Влияние икт на развитие личности ребенка

Влияние икт на развитие личности ребенка thumbnail

Анна Степанова
Влияние информационных технологий на детей дошкольного возраста

Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для повышения эффективности образовательного процесса.

Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.).

Виртуальный мир и интернет небезопасен для всех, и родителям просто необходимо защитить своих детей от потенциальных угроз. В настоящее время дети начинают свое знакомство с компьютером практически с пеленок, и, просиживая часами перед монитором, подвергаются высокому риску.

Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников.

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат.

Игра – это упрощенная имитация реальность. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальны.

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Так же кроме зависимости от компьютерных игр существует и зависимость от мультфильмов. Телевизор выступает как источник информации. Ее выбор производится ребенком субъективно, в соответствии с его потребностями. А потребности зависят от ценностных ориентаций ребенка, сформированности у него нравственных убеждений. Добавим к этому возрастные особенности ребенка дошкольного возраста и можем построить формулу восприятия и освоения телевизионной информации ребенком.

Для примера приведем описание особенностей восприятия младшего школьника. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира.

Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые мало придают значение восприятию деталей, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации.

Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть.

Навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же – это своеобразная форма детской зависимости. По статистическим данным малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем больше 3-ех часов в день. Принято считать, что зависимость от мультиков появляется у детей, лишенных родительского внимания. Но в результате опросов выяснилось, что дети, остающиеся дома с мамами смотрят телевизор чаще, чем их ровесники, чьи мамы работают. Можно сделать вывод, что дети наследуют привычку смотреть телевизор у взрослых.

Такое чрезмерное увлечение телевизором очень вредно не только для зрения ребенка, но кроме того, учеными доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше он читает. Если с самого раннего детства приучить его к мультикам, в последствии будет очень сложно привить ребенку любовь к чтению. Ребенок привыкает к динамичной картинке, постоянной смене кадров, и книга кажется ему слишком статичной, скучной, ведь для ее восприятия необходимо богатое воображение, которое практически атрофируется у пассивного зрителя.

Со временем такое пассивное отношение или восприятие переносится и на реальную жизнь. Ребенку становится сложно сосредоточиться над выполнением заданий, на уроках. Ребенок привыкает пользоваться готовыми решениями и все реже мыслит творчески. Такие дети не могут сами себя занять, не могут придумывать игры, фантазировать. Просмотр телевизора и мультиков отбирает у детей время на другие занятия: рисование, чтение, лепку, занятия спортом и т. д.

Если говорить о позитивной роли телевидения, то, безусловно, у ребенка появляется возможность сформировать свой культурный потенциал, поскольку широта представляемой информации намного опережает содержание прочитанных книг, посещение музеев и выставок. А если ребенок не живет в большом мегаполисе, то телевидение является для него практически единственным источником ознакомления с культурой не только своей страны и края, а и с мировой. Причем телевизионные передачи максимально приближают зрителя к реальности демонстрируемых сфер. Зритель становится практически участником интересных и красочно представленных событий.

Много западных мультфильмов несут мощный заряд негативного восприятия, как по форме, так и по содержанию. Огромное скопище телевизионных монстров обрушивается на неокрепшую психику ребенка. Причем, отметим, что в мультфильмах западного производства и отрицательные, и положительные герои агрессивны и жаждут крови. С одной лишь разницей, что положительные герои жаждут крови отрицательных героев. Ребенок каждый вечер является практически участником этого карнавала монстров.

Очень много зависит от того, какие именно мультики смотрит ваш ребенок. Это, во-первых. А во-вторых, время и доля просмотра. Ребенку, наоборот полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, как правило, красочно оформлены, в них герои говорят друг с другом, что тоже, несомненно, полезно для развития ребенка. Безусловно, речь идет о качественных мультфильмах, где представлены мировые и отечественные разработки нравственных коллизий для маленьких детей. Ну, и конечно, что самое главное — время, которое мы можем выделить для просмотра фильмов. Это — не более 15 минут одновременно и не более двух раз в день.

Ребенок растет, а вместе с ним растет и жажда зрелищ. Контроль над просмотром телевизионных программ со стороны родителей должен быть постоянным. Иначе пострадает не только нравственная сфера личности ребенка, но и физическая.

Таким образом, не воспринимайте телевизор ни как друга, ни как врага. Старайтесь смотреть на него как на источник приобретения ребенком нового социального опыта. Но такое приобретение должно проходить под вашим неусыпным вниманием и руководством. Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога и родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как

физическом, так и психологическом.

От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени,того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит

Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.

Проводить с ребенком гимнастику глаз.

Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие се

нсорику и внимательность.

Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).

Источник

ВЛИЯНИЕ ИКТ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения [3]. В последнее десятилетие неотъемлемым компонентом образовательного процесса стало использование ИКТ в начальной школе. Является ли это средством развития личности учащихся или только затрудняет процесс формирования знаний, умений и навыков? Данные вопросы актуальны и вызывают у педагогов неоднозначные мнения. В статье рассмотрим этот аспект подробнее.

По мнению психолога Н.С.Лейтеса, младший школьный возраст – это особый этап в жизни ребенка. Он характеризуется активным познавательным интересом и внутренней мотивацией к изучению всего, что находится вокруг [2]. А что окружает современных детей? Ещё до прихода в школу они знакомятся с компьютером, узнают, что такое интернет и овладевают простейшими способами поиска необходимой информации, особенно если умеют читать и пользоваться клавиатурой. Поэтому, одной из основных задач начальной школы является формирование грамотной информационной компетентности младшего школьника. Особая роль в данном процессе отводится учителю, поскольку именно он является организатором учебной деятельности.

Работа в этом направлении, учитывая все требования ФГОС НОО, продолжается с первого по четвертый класс. Одними из метапредметных результатов освоения образовательной программы по государственному стандарту должны стать: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения учебно-познавательных задач; владение различными способами поиска, в том числе и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет; умение обрабатывать, компрессировать, анализировать, передавать и интерпретировать информацию, представлять её в виде диаграмм, схем, таблиц в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации) [4]. Исходя из данных положений государственного стандарта, следует, что помимо познавательных УУД (работа с информацией) у учащихся через использование ИКТ формируются умения и навыки практического характера, посредством которых развиваются эстетические чувства, что немаловажно для современного человека.

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка. Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения). Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, повышают возможность применения проектного метода обучения, а, следовательно, и развитие у учащихся регулятивных УУД. Учителю необходимо помнить, что
внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику преподавания предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Для того чтобы использование информационных и коммуникационных технологий давало положительный результат, педагог должен соблюдать определенные условия.

Во-первых, необходима правильная организация работы учебного процесса:

— компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания;

— учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

— учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.

Во-вторых, при разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

— какие темы и дидактические задачи стоит «поддерживать» компьютерными заданиями;

— какие програмные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

— какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

— какие уроки целесообразно делать компьютерными;

— как организовать компьютерные занятия [1].

В противном случае использования ИКТ отрицательно отражается на здоровье младших школьников (зрении, осанке); развивает зависимость от информационного пространства сети Интернет; способствует формированию шаблонного мышления, безынициативного отношения к учебно-познавательной деятельности; препятствует формированию коммуникативных умений, а именно непосредственного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Таким образом, влияние ИКТ на развитие личности младшего школьника может быть как положительным, так и отрицательным. Многие факторы зависят от учителя, поэтому формировать информационную компетентность учащихся нужно грамотно, дозировано и поэтапно.

Список литературы:

  1. Боголюбов, В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. [Текст] / В.И.Боголюбов. – Москва: Просвещение, 2005. – 159 с.

  2. Лейтес, Н. С. Вопросы психологии. [Текст] / Н.С.Лейтес. – Москва : Просвещение, 2010. – 123 с.

  3. Полат, Е. С. Новые информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – Москва: Просвещение, 2003. – 272 с.

  4. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения 23.04.2015)

Источник

Все чаще и чаще за консультацией к психологу обращаются родители, обеспокоенные частым и долгим сидением детей у экранов телевизоров или мониторов компьютеров. Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы и, прежде всего, это положительное влияние на умственное развитие детей, с помощью специальных обучающих программ. Отмечено, что многими навыками — например, счетом, чтением и чтением географических карт, — с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении. Телевидение так же обладает могучим арсеналом обучающих программ, которые в легкой и доступной форме преподносят обучающий материал.

Тем не менее, при всех неоспоримых плюсах, исследователи отмечают такие же неоспоримые минусы. Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т.д.Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.

Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.

В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года — разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Компьютер и телевизор легко подменяют живые подвижные игры на их электронный аналог, а живое, непосредственное общение — на суррогат виртуального общения.

Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость — он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».

Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков, чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей — это образец, на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Если в опыте ребенка отсутствуют такие простые, но очень важные дела, как рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, и т.д., то постепенно их может заменить компьютер или телевизор.

Но все же, телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Телевидение оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит, да и не получится. Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т.п.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?

■ Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.

■ Далее стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров.

■ Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;

■ Постарайтесь не устанавливать телевизор в центре комнаты, т.е. на виду, так как в этом случае желание смотреть телевизор возникает у детей гораздо чаще;

■ Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите — дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;

■ Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.

■ Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато в последствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.

Источник