Влияние игры на нравственное развитие ребенка

Влияние игры на нравственное развитие ребенка thumbnail

Инфоурок

Другое
›Презентации›Роль игры в нравственном воспитании дошкольников

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Роль игры в нравственном воспитании дошкольников.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Роль игры в нравственном воспитании дошкольников Якутск 2017 Выполнила: воспи

Описание слайда:

Роль игры в нравственном воспитании дошкольников Якутск 2017 Выполнила: воспитатель старшей группы, МБДОУ ЦРРДС «Радуга», Леонтьева А.В. “ ”

2 слайд

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется

Описание слайда:

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.

3 слайд

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит при

Описание слайда:

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви. .

4 слайд

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных

Описание слайда:

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.    Малыши  играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции.   

5 слайд

Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника. Воспита

Описание слайда:

Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника. Воспитатель учит терпеливо относиться к недо­статкам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантен .Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый — воспитывает, учит, ребенок — подчиняется, учится.    Для обеспечения организованной, интересной и содержатель­ной жизни детей в детском саду воспитатели используют в возрастных группах разнообразные игры. Внутренний, скрытый характер правил творческих игр предоставляет ребенку боль­шую свободу в действиях; его обязательства перед играющим коллективом менее определенны, чем в играх с готовым содержанием и готовыми правилами. Это позволяет играющим легко менять сюжет, вводить дополнительные роли.

6 слайд

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детальног

Описание слайда:

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

7 слайд

Творческие игры: Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают

Описание слайда:

Творческие игры: Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают огромное воздействие на них, но было бы ошибочным использовать только эти игры в организации жизни детей. Овладение детьми играми с правилами имеет большое организующее значение. Правила определяют известные нормы действия, а затем и нормы отноше­ний детей друг с другом, позволяют ребенку контролировать себя и играющих с ним. Самостоятельность выполнения правил формируется в процессе целенаправленного воспитания детей в игре. Играя, ребенок находится в определенных взаимоотношениях с коллективом детей. Общественное влияние игры, вызываемые, игрой чувства заключены в тех отношениях, которые складываются в процессе игры между детьми.                                                 

8 слайд

Значение детского коллектива  в воспитании нравственности дошкольника Детский

Описание слайда:

Значение детского коллектива  в воспитании нравственности дошкольника Детский коллектив – детская группа, в которой создает­ся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствую­щая формированию личности и развитию индивидуальности каж­дого ее члена

9 слайд

— удовлетворяет потребности личности в общении и самоут­верждении; — является

Описание слайда:

— удовлетворяет потребности личности в общении и самоут­верждении; — является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно на­ходится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимо­действие и взаимоотношения с другими людьми); — передает богатый эмоциональный опыт; — передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека; — создает условия через общение и взаимодействие с другими по­знать себя, свои достоинства и проблемы; — предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям. Коллектив дает личности следующее:

10 слайд

Функции коллектива, которые можно выделить: Регулятивная — носитель и пропага

Описание слайда:

Функции коллектива, которые можно выделить: Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоз­зренческих, нравственных и социальных установок. Организационная — основная форма организации детской жизне­деятельности. Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, спло­чения, кооперации. Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков. Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаи­модействие.

11 слайд

ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игры

Описание слайда:

ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, харак­теру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвы­чайно затрудняет классификацию детских игр, однако для пра­вильного руководства играми группировка их необходима. Наи­большее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отно­шение к нему.

12 слайд

Правила игр: В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых игра

Описание слайда:

Правила игр: В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых играх правила заключаются в самом содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок дейст­вует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.

13 слайд

Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка Мораль - способ внешн

Описание слайда:

Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка Мораль — способ внешней регуляции поведения человека с помощью установленных в обществе норм; Нравственность — такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.

14 слайд

Дети 5-7лет Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в

Описание слайда:

Дети 5-7лет Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах.

15 слайд

3-4 года  нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенн

Описание слайда:

3-4 года  нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной  мотивации — «диффузное» нравственное сознание

16 слайд

 4-5 лет недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при

Описание слайда:

 4-5 лет недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений — «общая нравственная недифференцированность»;

17 слайд

5-7 лет способность давать определения нравственным понятиям на основе их ст

Описание слайда:

5-7 лет способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».   

18 слайд

Таким образом:  формирование начал нравственного сознания детей отражает дина

Описание слайда:

Таким образом:  формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания,  неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий   уровень.

Влияние игры на нравственное развитие ребенка

Курс повышения квалификации

Влияние игры на нравственное развитие ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Влияние игры на нравственное развитие ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-410738

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Татьяна Волкова
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение.

Ребёнок должен понять,что есть три вещи: можно, нельзя и надо»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее

время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой

отношений между людьми, которые определяются социальной

справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество

обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее

собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению

установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность

стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и

правила в силу собственного понимания их необходимости.

Формирование нравственности – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе,

но и формирование в дальнейшем его жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного

воспитания детей дошкольного возраста является игровая деятельность, как

ведущий вид деятельности у детей данного возраста. Именно через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли

своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и

взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра основана на

восприятии представленных норм и правил, тем самым ориентирует ребёнка на

соблюдение определённых норм и правил взрослой жизни.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности

ребенка как показатель его нравственного развития.

Ключевые слова: мораль; нравственность; нравственное воспитание;

игровая деятельность.

Воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой

основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты

личности ребенка.

Определение проблемы и актуальности данной темы позволяет

сформулировать цель исследования: выявить влияние игровой деятельности в

формировании нравственного воспитания старших дошкольников.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из

важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития

личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление

требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов

детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича нравственность

(мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих

отношение людей в обществе на основе общественного мнения,

стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [16]

Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две

взаимосвязанные задачи:

— выработка нравственных требований, которые находят отражение и

получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм,

принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла;

— внедрение этих требований и связанных с ними представлений в

сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия,

а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения,

т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Термин «нравственность» употребляется как синоним термина «мораль».

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в

прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того,

как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои

убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,

можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность —

это личностная характеристика. [10]

По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика

рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный

процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек,

нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [20]

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных

норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и

их неуклонное соблюдение», — пишет И. Ф. Харламов. [19, с. 344]

К. Д. Ушинский отмечал зависимость содержания детских игр от

социального окружения. Он считал, что существует зависимость содержания

детских игр от социального окружения, так как игры не проходят для ребенка

бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо,

а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Дошкольник может прекрасно

знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки

помочь человеку, попавшему в беду. Знать, что лгать стыдно, но говорить

неправду и т. д. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в

нравственных поступках в доступной ему деятельности. [18]

Именно в игровой деятельности дошкольникнаиболее самостоятелен:

сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и

своей фантазией, устанавливает доброжелательные взаимоотношения со

сверстниками.

Игровая деятельность – это своеобразный материальный этап. Он

моделирует сферу человеческих взаимоотношений, которые определяют

развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны

своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются

нравственными нормами.

По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь нравственного

воспитания в игре — это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие

сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через

определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать

моральные и социальные чувства дошкольников. Сюжетно-ролевые игры детей

построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где

правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми

из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной

жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх,

разумеется, по-своему, преломляя их с учетом современного общества. [11,

с. 79].

В своих исследованиях Р. И. Жуковская обращает внимание на

нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует

развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным

и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры, которые

создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх

дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни

и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность

ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,

справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих

на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанные на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитывать детей на

лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих

формированию положительных чувств и побуждений.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед

коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,

согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо

разрешать спорные вопросы.

Нравственность является сложной, многоуровневой личностной

характеристикой, охватывающей такие личностные структуры как разум,

чувства, воля. Нравственное воспитание старших дошкольников — это

совокупность воспитания нравственных чувств, облика, нравственной позиции

и нравственного поведения.

Игра – школа морали в действии, школа произвольного поведения.

Именно в игре определяется поведение и характер человека в обществе. В игре

все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их

играми, отражающими взаимоотношения людей в обществе.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание

играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанных на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Вопросы нравственного воспитания подрастающей личности на

протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом

рассмотрения в философии, педагогике, психологии.

Проблема нравственного воспитания дошкольников в настоящее время

актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном

обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры

как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации

понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед

опасностью моральной деградации.

Дошкольное детство — пора открытий.

Поэтому, взрослые должны помочь ребенку делать открытия, наполнив их

воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у

него нравственных чувств.

Литература

1. Буре Р. С.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р. С. Буре. М.:

Просвещение, 2006.141 с.

2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа

Дошкольного Образования От рождения до школы /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А/ Васильева. 4-е

изд. М.: Мозаика – Синтез, 2017. 368 с.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа Развитие/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Новая школа, 1994.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. 1966.№6 62-76 с.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: старшая группа / Н. Ф. Губанова. М.:Мозаика – Синтез,

2014.160 с.

6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/ Р. И. Жуковская. М.:АПН РСФСР, 1963.320 с. pedagogic.ru

7. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка/ А. В. Запорожец. Дошкольное образование, 1964. 351 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2003. 176 с.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей,

1998. 457 с.  

10. Логинова В. И., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И.

Логиновой, П. Г.Саморуковой: 2-е изд., исп. и доп. М.: Просвещение, 1998. 167 с. OCR Detskiysad.Ru

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 1982. 128 с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ Н. Я.

Михайленко, Н. А. Короткова. М.:Гном, 2000.96 с.

13. Мухина В. С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ В. С. Мухина.

М.: Академия, 1975. 239 с

14. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология/ Д. В. Ольшанский. М.: 2002. 127с.

15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под. ред.

М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

16. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь/ Е. С. Рапацевич. Минск.:Соврем. слово, 2006. 928 с.

17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение, 1976.96 с.

18. Ушинский К. Д. Сочинения/ К. Д. Ушинский. М.:Лениздат,1950. т. 8. 234 с. revolution.allbest.ru

19. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф.Харламов: 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Высшая школа, 1990. 576с.

20. Эйсмонт-Швыдкая Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. М.:

Просвещение, 1969.

Источник