Влияние игры на развитие ребенка контрольная работа
Игра как философская проблема, ее развивающие функции. Развитие детской игры в онтогенезе. Психологический механизм влияния игры на психическое развитие и появление новообразований у дошкольника. Общение и взаимодействие субъектов в игровой деятельности.
Подобные документы
Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.
курсовая работа, добавлен 10.02.2014
Игра как необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Определение понятия игры, сюжетно-ролевая и игра с правилами. Игровое взаимодействие и игры нового поколения. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры.
курсовая работа, добавлен 14.03.2016
Понятие и особенности применения игры в психолого-педагогической практике для исследования и моделирования поведения дошкольников. Воспитательная роль данного явления. Общая характеристика игры дошкольника, описание ее различных типов и форм проведения.
контрольная работа, добавлен 29.04.2014
Игра как наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Функции игровой деятельности в человеческой практике. Становление теории развития детской игры в дошкольной педагогике.
дипломная работа, добавлен 24.02.2014
Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном коллективе. Нравственное воспитание дошкольника. Развивающие игры и формирование его интеллектуального развития.
курсовая работа, добавлен 09.05.2015
Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.
курсовая работа, добавлен 26.01.2013
Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства, особенности психического развития детей. Формирование социальных форм психики, нравственного поведения и свойств восприятия. Значение игры и ее влияние на развитие личности дошкольника.
курсовая работа, добавлен 21.06.2011
Характеристика особенностей развития младенческого возраста. План – конспект видео-лекций Смирновой Е.О. «Психология детской игры». Сюжетно-ролевая игра дошкольника. Проблемы игры в современном мире. Конспектирование первоисточников (по Выготскому Л.С.).
контрольная работа, добавлен 16.06.2017
Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры, ее основные особенности. Воображаемая ситуация и её психологический смысл. Развитие сюжета игры по тематике. Основные элементы сюжета игровой деятельности. Значение игры в психическом развитии ребёнка.
курсовая работа, добавлен 02.12.2012
Игра как самоценная деятельность для дошкольника. Формирование личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Подбор и введение в педагогический процесс игр. Дидактические игры как эффективное средство экологического воспитания дошкольника.
статья, добавлен 07.06.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Областное бюджетное государственное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа
по
«Теоретические и методические
основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста»
студентки 2 курса 1 группы
Илясовой Юлии Дмитриевны
Шифр 2101
Домашний адрес:
Смоленская обл.
г. Сафоново,
М-он 1 д.26 кв.1
Илясова Ю.Д
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.
РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние игровой деятельности
на развитие личности дошкольника
1.1. Происхождение и сущность
игры
1.2. Возникновение игры
1.3. Влияние игры на
психическое и личностное развитие
ребенка
2. Психологическая сущность
игры дошкольника
2.1. Характеристика игровой
деятельности ребенка
2.2. Классификация игр
2.2.1.Сюжетно – ролевые игры
дошкольников
2.2.2. Театрализованные
игры
2.2.3. Творческие игры
2.2.4. Дидактические игры
2.2.5. Музыкально – дидактические
2.3. Игрушка и ее значение
в игровом процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте
игра имеет важнейшее значение
в жизни маленького ребенка. Потребность
в игре у детей сохраняется
и занимает значительное место
и впервые годы их обучения
в школе. В играх нет реальной
обусловленности обстоятельствами,
пространством, временем. Дети — творцы
настоящего и будущего. В этом
заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного
развития дети живут тем, чем
живет народ. Но окружающий мир
воспринимается ребенком по-иному,
чем взрослым. Ребенок – «Новичок»,
все для него полно новизны.
В игре ребенок делает
открытия того, что давно известно
взрослому. Дети не ставят в
игре каких-либо иных целей, чем
играть.
«Игра, есть потребность
растущего детского организма. В
игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива» – так
писала выдающийся советский
педагог Н.К. Крупская. Она так
же указывала на возможность
расширения впечатлений, представлений
в игре, вхождения детей в жизнь,
о связи игр с действительностью,
с жизнью.
Для ребят дошкольного
возраста игра имеет исключительное
значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра
для них – серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников
– способ познания окружающего
мира.
Игра будет являться
средством воспитания, если она
будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя
игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует
на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание,
на волю и на поведение в
целом.
В игре ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию
творческих способностей, направлены
на умственное развитие дошкольника
в целом.
Огромную роль в
умственном воспитании играет
математика. В настоящее время, в
эпоху компьютерной революции
встречающаяся точка зрения, выражаемая
словами: «Не каждый будет математиком»,
безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более
завтра математика будет необходима огромному
числу людей различных профессий. В математике
заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения
с самого раннего возраста.
Обучение математике
в детском саду основывается
на конкретных образах и представлениях.
Эти конкретные представления
подготавливают фундамент для
формирования на их основе
математических понятий.
Без обогащения чувственного
познавательного опыта невозможно
полноценное владением математическими
знаниями и умениями.
Теория и практика
обучения накопили определенный
опыт использования разных методов
в работе с детьми.
В разработку методов
обучения внесла много нового
Е.И. Тихеева, составленные ею игры
– занятия сочетали в себе
слово, действие, наглядность. Игру
как метод обучения Е.И. Тихеева
предлагала вводить по мере
того, как то или другое числовое
представление уже извлечено
детьми из самой жизни.
Существенный вклад
в разработку дидактических игр
и включение их в систему
обучения дошкольников внесли
Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина,
Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори,
Ф. Фребель и др.
В настоящее время значение
дидактических игр умаляется в виду того,
что многие воспитатели плохо владеют
методикой их проведения, вследствие чего
активность играющих затормаживается
или дидактические игры подчас превращаются
в занятия, где воспитатель выступает
в роли руководителя, диктующего, что нужно
делать, а не в качестве партнера по игре
– в результате ограничивается самостоятельность
детей.
1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ ИГРЫ
Игра издавна привлекает к себе
внимание не только психологов и педагогов,
но и философов, этнографов, искусствоведов
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист
марксизма, доказывает, что в жизни общества
труд предшествует игре и определяет ее
содержание. В играх первобытных племен
изображается война, охота, земледельческие
работы. Несомненно, что сначала была война,
а затем игра, изображающая военные сцены.
Сначала было впечатление, произведенное
на дикаря смертью раненого товарища,
а затем появилось стремление воспроизвести
это впечатление в пляске. Таким образом,
игра связана с искусством, она возникла
еще в первобытном обществе вместе с разными
видами искусства. Дикари играли как дети,
в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного
искусства. Иногда играм приписывали магическое
действие.
В жизни же отдельного индивидуума
наблюдается обратное соотношение: ребенок
вначале подражает труду взрослых в игре
и лишь позже начинает принимать участие
в настоящей работе. Плеханов доказывает
закономерность такого явления: игра служит
средством подготовки к труду, средством
воспитания.
Изучение происхождения игры
как особого вида человеческой деятельности
дает возможность определить ее сущность:
игра – образное, действенное отражение
жизни; она возникла из труда, и готовит
молодое поколение к труду.
В педагогической литературе
понимание игры как отражения действительной
жизни впервые было высказано великим
педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая
обстановка, говорит он, имеет сильнейшее
влияние на игру, «она дает для нее материал
гораздо разнообразнее и действительнее
того, который предлагается игрушечной
лавкою»
К.Д. Ушинский доказывает, что
содержание игры влияет на формирование
личности ребенка.
В создании теории игры особенно
велика роль Н.К.Крупской. Она считает
игру потребностью растущего организма
и объясняет это двумя факторами: стремление
ребенка познавать окружающую жизнь и
свойственной ему подражательностью,
активностью. «Игра для дошкольников –
способ познания окружающего».
Дошкольный возраст – первоначальный
этап усвоения общественного опыта. Игра
– наиболее доступный ребенку вид деятельности,
своеобразный способ переработки полученных
впечатлений.
А. С. Макаренко дал глубокий
анализ психологии игры, показал, что игра
– осмысленная деятельность, а радость
игры – «радость творческая», «радость
победы»
Игра – социальная деятельность,
возникшая в ходе исторического развития
из трудовых процессов; игра всегда отражает
действительную жизнь, поэтому ее содержание
меняется с изменением общественных условий;
игра – сознательная, целенаправленная
деятельность, которая имеет много общего
с трудом и служит подготовкой к труду.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ИГРЫ
Впервые семь лет ребенок проходит
большой и сложный путь развития. Это ярко
отражается в играх, которые год от года
становятся богаче по содержанию, сложнее
по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает
закономерности их развития, связанные
с общими закономерностями развития в
дошкольном возрасте, формирование мышления,
воображения, нравственных качеств, количественных
навыков, творческих способностей. В то
же время в игре проявляются индивидуальные
особенности детей, различные интересы,
характеры. Чтобы понять сущность игры
и закономерности их развития, важно проследить
возникновение игры, изучить ее начальные
формы
В первые два года жизни, когда
воображение ребенка еще не развито, игры
в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте
можно говорить о подготовительном периоде
игры, который часто называют «предметной
деятельностью».
К двум годам в детских играх
прослеживаются те черты, которые ярко
проявляются в более позднем возрасте:
подражанием взрослым, создание воображаемых
образов, стремление активно действовать,
знакомиться с окружающем.
На третьем году жизни начинает
развиваться воображение, в играх появляется
несложный сюжет.
1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ
НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками. Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам,
соответствующим взятой на себя роли,
игра способствует развитию чувств и волевой
регуляции поведения.
Игра как ведущий
вид деятельности ребенка дошкольного
возраста оказывает воздействие
на развитие. Начинает формироваться
произвольность психических процессов.
Прежде всего, развивается произвольное
восприятие, внимание и память. Потребность
в общении со сверстником вынуждает
ребенка точно выполнять правила
игры, а это требует специальных
усилий и целенаправленности. Развитие
мышления — осуществляется переход
от мысли в действии к мысли
в плане представлений. Действуя
с предметом-заместителем, ребенок
учится мыслить о реальном
предмете. Для развития воображения
игра имеет определяющее значение,
поскольку в игровой деятельности
ребенок учится замещать один
предмет другим и «примерять»
на себя различные роли, образы
и действия. Влияние игры на
развитие личности заключается
в том, что в ней ребенок
осваивает взаимоотношения между
людьми по образу и подобию
взрослых, приобретая, таким образом,
навыки общения и способы волевой
регуляции своего поведения.
В игре развивается знаковая
функция речи (предмет — знак — его
наименование). Игра способствует
развитию рефлексии как способности
соотносить свои действия, мотивы,
поступки с общечеловеческими
ценностями. В игре эта возможность
открывается потому, что ребенок
находится в двойной позиции —
исполняющего роль и контролирующего
качество (правильность) ее исполнения.
В игре же продолжают
развиваться продуктивные виды
деятельности, появляются элементы
учебной трудовой деятельности.
Игра — это самостоятельная,
творческая, свободная деятельность ребенка.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ
РЕБЕНКА.
1) В игре ребенок учится
полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам
игры. Появляется соподчинение мотивов
— «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».
3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые нравственные
чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы
и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация)
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
В период дошкольного детства
игра становится ведущим видом деятельности,
но не потому, что ребенок большую часть
времени проводит в развлекающих его играх,
— игра вызывает качественные изменения
ребенка. Собственно игровое действие
будет происходить тогда, когда ребенок
под одним действием подразумевает другой.
Игровое действие носит знакомый (символический)
характер. Именно в игре наиболее ярко
обнаруживается формулирующаяся знаковая
функция сознания ребенка. Ее проявление
в игре имеет свои особенности: игровые
заместители предметов могут иметь значительно
меньшее сходство с самими предметами,
чем, например, рисунок с изображаемой
действительностью. Однако игровые заместители
должны давать возможность действовать
с ними так, как с замещаемым предметом.
Поэтому, давая свое название избранному
предмету – заместителю и приписывая
ему определенные свойства, ребенок учитывает
и некоторые особенности самого предмета
– заместителя. При выборе предметов –
заместителей дошкольник исходит из реальных
отношений предметов. Он с готовностью
соглашается, что полспички будет мишуткой,
целая спичка мишкой – мамой, коробок
– постелькой для мишутки. Но он ни за
что не примет такого варианта, где мишуткой
будет коробок, а постелью – спичка.
«Так не бывает», — обычная реакция ребенка.
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ
ИГР
Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа — предметные игры,
как манипуляции с игрушками
и предметами. Через игрушки — предметы
— дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.
Источник
Контрольная работа по дисциплине:
«Теория и методика игровой деятельности».
Тема:
« Виды дидактических игр, их структура.
Выполнила: Удодова О.В.
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
2. Классификация дидактических игр.
3.Основные особенности дидактической игры, её структура.
Практическая часть
Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .
Заключение
Литература
Введение.
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.
Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.
Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи. Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.
Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии гигиеническими с требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.
2. Классификация дидактических игр.
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.
Виды дидактических игр
игры с предметами настольно-печатные словесные
- сюжетно-дидактические;
- игры-инсценировки
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- расширяют кругозор детей;
- развитие мыслительных операций;
- совершенствование речи;
- воспитательная произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.
Значение:
- помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире;
- системные знания;
- развивают мыслительные процессы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на:
- основе (мыслительных) представлений;
- без опоры на наглядность.
Поэтому проводят с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Это игры-загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы?..»). Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, перевёртышами …
Значение:
- речевое развитие;
- формирование словесного внимания;
- эмоциональный настрой;
- умение понимать юмор.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
· математические
· сенсорные
· речевые
· музыкальные
· природоведческие
· для ознакомления с окружающим
· по изобразительной деятельности
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
· коллективные
· групповые
· индивидуальные
3.Основные особенности дидактической игры, её структура.
Дидактическая игра — это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Основные особенности дидактических игр:
1. Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура,
т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
· дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
· содержание игры
· игровые правила;
· игровые действия;
· окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Скажы па-беларуску» и т.д.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.
Практическая часть
Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .
В группе «Почемучки» педагогом была организована дидактическая игра по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе «Собери картинку».
Данную дидактическую игру можно отнести к следующим видам игр: игра природоведческого характера, игра с картинками, настольно-печатная игра.
Воспитатель подготовилась к проведению игры с детьми: игра была запланирована, был подготовлен необходимый материал, продумано размещение детей (дети сидели за столиками, перед ними разложен необходимый материал). Игра проводилась с подгруппой детей (4 ребенка) во второй половине дня.
Предложенная детям игра содержала основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Задачи игры: закрепить знания детей об основных характерных признаках времен года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре. Воспитатель для реализации поставленной цели использовала такие приёмы, как напоминание, уточнение, вопросы проблемного характера, пример сверстника. Педагогом были четко сформулированы правила игры перед её началом: внимательно слушать других детей, не перебивать друг друга, можно помогать другому, если он нуждается в помощи.
Игровые действия заключались в рассматривании картинок, ответов детей на вопросы педагога и складывании частей картинок в целую картинку. Дети вели себя активно, отвечали на вопросы, с интересом складывали картинки, помогали друг другу.
В конце игры воспитатель подвела итог игры (уточнила действия, которые выполнили дети в ходе игры), похвалила детей.
Задача игры была полностью реализована: все дети описали времена года, на предложенных им картинках. Дети остались довольны игрой, просили продолжить игру, стали меняться картинками, чтобы собрать другую. Я считаю, что воспитатель грамотно руководил игрой детей.
Заключение.
1. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
2. Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
3. Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
4. Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 2007 г.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 2009.
3. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.
4. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. ж. «Дошкольное воспитание» № 5 2010г.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 2009 г.
6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2010 г.
7.Арсеньева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте/В.П. Арсеньева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
8.Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. Ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510с.
Источник