Влияние кинофильмов на развитие ребенка

Currently, the movie is the most popular art form among young people. They find themselves in the heroes of movies, using their image of themselves, I copy their behavior and character traits that are not always positive.
Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4 с.104].
В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства. Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания. Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.
В.Крылов в своей статье «Кино и его влияние на человека» пишет: «В узком смысле слова кино это фильмы — всякие ужастики, боевики, приключения, мелодрамы и т. д. Жанры кино можно перечислять очень и очень долго. Иногда они смешиваются, изменяются, некоторые исчезают навсегда, а на их место «встают» новые. Так что, в «узком» понимании кино — это искусство создавать фильмы разнообразных жанров. В широком же смысле — это нечто большее, чем просто фильмы. Думаю, никто не будет спорить, что в кино отражаются какие-либо жизненные события, действия или моменты, запечатленные на пленку» [3].
В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных факторов, таких как школа, семья, общение со сверстниками, и конечно же средства массовой информации.
Киноискусство, оказывает большое влияние на подростков. Именно поэтому, в процессе формирования мировоззрения, им необходима определенная ориентация, которая должна решать две задачи: 1 — направлять на подлинные произведения киноискусства, 2 — уберечь от низких, безнравственных фильмов. Так, в своей статье, Кравченко А. А. пишет: «Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино. А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества» [2].
Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение. Если же мы смотрим фильмы ужасов, у нас возникают такие чувства как страх, негатив, и отвращение. Но стоит отметить, что на детей фильмы влияют гораздо сильнее, чем на взрослых. Когда ребенок смотрит какой-либо фильм, он выбирает из него положительных и отрицательных героев для себя, девочки представляют себя балеринами, принцессами, и другими положительными героями, мальчики представляют, что они отважные герои, которые спасают людей, и таких примеров достаточно много. Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание подростков [1].
Например, в фильме «Хорошие дети не плачут», который был снят Денниисом Ботсом в 2012 году, рассказывается история, главными героями которой являются Экки и Джоэп. Экки обычная девочка, которая училась в 6 классе, играла в футбол, а Джоэп мальчик задира, которого она считала своим врагом. После окончания 6 класса, Экки и ее друзьям нужно было разойтись по разным школам, и она считала, что это не проблема, и они все равно останутся друзьями. Но в один момент ее жизнь очень сильно меняется. После драки с Джоэпом у нее начинается сильное кровотечение из носа, и родители везут ее в больницу, где ей ставят диагноз лейкемия. В период долгого лечения ее посещают ее друзья, но Джоэп не согласен идти к ней. Через какое-то время Джоэп понимает, что должен посетить Экки, и становится для нее лучшим другом, который помогает скрасить последние месяцы ее лечения.
После просмотра данного фильма задумываешься, что иногда нужно отбросить гордость и гнев к человеку, с которым ты не ладил, и если ему нужна моральная поддержка, просто протянуть ему руку помощи. Этот фильм учит ценить жизнь, показывает, что она может измениться в любой момент. Он учит настоящей дружбе, любви, и тому, как, несмотря на разногласия, помогать человеку, который попал в беду.
Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки. Леша неуверенный в себе парень, который влюбляется в Вику, но из-за своей неуверенности не может к ней подойти и постоянно просматривает ее фотографии в интернете. После он узнает, что Вика учится в соседней школе, в ней же учится главный хулиган района, который тоже положил глаз на Вику. Периодически между их школами происходят драки, и это еще больше влияет на решение Леши заговорить с Викой. На одной из дискотек, он решается подойти к ней, после чего у них возникают взаимные чувства любви. Однажды после прогулки Леша провожал Вику домой, но около подъезда их ждал тот самый хулиган, и ей пришлось предложить парню пройти к ней домой. Когда Леша уходил, она решила проводить его до лифта, где произошел первый поцелуй. После этого, когда Леша остался дома один, он приглашает Вику к себе, где все начинается с разговора, после Леша достает из шкафа вишневый ликер, и предлагает Вике выпить. Она соглашается, и, в конце концов, все заканчивается постельной сценой.
После просмотра этого фильма, стало интересно почитать о нем отзывы людей разного возраста. Как ни странно, одним фильм понравился, и они видят в нем нечто трогательное, милое, и хорошее, не задумываясь над тем, как данный фильм может повлиять на самих подростков. Другие же пишут, что этот фильм аморален, так как к нем дети употребляют алкоголь, и в 14 лет делают большие глупости, не думая о дальнейших последствиях.
К сожалению, в наше время мы можем видеть очень много случаев ранней беременности в подростковом возрасте и беспорядочных половых связей, что нередко происходит из-за алкогольного опьянения. Из-за отсутствия должного внимания родителей подростки начинают искать ответы на все свои вопросы в интернете, в окружении друзей и подруг. Нередко подростки совершают необдуманные поступки именно из-за совета своих сверстников. Например, подруги могут посоветовать вступить с половые связи только для того, чтобы сохранить отношения с мальчиком, мальчики могут посоветовать предложить девочке алкоголь, чтобы она вступила с ними в половые отношения. К сожалению, родители не могут уберечь своих детей от этих необдуманных поступков, но могут предотвратить их, если будут больше уделять время своим детям, а не только работе и своей личной жизни. В большинстве случаев ранние половые связи происходят в тех семьях, где царит неблагоприятная обстановка для созревания подростковой психики (неблагополучные семьи).
Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, что они хотят смотреть фильмы, содержащие пошлость и разврат. Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших. Как же можно уберечь детей от безнравственных фильмов, которые не предназначены для их детской психики? В наше время это сделать будет нелегко. Когда все покупается и продается, телеканалы, не задумываясь, выпускают фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка. Это связанно с тем, что в настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения.
Среди подростков был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:
1) Сколько тебе лет? 2) Пол? 3) Какие фильмы предпочитаешь смотреть: а) 14+ б) 16+ в) 18+? 4) Какой жанр фильма ты предпочитаешь смотреть: а) Комедия, б) фантастика, в) мелодрама, г) свой вариант? 5) Смотрел ли ты фильмы «хорошие дети не плачут» и «14+ история первой любви»: а) Да б) нет? 6) Если смотрел, что ты о нем думаешь? 7) Какой твой любимый фильм? 8) Кто твой любимый герой? Почему? 9) Разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя? 10) Разговаривали ли с тобой родители на тему полового созревания?
После обработки результатов, выяснилось: на вопросы отвечали подростки от 14 до 16 лет. В опросе принимало участие 20 респондентов, из которых 70 % были мужского пола, 30 % женского. На вопрос, какие фильмы предпочитаешь смотреть, из всех отпрошенных подростков лишь (53 %) смотрят фильмы 16+, остальные предпочитают фильмы 18+. Большинство мальчиков (68 %) предпочитают смотреть фильмы ужасов и боевики. Из всех отпрошенных подростков 10 % смотрели фильм «хорошие дети не плачут» и 16 % смотрели фильм «14+ история первой любви». На вопросы «разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя» и «на тему полового созревания» подростки ответили так: (57 %) разговаривали на обе темы, (32 %) разговаривали только на тему употребления алкоголя, и (11 %) не разговаривали на эти темы.
Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время, у подростков есть легкий доступ к фильмам, даже к тем, которые предназначены для возраста 18+. К сожалению, дети давно стали вести себя, как взрослые: они начинают употреблять алкоголь, вступают в беспорядочные половые связи, рожают детей. Где же они этому научились? Ответ простой: не последнюю роль в этом сыграли фильмы (18+), которые показывают по телевидению, это социальные сети, в который дети с легкостью заходят, сидят на различных форумах и просматриваю фильмы не для их возраста. К сожалению, причиной такого поведения детей, выступают и родители. Немногие разговаривают со своими детьми на тему употребления алкоголя и полового созревания, в ходе чего дети ищут всю информацию в сети. По-видимому, это связано с тем, что в наше время родители слишком много времени проводят на работе, и у них нет возможности поговорить со своими детьми. Но к сожалению, бывают случаи, когда дети воспитываются в неблагополучной семье, где родителей кроме алкоголя ничего не интересует, и дети предоставлены сами себе.
Как бы нам ни хотелось, фильмы всегда будут показывать подросткам разные модели поведения. К счастью, или к сожалению, прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных, низких фильмов, мы можем лишь общаться со своим ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения, быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.
Литература:
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 416 с.
- Кравченко А. А. Научная статья: Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков. — 2013. — 298–304 с.
- Крылов В. А. Кино и его влияние на человека. // https://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1.
- Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — 884–887 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подросток, родитель, время, Вика, употребление алкоголя, половое созревание, фильм ужасов, подрастающее поколение.
Источник
Современный мир совсем непохож на тот, что был лет 20 назад. И сегодня трудно представить ребёнка, который не умеет пользоваться гаджетами. Дети готовы часы проводить перед телевизором или компьютером, обычно – с попустительства родителей, которые не осознают, насколько опасны такие развлечения.
Чем современный кинематограф отличается от того, что выходило на экраны лет 20 назад
А вы заметили, что старые добрые советские фильмы можно пересматривать бесконечно? И сюжет знаком, и реплики актёров знаешь наизусть, а всё-равно каждый раз смотришь, словно впервые. Добрые фильмы несли в себе глубочайший смысл. Не было спецэффектов, были лишь великолепная работа режиссёра и команды актёров.
Эти фильмы помнишь, но смотришь. Современное кино кишит бесконечной стрельбой, отсутствием искренних эмоций и переживаний. Добрые чувства и человеческие качества в фильмах завуалированы. Убивать – круто, любовь унижена до банального секса. И на этом вырастают наши дети.
Что объединяет большинство современных кинолент?
Современное отечественное и зарубежное кино характеризуется зрелищностью. Яркие спецэффекты и компьютерная графика «прикрывают» однотипные сюжеты и часто – посредственную игру актёров. Пользуются популярностью фильмы, которые ничего не имеют общего с реальной жизнью – боевики (да, стреляют у нас, но не каждый же день и не на каждой улице), фантастика (пришельцы и кибер-человеки заполонили экраны кинотеатров).
Насилие – практически в каждом отечественном телесериале. День за днём, года за годом они не сходят с экранов телевизоров, причём ограничений по времени показа нет – боевики показывают и днём, и вечером. И на это вырастают наши дети.
Есть, конечно, исключения…
Разумные родители ограничивают просмотр телесериалов и кинофильмов для своих детей. Но на популярных центральных телеканалах редко увидишь хорошие добрые мультфильмы. Как правило, они демонстрируются на специальных детских каналах, а возраст зрителей – не старше 3–5 лет.
Ребенку-дошкольнику уже неинтересны приключения Смешариков или трёх забавных котят – Коржика, Компота и Карамельки, Лунтика и его друзей. Большинство же мультфильмов для детей старшего возраста – зарубежного производства и крайне редко демонстрируются на наших телеэкранах.
Чем это опасно для психики ребёнка
Давно научно установлено, что все внешние раздражители воздействуют на сознание человека. Видеоматериалы активно используются при обучении малыша и в воспитательных целях. Комбинация видео- и звукового материала максимально воздействует на органы чувств ребёнка.
Слишком сильные эмоции, которые испытывает детский организм, оказывает большое влияние на несформировавшуюся психику. Фильмы для детей – это своего рода модель поведения, поэтому отсутствие ограничений при просмотре телевизора приводит к агрессии, отсутствию нравственных норм у детей. Особенно опасно это в подростковом возрасте.
Лёгкий доступ к фильмам, не предназначенным для детского и подросткового возраста, приводит к тому, что дети ведут себя, как взрослые: они рано начинают пробовать алкоголь и наркотики, вступают в беспорядочные половые связи. При таком образе жизни происходит постепенная деградация человека, а это уже проблема мирового масштаба. Согласны с данным утверждением?
Источник
Как известно из психологии, любые внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, способны проникать в сознание. Это свойство человеческого организма широко используется в процессах обучения и воспитания. Преподаватели применяют наглядные пособия, чтобы в доступной форме объяснить изучаемый материал. Воспитатели используют фонетический материал для психологического воздействия на своих воспитанников. В последнее время получили большую популярность презентации с использованием подборки фотографий, графики, видеоматериала, музыки и речи. Такая комбинация оказывает максимальное воздействие на главные органы чувств ребенка – глаза и уши. Эту особенность надо учитывать, когда заходит речь о том, какие фильмы следует смотреть детям.
Современный кинематограф обладает мощными средствами воздействия на психику человека. В современных фильмах используются всевозможные трехмерные и четырехмерные эффекты: объемный звук, стереоизображение, вибрация. Все это создает иллюзию полного погружения в виртуальный мир кино, в результате чего порой совершенно теряется связь с реальным миром. Если речь идет о картинах, которые повествуют о реальных событиях, необходимых для изучения, то в этом нет ничего плохого. И сказки, рассказывающие о вечной борьбе добра со злом, в определенной степени вполне допустимы для просмотра ребенком дошкольного и школьного возраста. В воспитательных целях старшим школьникам можно даже смотреть фильмы, содержащие в допустимых нормами пределах сцены насилия и эротики.
Но приходится признать, что в последнее время наблюдается некоторая деградация в кино отдельных жанров и направлений. Особенно это касается мультипликационных или, как их называют на Западе, анимационных фильмов. Казалось бы, эти фильмы, предназначенные в большинстве своем исключительно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должны содержать в себе элементы воспитания общепринятых норм и традиций. Но, к сожалению, это далеко не так. Как уже отмечалось многими кинокритиками, большинство современных мультфильмов не предназначено для просмотра детям и людям с неустойчивой психикой. Во многих из них имеются такие элементы, которые, мягко говоря, совершенно не предназначены для просмотра не то что детям, но и их родителям.
Этим «недугом» страдают не только американские анимационные фильмы, но и некоторые российские картины. Если раньше существовали различные школы российских и советских аниматоров, воспитанных на лучших традициях диснеевской школы, то сейчас явно ощущается ориентирование на «ширпотреб». Буквально все, начиная с сюжетной линии и заканчивая специальными приемами компьютерной графики, копируется из западных источников. Мало того, совместные проекты российских и американских кинематографистов создаются, как правило, на базе и под чутким руководством американских коллег.
Возможно, кинокритики сильно придираются к таким деталям и неадекватно воспринимают художественный замысел таких картин, но с учетом вышесказанного о воздействии видеоматериала на органы чувств, создателям мультфильмов следовало бы быть внимательнее. А уж воспитателям, педагогам и родителям в первую очередь следует обращать внимание на репертуар анимационных фильмов, который предпочитают их дети.
То же самое относится и к фильмам приключенческого и фантазийного жанров. Некоторые из них на первый взгляд довольно безобидны, но при внимательном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Не будем сейчас переходить на личности, упоминать конкретные фильмы и давать практические рекомендации. Каждый педагог должен, во-первых, уметь внимательно, трезво и непредвзято оценивать современные фильмы любого жанра и любой тематики. А во-вторых, он должен разработать свою собственную стратегию, чтобы правильно растолковать те детали и сцены, которые его воспитанники могли увидеть в картинах и понять неправильно.
Особо следует подчеркнуть то пренебрежительное отношение к вопросу семьи и брака, которое подавляющее большинство американских кинематографистов явно или косвенно изображают в своих фильмах. Также стоит сказать пару слов о так называемых естественных потребностях человеческого организма. Для чопорных англичан даже упоминание вскользь об этом считалось недопустимым. Впрочем, и для всей Европы вольности американских фильмов кажутся кощунством. Психологию американцев можно понять. Эта страна в своем прошлом была колонией Англии. После освобождения от влияния английской короны американцы бросили вызов британским традициям и пытались всячески досаждать снобам Туманного Альбиона. Это проявлялось во всем, начиная с манеры общения и заканчивая стилем одежды. Со временем плохие манеры стали нормой и благополучно перешли на экраны кинематографа. Но российским кинематографистам с их богатыми народными традициями не следует им подражать.
- Автор: Ольга
- Распечатать
Оцените статью:
Источник