòåé óâëå÷¸ííûõ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè.
Ïðîäîëæèòåëüíîå è ñîñðåäîòî÷åííîå ñìîòðåíèå íà ìîíèòîð ïðèâîäèò ê çðèòåëüíîìó ïåðåóòîìëåíèþ. Ýòî â ñâîþ î÷åðåäü, ìîæåò ïðèâåñòè ê ñíèæåíèþ îñòðîòû çðåíèÿ. Ðåá¸íîê ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ìîæåò ïðîâîäèòü çà êîìïüþòåðîì íå áîëåå 10-25 ìèíóò
Ñèäÿ çà êîìïüþòåðîì, ðåá¸íîê ñìîòðèò ñ îïðåäåë¸ííîãî ðàññòîÿíèÿ íà ýêðàí è îäíîâðåìåííî äåðæèò ðóêè íà êëàâèàòóðå èëè îðãàíàõ óïðàâëåíèÿ. Ýòî âûíóæäàåò åãî ïðèíÿòü îïðåäåë¸ííîå ïîëîæåíèå è íå èçìåíÿòü åãî äî êîíöà èãðû. ×òî ïðèâîäèò ê ñêîëèîçó è ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèåì ïîçâîíî÷íèêà.
Äåòñêèå âðà÷è óæå îáðàòèëè âíèìàíèå íà òî, ÷òî ñâåòîâûå ìåëüêàíèÿ íà êîìïüþòåðíîì äèñïëåå íàâÿçûâàþò ñâîè ðèòìû êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà.  ðåçóëüòàòå ó äåòåé, óâëåêàþùèõñÿ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè, ìîãóò âîçíèêíóòü ñóäîðîãè è äàæå ýïèëåïòîèäíûå ïðèñòóïû. À êàêîå-òî âðåìÿ òîìó íàçàä â ßïîíèè ðàçðàçèëñÿ ñêàíäàë, ñâÿçàííûé ñ òåì, ÷òî êîìïüþòåðíàÿ ãðàôèêà â ìóëüòôèëüìå ñïðîâîöèðîâàëà ó ìàëåíüêèõ ÿïîíöåâ ìàññîâûå ýïèëåïòè÷åñêèå ïðèïàäêè!
Íî â òî æå âðåìÿ áûëî îòìå÷åíî óëó÷øåíèå ïàìÿòè è âíèìàíèÿ äåòåé. Ó ìàëûøåé åùå íåò òàê íàçûâàåìîãî ïðîèçâîëüíîãî çàïîìèíàíèÿ, òî åñòü çàïîìèíàíèÿ ñ ïîñòàâëåííîé öåëüþ. Äåòñêàÿ ïàìÿòü íåïðîèçâîëüíà, äåòè çàïîìèíàþò òîëüêî ÿðêèå èëè ýìîöèîíàëüíûå äëÿ íèõ ñëó÷àè ëèáî äåòàëè, è çäåñü íåçàìåíèìûì ïîìîùíèêîì ñòàíîâèòñÿ êîìïüþòåð. Îí äåëàåò çíà÷èìûì è ÿðêèì ñîäåðæàíèå óñâàèâàåìîãî ìàòåðèàëà, ÷òî óñêîðÿåò ïðîöåññ çàïîìèíàíèÿ è ïðèäàåò åìó áîëüøóþ îñìûñëåííîñòü.
Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìîñòü áûñòðî íàæèìàòü íà íóæíûå êëàâèøè è ñî÷åòàòü äåéñòâèå ðóê ñ äåéñòâèåì íà ýêðàíå ðàçâèâàåò çðèòåëüíî-ìîòîðíóþ êîîðäèíàöèþ. [4. 9 c.]
4. Êîìïüþòåðíûå èãðû — ýòî «õîðîøî»èëè «ïëîõî»?
Îäíîçíà÷íî íà ýòîò âîïðîñ îòâåòèòü íåëüçÿ. Êîìïüþòåðíûå èãðû áûâàþò ðàçíûå, åñòü ïîçíàâàòåëüíûå, åñòü ëîãè÷åñêèå. Íî ãëàâíîå- ýòî êîíòðîëü ðîäèòåëåé çà òåì êàê íàøè äåòè ïðîâîäÿò ñâîé äîñóã, â êàêèå êîìïüþòåðíûå èãðû îí èãðàåò.
Àãðåññèâíîå ïðåðûâàíèå èãðû îñòàâëÿåò ãîðàçäî áîëåå ñåðüåçíûé ñëåä â äåòñêîé ïñèõèêå, ÷åì ìû ìîæåì äóìàòü. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ðåáåíêà, ðîäèòåëü åãî íå ëþáèò è íå ïîíèìàåò, åñëè íå ãîòîâ ðàçäåëèòü ñ íèì åãî ðàäîñòü. Ìû, ê ñîæàëåíèþ, ïðèâûêëè èçìåðÿòü ãëóáèíó îòíîøåíèé ñ ëþäüìè ïî òîìó, íàñêîëüêî îíè ÷óòêè ê íàì â òðóäíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ — ãîòîâû ëè îíè ðàçäåëèòü ñ íàìè áåäó? È ìû, êîíå÷íî, çíàåì ïðî ñåáÿ, ÷òî íèêîãäà íå îñòàâèì â áåäå ñâîåãî ðåáåíêà.
Íî ó äåòåé äðóãàÿ ëîãèêà. Îíè ïðèíèìàþò çàáîòó êàê íîðìó, à î ëþáâè ñóäÿò ïî òîìó, íàñêîëüêî âêëþ÷åí ðîäèòåëü â ðàäîñòíóþ ñòîðîíó æèçíè. Èäåàëüíûé ðîäèòåëü äëÿ ðåáåíêà-äîøêîëüíèêà — î÷åíü âåñåëûé è äîáðûé ÷åëîâåê, Êëîóí èëè Âîëøåáíèê. Ñ òàêèì ìîæíî îáî âñåì ïîãîâîðèòü è äîãîâîðèòüñÿ. Îí ãîòîâ åãî ñëóøàòü. Åìó îí âåðèò.
Ñòðîãàÿ ìàìà Îëè ñðàçó ïîêàçàëà ñåáÿ «çëûì» ïåðñîíàæåì. À êîìó íðàâèòñÿ ñëóøàòü çëþêó? Îëÿ ïðîòåñòîâàëà ïðîòèâ íåñïðàâåäëèâîñòè, â êàêîì-òî ñìûñëå áîðîëàñü ñî çëûìè íàìåðåíèÿìè. Ïîòîìó ÷òî «íàêàçàòü íè çà ÷òî» â ïðåäñòàâëåíèè ðåáåíêà — ýòî, êîíå÷íî, çëîäåÿíèå.
Äèñöèïëèíà è èãðà âïîëíå ñîâìåñòèìû. Íî àãðåññèÿ âçðîñëûõ òîëüêî îæåñòî÷àåò ðåáåíêà è ñîçäàåò ýôôåêò «çàïðåòíîãî ïëîäà». Ïîýòîìó, âî-ïåðâûõ, íóæíî ôîðìèðîâàòü ïðàâèëüíûå óñòàíîâêè åùå äî íà÷àëà èãðû: «Âñå äåòè òâîåãî âîçðàñòà èãðàþò ïî ïîë÷àñà», «Ìàëåíüêèå èãðàþò òîëüêî ñ ðîäèòåëÿìè». Âî-âòîðûõ, ó èãðû íà êîìïüþòåðå äîëæíû áûòü àëüòåðíàòèâíûå çàíÿòèÿ: «Êðîìå êîìïüþòåðà, ìû ìîæåì ïîèãðàòü â Ëåãî!», «À ìíå òàê íðàâèòñÿ, êàê òû èãðàåøü íà ïèàíèíî… Òàê íè îäèí êîìïüþòåð íå ñìîæåò!»
Ñàìîå ãëàâíîå íàì ðîäèòåëÿì çà ñóåòîé è çàðàáàòûâàíèåì äåíåã óäåëÿòü, íå çàáûâàòü î ñàìîì ãëàâíîì, ÷òî åñòü â ýòîé æèçíè î ñâîèõ äåòÿõ, óäåëÿÿ èì ñâîáîäíîå âðåìÿ, ó÷àñòâóÿ â èõ æèçíè óâàæàÿ åãî èíòåðåñû è ïîìíÿ, ÷òî ðåáåíîê, ïðåæäå âñåãî ëè÷íîñòü ñî ñâîèìè íåäîñòàòêàìè è äîñòîèíñòâàìè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Áàáàåâà Þ.Ä. Îäàð¸ííûé ðåá¸íîê çà êîìïüþòåðîì.
2. Ìåäâåäåâà È.Ë. Ðåá¸íîê è êîìïüþòåð.
3. Öûãàíêîâ Â.È. Æóðíàë ß è ìîé ðåá¸íîê ¹5 2012ã. ñòàòüÿ Ðîäèòåëè-äåòè. Êîíôëèêò ïîêîëåíèé.
4. Øèøîâà Ò.À. Â ïëåíó ó óìíîãî ÿùèêà.
5. https://www.cybermama.ru
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник