Влияние игры на всестороннее развитие личности ребенка с зпр

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»
“Роль игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ЗПР”.
Воспитатель: Белоконь Н.А.
Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
А.С. Макаренко писал ”Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет”
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной проблемой является использование игры в целях всестороннего воспитания и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.
Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.
Игровая деятельность имеет многопрофильный характер для детей с отклонениями в развитии: она может служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовать и направить деятельность ребенка в плане формирования моторных функций. Для детей с ЗПР в каждой игре необходимо активное участие педагога, объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий.
Продолжительность игры определяется активностью ребенка. При первых признаках утомления, следует переключить ребенка на другой вид деятельности.
Игровые задания должны быть посильными, понятными, но, в то же время содержать элементы трудности.
Педагог должен использовать игры в воспитательных целях: учить детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучать к бережному отношению с игровым материалом.
Значительное место в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР имеют дидактические игры. Дидактические игры активизируют умственную деятельность, развивают ум, закрепляют полученные знания и умения. Основное назначение дидактических игр заключается в обеспечении упражняемости детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы школьного воспитания. Как правило, дети с ЗПР не проявляют желания играть, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание детей.
Дидактическая игра имеет 2 цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти цели дополняли друг – друга.
Детям с ЗПР для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и наблюдений, развивают у них внимание к свойствам и отношению предметов. Такие игры имеют больше значения для развития слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, способствует развитию речи. Успешному проведению всех игр способствует умелое педагогическое руководство ими.
Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениям к ребенку.
Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинным тайнам детской души.
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”.
В.А. Сухомлинский.
Используемая литература:
- Е.С. Слепович “Игровая деятельность детей с ЗПР”.
- А.А. Катаева и Е.А. Стребелева “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей”.
- Д.В. Менджерицкая “Воспитателю о детской игре”.
- Е.Т. Речицкая “Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы”.
Источник
Екатерина Губайдуллина
Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР»
«Влияние коррекционно- развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития».
Доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является – игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения- самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.
Коррекционно- развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности детей.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации свих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
— детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
— интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции: «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Ч то с ними происходит? Расскажи».
— высокая степень истощаемости детей может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря к занятиям. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил и такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
— дети, как правило, интереса к учебным занятиям почти не проявляют.
В связи с выше сказанным главная роль в воспитании детей с ЗПР отводится коррекционно- развивающим играм.
Какие это игры?
1. Игры, способствующие развитию речи- это игры где уточняются знания детей об окружающем мире, дети учатся правильно строить фразы и предложения, а также проводится работа над развитием темпа и ритма речи, над координацией речи и движений.
2. Игры, направленные на активизацию познавательных способностей
3. детей. «Подбери снежинке ее половину», «Угадай по форме сугроба, где спряталась мама медвежонка, «Определи по следам, кто прошел по снегу». При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно найти признаки сходства и различия объектов, осуществить сравнение их на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения.
4. Игровые упражнения, которые требуют от детей применения математических знаний и умений. Например, дети передвигаются в определенном направлении, которое указывает стрелка. Такие игры развивают умение ориентироваться в пространстве. Или передвигаться можно только по порядку следования цифр, или следовать сначала по длинной дороге, а затем по короткой. Перед детьми всегда есть выбор, правильность которого зависит от умения применять знания.
5. Игры, направленные на развитие различных психических функций (внимания, памяти, мышления, например, «Найди каждому дереву свой листочек» направлена на формирование умения узнавать листья по форме, «Помоги мамам собрать своих детей- на развитие слуховой памяти, умение имитировать голоса взрослых животных и их детенышей, «Что изменилось?» — развитие зрительной памяти и внимания, «Чем похожи и чем отличаются два снеговика?» — на развития умения выделять в предметах признаки сходства и различия, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения. «На что похожи снежинки?» — на развитие зрительной памяти, мышления, воображения.
Таким образом, разнообразие коррекционно- развивающих игр, позволяет поддерживать внимание и интерес ребенка, а также сохранить активность и продуктивную работоспособность. Такие игры очень эффективны для развития ребенка.
Источник
Ирина Принцева
Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития
Игра – это специфический вид деятельности, который отличается по целям, мотивам и результатам от других видов деятельности. Игра относиться к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции и условны предметы. Игру называют «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания, необходимые для всесторонней подготовки к жизни.
Особенность дидактической игры заключается в том, что цель её проведения скрыта от ребёнка. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного, обучения. При этом активное влияние на ребёнка обучающее воздействие взрослого осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через их правила и действия.
Такая форма обучения опирается и на развитие, и на опыт дошкольников, обеспечивает активность познания и не вступает в противоречие с требованием системного усвоения знаний, которое выполняется с помощью постепенного усвоения содержания игры.
В дидактической игре развиваются и перестраиваются все познавательные процессы, поскольку именно этот вид игры прямо направлен на развитие умственной сферы.
Сущность и своеобразие дидактической игры, заключается в единстве игровой и дидактической задачи.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к обучающему процессу является дидактическая игра. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоения учебного материала.
В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности.
У детей с ЗПР в развитии потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.
Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задачах. В игре удаётся приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможности самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственные действенный и чувственный опыт. Это особо важно для детей с отклонениями в развитии.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, решая учебные задачи и цели, при сохранении положительного отношения к заданию.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что, игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.
Источник
Библиографическое описание:
Алпатикова С. В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР // Молодой ученый. 2018. №50. С. 309-310. URL https://moluch.ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 20.02.2020).
Игра — это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.
А. С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет.
Для ребенка, именно игра является его социальной практикой, это его реальная жизнь среди сверстников. Поэтому актуальность использования игры в целях всестороннего развития является неоспоримой. В своих играх дошкольники воспроизводят в наглядной форме взаимоотношения людей и их труд, что позволяет понять и пережить эту действительность, а также является одним из решающих фактором воспитания высоких человеческих качеств и развития творческого воображения и мышления.
Первым, кто предпринял попытку систематического изучения игры, является немецкий психолог К. Гросс. Он называл игры изначальной школой поведения и считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.
Н. В. Шелгунов отмечал, что чувство жизненной правды и действительности выражается во всех играх ребенка. В игре дошкольник свободная личность, которая развивает свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений: у него их довольно только для игры [1].
С.Т Шацкий утверждал, что дети — это дети, они должны заниматься своими делами, хотя бы они имели близкое отношение к жизни взрослых, по-детски, со всем жаром, непосредственностью, образностью, игрой и жаждой нового, что всегда является для них характерным [2].
В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.
К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Проблемы мыслительной деятельности у детей с ЗПР изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова ими было выявлено, что для таких детей характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.
Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.)
Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра.
Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.
Игра преследует две цели: первая — обучающая, а вторая — игровая, ради которой и действует ребенок. Главная задача педагога, чтобы эти цели дополняли друг друга.
Детям с ЗПР требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием для понимания того или иного действия. Игра обеспечивает необходимое количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
В игре дошкольники с ЗПР достаточно самостоятельны, продуктивны и активны. Их недоразвитие познавательной деятельности проявляется в усвоении программного материала.
У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также, отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий, недостаточность отдельных психических функций, как следствие, снижение работоспособности.
Так как у детей с ЗПР недостаточно выражены познавательный интерес, появляется нарушение памяти и внимания, замедляется скорость приема и переработки сенсорной информации. Нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У таких детей наблюдается низкая потребность в общении со сверстниками, при этом, они способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми и с легкостью принимают помощь педагога.
Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития носит эмоциональный характер. Содержание игры не развернуто, но мотивы определяются целями деятельности, а также, правильно выбираются способы достижения цели. В игре детей с ЗПР отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а так и остаются на уровне сюжетной игры.
Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития предоставляет много факторов для научной мысли. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Литература:
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 2007.- 216 с.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольник, игровая деятельность дошкольников, нормальное развитие, психическое развитие, сюжетно-ролевая игра.
Источник