Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности ребенка

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности ребенка thumbnail

Влияние экологического воспитания

на духовное развитие личности учащихся

 МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи

имени Добробабиной А.П. города Белово»

Дорофеевой Ирины Ивановны

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.

В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности личного участия в решении экологических проблем. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (№ 236 от 04.02.1994 г.) и современной экологической доктриной Российской Федерации – экологическое обучение, воспитание, просвещение признано одним из важнейших направлений государственной политике в области экологии. Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В процессе работы видно, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Я, как педагог дополнительного образования детского объединения «Зоопочемучки» использую разнообразные методы исследования окружающей среды. Осуществляю общественно полезную деятельность учащихся по охране объектов и комплексов природы, дети участвуют в различных практических экологических акциях. Примером таких акций стали Дни защиты Кузбасса от экологической опасности, различные природоохранные операции: «Сохраним елочку», «Чистый воздух», «Посади дерево», «Муравейник». В своей работе использую многообразные формы по воспитанию экологической культуры:

— экологические беседы: «Мы – друзья природы», «»Как мы помогаем природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;

-конкурс загадок о природе;

— экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;

— экскурсии: «Музей природы»;

— составление и отгадывание ребусов о природе;

— игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми, птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.

И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране природных богатств родного края.

На втором году обучения планируем с ребятами разработать экологическую тропу, это одна из интересных форм овладения правилами грамотного поведения в природе.

Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.

   Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

  Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Литература

  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст]/Т.Я.Ашихмина.-М.: Рандеву, 2000.- 385 с.

  2. Алиева, Н.А. Всероссийская конференция, посвященная 90-летию системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности [Текст] /Н.А.Алиева// Юннатский вестник.- 2008-№ 3.-8-13.

  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]/С.Н.Николаева.-М.:АСАДЕМА,2002.-с110-114.

  4. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст] :учебное пособие /О.Е.Лебедев, М.В.Катунова, Н.Ф.Трубицын.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.

Источник

Автор: Миронова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад 133
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Отчёт по самообразованию
Тема: «Влияние экологического воспитания на духовно–нравственное развитие личности дошкольника
Дата публикации: 25.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Отчёт по самообразованию по теме

«Влияние экологического воспитания на духовно-

нравственное развитие личности дошкольника»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды,

экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных

проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны

образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был

ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных

учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в

дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны

видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба,

листьев, воды…умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не

развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а

воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных

состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю

большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками

является формирование положительного отношения к природе, воспитывать

защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть

милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору,

фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не

только познакомить детей с животным миром родного края. С их

местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к

тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно

беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Задачи:

• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к

соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами

природы.

• Формирование познавательных, практических и творческих умений

экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

• Создание условий, экологизации развивающей среды, программное

обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в

области экологического воспитания.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с

используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой,

вовлечение в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016год

Дата окончания работы над темой: май 2019 года

Предполагаемый результат:

— повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

— переоценка педагогических ценностей, своего профессионального

назначения; желание улучшить образовательный процесс;

— воспитание защитников природы;

— творческая активность воспитанников;

— внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям

природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно —

развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и

материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать

её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который

знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными,

проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в

экологическом образовании дошкольников играет практическая,

исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок

экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой

дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы

работы. Но особое место занимает экспериментирование — в каждом опыте

раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к

определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются

знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,

растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у

детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки

Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина,

«Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В

Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе

демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы

Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги

Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие

технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности

укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений,

навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому

мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со

всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и

решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры — путешествия.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка,

обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир

глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает

снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного

материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек,

сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая

работа:

1. НОД по теме: «Природа нашего края»; «Животный мир нашего края;

«Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада», Лекарственные

растения Алтая»

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

5. Выставка рисунков «Земля — наш общий дом» (ко Дню Земли) 20-21 марта

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

Всемирный день Земли 19-26 апреля

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Дары Осени»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

15. Выставка «Животные и птицы родного края»

16. Мини-галерея «Природа родного края»

17. Мини галерея «Удивительный мир природы»

18. Выставка «Чипполино и его друзья» ( огород на окне)

19. «Просторы космоса» – рисунки и поделки ко дню космонавтики,

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая

это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих

воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно

воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в

направлении экологического воспитания детей использую как традиционные

формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и

нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю

совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям,

развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают

возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась

реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это

познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей

группы – воспитатели — родители.

Цель — систематизировать знания детей о воде, ее назначении и

использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах.

Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение

опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать

вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше

ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной

деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-

исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного

творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные

памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях

и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Работа с родителями проводилась следующим образом:

1. Анкетирование родителей «Что такое экология?»

2. Оформление папки-передвижки «Зимушка

зима», «Игры экологического содержания».

3. Творческая выставка «Осенний калейдоскоп»

4. Беседы с родителями «Как научить детей охранять природу», «О

значении прогулок и экскурсий с детьми по родному городу».

5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического

воспитания детей.

6. Консультации для родителей «Зеленый спецназ», «Жизнь птиц

зимой», «О чем рассказывают растения»

7. Конкурс поделок «Волшебство вокруг» ( изготовление ёлочной

игрушки своими руками»

8. Изготовление плакатов «День космонавтики», «Сохраним природу

родного края».

9. Выставка фотографий «Пришла весна»

10. Проект «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек.

11. Выставка детско-родительских работ «Наши добрые дела», «Моя

Югра».

12. Даны индивидуальные рекомендации родителям о значении личного

примера взрослых, в формировании экологического опыта ребенка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,

совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот

процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную

окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –

воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих

воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим

миром.

Работа с педагогами

Подготовлены консультации для педагогов: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»,

«

Экологическое

воспитание детей в детском саду», «Духовно- нравственное становление

детей через экологическое воспитание».

В течение года продолжалось знакомство с новыми формами, методами и

приёмами воспитания на МО и при общении с коллегами, с новыми

педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет,

совершенствовались знания в области классической и современной

психологии и педагогики.

Одним из показателей высокой эффективности моей работы явилась

победа воспитанников во Всероссийских конкурсах:

Всероссийский конкурс «Волшебные ладошки» на тему «Зима и зимние

забавы»-диплом 3 степени Зуев Никита.

-Всероссийский

конкурс

международного

журнала

«Педагог»

на

тему

«Природа вокруг нас»-1 место Сашников Даниил.

-Всероссийский конкурс «Волшебные ладошки» на тему «Зима и зимние

забавы»- свидетельство участника Власова Вероника.

-Всероссийский конкурс журнал «Педагог» тестирование на тему «Времена

года»- 1 место Власова Вероника.

Кроме того, в рамках ДОУ

дети группы заняли первое место в конкурсе

«Чипполино и его друзья»(огород на окне).

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и

явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа

деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий

учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в

группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами,

родителями, детьми по данному направлению.

Источник