Влияние каллиграфии на развитие ребенка
Когда я стала изучать учебники — букварь за 1959, 1962, 1980 и 2011, я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему?
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Так, что из выше изложенного я как мама, решила ввести каллиграфию тоже.
Здесь представлены различные русские старинные прописи
Источник: vk.com
Источник
Номер: 2-5
Год: 2017
Страницы: 6-9
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
- Издательство
Научное издательство «Институт стратегических исследований»
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
Область наук
- Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук
- Общественные науки в целом
Ключевые слова
здоровье, каллиграфия, младший школьник, влияние каллиграфии на здоровье, дети младшего школьного возраста, health, calligraphy, Junior high school student, the influence of calligraphy on the health of children of primary school age
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Аннотация к статье
В статье рассматриваются вопросы влияния каллиграфии на здоровье детей младшего школьного возраста.
Текст научной статьи
Каллиграфия в наше время не воспринимается как что-то ценное и нужное. Некоторые люди считают, что каллиграфия — это одно из направлений изобразительного искусства. Другие считают, что это явление уже устарело. Современная культура не отражает былую востребованность в каллиграфическом почерке. Каллиграфия — это очень древнее слово. Оно образовано от двух греческих слов, обозначающих «красоту» и «письмо». Поэтому в самом термине спрятано его определение. Каллигарфия — это способность человека писать красиво, грамотно и эстетически верно. Если просмотреть почерк большинства детей в их тетрадях, то можно обнаружить, что каллиграфический почерк сегодня встречается все реже и реже. Именно эту проблему призваны устранить занятия по каллиграфии. Но у занятий по каллиграфии есть и другие цели. Мин Тао писал о том, что когда он занимался каллиграфией, то проявлял в этом серьезность. Он не просто стремился к тому, чтобы его почерк был красивым и понятным для других людей. Он воспринимал это направление искусства, как возможность совершенствовать свою духовную личность. Каллиграфия помогает развивать такие важные качества характера, как: усидчивость, целеустремленность, уравновешенность, трудолюбие и спокойствие. Также эти занятия положительно влияют и на другие стороны личности человека [7]. Учителя начальных классов не просто стараются обучить детей письму и другим важным навыкам. Учебный процесс включает в себя элементы и воспитательной работы. Педагог несет ответственность за то, чтобы формировать у детей правильные цели, направлять их на умственное, нравственное и духовное развитие. Обучение учащихся начальных классов письму — это одно из самых сложных направлений в работе учителя младшей школы. Во время упражнений по каллиграфии с помощью специальных упражнений у детей формируются навыки, которые помогут сохранить четкий и красивый почерк даже во время быстрого письма. Каллиграфический почерк — это один из способов воспитания чувства эстетики и эмоционального развития человека. Дети учатся быть аккуратными, развивают сосредоточенность и вырабатывают привычку старательно относиться к выполнению любого задания. Каллиграфическим называют тот почерк, который сознательно жестко следует принятым в письме стандартам и имеет определенную стилизованность и украшенность [3]. Занятия по письму оказывают положительное воздействие и на физическое состояние людей. На занятиях по каллиграфии дети учатся правильно держать пальцы, ладони и запястья. А обхватывая перо, дети учатся держать запястье и руку. Все это помогает правильно развиваться мышцам рук и нервам, а также оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног. Известный врач, изучающий вопросы педагогики — В.Ф. Базарный — уже долгое время внимательно исследует, какое влияние на здоровье оказывает письмо шариковой ручкой на детей. Дело в том, что существует важное отличие между тем, как люди пишут шариковой ручкой и тем, как они пишут перьевой ручкой. Во время письма пером у ребенка постепенно вырабатывается моторный автоматизм, который созвучен с тем, как работают его биоритмы: мышцы рук работают в чередующимся режиме между усилиями и расслаблениями. Когда же ребенок пишет шариковой ручкой, то он практикует так называемое безотрывное письмо, в результате чего мышцы все время испытывают напряженность. Это угнетает нервную и мышечную систему, разрушает ритм во время формирования непроизвольной моторики. Этой теме много исследований уделено также и нашими китайскими коллегами. Юань Пу пишет о том, как каллиграфия влияет на активность мозга человека и даже на то, какова его продолжительность жизни. Существует множество видов произвольных действий. Но наиболее сложным считается письмо. На занятиях по каллиграфии дети учатся правильно держать пальцы, ладони и запястья, обхватывая перо, при письме правильно держать запястье и руку. Все это помогает правильно развиваться мышцам рук, нервной системе, а также оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног [6]. Упражнения по каллиграфии во многом похожи на гимнастику цигун. Считается, что эта китайская гимнастика позволяет изменить телосложение человека и положительно влияет на его суставы. Это также оказывает благотворное влияние на психологическое здоровье человека, помогает ему развивать тончайшие мышцы на руках, оказывает стимулирующее действие на работу мозга и способность к воображению. Это также позволяет восстановить ритм дыхания. Во время каллиграфии правая часть мозга задействована для того, чтобы чувствовать, насколько правильно рисуются линии, следить за структурой симметрии, темпом и ритмом. Юань Пу убежден в том, что изучающие каллиграфию люди гораздо лучше усваивают и запоминают новую информацию. Интересно также и то, что доказанным является положительное влияние занятий по каллиграфии на долготу жизни человека. Известные каллиграфы знамениты также и тем, что очень долго живут. Есть даже мнение, что с помощью систематических занятий по каллиграфии можно вылечить любую болезнь. Это связано с тем, что во время занятий по каллиграфии пациенты расслабляются, их эмоции успокаиваются, дыхание становится равномерным, пульс замедляется, давление снижается, а мускульное напряжение уменьшается. Подобные занятия хорошо влияют на реакцию людей, их способность ориентироваться в пространстве. Были проведены обширные исследования, которые продемонстрировали, что каллиграфическое письмо позволяет улучшить состояние больных, страдающих аутизмом, нарушением внимания людей с гиперактивностью [2]. Также были проведены исследования, в которых принимали участия дети с небольшой умственной отсталостью. Было замечено, что под воздействием каллиграфии их логическое мышление улучшилось, также стала развиваться способность к рассуждению. У пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, наблюдалось укрепление памяти, их концентрация становилась сильнее, они начинали лучше ориентироваться в пространстве и их движения стали более скоординированными. Заметно повысился позитивный настрой у тех, кто страдает депрессией и неврозами. Положительное влияние каллиграфии испытали на себе также больные диабетом и гипертонии, а также люди с психическими заболеваниями. Письмо — это один из сложнейших видов деятельности людей. И при этом письмо оказывает колоссальное развивающее влияние на мозг. Кончики пальцев, которые мы используем при письме, снабжены нервными клетками, которые интенсивно взаимодействуют с мозгом. Письмо активизирует работу этих нервов, что способствует развитию речи и мышления. Также это помогает формировать терпение и аккуратность, усердие и точность. А ведь эти черты характера очень важны и пригождаются на протяжении всей нашей жизни. Однако исследования показали, что положительное влияние от письма сходят на нет, если использовать шариковую, а не перьевую, ручку. Русские исследователи и ученые также посвятили много времени изучению воздействия каллиграфического письма на умственные способности. В Санкт-Петербурге на протяжении пятнадцати лет действовала школа каллиграфии. Она была открыта детям, имеющим трудности в умственном развитии. Интересно, что в качестве основы для процесса обучения были использованы материалы, разработанные в 19 веке. Обучение в школе придерживалось принципа: прежде чем начать изучать любые науки или ремесло, нужно заложить хороший фундамент, которым является сочетание трех качеств: способность к труду, воля и терпение. Детям, обучающимся в этом заведении, запрещали использовать шариковую ручку. Каждое занятие на любом предмете начиналось с 15 минут каллиграфии. Уже к 8 классу было очевидно, что данный подход дает хорошие плоды [4]. Были изучены письменные работы этих учеников. Специалисты были поражены тем, на что могут быть способны дети, имеющие физические или психические отклонения в развитии. Строй речи их сочинений был очень красив, упорядочен и четок. Эти дети также проявили склонность к математическим наукам, к искусству и поэзии. Многие выпускники этой школы поступили в высшие учебные заведения, некоторые даже обучались за границей. Были случаи, когда некоторым ученикам снимали инвалидность. Благодаря систематическим занятиям по каллигарфическому почерку дети приобретают аккуратность и становятся усидчивыми. Естественно, что почерк таких детей очень равномерный и плавный. Во время каллиграфии формируются кистевые мышцы, ведь эти занятия подразумевают множество движений. Эти движения характеризуются небольшими колебаниями пальцами либо большими размашистыми движениями всей руки. В советские годы был этап, когда детям целенаправленно запрещали использовать шариковые ручки. Это объяснялось тем, что шариковые ручки препятствуют развитию красивого и понятного почерка. Тем более, что шариковые ручки в то время писали намного хуже перьевых. Однако со временем стало очевидным, что шариковые ручки позволяют писать быстрее. Также шариковой ручкой проще научиться писать. Поэтому скорость и легкость освоения увеличились. Однако заметно ухудшился результат, ведь часто учителя теперь не способны понять то, что пишут их ученики в домашних заданиях. Сегодня в некоторых странах наблюдается тенденция, когда детей вообще не обучают письму. Вместо этого они набирают тексты на компьютерах — ведь это еще быстрее, чем писать. Ученые считают, что это вредно, ведь не задействуя нервные окончания пальцев рук, ребенок редко использует моторику, что негативно сказывается на его умственном развитии [1]. Абсолютно доказанным является факт, что письмо, а особенно каллиграфические занятия важны для развития усидчивости, внимательности, терпения и для развития склонности к точным наукам.
Источник
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях.
Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.
И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу.
Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Добавить комментарий.
P.S. В Германии русские мамы часто жалуются, что в первом классе дети пишут карандашом и печатными буквами.
Материалы по теме:
— Как созревает детский мозг. Что важно знать об этапах развития ребенка;
— 9 упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность. Кинезиологические упражнения для развития работы мозга.
— Как развивать мозг через движение. Текст и видео-лекция Ольги Троицкой
— Книга Пола Деннисона «Гимнастика мозга» (45 стр.) — https://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
Источник