Влияние игрушки на психическое развитие ребенка курсовая

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка курсовая thumbnail

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность, разнообразие игрушек и их назначение. Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы.

  • Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 20.12.2015

  • Характеристика игрушки и взгляды педагогов на нее. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды игрушек: звуковые, двигательные, твердые и мягкие. Подбор видов для разных возрастов. Методика ознакомления детей с игрушкой. История.

    контрольная работа, добавлен 29.05.2008

  • Игра как ведущий вид занятий у детей дошкольного возраста. Виды и история происхождения игрушек. Основные требования к их подбору. Группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Определение роли игровой деятельности у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 15.06.2014

  • Теоретические и психологические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни. Содержание опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек.

    курсовая работа, добавлен 11.06.2012

  • Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

    курсовая работа, добавлен 09.11.2010

  • Особенности игровой деятельности современных детей, значимые для разработки адекватной стратегии психологического сопровождения развития дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Отбор игрушек для мальчиков и девочек.

    контрольная работа, добавлен 07.07.2013

  • Конструирование как вид изобразительной деятельности дошкольников. Способы изготовления игрушек с подвижными частями: материалы, оборудование, инструменты. Экспериментальное исследование по развитию умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек.

    курсовая работа, добавлен 02.06.2011

  • Анализ психологических теорий внимания. Особенности формирования психики у детей дошкольного возраста. Влияние игры на личностное развитие ребенка. Развитие свойств и видов внимания дошкольника. Формы его проявления, основные функции, связь с восприятием.

    курсовая работа, добавлен 01.12.2014

  • Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Критерии и показатели оценки зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, методика исследования и развитие с помощью дидактических игр.

    курсовая работа, добавлен 28.07.2011

  • Психологические теории эмоций, их основные виды. Педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей. Роль английских сказок в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, характеристика методик диагностики ее развития.

    курсовая работа, добавлен 26.05.2015

  • Источник

    

    Министерство образования Российской Федерации

    Тамбовский государственный университет имени

    Г.Р. Державина

    Институт социальной работы

    Кафедра социальной педагогики

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    Современная игрушка как средство социализации

    ребенка дошкольного возраста

    Студентки 4 курса 1 группы             

    Института социальной работы

                  Онощенко С.В.

    предмет:  педагогическое

    мастерство

    проверил: Бескровная О.В.

    Тамбов 2002

    ПЛАН

                                                                                                                          стр.

    1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

    2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка

    на разных этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7

    3. История возникновения игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . . . . . ..8-14

    4. Анализ современных игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-17

    5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей . . . . . . . . . . . .17-19

    6. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20-21

    Введение

    Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

    В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

    Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

    Для этого специалисту, и в частности, социальному педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

    Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

    1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка

    на разных этапах онтогенеза

    В своей работе  с детьми дошкольного и более старшего возраста социальный педагог должен опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

    Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка. 

    В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову,  затем тянуться рукой.

    На 3-4 месяце жизни начинается  развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

    Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д.  Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).  Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить  катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).

    Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. 

    Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы  (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

    Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).

    Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

    Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).  Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

    В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

    В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

    В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

    Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.  Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета  ребенком раннего возраста.

    Поэтому  кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

    К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.  Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

    Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это во-первых.

    Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

    2. История возникновения игрушки и ее классификация

    Примитивный уровень развития производительных сил, характерный для ранних этапов развития человеческого общества, позволял включать детей в труд взрослых безо всякой предварительной подготовки, т.е. без специальных упражнений по овладению орудиями труда.

    На более высокой ступени развития общества включение детей в наиболее важные сферы трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Возникают их уменьшенные копии, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова являлся нож, топор, лыжи. К этим типичным для народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и стрелы, у рыболовов – удочка, у оленеводов – аркан.

    Другими словами, отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы «общество — игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

    Такая связь отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного развития. Например, даже к концу XIX века среди игрушек, выпускаемых в России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к предстоящей взрослой жизни.

    Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

    Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

    В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

    1)     звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

    2)     двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

    3)     образные игрушки — изображения животных и куклы;

    4)     веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

    Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка. 

    В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка: 

    —         игрушки моторно-спортивные — мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. — способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

    —         игрушка сюжетная — люди, животные, транспорт, мебель и пр. —  содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

    Источник

    Оглавление

    Введение 3
    Глава 1. Теоретическое изучение влияния игрушки на психическое развитие ребенка в психолого-педагогической литературе 8
    1.1. История возникновения игрушки 8
    1.2. Классификация игрушек 11
    2 Глава. Изучение особенностей влияния игрушки на эмоциональное состояние младшего школьника 41
    Заключение 53
    Список литературы 55

    Введение

    Всем известно, что дети любят игрушки. Мы взрослые, но мы помним, что и мы любили игрушки, так как они нам помогли развиться и получить необходимые знания, для всего, что мы стали делать уже позже в нашей жизни.
    Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым. Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уже бабушек и дедушек — всё по нарастающей.
    То какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть — всё это прививается в игре. С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека. И тем самым, вступает во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний. Которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.
    Xто такое игра? Игра – это активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности [3].
    Детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольноми младшем школьном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития [3].
    Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени ее влияния на психику ребенка, в то время как многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития детской психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения детей к жизни взрослых.

    Заключение

    Первые игрушки возникли на этапе развития общества, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка. Они представляли собой уменьшенные копии орудий труда, с которыми дети могли упражняться в условиях, приближенных к деятельности взрослых,
    В России, начиная с 12 века, появляются народные промыслы игрушек – глиняных, резных. Фабричное производство игрушек отсутствовало.
    В отечественной и зарубежной психологии и педагогике существуют разнонаправленные классификации игрушки, отражающие ее влияние на различные стороны психики ребенка.
    В нашей стране разработаны психолого-педагогические и гигиенические требования к игрушкам, однако психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек затруднена из-за отсутствия средств.
    В последние годы на прилавках магазинов появились новые игры и игрушки, отражающие ценности западного мира и способствующие развитию негативных качеств личности (агрессивности, жестокости, зависти и т.п.).
    Исходя из анализа особенностей современной игрушки, психолого-педагогических и гигиенических требований к игрушке, возрастных особенностей психики можно выделить критерии для выбора игрушки. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как особенности самого ребенка, так и особенности игрушки.
    Воздействие современного общества на ребенка через игрушку является сложным процессом, опосредованным идеологией, господствующей в обществе, типом культуры, характером ближайшего социального окружения ребенка и его субъективными особенностями.
    На современных рынках игрушек в настоящий момент преобладает более привлекательная по внешнему виду и дешевая по цене, но менее качественная по изготовлению, китайская игрушка.
    Информация об истинном характере влияния игрушки на психику ребенка доступна только специалистам – психологам, педагогам. Большинство взрослых, выбирающих игрушки для своих детей, такой информацией не владеют.
    Подводя краткий итог, отметим, что глобальные изменения, происходящие в цивилизованном обществе, влияют не только на совершенствование технологического оснащения игрушки, но и на степень идентификации с ней, на само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой. В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике.
    В настоящее время в нашем городе представлены все группы игрушек, вошедшие в современные классификации: игрушки дидактические; игрушки, способствующие нравственному развитию; имеющие психотерапевтическую направленность; настольные печатные игры, крупногабаритные игрушки и др.
    К сожалению, встречаются игрушки, провоцирующие ребенка на проявление негативных качеств личности: бетмэн, солдат удачи, кибер-ниндзя, снайпер, сафари-парк, наборы полицейского и шпиона, в которые входят наручники и дубинка, автоматы разных видов. Производителем этих игрушек и единственным поставщиком на прилавки магазинов игрушечных наручников различных модификаций, а также пневматического оружия, является КНР.
    Необходима специальная работа с родителями (психологическое просвещение), помогающая им осознать все особенности влияния игрушки на развитие определенных качеств личности ребенка и усвоения им того или иного социального опыта.

    Список литературы

    1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
    2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии, 2001, №1, С.3-16.
    3. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника /Под ред С.Л.Новоселовой. – М.,1989. – 252с.
    4. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). – С. 8-9.
    5. Алешина И.Н. Детская игрушка как связующее звено в партнерстве социально-педагогических и коммерческих учреждений // Социальное партнерство 3-х секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф.26-28 ноября 2003г. /Отв. ред.Р.М.Куличенко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003, С.108-111.
    6. Алешина И.Н., Дьячек Т.П. Деловая игра как средство овладения будущими социальными педагогами репертуаром исследовательских ролей // Инновационные технологии подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Мичуринск, 28-29 мая 2003г. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – С.176-180.
    7. Алешина И.Н., Онощенко С.В. Влияние игрушки на формирование личностного потенциала ребенка-дошкольника // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской конференции. 17-19 июня 2003г. /Отв. Ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003, С.3-7.
    8. Алешина И.Н., Онощенко С.В.Современная игрушка как средство социализации ребенка // IX Державинские чтения. Институт психологии и педагогики. Институт физической культуры и спорта: Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2004 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. с.95-97.
    9. Бейлина А. Ф.Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание, 1995, №3, С.56-58.
    10. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля и приложении ее в некоторых детских садах Германии. Издание московской детской и педагогической библиотеки. – 1872. – 92с.
    11. Бочкарева. Игры дошкольников с техническими игрушками // Дошкольное воспитание. – 1990.-№10. –С.40.
    12. Воловец Л. Игрушки прошлого века // Игра и дети. — 2001- №0.- С.14-15.
    13. Гаспарова Е. Мышка-норушка или мышонок Джерри? // Дошкольное воспитание. – 1997. – №6.- С.
    14. Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. – М.,1988. – 511с.
    15. Детский сад и школа О. П. Камневой 1910 – 38
    16. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192с.
    17. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 62с.
    18. Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. – Прил. «Социономия». – 2002 – №2. – С.16-20.
    19. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М.,1969.- 104с.
    20. Локтева. О. Дидактические деревянные игрушки // Обруч. – 2001. – №4.
    21. Лосева В.К., Луньков А.И. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция // Народное образование. – 1999. – №9. – С.306-311.
    22. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М.: А.П.О.,1995. – 52с.
    23. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.,1998. – 365с.
    24. Манасеина М. О воспитании детей в первые годы жизни. – СПб, 1874. – 277с.
    25. Математические игры, развлечения и задачи. Собрал и составил Е.И.Игнатьев. – СПб.,1904. – 198с.
    26. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. – 1997 – №5. – С. 28-33.
    27. На вопросы отвечает доктор Добсон // Воспитание школьников.-1995 – №2. – С.21.
    28. Народные ремёсла и промыслы В. А. Головина 2001
    29. Онощенко С.В. Критерии выбора взрослыми игрушек для детей // IX Державинские чтения. Психология и педагогика. Физическая культура и спорт; Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2004 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. С.117-118.
    30. Оршанский Л.Г. Игрушки с точки зрения этнографии, детской психологии и педагогики. В кн.: В помощь семье и школе: Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи, Волшебный фонарь. / Составили Н.Н.Бахтин, Е.С.Дедюлина, М.В.Новорусский и др. — М., 1911. – С.21-59.
    31. Петрова В. Игра «Матрешка»: для детей 2,5-3,5 лет // Дошкольное воспитание. – 1993. – №7. –С.86-95.
    32. Подлеснова Н., РуденкоИ. Легенда о тамагочи и другие страшилки // Семья и школа. – 1998. – №3. – С.60-61.
    33. Приказ Министерства образования РФ «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек» // Народное образование. – 200. – №1. –С.260.
    34. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова,А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448с.
    35. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т.т./ Гл.ред. В.В.Давыдов. –М.,1993, Т.1-А-М-1993, С.338-342.
    36. Яроссихина С. Русская народная игрушка – М., 1959
    37. Словянский мир Андреева — 272 с.
    38. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование.-1997 – №4. – С.80-82.
    39. Смирнова Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С.70-74.
    40. Соловьева Е. Куклы // Ребенок в детском саду. – 2001. – №5. – С.59-68.
    41. Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.-1995-№9. – С.2-6.
    42. Ткаченко О. Лего- это современно // Обруч. – 1999. -№1. –С.32-35.

    Источник