Влияние языка на развитие ребенка
В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.
Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.
Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.
В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.
Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.
Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.
Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.
Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].
По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.
Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.
Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание иностранного языка в
игровой форме.
Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в игре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития мотивационно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умственных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения [7].
Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.
Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием игровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.
Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах нашли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.
Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на различных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.
Например, при обучении
иностранному языку маленьких детей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно помнить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при игровой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.
Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с человеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые позволяют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном возрасте
формируется готовность к учению.
Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.
Итак, следует выделить следующее:
— игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;
— проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;
— разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие
projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий»,
«бросающийся в глаза». Применительно к уроку иностранного
языка, проект — это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов — это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей — расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.
№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)
№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.
№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.
Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.
Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.
Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.
И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.
2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.
3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.
4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.
5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.
6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, раннее обучение, родной язык, обучение, раннее изучение, устная речь.
Источник
Положительное
влияние раннего изучения иностранного языка на развитие личности ребенка
Пермский
Государственный Педагогическийм Университет
2003
Образование, вероятно, важно,
поскольку оно расширяет кругозор человека и дает возможность мыслить более
общими категориями.
В современном мире в связи с
глобальными геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к
человеку предъявляются все новые и новые требования. Так, возрастает потребность
свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменилась
жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем, отсюда и
подходы к обучению должны измениться. Так теперь уже практически ни кто не
сомневается в целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам. Уже
доказано, что это не только ускоряет процесс формирования иноязычной
коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее
развитие ребенка, кроме того, это более естественно и целесообразно.
Прежде всего, сразу оговоримся,
что мы имеем ввиду под ранним обучением. Под «ранним обучением иностранного
языка» мы понимаем такое обучение, которое осуществляется на основе
интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его
поступления в школу.[1]
Обладая высокой пластичностью
функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности
развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих
взрослых, от воспитания и обучения. Т.о. развивать ребенка необходимо начинать
с первых дней жизни и развитие это может иметь самые разные направления.
В институте в Филадельфии (США)
под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое
эффективное обучение происходит в период роста мозга. Так научить чему-либо
двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче. А что касается языка, способность
заговорить, овладеть речью наследуется ребенком от рождения. Эта способность
проявляется уже на первом году жизни, а двухлетний ребенок начинает общаться с
окружающими посредством речи. Он мог бы заговорить сразу на двух-трех языках,
если бы люди, заботящиеся о нем и воспитывающие его, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. И при обучении он так же
легко и естественно овладеет любым иностранным языком. Потом детям старше 8-11
лет становится труднее овладеть вторым языком (иностранным). Дело в том, что к
6–8 годам ребёнок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно
общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму
способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность
организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение второго
языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе
действия таких функций как память, мышление, воля.
Нативисты так же придерживаются
точки зрения, что в соответствии мозга человека наиболее эффективным
сензитивным периодом для усвоения языка является возраст с полутора лет до
половой зрелости. В течение этого периода усвоение языка протекает без
осложнений, а в не его усвоить язык сложнее и с приложением больших усилий. Эта
точка зрения подтверждается тем, что взрослые эмигранты овладевают новым языком
и говорят на нем, как правило, с акцентом. В то время как их дети новый язык
выучивают быстро, ошибок делают мало и говорят без акцента.
Кроме того, замечено что, дети,
которые рано научились какой-либо деятельности (в том числе и рано начали
изучать иностранный язык), если продолжают эти занятия, любят учиться, легко
занимаются сами и никогда не мучаются от безделья и скуки. Так у детей формируется
положительная учебная мотивация.
На международном совещании
экспертов ЮНЕСКО – МАПРЯЛ (Москва, 1985) было отмечено, что изучение языков
положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных
способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор, познавать через язык
страну, ее народ и культуру. Таким образом важность и полезность раннего
обучения иностранного языка проявляется и в отношении личности ребенка и эта
польза многократно доказана практическим опытом. Оно является важным для
реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост
среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре,
формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Отметим так же что изучение иностранного языка полезно всем детям, независимо
от их стартовых способностей (единственное – у ребенка не должно быть проблем с
родным языком), поскольку оно оказывает:
бесспорное положительное влияние
на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления,
воображения и др.;
стимулирующее внимание на общее
речевые способности ребенка.
Раннее обучение иностранному
языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения
первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в школе, а
также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам,
необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Неоспорима воспитательная и
информационная ценность раннего обучения иностранному языку, которая
проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через
общение на новом для него языке. А некоторые забывают, что изучение
иностранного языка не мыслимо вне ознакомления с культурой страны, в которой на
этом языке говорят, поэтому необходимо знакомить детей с доступным их пониманию
страноведческим материалом, а это естественным образом расширяет культурный
кругозор ребенка. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его
менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать
явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран
изучаемого языка.
Таким образом, занятия
иностранным языком способствуют полноценному развитию личности ребёнка. Но
также следует помнить, что личность – это своеобразный «механизм», все звенья
которого тесно взаимосвязаны и – в свою очередь – влияют на процесс овладения
иностранным языком. В основе этого «механизма» лежат представления человека
(ребенка) о себе, что, прежде всего, проявляется в постижении ребенком так
называемых личностно значимых конструкций. Так если он высоко оценивает себя и
собственные достижения и не ощущает разлада с самим собой, то быстро и прочно
овладевает высказываниями типа I can run, I’m kind.
Лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для
них эмоциональную значимость.
Эмоциональный фактор вообще
имеет большое значение при обучении иностранному языку. Так говоря,
коммуникативная значимость мы подразумеваем, в том числе и эмоциональную
значимость. Сфера эмоционального не может занимать периферические положение и
быть изолирована от остальных. Эмоциональная сфера совместно с когнитивной и
психомоторной обеспечивает успешность процесса усвоения иностранного языка,
т.е. равноправие эмоционального фактора в преподавании иностранного языка
обусловлено целостностью процесса усвоения, что в полной мере отражено в
современных концепциях целостного обучения иностранным языкам. Согласно этим
концепциям целостность обучения обусловлена целостным характером языка как
явления, целостностью существа обучающегося и обучающего и, как следствие,
целостностью процесса усвоения.
Эмоциональность легко
соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду
так же часто и успешно создают художественную среду. Театральная, музыкальная,
литературная, др. деятельность детей на занятиях иностранного языка не только
вызывает их не поддельный интерес и желание к занятиям, но и соответственно
оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей, у
каждого ребенка своих, т.о. каждый чувствует себя успешным если не в одном то в
другом. А, объединяя на уроке мыслительные, эмоциональные и двигательные сферы
мы направляем усилия на воспитание целостной личности в единстве ее природных
задатков и социального опыта.
Наблюдения показывают: укрепляя
уверенность ребенка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создает
условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка. Важным
фактором, влияющим на возможные результаты занятий, является реакция детей на
новизну заданий. Так дети с хорошей, высокой самооценкой всегда положительно
реагирует на появление новых заданий, дети со средней – рассчитывают на помощь
учителя, а вот детей с низкой самооценкой бывает очень сложно привлечь к
выполнению новых заданий. Таким образом, педагог может выбирать различные
подходы к разным детям и даже корректировать и в данном случае повышать
самооценку у тех детей, у которых это требуется. Так как положительные
представления о себе усиливают стремление детей к общению, в том числе и на
иностранном языке, что реализуется детьми в процессе значимых для них
коммуникативных ситуаций. Это придает иностранному языку статус средства для
реального общения и выражения своих мыслей.
Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей направленности
личности воспитанников позволяют педагогу сделать процесс обучения иностранному
языку более эффективным.
Все выше изложенное уже не
одиножды были подтверждено практической деятельностью, которая на деле
подтвердила положительное влияние изучения иностранного языка на развитие
личности ребенка. Так для примера приведем результаты проведенного в детском
саду с обучением английского языка наблюдения за психическим развитием детей, их
здоровьем. Это наблюдение за детьми, изучавшими иностранный язык, выявило
следующее:
обучение иностранному языку
благотворно повлияло на развитие речи ребенка и на родной язык;
более половины детей,
занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти;
у них значительно повысилась
устойчивость внимания;
эти дети были более развиты,
раскованы по сравнению с другими сверстниками.
Это лишь один из примеров и
далеко не полный список положительных результатов от раннего изучения
иностранного языка. Только всегда следует помнить, что главным принципом в
любом обучении является его гуманистическая направленность.
Сейчас уже понятно, что раннее
изучение иностранного языка отнюдь не мода, а жизненная необходимость. И цель
педагога в этой ситуации сделать процесс более приемлемым для ребенка.
Целесообразность раннего обучения мы доказали, следовательно, просто необходимо
использовать этот факт в интересах самого ребенка. Кроме того, обучая ребенка
иностранному языку, мы в то же время развиваем его личность. Доводов в пользу
раннего обучения иностранному языку вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой педагогами,
родителями, осознающими всю важность образования и развития своих детей, и,
конечно, государством, которое должно осуществлять политику в пользу своих юных
граждан, а значит своего будущего.
Список
литературы
Развитие личности ребенка, общ.
ред. А.М. Фонарева, М., Прогресс, 1987.
О.Б. Уланова Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.
Ш.А. Амонашвили Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранный язык в
школе, 1986, № 2.
Е.В. Лазарева Раннее обучение
английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы //
Иностранный язык в школе, 1996, № 2.
Н. А. Горлова Состояние методики
раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия //
Иностранный язык в школе, 19, № .
А.Б. Витоль Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.
Э.П. Комарова, Е.Н. Трегубова
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении
иностранному языку // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.
А.В. Баранников О введении
иностранного языка во 2 классах начальной школы в условиях эксперимента по
обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году
// Иностранный язык в школе, 2002, № 2.
[1]
Н. А.
Горлова «Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге
третьего тысячелетия» // Иностранный язык в школе, стр. 11.
Дата добавления: 28.07.2003
Источник