Влияние компьютера на развитие ребенка
Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.
На сегодняшний день трудно найти сферу, где бы не встречался компьютер. Он используется везде. Люди, не выходя из дома, могут покупать, продавать, общаться с друзьями и работать. Почти в каждой семье есть компьютер, а у кого-то их даже несколько. Наши детки растут в этой среде. Видят, как родители постоянно смотрят в яркий завораживающий экран и нажимают интересные кнопочки. Конечно, они спешат познакомиться с этой увлекательной «штукой» как можно раньше.
Нет ничего главнее и дороже здоровья наших детей. Его не купишь за деньги и не поменяешь, как использованную батарейку. Очень важно понимать, какие органы и системы малыша страдают от компьютера. И принять меры, чтобы этого не допустить.
Влияние на детское здоровье
- Зрение.
В первую очередь страдают глаза. Они находятся в постоянном напряжении. При длительном пребывании у монитора возникают такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение. Детские глазки быстро утомляются за счёт своей незрелости.
Зрение падает, и скоро придётся надевать очки. Чаще всего дети играют на ноутбуке или планшете, лёжа на диване, что усиливает нагрузку на глаза. За последние годы, по статистическим данным, в два раза чаще встречается миопия (близорукость) у первоклассников. Это свидетельствует о пагубном воздействии компьютера на зрение.
- Осанка.
Вред наносит компьютер и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Например, он играет на ноутбуке, сидя на диване, на полу, развалившись на кресле.
Спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на боли головы и в спине.
- Нервная система.
Слабая, ещё не до конца сформированная нервная система у детей даёт сбой при длительном контакте с компьютером. Проявляется это повышенной возбудимостью, плохим сном, резкой сменой настроения.
Снижается внимательность, появляется немотивированная агрессия. Впоследствии у детей развивается компьютерная зависимость. Кроме любимой «игрушки», зависимого ребёнка уже ничего не волнует.
Признаки компьютерной зависимости у детей
- реальный мир заменяется виртуальным;
- теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
- достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
- пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
- избегаются контакты с другими людьми;
- снижается аппетит;
- ухудшается сон;
- игнорируется учёба и домашние обязанности;
- проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.
Данное состояние требует врачебного вмешательства. Родителям в одиночку уже трудно справиться.
С какого возраста можно играть на компьютере?
Дети и компьютер – очень обсуждаемая тема. Считается, что чем позже дитя познакомится с электронной вычислительной машиной, тем лучше. Но нужно рассмотреть и пользу от компьютера.
Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.
В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и истерикой. Польза от этого сомнительная.
Детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3 — 4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени.
Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья:
Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха.
Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.
Выбор компьютерных игр
Компьютерная игровая индустрия не стоит на месте. Регулярно выходят новые игры, и одна лучше другой. Немало хороших игр, которые помогают детям развивать память, логику, мышление. Также некоторые игры дают раскрыться природным талантам, позволяют узнать много нового, интересного и полезного.
Главное — индивидуальный подход, при котором учитывается характер и интересы маленького «геймера». Помимо пользы, есть и вред от компьютерных игр. Он проявляется в сильном увлечении, что в итоге приводит к зависимости от компьютерных игр.
Дети перестают контролировать время, которое проводят за компьютером, забывают обо всём на свете. Как результат – переутомление, ухудшение памяти, появление проблем в школе.
Обязательно смотрите презентацию к игре, которую собираетесь купить. Убедитесь, что в ней нет насилия, чрезмерной жестокости, а также эротических сцен. Неправильно подобранная под темперамент маленького пользователя игра быстро переутомит его, окажет сильное давление на психику.
Есть очень восприимчивые дети. Они часто переносят полученные впечатления в реальный мир. Это может проявиться агрессией по отношению к окружающим людям, страхами, кошмарами по ночам, замкнутостью.
Профилактика вреда от компьютера
- организация детского места для игры в компьютер;
- правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
- хорошее и правильное освещение;
- зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
- ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
- тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
- контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.
Чем заменить компьютер?
Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.
Как разнообразить досуг?
- использовать развивающие и настольные игры;
- проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
- прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
- посещать развивающие кружки и спортивные секции;
- совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
- занятие рукоделием или другим творчеством.
И это далеко не весь список. С ребёнком можно заняться чем угодно. Главное – найти время и желание.
Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.
Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.
Источник
Развитие ребенка обусловлено разными факторами. Чем меньше возраст малыша, тем больше он нуждается в эмоциональном тепле и принятии родителей. Взрослея, он также нуждается в поддержке старших со стороны, однако его приоритеты меняются.
Так, в дошкольном возрасте, игра и проявление эмоций являются важными факторами, влияющими на развитие ребенка и благополучное становление его психики. Позже, когда он идет в школу, ведущей деятельностью становится учеба и общение со сверстниками. Последнее особенно важно, когда он растет, вступает в подростковый возраст. Там для него мнение родителей уже не является авторитетным — характер и поведение подростка определяет общение в кругу друзей.
На сегодняшний день важное место в жизни детей занимает компьютер и компьютерные игры. Они оказывают влияние на развитие ребенка, его досуг, склонности, качества характера и здоровье. В настоящее время мнения родителей по поводу влияния виртуальной реальности на психику детей разделились. Одни не видят ничего предосудительного в том, что ребенок проводит большую часть времени за компьютером — там он развивается, обучается, общается с друзьями — считают они. Другие же выступают против, и причинами отрицательного отношения называют элекромагнитное излучение, вред для позвоночника, зрения, мышечной массы, психологии детей.
На чьей стороне правда и какое влияние на самом деле оказывает компьютер на развитие ребенка? MedaboutMe попробовал разобраться и ответить на эти вопросы.
Развитие ребенка и компьютер
Когда ребенок подрастает и знакомится с компьютером, его интерес к нему очень увеличивается. Этому во многом могут способствовать родители — они показывают малышу мультики, смешные видеоролики, включают детские песенки или компьютерные игры. Некоторые родители считают, что без компьютера ребенок не может полноценно пройти все этапы развития. Это является абсолютным мифом. Развитие ребенка зависит прежде всего от его физиологических и психологических данных и того сопровождения, которое оказывают ему взрослые — родители, воспитатели, учителя.
Когда взрослые принимают активное участие в жизни малыша с начала его рождения, то определяющим фактором его развития будет не количество просмотренных электронных азбук и обучающих мультфильмов, а то, что получил ребенок в процессе живого общения. Просмотр развивающих передач и видеоуроков в этом случае не является вредным, когда имеет свою меру. Здесь мнение специалистов разделяется. Некоторые считают, что до семи лет компьютер вреден для детей, и лучше полностью заменить его творчеством. Другие на этот счет заявляют, что малыша в возрасте 3-4 лет вполне можно приучать к компьютеру.
Выбор в этом случае можно оставлять за родителями, поскольку им хорошо известна психология детей, особенности их развития и поведения.
Почему дети «зависают» в виртуальной реальности
Компьютер привлекает детей всех возрастов многообразием функций, набором ярких картинок, звуков, спецэффектов. Проводя перед монитором слишком много времени, дети могут потерять интерес ко всему, что происходит вокруг и особенно не отличается яркостью и красотой. Поэтому современным детям, привыкшим к набору быстро мелькающих картинок и какофонии звуков, бывает сложно заинтересоваться старыми сказками со смыслом или «пластилиновыми» мультфильмами.
Дети младшего и подросткового возраста все меньше подвергаются контролю родителей, потому как становятся более самостоятельными, поэтому они склонны проводить за компьютером столько времени, сколько им хочется. Родителям следует знать о том, что слишком сильное пристрастие к виртуальной реальности может быть вызвано проблемами в семейных отношениях. Часто ребята «прячутся» в играх или социальных сетях, потому что только там могут чувствовать себя нужными, сильными, способными.
Психология детей и компьютерные игры
Даже изучая специальную литературу по детской психологии, невозможно «подогнать» под нее каждого ребенка. То, что подходит одному, категорически не подходит для другого. Таким же правилом следует руководствоваться старшим, когда они раздумывают, какую роль должен играть компьютер в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос, следует знать о вреде, который он оказывает. Слишком частое сидение перед монитором снижает зрение, неправильная поза может способствовать искривлению позвоночника. Специалисты советуют детям младше семи лет не проводить за компьютерными играми больше 15 минут в день.
Психология детей такова, что постоянная виртуальная жизнь может снижать уровень психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Также риск заключается в том, что ребенок может отказаться от других видов деятельности, живого общения, забыть о том, что в мире есть ролики, велосипеды, коньки и творчество. Вся его жизнь в таком случае протекает по ту сторону монитора, что в целом отрицательно влияет на психическую деятельность — снижается успеваемости в школе, не развивается способность проживать конфликтные ситуации, заводить новые знакомства.
Ребенок, который «живет» в компьютерных играх или интернете, и у которого имеются проблемы семейного или межличностного характера, внешне может быть раздражен или напротив, апатичен. Также у него могут наблюдаться неконтролируемые вспышки агрессии. По сути, в такой ситуации, он чувствует себя комфортно только перед компьютером, в остальном он словно не в своей тарелке — общение с окружающими ему не интересно и не приносит удовольствия.
Игры с родителями и творчество
Как бы хорош и полезен ни был компьютер, он не может заменить живого человеческого общения. Особенно, чем младше дети, тем более полезными будут для них игры с родителями и совместное творчество.
Во время таких занятий ребенок учится познавать мир и взаимодействовать с людьми, получая бесценный опыт, который навсегда останется с ним.
Живое общение, тепло, забота и улыбки близких намного важнее обучающих мультфильмов. Важно, чтобы дети знали, что компьютер и интернет — это полезное средство получения знаний, приложение к повседневной жизни в семье, но никак не наоборот.
Источник
Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть не компьютер. Или несколько компьютеров. А, может, еще и планшет, поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье.
Наши дети копируют поведение своих родителей с самого детства. И еще они всегда находятся в тренде современных достижений человечества. Поэтому сейчас дети очень рано интересуются всякого рода электронными гаджетами.
Картинка из жизни. Моя мама работает дома за компьютером. С родителями живет мой брат с семьей. Его младший сын Давид, полутора лет от роду, — главный бабушкин помощник.
Как только бабушка встает из-за компьютера, Давид тут как тут, моментально оказывается на ее стуле с руками на клавиатуре. Даже если за секунду до этого он был далеко от компьютера и был занят совсем другим делом.
Скорость реакции поистине поразительная: секунда – и Давид у компьютера. Ну действительно, нельзя же, чтоб компьютер простаивал без дела, нужно срочно помочь!))) А иногда Давид находит в игрушках старую сломанную мышку, и они с бабушкой работают в две мышки. Работа спорится!)))
Тут маленький человек «работает» за компьютером. И ситуация, подобная этой, может вызвать только добрую улыбку. Совсем другое дело, если речь идет о просиживании днями и часами за мультиками, фильмами, компьютерными играми. Тут уже не до шуток и улыбок. Хотя поначалу ситуация часто недооценивается…
Многие родители позволяют своим детям с малых лет сесть за компьютер и не видят в этом ничего негативного. Мол: «Пусть учится, без знания компьютера сейчас никуда». Но очень часто через некоторое время замечают изменения в поведении ребенка. Сын или дочь становятся буквально зависимыми от этой электронной машины.
На этом этапе даже те, кто раньше и не задумывался о вреде компьютера, начинают не только задумываться, а стремительно выяснять, какое негативное влияние он оказывает. И самое главное – что с этим делать?
Очень бы хотелось, чтобы эту статью читали родители, которые только планируют познакомить ребенка с компьютером и хотят узнать, как это правильно сделать и организовать. Но в реалиях нашей жизни понимаю, что большинство родителей задумываются о поиске такой информации, когда получили первые «звоночки» в виде нарушений в поведении или здоровье детей или когда хотят привести доводы своим уже повзрослевшим детям-фанатам компьютера.
Сегодня поговорим о пользе и вреде компьютера и подобных ему электронных гаджетов. Речь пойдет о том, с какого возраста ребенку можно что-либо делать за компьютером, сколько времени можно выделять на это ребенку в разные возрастные периоды, как правильно организовать это время.
Стоит заметить, что влияние компьютера, телевизора, планшета, смартфона очень сходны и соизмеримы по последствиям. Поэтому в этой статье я нередко буду проводить параллель между этими электронными друзьями наших современных детей. Это правильно, так как если идет речь о допустимом времени нахождения у экрана, то это значит, что речь идет о любом экране (компьютера, планшета, мобильного телефона, телевизора).
В чем родители видят пользу компьютера для детей?
Вот основные доводы родителей, почему они позволяют ребенку пользоваться компьютером:
- ребенок довольно быстро приобретает новые знания и умения. С помощью детского компьютера или планшета дети быстрее осваивают алфавит и счет, чем занимаясь по-старинке (по книжкам);
- компьютер развивает стратегическое мышление – умение просчитывать действия наперед, скорость реакции, память, в некоторой степени – целеустремленность;
- он способствует развитию воображение, творческих способностей благодаря разнообразию игр и возможностей по моделированию, рисованию и так далее;
- в то время, когда ребенок занят с электронной игрушкой, родители могут заняться своими делами (ну о-о-чень важный довод!);
- благодаря возможностям современных приложений на электронные гаджеты (планшеты, смартфоны) родители могут контролировать, где находится их ребенок;
- компьютер используется для подготовки школьной домашней работы школьника (сообщения, доклады, рефераты);
- компьютер позволяет проходить онлайн обучение, не выходя из дома, совершенствоваться в своих увлечениях (например, иностранные языки, обработка видео- и фотоматериалов);
- ребенок расширяет свой кругозор.
Что по поводу взаимоотношений компьютера и ребенка думают медики и психологи?
Медики и психологи дружно приводят доводы о негативном влиянии компьютеров на ребенка. Рассмотрим основные из этих доводов.
Влияние на зрение
Природой так устроено, что человеческий глаз испытывает меньшую нагрузку при взгляде вдаль, а длительное нахождение у экрана на расстоянии до полуметра сильно напрягает орган зрения. В итоге у ребенка может развиться близорукость, которую потом придется корректировать с помощью очков.
Еще одним последствием напряженной работы глаз является так называемый синдром «сухого глаза». При внимательном всматривании и напряжении зрения мы реже моргаем. Из-за этого роговица глаза хуже омывается слезной жидкостью, недостаточно очищается и недополучает питания. Внешне это проявляется покраснением и припухлостью глаз и век. На уровне ощущений ребенок чувствует дискомфорт и раздражение конъюнктивы глаз, у него возникает желание чаще моргать или потереть глаза.
Влияние на позвоночник
При длительном сидении за компьютером чрезмерное напряжение испытывают мышцы спины. Еще в большей степени напрягаются и утомляются мышцы шеи. В свою очередь, это приводит к искривлению позвоночника.
Шейный кифоз – сутулость, S-образный сколиоз возникают, если ребенок сидит в позе нога за ногу, одна нога на стуле под ягодицами, вполоборота, свесив одну руку и плечо без опоры на стол. Мышцы спины из-за гиподинамии (малоподвижного образа жизни) становятся дряблыми. Такие мышцы не способны удержать позвоночный столб, что ведет к искривлению позвоночника уже в раннем детстве.
Нередко у таких детей диагностируется головная боль напряжения. Боль возникает из-за напряжения мышц и смещения позвонков шейного отдела позвоночника. Смещение позвонков ведет к сдавливанию кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается кровоснабжение головного мозга.
Обращайте внимание, как сидит ваш ребенок, так как проблемы с позвоночником – серьезная проблема с последствиями на всю жизнь.
Как педиатр, я наблюдаю рост сколиозов второй степени у детей младшего школьного возраста. Эти школьники еще не успели, что называется, за партами посидеть, а уже не спина, а вопросительный знак. Нетрудно догадаться, откуда пришла беда.
Малоподвижный образ жизни
Длительное неподвижное положение ребенка таит в себе массу последствий. Гиподинамия (недостаточная двигательная нагрузка) является фактором риска заболеваний суставов, сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, а также является одной из непосредственных причин бича современного человечества – ожирения.
При малоподвижном образе жизни страдает иммунитет. Давно доказано, что физическая нагрузка способствует поддержанию нормального тонуса сосудов и нормальной работе иммунной системы.
Электромагнитное излучение компьютера и телефона
Электромагнитное излучение – это электромагнитные волны, которые образуются под действием заряженных частиц и распространяются в пространстве.
От каждого компьютера, телефона, телевизора или другого электронного устройства исходит низкочастотное и радиочастотное электромагнитное излучение. По данным Всемирной организации здравоохранения, и низкочастотные, и радиочастотные волны являются канцерогенными, то есть могут спровоцировать рак.
Установлена взаимосвязь между компьютерным излучением и рядом заболеваний. Такими заболеваниями считаются сердечно-сосудистые заболевания, гормональные нарушения, заболевания иммунной, нервной, репродуктивной систем, хроническая усталость, депрессия.
Нарушения психики и поведения ребенка, связанные с компьютером
Компьютерная зависимость
Во время игры на компьютере центры головного мозга, отвечающие за удовольствие, постоянно находятся в состоянии возбуждения. Регулярное возбуждение со временем влечет за собой постоянную потребность в таком роде стимуляции, даже при кратковременной отмене этого влияния. Вот так дети попадают в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.
Дети постарше испытывают потребность несколько раз в день контролировать социальные сети, проверять электронную почту.
Сколько роликов сейчас есть в интернете, снятых самими родителями, как в буквальном смысле звереют дети после родительского запрета пользоваться компьютером! Из таких запущенных ситуаций крайне сложно найти выход без помощи психологов. Как всегда, и в этом случае легче предупредить, чем лечить. Прописные истины? Нет, закон жизни, из которого нет исключений.
Прежде всего, родители должны понимать, что зависимость возникает в случаях неограниченного пользования компьютером и подобной техникой, от недостатка родительского контроля и внимания, когда развитие, воспитание и организацию досуга родители перекладывают на электронные гаджеты.
Нарушения социализации
Дети настолько привыкают к общению в сети, что в реальном мире им трудно завести знакомства. Многие предпочитают общение в интернете, так как считают такое общение более свободным. Они не боятся осуждения со стороны незнакомых людей по ту сторону экрана монитора, но боятся общения с реальными людьми.
Реалии современного мира таковы, что имея сотни друзей в социальных сетях, в реальности настоящих друзей мы не имеем. И все чаще эта проблема касается детей…
Реальное общение со сверстниками заменяется виртуальным. А групповые игры, в том числе ролевые (дочки-матери, магазин) вытесняются из детства наших детей красочными установочными компьютерными играми. А ведь именно так мы с детства учимся взаимодействовать в социуме, договариваться с людьми.
Усталость и переутомление
Повышенная напряженность работы головного мозга, зрительной системы быстро истощает энергетические запасы организма, который вынужден работать на грани предельных возможностей. Понятно, что такой режим работы без ущерба для организма не проходит.
Раздражительность и агрессивность
При работе за компьютером, особенно во время компьютерных игр, ребенок находится в стрессовых условиях. Отчасти из-за постоянного напряжения и приобретенной зависимости от компьютера поведение ребенка меняется на раздражительное и более агрессивное.
К более жестокому и агрессивному поведению детей толкают всеми ими любимые компьютерные игры, в основе которых лежит сражение, стрельба, уничтожение, борьба с оружием.
Несформировавшаяся детская психика не способна критично относиться к происходящему на экране. Вот поэтому дети очень часто переносят «компьютерный опыт» в реальную жизнь. То и дело со всех уголков мира доносятся новости о стрельбе детей в школе или на улице. Общество пожинает плоды неразумного обращения с электронной техникой.
Негативное влияние компьютера на детский организм – это общемировая проблема. Это признано.
«Но ведь мы простые маленькие люди, не можем решить мировую проблему», – скажете вы. И не надо решать мировую проблему! Решите кусочек проблемы, который касается вас и вашей семьи. То есть начните с себя, со своей семьи, со своего ребенка. Вот поэтому не должно быть бесконтрольности, вседозволенности, потакания капризам. Выбор того, во что и сколько будет играть ребенок, должен быть за родителями.
Не так уж компьютер расширяет кругозор…
Считается, что компьютер – универсальный помощник. Стоит лишь установить новую программу или игру – и вуаля, вот тебе разнообразие, а с ним и новые возможности, и новые знания. И можно это воспринимать как расширение кругозора. Но не все так однозначно.
Как правило, компьютерные игры предполагают один, или, в лучшем случае, два варианта ответа или развития событий. В связи с этим мышление детей становится шаблонным.
Ребенок отдаляется от родителей
Часто дети, которые с раннего детства проводили много времени, играя в компьютерные игры, становятся эгоистичными. Дети изолируются в своем мирке, где у них есть какие-то игровые достижения. Родители не всегда понимают и принимают эти достижения и успехи, тем более, если такая игровая зависимость мешает учебе. Между родителями и детьми возникает непонимание, нет общности интересов, что ведет к разногласиям и еще большей агрессии.
Психологи проявляют обеспокоенность по поводу изменений в детской психике. Неоднократно проводимый психологами анализ школьных рисунков на вольную тему показывает, что в рисунках многих детей читается скрытое чувство страха, беспокойства, закрытости, необходимости обороняться. Дети рисуют оружие, битвы, монстров, зомби. Специалисты доказывают, что это тоже побочное негативное влияние избыточного общения детей с компьютерами.
Дети лишены детства
Пока ребенок сидит у экрана монитора, его детство проходит мимо. Все эти электронные гаджеты просто воруют время, которое дети должны тратить на подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.
Заблуждения родителей
Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.
Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.
Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).
Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.
Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.
В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.
С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?
Вот тут правильно было бы сказать, сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.
Это надо четко знать, чтобы не было так, что ребенок поиграл свое положенное время за компьютером и пересел к телевизору. Ведь многие родители даже работу за компьютером для подготовки домашнего задания не считают в это отведенное время, мол, ребенок не играл же – делом был занят.
Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Это как с пассивным курением, когда нахождение в одной комнате с курящим человеком оказывает такой же негативный эффект, как и непосредственно курение.
Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-3,5 лет позволять не стоит. Малыши 3-4 лет могут проводить время с электронными друзьями не больше 40 минут-1 часа в день. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа 15 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1,5 часа, а старше 10 лет – 2 часа в день.
Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно.
Родителям на заметку
Мы живем в современном мире, где много электронной техники. Вернуться в первобытный строй мы не можем. По этому поводу даже не буду говорить «к сожалению». О чем тут можно сожалеть? Мы живем в сложное интересное время в сложном интересном мире, к которому нужно приспосабливаться. Приспосабливаться и нам, и нашим детям.
Сформулирую в виде списка некоторые рекомендации родителям, которые хотят правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером и другими аналогичными электронными гаджетами.
- с самого начала четко оговорите правила использования компьютера именно в вашей семье (например, когда и сколько, только после домашних дел и уроков, не открывать и не читать письма неизвестных отправителей, нигде не регистрироваться без ведома родителей и так далее);
- контролируйте, сколько времени и чем занимается ваш ребенок за компьютером, просматривайте историю поиска;
- не оставляйте ребенка один на один с компьютером, и поэтому нецелесообразно ставить компьютер в детскую комнату;
- приучите ребенка делать паузы в работе за компьютером, делать гимнастику для глаз;
- организуйте досуг ребенка так, чтобы вам не пришлось силой его выволакивать из-за компьютера (прогулка в парк, катание на велосипеде, роликах, лыжах, поход, пикник, рыбалка). Очень важно предложить альтернативу. Просто запретить – это неправильно;
- установите программу родительского контроля на ваш компьютер, которая позволит уберечь вашего ребенка от ссылок и переходов на запрещенные сайты;
- выбирайте и устанавливайте только те игры и мультфильмы, с которыми сами уже ознакомились;
- выстраивайте доверительные отношения с вашим ребенком. Излишняя критика может подтолкнуть ребенка к виртуальному миру, так как там он чувствует успех и поддержку;
- интересуйтесь увлечениями ребенка. Старайтесь разнообразить его жизнь, предложить малышу то, что ему интересно, что позволит вытащить его из виртуального мира (секции, кружки, бассейн, музыка, домашний питомец).
Даже если вы уже столкнулись с проблемой неограниченного пользования компьютером и договориться с ребенком об ограничении времени пока не удается, выход есть. Большинство детей готовы променять игры и компьютер на время, проведенное с близкими и любимыми людьми за интересным занятием. А что именно интересно вашему ребенку, узнать нужно вам.
Научить ребенка благоразумному использованию компьютеров и телевизоров можно лишь собственным примером. Начинайте с себя. Вы можете уже не замечать за собой включенный в фоновом режиме телевизор, бесцельный поиск в интернете, просиживание времени в социальных сетях.
Есть такое правильное выражение: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что дети будут похожи на вас». Успехов вам в воспитании себя и своих детей.
О влиянии компьютера на ребенка вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.
Источник