Влияние игры на развитие личности ребенка высказывания

Влияние игры на развитие личности ребенка высказывания thumbnail

Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка» (В.А.Сухомлинский). «Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок» (В.А.Сухомлинский).

Вспомним Я. Корчака, у которого личность живет и действует как индивид и как член коллектива. Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувства коллективизма, только личность чувствует свою ответственность за всех. Коллектив должен быть творческим. Корчак говорил, что самое главное — видеть живого, конкретного ребенка, стараться его познать, т. е. понять. «Понять — значит почувствовать» (К.С.Станиславский). И педагог должен чувствовать каждого ребенка, иметь опыт нервной клетки и воспитывать его у детей.

Что же может помочь педагогу в достижении этих целей? Игра! «Игра — это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольников. С приходом дошколят в школу, ведущей в их новой жизни должна стать учебная деятельность. Но задача учителя и родителей состоит в том, чтобы не посеять в душах детей страх перед  школой и нежелание учиться. Учеба труд ребенка, но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.    

Игры, проводимые мною на уроках, направлены на развитие у детей зрения, слуха, осязания, обоняния; всех видов памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Ведь лишь при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, у детей складывается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, т.е. возникает восприятие окружающего мира.

Итак, какие же конкретные игры, и на каких предметах я использую?

Обучение грамоте  и  литературное чтение:        

  • лицевая гимнастика (подготовка речевого аппарата к чтению)
  • ассоциации (на что похожа буква?)
  • на одну букву(за 1минуту найти в классе и запомнить как можно больше предметов, название которых начинается с буквы С и т.д.                                                        
  • предметы, в названии которых 1.2,3 слога (найти)
  • предметы, в названии которых ударный слог 1 ,2 и т.д. (найти)
  • творческий рассказ «Биография предмета» (найдите что-то новое в хорошо знакомом вам предмете, пофантазируйте, расскажите)
  • групповой рассказ 1 (по картине или на заданную тему). Учитель может использовать мяч и сам начать повествование. Детям надо следить за предложениями говорящих игроков, чтобы попасть в нужное русло. Например: однажды лунной зимней ночью…
  • творческий пересказ (пересказ от имени одного из персонажей). Например, от имени волчихи или Белолобого в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». В объемном произведении уместен предварительный разбор.
  • групповой рассказ 2. Рассказ из имён существительных на заданную тему, например «Весна»: 1-ый  ребенок: — солнце; 2-ый  ребёнок: солнце и свое слово, например — лужа; 3-ий ребёнок: солнце, лужа, воробей и т.д. Последний играющий повторяет все слова по порядку.
  • телевизор(пересказ по желанию). 1,2,3 колонки — 1,2.3 программы. Но телевизор испортился, и по всем программам идет одна передача. «Пульт» у учителя: один хлопок.
  • первая программа, 2 хлопка — вторая программа и т.д. Один и тот же ребенок может ответить только один раз. Чтобы пересказ получился, детям необходимо вести его внутри себя.

Русский язык:
мячики со словами

  • учитель кидает ребенку мяч, называя им. существительное, а ученик возвращает мяч, называя синоним или антоним  данного имени существительного.
  • дается корень -бег- , а возвращается мяч с однокоренными словами
  • при изучении частей речи ( учитель задает вопрос, например: — что?, а ребенок отвечает: — небо)

Вариант этой же игры. Учитель называет слова, а дети — вопросы.

  • при изучении склонений им. существительных
  • при изучении изменения им. прилагательного по родам
  • при изучении времен глаголов
  • при изучении сочетаемости частей речи
  • при повторении изученного материала о частях речи

Математика:
Вычислительная машинка (условия игры можно изменять и усложнять)

1 класс  
Пальцы ведущего — числа от 0 до 9. Знаки «=», «+», «-» определенной позицией пальцев («+» — это кулак).

2 класс
Добавляются знаки «:» и «×». Знаки действий можно задавать и звуковыми сигналами («:» — это хлопок). Пальцы могут быть и десятками, и сотнями.

Игру можно использовать вместо устного счета и на других этапах урока. Результаты вычислений называются устно или записываются в тетради. Ведущим может быть и сильный ученик.

1. мячики с числами

  • следующие и предыдущие числа
  • увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз
  • при сложении, вычитании, умножении и делении с «0» и «1»
  • при закреплении таблицы умножения и деления
  • при умножении и делении круглых сотен, десятков

2. хлопки

  • при изучении двузначных и т.д. чисел. Учитель:- запишите число , в котором десятков (5) хлопков и единиц(6) хлопков, в котором сотен (3) хлопка и единиц (4) хлопка. Дети записали: 56  304.
  • устное решение уравнений. У.:-Я задумала число, если его умножить на 5, получится 40. Какое число я задумала? Ребенок отвечает хлопками: -8.Класс подтверждает правильный ответ 3 хлопками.
  • при поверке домашнего задания дети подтверждают правильный ответ тремя хлопками.

3. геометрические фигуры вокруг нас. За 1 минуту дети ищут в классе предметы квадратной или какой-нибудь другой формы. Названные предметы повторять нельзя.

Игры помогают и при организации детей в начале урока, и при проведении физ. минуток:

  1. «Субботник». За определенный счет, который хлопками задает учитель, дети приводят в порядок свое рабочее место (молча, соблюдая тишину)
  2. Займи свое место:
    • по жесту учителя;
    • точно в хлопок (учитель может хитрить, совершая другое движение);
    • на 3 и т.д. хлопок;
    • за 5 и т.д. хлопков.
  3. повтори ритм. У учителя с детьми есть договор: если педагог без предупреждения задает хлопками какой-либо ритм, ребята должны повторить его, как один человек.
  4. сонар. У:- Послушаем  класс или  коридор, мысленно перенесемся на спортивную школьную площадку. Что интересного услышали?
  5. Что нового? У:- Что нового в вашем друге  или в нашем классе и т.д.?
  6. великаны. Никуда не забираясь, «достать» кончиками больших или других пальцев — потолок.
  7. «видящие» пальцы. С закрытыми глазами «рассмотрите» поверхность стола или пенала и т.д., расскажите о своих ощущениях.
  8. ассоциации ( зрительные, слуховые). Учитель показывает детям, например ножницы и спрашивает:- на что похоже? Ответы детей:- на очки, аиста, голову крокодила и т. д.

Играя, дети приучаются мыслить и действовать самостоятельно, не копируя и не мешая друг другу. А учитель получает возможность организовать  коллективную творческую деятельность детей.

Список используемой литературы:

  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Л.: Искусство, 1967.- 78 с.
  2. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 136 с.
  3. Корчак Я. Книга для  учителя / Сост. В.Ф.Кочнов. — М.:Просвещение,1992.- 317 с.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. — М.: Политиздат, 1975.-272 с.
  5. Методика воспитательной работы./Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002.-144 с.

Черных Ольга Владиславовна
Учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 253, г. Санкт-Петербург

Источник

Татьяна Караваева
Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника

«Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника»

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

Сегодня многие взрослые сталкиваются с настойчивым напоминаем педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит, несомненно, формально. Действительно для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета, мечтает об отличных отметках, а кроме того совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игры, и ему стало, неинтересно? Может быть современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? На эти на многие другие хотелось бы сегодня вместе с вами найти ответ.

Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современные взрослые недооценивают значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у нас (взрослых)есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно.

Давайте рассмотрим, что такое игра для ребенка, как она влияет на его развитие в целом и для чего она вообще нужна?

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакт с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками.

Игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Вопрос о том, зачем ребенок играет, во все времена волновал многих философов, ученых и практиков.

Так К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные,биологические потребности ребенка: его влечения и желания.Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

Так отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым.

А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

— В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

— ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИГРОЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери, дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить еёсмыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

— КАК ЖЕ РУКОВОДИТЬ ДЕТСКИМИ ИГРАМИ?

— КАК ВЛИЯТЬ НА ИХ СЮЖЕТЫ И СОДЕРЖАНИЕ?

Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи. Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье, отношение к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх.

Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать. Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок может изображать шофера, а мать или отец — пассажиров или контролеров. Впрочем, содержание таких совместных игр трудно предусмотреть. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать ее содержание.

Заключение

Таким образом, в игровой форме прививаются дошкольникам знания из разных областей наук, в детском саду ребенок учится выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные этические понятия и нормы, учатся управлять своим поведением, копировать поведение других, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его воспитатели и родители.

Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой // Психологическая наука о школе Текст / Н. П. Аникеева. — Просвещение, 1997.

2. Богословский, В. В.Общая психология Текст: учебное пособие для студентов пед. Институтов / В. В Богословский. – М.: Просвещение, 1981.

3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Текст: кн. для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

4. Урунтаева, Г. А.Детская психология Текст: учебник для средних учебных заведений. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

Источник