Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка
Мария Пичугина
Консультация «Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста»
1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
2. Виды игрушек и требования к ним
3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.
Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.
1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.
В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.
Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.
В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.
Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:
1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.
3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.
2. Виды игрушек и требования к ним
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка — игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.
Виды игрушек:
1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.
4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.).Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).
5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.
Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.
Требования к подбору игрушки:
1. Игрушка должна быть безопасна.
2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
4. Не нести в себе угрозу или насилие.
5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.
3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возрастапринято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:
1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.
Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности — пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.
Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.
Источник
В дошкольном возрасте первые шесть-семь лет
являются ответственным периодом для
психического развития ребенка т. к. в это время
закладываются основы всех психических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и
видов деятельности.
Большую роль в психическом развитии ребенка
играют его деятельность и его общение с другими
людьми. Воспитание и обучение ребенка в этом
возрасте связано с его ведущей деятельностью –
игрой. Разный вид деятельности ребенка имеет
свою цель. В дошкольном возрасте — это его
всестороннее развитие.
Главным средством в игре ребенка-дошкольника
является игрушка, которая отвечает потребности
ребенка в активной деятельности, помогает
осуществить свой замысел, войти в роль, делает
его действия реальными. Происходит
непосредственное развитие во всех психических
процессах: в воображении, мышлении, внимании,
восприятии и памяти, так как все полученные
ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя или с
игрушкой, предметом, или играя с товарищем в
различные игры. Изучением проблемы влияния
игрушки на психику ребенка занимались многие
педагоги и психологи. Главная задача взрослых —
научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка
помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию любознательности.
Таким образом, ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игровая, как особая
форма передачи и освоения культурного опыта,
отражающая специфику жизни детей в обществе.
Игрушка — особое психологическое средство, в
котором опредмечены задачи психологического и
личностного развития в каждый возрастной период.
Она имеет важное значение, как для развития
психических функций и познавательных процессов,
так и для становления личности ребенка.
Существуют различные классификации игрушек: по
тематике и видам игр. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют
сюжет игры, в этом их основное назначение. Это
развивает творчество, расширяет кругозор
ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек
особое место занимает кукла, которая является
источником разнообразных переживаний малыша.
Технические игрушки вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом технических предметов
(машины, механизмы, транспортные средства), с
характерными для них действиями. К ним относятся
игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные
трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские
швейные машины и т. д. Строительные и
конструктивные материалы рассчитаны на детское
конструирование. Они представляют комплекты
деталей разных форм для сооружений и построек.
Большими развивающими возможностями обладают
конструкторы. Дидактические игрушки — это игрушки,
направленные на развитие психических процессов,
которые содержат в себе развивающую задачу,
соответствующую возрасту. Это могут быть задачи
на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди
них много народных игрушек: матрешки, пирамидки,
разноцветные шары. Игрушки для подвижных и
спортивных игр предназначены для физического
воспитания. Они очень разнообразны и направлены
на укрепление мышц, развитие координации
движений. Театрализованные игрушки — это куклы
(театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок
для разыгрывания сценок по сказкам.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть
представлена во всем ее разнообразии. Необходимо
отбирать их целенаправленно, в соответствии с
возрастными особенностями детей. Игрушки должны
способствовать развитию разных видов игр,
удовлетворять индивидуальные потребности и
интересы детей и вместе с тем побуждать их к
коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному,
нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Все виды игрушек должны отвечать всем
требованиям, а также возрастным особенностям
детей. Взрослый является главной фигурой для
ребенка при ознакомлении с окружающими его
пре6дметами.
Итак, на протяжении всего дошкольного возраста
общение ребенка направлено на познание
окружающего мира. Игрушка является важным
предметом в общении ребенка. Дети общаются в
игре. Игрушка для ребенка — это инструмент
познания мира и в то же время существенная часть
этого самого мира, а игра — способ его познания.
Манипулируя доступными ему предметами
(игрушками), малыш познает мир, мыслит,
развивается. И от того, что именно будет ему
предложено для этих самых манипуляций, зависит,
как и в каком направлении будет развиваться его
мышление. К концу раннего возраста ребенок
стремится сочинять собственные сказки, рассказы,
действуя с предметами, обыгрывая тут же эти
истории. Возникновение воображения имеет
большое значение для умственного развития, тому
же способствуют правильно подобранные игрушки.
Таким образом, велико воздействие игрушек на
развитие способностей. Но разностороннее
влияние может оказать не каждая отдельная
игрушка, а их совокупность, соответствующий их
подбор с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка. Игрушка — средство
воздействия на эмоционально-нравственную
сторону личности ребенка в раннем дошкольном
возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке
переносится и на предметы, людей, изображенных в
игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей
заботливое, бережное отношение, внимательность и
нежность, помогают накопить опыт положительных
нравственных переживаний. Решающую роль в
психическом развитии ребенка играют его
деятельность и его общение с другими людьми.
Игрушка — непременный спутник детства и
важнейший инструмент игры. Главное — соблюдать
требования по отбору современных игрушек.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на
развитие познавательных процессов. Манипулируя
с предметами, ребенок познает свойства предмета,
мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или
иную ситуацию, подражает взрослым. При игре
активизируются все познавательные процессы:
воображение, внимание, память, мышление. Игрушки
должны подбираться соответственно возрасту
детей. Они оказывают также большое влияние на
личностное развитие ребенка и его способностей.
Взрослые должны обращать внимание на
предпочтения ребенком той или иной игры или
игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у
ребенка многие способности. Игрушки оказывают
огромное влияние на эмоционально-нравственную
сферу ребенка. Важно знать четко различие между
так называемыми полезными и вредными игрушками.
Недопустимым является наличие в игрушке качеств,
побуждающих чувства насилия, жестокость,
агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман,
Человек-паук — эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка,
которые могут реализоваться в жизни по отношению
к более слабым — животным и маленьким детям.
Полезная игрушка ставит перед собой благородную
воспитательную задачу — учит добру и красоте,
пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в
душу ребенка понятия добра и зла. Любое
проигранное действие способно воспроизводить
себя в реальности, а игрушка программирует
поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на
эмоционально-нравственную сферу, является кукла.
Она может быть другом, партнером, слугой и т.д.
Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои
эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в
дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки
и игры предпочитают мальчики, а какие девочки,
что является первым признаком отождествления
ребенком себя с конкретным полом.
Важное значение в жизни ребенка-дошкольника
имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую
игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с
горечью рассказывают, что с детской игрушкой им
пришлось расстаться. Почему так важна для
ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную
роль.
Во-первых, она является для него идеальным
Другом, принимает и любит его таким, какой он
есть. Игрушка готова слушать его и никому не
расскажет об этом. Она может быть такой, какой
хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку
компенсирует дефицит общения со взрослыми или
сверстниками, учится жалеть другого, заботиться,
сопереживать.
Во-вторых, игрушка является идеальным Я для
него самого. На нее ребенок проецирует свои
желания. Она может быть сильной и красивой и
делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому,
при расставании с любимой игрушкой, ребенок
испытывает боль, поскольку при этом теряется
значимая часть самого себя.
В-третьих, игрушка – это символический ключ к
внутреннему миру ребенка. Через нее он
выстраивает свой мир, подвластный ему. Во
взрослом мире от ребенка ничего не зависит,
потому что он мал. А в мире игрушек он большой и
сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что
игрушка способствует формированию личностной
автономии ребенка, развитию его самосознания.
Поэтому взрослым необходимо уважительно
относиться к игрушкам детей и быть внимательными
к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие
или жестокость к игрушкам. Это может говорить о
его внутреннем неблагополучии.
Итак, игра является ведущей деятельностью
дошкольника, и именно в ней должны формироваться
важнейшие новообразования. Необходимо обращать
внимание на творческий характер игры, ее
содействие развитию воображения, мышлению, речи
ребенка. Можно также сказать о том, что игра
является действенной формой самопомощи ребенка.
В ней он может проигрывать беспокоящие его
фантазии, ситуации, переживания, в том числе
трудности во взаимопонимании с родными. Главным
средством в игре ребенка-дошкольника является
игрушка, которая помогает осуществить свой
замысел, войти в роль, делает его действия
реальными. Игрушки открывают возможность для
творческой, осмысленной активности самого
ребенка. Они несут в себе огромное
психологическое и педагогическое значение, учат
добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На
это стоит обращать особое внимание как
педагогам, психологам, так и родителям, ведь
большую часть жизни ребенок проводит именно в
игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об
уровне развития ребенка в целом.
Источник
Из цветной пушистой байки
малышам игрушки шьём —
куклы, мячики и зайки.
Их всё больше с каждым днём…
Влияние игрушки на развитие ребенка
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры.
Зачем детям нужна игра? С помощью игры обучение ребенка идет более эффективнее, а воспитание приятнее. Так же, игра — средство диагностики состояния ребенка, его личностного развития. Игрушка помогает ребенку совладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.
Во что же играют наши дети? У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка — тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Какими мотивами руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они нам тем, что игрушка — это не просто забава? Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка.
Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? За примером далеко ходить не надо. Когда-то был «бум» на очень модные куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.
Или еще пример: серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является «антиигрушкой»: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
А в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, по оценке только внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.
Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и качество материалов, но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.
Так же на прилавках очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.
Большинство западных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
В продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек — паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки — трасформеры: человек— машина, человек – робот, человек— чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка — это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Критерии отбора
1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но — подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать— возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь — на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.
2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки — далеко не единственный критерий оценки. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, его возрастным особенностям, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей игрушки.
3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность.
4. Этика, эстетика, культура. Этический аспект- игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.
При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой — формируют его эстетический вкус.
Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.
Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.
Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.
Источник