Влияние игры на умственное и речевое развитие ребенка раннего возраста
Елена Старкова
Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем менее активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополуч- ными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о возможности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. » Пальцы человека — это выдвинувшийся вперёд мозг » И. Кант
Мне кажется, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки. И плюс к этому, разви — ватьмелкую моторику.
Для реализации поставленной цели я выделила ряд основных задач : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. Повысить компитентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
— Это индивидуальные беседы. На которых я обьясняю, что надо учить ребёнка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков машинки, конструкторы, у девочек- куклы.
Ещё я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях,сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Потешки — игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками)
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру,дождю, снегу, радуге)
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики.В таких играх выполняем такие движения :
— Самомассаж
— Шевеление пальчиков.
— Поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки.
— разведение пальцев и их сведение.
-Хлопки
— Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей.
Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает их мешочка разные предметы и игрушки,произнося : Что это? Собачка, как она лает?
Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражание.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться » детскими » лепетными словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением.Например :
1) » Машина » (руками крутит руль)
2) » Барабанщик » (марширует, ударяет в барабан)
Так же сущеществует и дидактическая игра — как средство воспитания звуковой речи детей.
Дидактическая игра -это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности,которой занимаются дети : она может быть индивидуальной или коллективной.
В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благопрятствуют своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Я добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учу их по громкости определять, например, кому принадлежит голос- взрослому животному или его детёнышу.
В детском коллективе ребёнок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.
Источник
Галина Максименко
«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы
От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В наш детский сад приходят детки в возрасте 1,5- 2 года. Основная часть детей не умеют говорить У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Наблюдения показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьёзная работа.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.
Для решения этой проблемы стоят определенные цели:
— способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
— развивать творческие способности, фантазию;
— стимулировать развитие речи;
— расслаблять мышцы рук и всего тела;
— улучшить произношение звуков;
— создать эмоционально положительный настрой.
-донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи.В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводных и подвижных игр, песенок. Использование народного фольклора в повседневной жизни( «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Кастрюля- хитра», «У собачки боли» и т. д.) способствуют развитию не только КГН, но и развитию речи малыша. Необходимо преподнести это как игру. Во время проведения той или иной игры, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – ребенок личность неповторимая, и то, что нравится одному- неприемлемо для другого. То что интересно одному малышу и вызывает у него бурю положительных эмоций, у другого может вызвать негатив.
Любую игру можно разбить на этапность:
1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.
2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.
3. Ребенок пытается повторить сам текст.
Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это,что бы эта игра- деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить. Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики -это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей такие упражнения.
Очень хорошо вводить эти игры в физ. минутки в образовательной деятельности или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работыможет быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.
Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.
Игры – шнуровки.
Воздушно- пузырчатая пленка.
Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)
Крупы: рисование- «Я рисую горы, лес дремучий, а потом солнышко
Нарисую выше тучи
Дом. В котором мы живем!»
Ниткотерапия: замывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок.
Развивающие игры :с вкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.
Игры с платочком: «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,
(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)
Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!
(с силой вытянуть платочек)»
Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.
Игры с палочками: выкладывание из палочек различных фигурок.
Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.
Лепка.
Игры с водой, песком.
Что же происходит, когда ребенок занимается тем или иным видом деятельности?
-Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, но в конечном итоге стимулирует развитие речи.
— Игры с пальчиками создают эмоциональное благоприятное общение, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы).
— Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
— Если ребёнок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
— Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать положение рук и последовательность движения.
— Развивается сенсорное восприятие мира.
— Развивается воображение и фантазия.
— Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем очень поможет в овладении навыками письма.
Конечно, очень важно все сопровождать движениями- действиями. Так ребенку легче запомнить текст. И еще важно, задания с использованием мелких предметов необходимо выполнять под наблюдением воспитателей.
Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, мы концентрируем его внимание и, не заметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.
К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу, а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас. Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.
Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
— когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика», упражнения с опорой на картинный материал.
Развивают речь ребенка можно и нужно через подвижную игру.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
И как результат нашей работы: в нашем детском саду у основной части детей уже к концу первого году пребывания – речь заметно развита,детки могут отвечать на такие сложные вопросы воспитателя как: Где? Почему? Что делает? Зачем? Наши малыши знают много стишков, песенок.
Источник