Влияние эндогенных факторов на развитие ребенка

Рост— количественное увеличение размеров тела.
Развитие— приобретение качественных свойств.
Принципы роста и развития:
1. Неравномерность роста и развития;
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;
3. Обусловленность роста и развития полом;
4. Обусловленность роста и развития факторами наследственности и окружающей среды.
Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония.
Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма— его интенсивный рост:чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.
В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. В антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные)иэкзогенные (или средовые).
Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.
Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.
Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза: генетический контроль действует на протяжении всего периода роста, однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.
В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.
В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.
Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.
Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания.
Источник
Рост— количественное увеличение размеров тела.
Развитие— приобретение качественных свойств.
Принципы роста и развития:
1. Неравномерность роста и развития;
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;
3. Обусловленность роста и развития полом;
4. Обусловленность роста и развития факторами наследственности и окружающей среды.
Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония.
Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма— его интенсивный рост:чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.
В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. В антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные)иэкзогенные (или средовые).
Экзогенные факторы — социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.
Человек — социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития.
Одна из важнейших причин морфофункциональных различий — это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.
Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.
Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.
Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).
Источник
Понятия: эндогенный и экзогенный, определяют факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Владея информацией о причине возникновения заболевания, можно успешнее с ним справится и/или предупредить развитие.
Различные раздражители внешней среды относятся к экзогенным факторам. Причины, которые возникают из-за особенностей организма, то есть внутренних причин – эндогенные. Обе эти группы нужно рассматривать в совокупности, так как внутреннее состояние человека напрямую зависит от условий его проживания.
Что относится к экзогенным факторам?
Экзогенные факторы – это механические, химические, физические и биологические группы. Сюда же относят неправильное питание и социальную среду.
Механические экзогенные причины – механические травмы, ушибы и ранения. А также переломы, суставные вывихи, растяжения связок, появление разрывов и размозжения тканей, сотрясений мозга и пр.
Физические причины представлены радиацией, температурными воздействиями, солнечной энергией, электрическим током, изменениями атмосферного давления и пр.
К биологическим экзогенным причинам относят самых разных живых возбудителей, способных проникать внутрь человеческого организма и провоцировать самые разные недуги. Такие паразиты представлены червями, клещами, микробами и другими видами.
Неправильное питание может спровоцировать различные расстройства в организме. Наиболее частые из них белковое, углеводное либо жировое голодание, гиповитаминоз и авитаминоз, ожирение, сахарный диабет, атеросклероз. Питание может спровоцировать развитие малокровия или даже туберкулеза.
Социальная среда также влияет на здоровье человека. Чрезмерный физический труд, безработица, голодание и нищета увеличивают общий процент заболеваемости. Неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на состоянии нервной системы, что ведет к внутренним, кожным, аллергическим и другим болезням.
Что относится к эндогенным факторам?
Эндогенные – внутренние причины заболевания, возникают в самом организме по причине особенностей строения органов, изменений их функциональной работы. Эти особенности имеют либо наследственный характер, либо приобретенный, вследствие длительного контакта с агрессивной окружающей средой.
Наследственные болезни стоят отдельной группой среди эндогенных факторов. Предрасположенность к таким заболеваниям передается на генном уровне. К ним можно отнести гемофилию, дальтонизм, альбинизм, аллергия и другие.
К таким болезням не относятся врожденные патологии, которые развились у плода. Воздействие других факторов может спровоцировать ненормальное развитие ребенка. Это врожденные уродства, пороки, болезни и другие.
В эндогенную группу факторов относят пол и возраст. В детском возрасте часто болеют рахитом, ветрянкой, коклюшем, в молодости – ревматизмом, в пожилом возрасте – атеросклерозом, нарушением обмена веществ и другие.
Если говорить о половых особенностях, то у женщин чаще встречается остеопороз, желчнокаменная болезнь, мужчины чаще страдают от язвенных поражений и атеросклероза.
Все причины болезней можно разделить на те, которые непосредственно вызывают заболевание, и те, которые способствуют его развитию. Так, к примеру, туберкулез провоцируется инфекцией, но к предрасполагающим факторам его возникновения можно отнести недостаточно благоприятные условия жизни.
Стрессы, хроническая усталость, проблемы с экологией и неправильное питание нарушают слаженную работу отдельных органов и систем, что, в конечном итоге, приводит к проблемам со здоровьем. В результате нарушенного метаболизма в организме появляются вредные вещества – свободные радикалы, которые разрушительно воздействуют на клетки.
Коллоидный раствор Анти-Оксидант – это природный препарат, который нейтрализует действие свободных радикалов и эффективен на протяжении длительного периода времени.
Ряд успешных клинических испытаний этого средства подтверждает его эффективность. Коллоидный Анти-Оксидант способствует росту защитных сил организма, снижению риска развития многих патологий, а также поддерживает иммунитет и остальные функции в норме.
Источник
ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
- Авторы
- Резюме
- Файлы
Климова Т.В.
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо — физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Развитие ребенка с дошкольного возраста зависит от многих факторов, в том числе и внутренних (эндогенных). Таких как: наследственные особенности организма, пол, общее состояние здоровья, последовательности психомоторного развития и этапов созревания мозговых структур. Способы оценки и прогнозирования здоровья на основе эндогенных факторов позволил Р.А. Айзману выделить следующие уровни здоровья [6]:
- соматический уровень, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный.
А.И. Каплан (1968) было высказано предположение, что проявления не только патогенных мутаций, но и генетического дисбаланса в связи с хромосомными и геномными мутациями, которые могут иметь место на ранних стадиях онтогенеза. Возникая в критические периоды развития мозга генный дисбаланс, приводит к сочетанию дефектов нервной системы [3]. Это предположение было подтверждено работами современных авторов, в частности исследованиями А.Г. Московкиной (2001) [4].
Этиология дефектов речи так же может быть связана с эндогенными факторами. Ведущую роль, по мнению Е.А. Мастюковой и А.Г. Московкиной (2001) играют генетические факторы. Как отмечают эти авторы, наблюдается значительный полиморфизм различных параметров речевого развития у детей. Нарушения речи могут быть обусловлены соматической патологией или морфо-функциональными особенностями органов дыхания, рече — и голосообразования, а также нервной системы. Развитие этих систем находится под контролем многих генов, которые образуют сложную полигенную систему [4].
- психический уровень, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный.
Е.Ф. Рыбалко (2001) пишет, что дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различными формами познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидуальной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные параметры (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидуальной организации, в наибольшей степени, выраженная на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, которые благодаря усвоению речи становятся характерными новыми свойствами, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [5].
- социально-духовный уровень или нравственный.
Развитие речи у детей при социально-духовной депривации вносит своеобразие в способы обобщения, что выражается в недостаточном использовании наглядно-логических приемов умственной деятельности и в употреблении понятий, в общем, их значении без должной опоры на многообразие конкретных признаков предметов и явлений
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: — психологическое здоровье — это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Психологическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную реакцию поведения [7]. Данное состояние зависит от возможности удовлетворения социальных и биологических потребностей. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психологического здоровья человека.
- соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов. Основу соматического здоровья составляет генетическая программа индивидуального развития организма ребенка. Эта программа опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относится морфологические и функциональные резервы организма к воздействию различных факторов [2, 6]. Г.Л. Апанасенко (1997) считает, что соматическое здоровье может оцениваться суммой энергопотенциала организма. В качестве важного показателя соматического здоровья предлагается отношение жизненной емкости легких к единице массы тела [1].
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности. Нравственное здоровье человека определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения индивида. Реализация ценностей, установок и мотивов очень сложный и противоречивый процесс не всегда приводящий к желаемому результату. Одной из причин такого положения является отсутствие грамотной и целенаправленной работы по формированию прочной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей с нарушениями речи.
Таким образом, влияние эндогенных факторов среды на здоровье детей дошкольного возраста можно рассматривать как интегративное направление, как единство структурных компонентов (наследственные особенности организма, общее состояние организма, последовательности психомоторного развития и этапов созревания мозговых структур), отражающих взаимосвязь состояния организма и здоровья ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования //Валеология. — № 4, 1997.
- Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. — М., 2000.
- Каплан А. И. Генетические факторы как причина детской слепоты //Проблема слабовидения / Под ред. К. В. Трутневой. — М.: Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца, 1968.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы Генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. — М., 2001.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб Питер, 2001.
- Физиологические основы здоровья. Под ред. Айзман Р.И., Тернер А.Я. — Новосибирск, 2001.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.
Библиографическая ссылка
Климова Т.В. ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 3. – С. 17-18;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9862 (дата обращения: 07.05.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Экзогенный фактор среды — любой внешний фактор, связанный с климато-географической характеристикой местообитания или влиянием биотического сообщества.
Эндогенный — то есть внутренний, связанный с действием внутренних причин.
Эндогенные факторы: «почва» (природная среда, вмещающий ландшафт); «кровь» (антропологические черты: цвет кожи, форма носа, разрез глаз); культурно-исторический фактор (язык как средство выражения и осмысления ценностной картины мира, быт, нравы, обычаи, художественная культура, мифология; политика).
Эти признаки имеют идентификационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смысле объективны.
Экзогенные факторы: внешнее влияние. Стоит подчеркнуть особенность этнических характеристик — они приобретаются через культурное наследование или приписывание. В то же время принадлежность к этносу определяется общностью не кровнородственных связей, но социокультурных характеристик, которые нередко весьма трудно выделить.
Понятие биологического возраста, его основные критерии
Биологический возраст — возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.
Формулирование понятия «биологический возраст» имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;
2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).
При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делались попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.
Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются.
Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.
Акселерация, сущность, гипотезы возникновения, факторы акселерации
АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., с данными 30-х гг. XIX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.
Признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см., масса — на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2-5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см., масса тела — на 0,5 кг.
Как показывают наблюдения, существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские.
В 1980-х гг. отмечается замедление темпов акселерации, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в конце XX в.
Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения акселерации, однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни — улучшение питания; генетические изменения в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличение интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и т.д. (отдельные факторы и условия трудно поддаются точному учету и оценке).
Имеются данные о так называемой психологической акселерации, т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развитие восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против «искусственной акселерации», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.
Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем физиологического и психического развития. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возрасты совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность физического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.
В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.
Источник