Влияние классической музыки на развитие ребенка
Разработка методического материала учителя музыки, МХК, предмета Искусство г. Королёва Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.
Музыка, одно из древнейших видов искусств, имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и даже интеллекта. Поэтому не стоит пренебрегать этой уникальной возможностью вырастить более сложную и духовно богатую личность.
В современной школе на своих уроках учителя музыки согласно требованиям ФГОС большое внимание уделяют музыкальному развитию детей. Хотелось бы, чтобы и родители поддерживали эту традицию.
Когда стоит начинать слушать музыку ребенку? Чем раньше ребенок будет слышать музыку, тем лучше для него. Так как доказано, что, уже находясь в утробе матери, будущий человечек прекрасно слышит звуки большого мира, то начинать музыкальное воспитание стоит уже до его рождения. Стоит, правда, заметить, что не всякая музыка подходит – речь не идет о современной попсе или тяжелой рок-музыке. Самое благотворным воздействием обладает классическая симфоническая и народная музыка – она обладает способностью гармонизировать пространство и душевное состояние.
Современные психологи и врачи советуют будущим матерям слушать музыку – это не только поможет им почувствовать себя лучше, но и поможет ребенку. Чем?
• Классическая мелодичная музыка (даже если ребенок ею не занимается, а лишь является слушателем), способна влиять на многие важные моменты в развитии малыша.
• Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.
• Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причем не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.
• Приученный к музыкальным композициям ребенок обладает лучшим абстрактным мышлением, ведь его ухо «приучено» улавливать музыкальные интервалы, паузы, долготу и высоту звуков.
• Ученые выяснили, что классическая музыка прекрасно влияет на математические способности ребенка, а также на развитие его логики. Вспомните знаменитых математиков и физиков, шахматистов и даже Шерлока Холмса – многие из них любили музыку и даже сами являлись музыкантами – музыкальные занятия помогали им мыслить, приводили их мысли и рассуждения в порядок.
• Зачастую дети, с раннего возраста приученные слушать музыку, проявляют интерес к другим видам искусства, например, живописи, танцам, литературе, так как музыка развивает творческие навыки человека, усиливает их.
Современные родители все реже заботятся о музыкальном образовании своих детей, а ведь этим они лишают их целой сферы человеческого духа, обедняют его мир. Даже если ребенок, занимающийся музыкой, не станет профессиональным музыкантом, это лишь положительно повлияет и на его интеллект, и на его воображение.
Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка- это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку,
Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение.
Интересно, что по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.
Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером- успокоиться и настроиться на отдых.
А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка- это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
— Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности —Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.
— Чтобы успокоиться— Бетховен, Шуберт, Брамс.
— От напряжения в отношениях – Бах.
— Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.
— Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.
— Уменьшает злобность — Бах, Гайдн.
— Концентрация внимания- это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.
Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т.п.
Выбор музыки огромен. И можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.
Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании, ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.
Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только, что в ней содержится, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается, собственно, творческое воображение, а через него — восприятие разных сторон жизни!
В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком — учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепиано. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?
Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. В разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение, которое он исполняет.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребенок идет в десятый класс математической школы, и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем, как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.
Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке…
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных (познавательных) способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Во-первых, ребенок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определится, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребенка.
О влиянии же музыки на человека можно говорить бесконечно…
Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка – это состояние души, чувств, эмоций. Существует множество направлений в музыки, но каждый человек выбирает его сам, по настроению, по расположению внутреннего мира. Но важнее всего – это выбрать «правильную» музыку для развития детей. Классическая музыка — это музыка, которая проникает прямо в душу, развивая стремление к прекрасному.
Во все поколения, эта музыка не популярна, рассчитана не на массового потребителя, а на элитарного. Как для ребёнка, классическая музыка развивает умственные способности детей до и после рождения. К примеру, музыка Вольфганга Амадея Моцарта поможет развить у малышей пространственно-временные способности, окажет расслабляющее действие. Его произведения помогают успокоить ребёнка, способствуют быстрому укачиванию и засыпанию. Ребятам школьного возраста можно включать классическую музыку во время изучения иностранных языков, литературы или истории. На сегодняшний день очень популярны фильмы-презентации для раннего развития, которые сделаны с музыкальным сопровождением Бетховена, Шуберта, Чайковского. Ученые настаивают, что классика помогает развить творческие, интеллектуальные способности и внимание; вызывает ощущение душевного комфорта. Кроме этого, классическая музыка влияет на эстетическое восприятие мира и память ребёнка.
Родители многих детей совершают огромную ошибку, когда включают музыку различных направлений, без разбора, надеясь, что это поможет скорейшему развитию малыша. Но правильнее, нужно начать изучать творчество В. А. Моцарта, также могут подойти «Времена года» А. Л. Вивальди. Чадам постарше можно поставить Шопена, Чайковского, некоторые веселые вальсы И. Штрауса.
Исследуя работу психологов, можно заметить, что дети до первого года жизни увлеченно слушают классику в течение 20-30 секунд, уже в два года – чуть-чуть дольше, в три года жизни – по 4-5 минут. Но даже если Вы видите, что ваш ребёнок совсем не увлечён этими прекрасными композициями, то все равно включайте их – в подсознании Вашего дитя сохранится все происходящее вокруг, а значит, и музыка, которая в дальнейшем оказывает на него положительное влияние.
Так же «помощницей» в развитии детей может стать духовная музыка. Её исполняют в храмах и церквях, куда люди приходят помолиться, попросить прощения за грехи, задуматься о Вечном…Для храма писали такие композиторы, как В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, И. С. Бах, М. И. Глинка, П.Г. Чесноков, Д.С. Бортнянский и другие величайшие классики. Их произведения можно включать во время кормления ребёнка, отдыха на природе, засыпания, так как такая музыка способствует помочь уединиться, привести мысли в порядок, успокоиться и заснуть. Создаётся эффект нахождения на церковной службе. Для ребёнка это очень важный момент в его будущем развитии ума и души.
Вследствие всего вышесказанного, нужно обращать внимание не на популярность, а на истинную помощь музыки в развитии детей, в их выборе будущих интересов и жизненных ориентиров. Слушая «пустые» и «ненужные» песни, мы толкаем детей на агрессию, злость и твёрдость. Всё самое важное познаётся и укладывается в человеческой голове с детства; в том, чтобы голова была «умная», во многом зависит от музыки. Умейте правильно выбирать музыкальные произведения для своих детей, трезво оценивать её возможности помощи для Ваших чад, учитесь разбираться в музыке, и тогда вы получите результат, который вы хотели увидеть первоначально: слушая классическую и духовную музыку, Ваш ребёнок будет спокойным, уравновешенным, добрым и даже послушным. Он будет обретать мудрое мировоззрение, познавать мир с эстетической стороны, крепко обретёт православную веру и вырастет настоящим Человеком.
Источник
Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.
«Магическое» действие музыки на детей
В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:
• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.
• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.
• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.
• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.
• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.
Какую музыку можно включать детям?
Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.
Не стоит включать малышу:
• Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д. Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии. Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.
• Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.
• Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.
Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:
- Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
- Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
- Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
- Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.
- Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.
Влияние классической музыки на детей
Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются. Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.
Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка. Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А. Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея. Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.
Детские песни
Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.
Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.
Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.
Источник