Влияние игры на развитие ребенка контрольная работа

Игра как философская проблема, ее развивающие функции. Развитие детской игры в онтогенезе. Психологический механизм влияния игры на психическое развитие и появление новообразований у дошкольника. Общение и взаимодействие субъектов в игровой деятельности.

Подобные документы

  • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Игра как необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Определение понятия игры, сюжетно-ролевая и игра с правилами. Игровое взаимодействие и игры нового поколения. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры.

    курсовая работа, добавлен 14.03.2016

  • Понятие и особенности применения игры в психолого-педагогической практике для исследования и моделирования поведения дошкольников. Воспитательная роль данного явления. Общая характеристика игры дошкольника, описание ее различных типов и форм проведения.

    контрольная работа, добавлен 29.04.2014

  • Игра как наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Функции игровой деятельности в человеческой практике. Становление теории развития детской игры в дошкольной педагогике.

    дипломная работа, добавлен 24.02.2014

  • Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном коллективе. Нравственное воспитание дошкольника. Развивающие игры и формирование его интеллектуального развития.

    курсовая работа, добавлен 09.05.2015

  • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2013

  • Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства, особенности психического развития детей. Формирование социальных форм психики, нравственного поведения и свойств восприятия. Значение игры и ее влияние на развитие личности дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 21.06.2011

  • Характеристика особенностей развития младенческого возраста. План – конспект видео-лекций Смирновой Е.О. «Психология детской игры». Сюжетно-ролевая игра дошкольника. Проблемы игры в современном мире. Конспектирование первоисточников (по Выготскому Л.С.).

    контрольная работа, добавлен 16.06.2017

  • Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры, ее основные особенности. Воображаемая ситуация и её психологический смысл. Развитие сюжета игры по тематике. Основные элементы сюжета игровой деятельности. Значение игры в психическом развитии ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2012

  • Игра как самоценная деятельность для дошкольника. Формирование личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Подбор и введение в педагогический процесс игр. Дидактические игры как эффективное средство экологического воспитания дошкольника.

    статья, добавлен 07.06.2018

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Областное бюджетное  государственное
образовательное учреждение

среднего профессионального
образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по

«Теоретические и методические
основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста»

студентки 2 курса 1 группы

Илясовой Юлии Дмитриевны  

Шифр 2101

Домашний адрес:

Смоленская обл.

                                                                               
г. Сафоново,

                                                                                     
М-он 1 д.26 кв.1

                                                                                 
Илясова Ю.Д

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.
РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

ВВЕДЕНИЕ

1. Влияние игровой деятельности 
на развитие личности дошкольника

1.1. Происхождение и сущность 
игры

1.2. Возникновение игры

1.3. Влияние игры на 
психическое и личностное развитие 
ребенка

2.  Психологическая сущность 
игры дошкольника

2.1. Характеристика игровой 
деятельности ребенка

2.2. Классификация  игр

2.2.1.Сюжетно – ролевые игры
дошкольников

2.2.2.   Театрализованные 
игры

2.2.3. Творческие игры

2.2.4. Дидактические игры

2.2.5. Музыкально – дидактические

2.3. Игрушка и ее значение 
в игровом процессе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 В дошкольном возрасте 
игра имеет важнейшее значение 
в жизни маленького ребенка. Потребность 
в игре у детей сохраняется 
и занимает значительное место 
и впервые годы их обучения 
в школе. В играх нет реальной 
обусловленности обстоятельствами,
пространством, временем. Дети — творцы 
настоящего и будущего. В этом 
заключается обаяние игры.

 В каждую эпоху общественного 
развития дети живут тем, чем 
живет народ. Но окружающий мир 
воспринимается ребенком по-иному,
чем взрослым. Ребенок – «Новичок»,
все для него полно новизны.

 В игре ребенок делает 
открытия того, что давно известно 
взрослому. Дети не ставят в 
игре каких-либо иных целей, чем 
играть.

 «Игра, есть потребность 
растущего детского организма. В 
игре развиваются физические 
силы ребенка, тверже рука, гибче 
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива» – так 
писала выдающийся советский 
педагог Н.К. Крупская. Она так 
же указывала на возможность 
расширения впечатлений, представлений 
в игре, вхождения детей в жизнь,
о связи игр с действительностью,
с жизнью.

 Для ребят дошкольного 
возраста игра имеет исключительное 
значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра 
для них – серьезная форма 
воспитания. Игра для дошкольников 
– способ познания окружающего 
мира.

 Игра будет являться 
средством воспитания, если она 
будет включаться в целостный 
педагогический процесс. Руководя 
игрой, организуя жизнь детей 
в игре, воспитатель воздействует 
на все стороны развития личности 
ребенка: на чувства, на сознание,
на волю и на поведение в 
целом.

 В игре ребенок приобретает 
новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию 
творческих способностей, направлены 
на умственное развитие дошкольника 
в целом.

 Огромную роль в 
умственном воспитании играет 
математика. В настоящее время, в 
эпоху компьютерной революции 
встречающаяся точка зрения, выражаемая 
словами: «Не каждый будет математиком»,
безнадежно устарела.

 Сегодня, а тем более
завтра математика будет необходима огромному
числу людей различных профессий. В математике
заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения
с самого раннего возраста.

 Обучение математике 
в детском саду основывается 
на конкретных образах и представлениях.
Эти конкретные представления 
подготавливают фундамент для 
формирования на их основе 
математических понятий.

 Без обогащения чувственного 
познавательного опыта невозможно 
полноценное владением математическими
знаниями и умениями.

 Теория и практика 
обучения накопили определенный 
опыт использования разных методов 
в работе с детьми.

 В разработку методов 
обучения внесла много нового 
Е.И. Тихеева, составленные ею игры 
– занятия сочетали в себе 
слово, действие, наглядность. Игру 
как метод обучения Е.И. Тихеева 
предлагала вводить по мере 
того, как то или другое числовое 
представление уже извлечено 
детьми из самой жизни.

 Существенный вклад 
в разработку дидактических игр 
и включение их в систему 
обучения дошкольников внесли 
Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина,
Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори,
Ф. Фребель и др.

 В настоящее время значение
дидактических игр умаляется в виду того,
что многие воспитатели плохо владеют
методикой их проведения, вследствие чего
активность играющих затормаживается
или дидактические игры подчас превращаются
в занятия, где воспитатель выступает
в роли руководителя, диктующего, что нужно
делать, а не в качестве партнера по игре
– в результате ограничивается самостоятельность
детей.

1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 
ДОШКОЛЬНИКА

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ 
И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

Игра издавна привлекает к себе
внимание не только психологов и педагогов,
но и философов, этнографов, искусствоведов

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист
марксизма, доказывает, что в жизни общества
труд предшествует игре и определяет ее
содержание. В играх первобытных племен
изображается война, охота, земледельческие
работы. Несомненно, что сначала была война,
а затем игра, изображающая военные сцены.
Сначала было впечатление, произведенное
на дикаря смертью раненого товарища,
а затем появилось стремление воспроизвести
это впечатление в пляске. Таким образом,
игра связана с искусством, она возникла
еще в первобытном обществе вместе с разными
видами искусства. Дикари играли как дети,
в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного 
искусства. Иногда играм приписывали магическое
действие. 

В жизни же отдельного индивидуума
наблюдается обратное соотношение: ребенок
вначале подражает труду взрослых в игре
и лишь позже начинает принимать участие
в настоящей работе. Плеханов доказывает
закономерность такого явления: игра служит
средством подготовки к труду, средством
воспитания.

Изучение происхождения игры
как особого вида человеческой деятельности
дает возможность определить ее сущность:
игра – образное, действенное отражение
жизни; она возникла из труда, и готовит
молодое поколение к труду.

В педагогической литературе
понимание игры как отражения действительной 
жизни впервые было высказано великим
педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая 
обстановка, говорит он, имеет сильнейшее
влияние на игру, «она дает для нее материал
гораздо разнообразнее и действительнее
того, который предлагается игрушечной
лавкою»

К.Д. Ушинский доказывает, что
содержание игры влияет на формирование
личности ребенка.

В создании теории игры особенно
велика роль Н.К.Крупской. Она  считает
игру потребностью растущего организма
и объясняет это двумя факторами: стремление
ребенка познавать окружающую жизнь и
свойственной ему подражательностью,
активностью. «Игра для дошкольников –
способ познания окружающего».

Дошкольный возраст – первоначальный
этап усвоения общественного опыта. Игра
– наиболее доступный ребенку вид деятельности,
своеобразный способ переработки полученных
впечатлений.

А. С. Макаренко дал глубокий
анализ психологии игры, показал, что игра
– осмысленная деятельность, а радость
игры – «радость творческая», «радость
победы»

Игра – социальная деятельность,
возникшая в ходе исторического развития
из трудовых процессов; игра всегда отражает
действительную жизнь, поэтому ее содержание
меняется с изменением общественных условий;
игра – сознательная, целенаправленная
деятельность, которая имеет много общего
с трудом и служит подготовкой к труду.

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ 
ИГРЫ

Впервые семь лет ребенок проходит
большой и сложный путь развития. Это ярко
отражается в играх, которые год от года
становятся богаче по содержанию, сложнее
по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских игр обнаруживает
закономерности их развития, связанные
с общими закономерностями развития в
дошкольном возрасте, формирование мышления,
воображения, нравственных качеств, количественных
навыков, творческих способностей. В то
же время в игре проявляются индивидуальные
особенности детей, различные интересы,
характеры. Чтобы понять сущность игры
и закономерности их развития, важно проследить
возникновение игры, изучить ее начальные
формы

В первые два года жизни, когда
воображение ребенка еще не развито, игры
в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте
можно говорить о подготовительном периоде
игры, который часто называют «предметной
деятельностью».

К двум годам в детских играх
прослеживаются те черты, которые ярко
проявляются в более позднем возрасте:
подражанием взрослым,  создание воображаемых
образов, стремление активно действовать,
знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает
развиваться воображение, в играх появляется
несложный сюжет.

1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ 
НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ 
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками. Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам,
соответствующим взятой на себя роли,
игра способствует развитию чувств и волевой
регуляции поведения.

 Игра как ведущий 
вид деятельности ребенка дошкольного 
возраста оказывает воздействие 
на развитие. Начинает формироваться 
произвольность психических процессов.
Прежде всего, развивается произвольное 
восприятие, внимание и память. Потребность 
в общении со сверстником вынуждает 
ребенка точно выполнять правила 
игры, а это требует специальных 
усилий и целенаправленности. Развитие 
мышления — осуществляется переход 
от мысли в действии к мысли 
в плане представлений. Действуя 
с предметом-заместителем, ребенок 
учится мыслить о реальном 
предмете. Для развития воображения 
игра имеет определяющее значение,
поскольку в игровой деятельности 
ребенок учится замещать один 
предмет другим и «примерять»
на себя различные роли,  образы 
и действия.  Влияние игры на 
развитие личности заключается 
в том, что в ней ребенок 
осваивает взаимоотношения между 
людьми по образу и подобию 
взрослых, приобретая, таким образом,
навыки общения и способы волевой 
регуляции своего поведения. 
В игре развивается знаковая 
функция речи (предмет — знак — его 
наименование). Игра способствует 
развитию рефлексии как способности 
соотносить свои действия, мотивы,
поступки с общечеловеческими 
ценностями. В игре эта возможность 
открывается потому, что ребенок 
находится в двойной позиции —
исполняющего роль и контролирующего 
качество (правильность) ее исполнения.

 В игре же продолжают 
развиваться продуктивные виды 
деятельности, появляются элементы 
учебной трудовой деятельности.

 Игра — это самостоятельная,
творческая, свободная деятельность ребенка.

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ
РЕБЕНКА.

1) В игре ребенок учится 
полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои 
импульсивные желания правилам 
игры. Появляется соподчинение мотивов
— «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».

3) В игре интенсивно 
развиваются все психические 
процессы, формируются первые нравственные 
чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы 
и потребности (соревновательные, игровые 
мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются 
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация)

2.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ 
СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА 
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

В период дошкольного детства
игра становится ведущим видом деятельности,
но не потому, что ребенок большую часть
времени проводит в развлекающих его играх,
— игра вызывает качественные изменения
ребенка. Собственно игровое действие
будет происходить тогда, когда ребенок
под одним действием подразумевает другой.
Игровое действие носит знакомый (символический)
характер. Именно в игре наиболее ярко
обнаруживается формулирующаяся знаковая
функция сознания ребенка. Ее проявление
в игре имеет свои особенности: игровые
заместители предметов могут иметь значительно
меньшее сходство с самими предметами,
чем, например, рисунок с изображаемой
действительностью. Однако игровые заместители
должны давать возможность действовать
с ними так, как с замещаемым предметом. 
Поэтому, давая свое название избранному
предмету – заместителю и приписывая
ему определенные свойства, ребенок учитывает
и некоторые особенности самого предмета
– заместителя. При выборе предметов –
заместителей дошкольник исходит из реальных
отношений предметов. Он с готовностью
соглашается, что полспички будет мишуткой,
целая спичка  мишкой – мамой, коробок
– постелькой для мишутки. Но он ни за
что не примет такого варианта, где мишуткой
будет коробок, а постелью – спичка. 
«Так не бывает», — обычная реакция ребенка.

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ 
ИГР

Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.

I группа — предметные игры,
как манипуляции с игрушками 
и предметами. Через игрушки — предметы
— дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.

Источник

Контрольная работа по дисциплине:

«Теория и методика игровой деятельности».

Тема:

« Виды дидактических игр, их структура.

Выполнила: Удодова О.В.

Оглавление

Введение

Теоретическая часть

1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

2. Классификация дидактических игр.

3.Основные особенности дидактической игры, её структура.

Практическая часть

Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .

Заключение

Литература

 Введение.

     Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

     Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
     Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
     Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
     В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
     Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
     Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

     В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

     Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.

     Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

     Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи. Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.

     Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии гигиеническими с требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.

    Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

    В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

    Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

    Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.

   Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

2. Классификация дидактических игр.

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Виды дидактических игр

игры с предметами                                       настольно-печатные                           словесные          

  • сюжетно-дидактические;
  • игры-инсценировки

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

  • расширяют кругозор детей;
  • развитие мыслительных операций;
  • совершенствование речи;
  • воспитательная произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры  разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Значение:

  • помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире;
  • системные знания;
  • развивают мыслительные процессы.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на:

  • основе (мыслительных) представлений;
  • без опоры на наглядность.

        Поэтому проводят с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Это игры-загадки, игры-предположения («Что было бы,  если бы?..»). Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, перевёртышами …

        Значение:

  • речевое развитие;
  • формирование словесного внимания;
  • эмоциональный настрой;
  • умение понимать юмор.

По содержанию дидактические игры можно разделить на:

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

3.Основные особенности дидактической игры, её структура.

   Дидактическая игра — это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

     Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

     Основные особенности дидактических игр:

1. Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

     Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура,

т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

· дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

· содержание игры

· игровые правила;

· игровые действия;

· окончание игры, подведение итогов.

    Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

    Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Скажы па-беларуску» и т.д.

    Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным.

      Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

      Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.

      Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.

Практическая часть

Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .

       В группе «Почемучки» педагогом была организована дидактическая игра по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе «Собери картинку».  

     Данную дидактическую игру можно отнести к следующим видам игр: игра природоведческого характера, игра с картинками, настольно-печатная игра.

     Воспитатель подготовилась к проведению игры с детьми: игра была запланирована, был подготовлен необходимый материал, продумано размещение детей (дети сидели за столиками, перед ними разложен необходимый материал). Игра проводилась с подгруппой детей (4 ребенка) во второй половине дня.

    Предложенная детям игра содержала основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

    Задачи игры: закрепить знания детей об основных характерных признаках времен года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре. Воспитатель для реализации поставленной цели использовала такие приёмы, как напоминание, уточнение, вопросы проблемного характера, пример сверстника. Педагогом были четко сформулированы правила игры перед её началом: внимательно слушать других детей, не перебивать друг друга, можно помогать другому, если он нуждается в помощи.

     Игровые действия заключались в рассматривании картинок, ответов детей на вопросы педагога и складывании частей картинок в целую картинку. Дети вели себя активно, отвечали на вопросы, с интересом складывали картинки, помогали друг другу.

   В конце игры воспитатель подвела итог игры (уточнила действия, которые выполнили дети в ходе игры), похвалила детей.

   Задача игры была полностью реализована: все дети описали времена года, на предложенных им картинках. Дети остались довольны игрой, просили продолжить игру, стали меняться картинками, чтобы собрать другую. Я считаю, что воспитатель грамотно руководил игрой детей.

Заключение.

1. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

2. Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.

3. Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.

4. Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности.

Литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 2007 г.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 2009.

3. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.

4. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. ж. «Дошкольное воспитание» № 5 2010г.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 2009 г.

6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2010 г.

7.Арсеньева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте/В.П. Арсеньева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.

8.Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. Ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510с.

Источник