Влияние игрушки на психическое развитие ребенка дошкольника

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка дошкольника thumbnail

Мария Пичугина
Консультация «Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста»

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

2. Виды игрушек и требования к ним

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка — игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек:

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.).Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки:

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возрастапринято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности — пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Источник

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Замечание 1

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Оно предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.
Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:

  • 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т.д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
  • 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.
  • 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка — игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек:

  • Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т.д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
  • Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т.п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
  • Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т.п. Обладают большими развивающими возможностями.
  • Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозаики и т.д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т.п. (направлены, на развитие психических процессов).
  • Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т.д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
  • Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
  • Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т.д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
  • Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки:

  • Игрушка должна быть безопасна.
  • Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
  • Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
  • Не нести в себе угрозу или насилие.
  • Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
  • Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

Значение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

  1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а также при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
  2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах. Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
  3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности — пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т.д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
  4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т.д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
  5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т.д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Источник

Анна Зацепина
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, — это превращение беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок.

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наслед-ственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанных с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя.

Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т. д.

Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.

Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.

Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Известный психолог Урунтаева Г. А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка — это не просто забава?

В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Объект исследования: психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игрушка как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить и описать влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Описать сущность влияния игрушки на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Изучить краткую историю возникновения игрушки.

Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Изучить роль игрушки в процессе психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Источник

Игрушкакаксредствопсихическогоразвитияребенка.
Игруш­ка
возникает
в
истории
человечества
как
средство
подготовки
ребенка
к
жизни
в
современной
ему
системе
общественных
отношений.
Игрушка

предмет,
служащий
для
забавы
и
развле-

чения,
но
одновременно
являющийся
средством
психического
развития
ребенка.

Как
уже
говорилось
выше,
еще
в
младенчестве
ребенок
получает
погремушки,
которые
определяют
содержание
его
поведенческой
активности,
его
манипулирования.
Подвешенные
перед
его
глазами
игрушки
он
внимательно
разглядывает,
что
упражняет
его
восприятие
(происходит
запечатление
форм
и
цве­тов,
возникает
ориентировка
на
новое,
появляется
предпочтение).

В
раннем
возрасте
ребенок
получает
так
называемые
автоди­дактическиеигрушки(матрешки,
пирамидки
и
др.),
которые
несут
в
себе
условия
развития
ручных
и
зрительных
соотносящих
действий.
Развлекаясь,
ребенок
учится
соотносить
и
различать
формы,
размеры,
цвета.

В
этом
же
возрасте
он
получает
множество
игрушек-заместителей
реальных
предметов
человеческой
культуры:
орудий,
предметов
быта
(игрушечная
посуда,
игрушечная
мебель),
машин
и
др.
Через
подобные
игрушки
ребенок
осваивает
функциональное
назначение
предметов,
овладевает
орудийнымидействиями.

Многие
игрушки
современных
детей
имеют
исторических
прародителей,
которые
возникли
на
определенном
этапе
развития
человечества.
Уменьшенные
лук
и
стрелы,
бумеранги,
ножи
и
пр.
имели
у
древних
народов
особое
назначение.
Они
обучали
ребенка,
готовящегося
к
будущей
жизни,
конкретным
орудийным
действиям.
В
наше
время
эти
предметы
превращены
в
свое­образные
игрушки,
которые,
с
одной
стороны,
как
бы
сохраняют
функцию
предмета-прародителя
(лук
пускает
стрелу,
стрела
летит
по
назначению
и
при
условии
меткого
глаза
и
послушных
рук
ударяет
в
цель;
бумеранг
возвращается;
нож
режет
и
т.
д.),
но,
с
другой
стороны,
они
уже
не
служат
настоящими
орудиями
(игрушечный
лук
не
имеет
достаточной
упругости,
чтобы
придать
стреле
большую
скорость
и
силу
удара,
игрушечная
стрела
имеет
тупой
конец,
чтобы
предостеречь
детей
от
несчастных
случаев,
бумеранг
также
превращен
в
забаву

игрушку
на
ловкость,
игрушечный
нож
не
имеет
острого
лезвия,
не
может
резать
предметы
с
плотной
фактурой).
Игрушки-копии
реальных
орудий
имеют
совершенно
иные
функции,
чем
сами
орудия.
Они
служат
для
развития
у
ребенка
не
частных
профессиональных
качеств,
а
некоторых
общих
качеств,
например
меткости,
ловкости.
Те
же
функции
исполняют
игрушки,
происшедшие
из
ритуальных
предметов
(например,
мяч
и
др.).

Игрушки-копии
предметов,
существующих
в
быту
взрослых,
приобщают
ребенка
к
этим
предметам
тем,
что
ребенок
познает
их
функциональное
назначение,
что
помогает
ему
психологически
войти
в
мир
постоянных
вещей.

Помимо
игрушек,
созданных
специально
для
детской
игры,
в
качестве
игрушек
часто
используются
различные
бытовые
предметы
(пустые
катушки,
спичечные
коробки,
карандаши,
лоскутки,
веревочки
и
пр.)
и
так
называемый
природный
материал

126

(шишки,
веточки,
щепочки,
кора,
сухие
корни
и
пр.).
Взрослый
подсказывает
ребенку
возможность
использования
подобных
предметов
в
качестве
заместителей
реальных
предметов.

Большинство
из
перечисленных
предметов
может
быть
исполь-ювано
по-разному
в
зависимости
от
сюжета
игры
и
ситуативных
[адач;
в
игре
эти
предметы
выступают
как
полифункциональные.
Они,
выступая
в
качестве
заместителей
многих
предметов,
помогают
ребенку
уже
в
трехлетнем
возрасте
овладеть
действиями
смещения.
Если
ребенок,
получая
в
руки
предмет
с
закрепленной
1,1
ним
функцией,
действует
с
ним
в
соответствии
с
этой
функцией
I!
затрудняется
использовать
этот
предмет
по
другому
назначению.
го,
получая
полифункциональный
предмет,
он
легко
использует
его
В
качестве
множества
других
предметов,
которые
он
замещает.

Игрушкикаксредствовоздействиянанравственнуюсторону
личностиребенка.
Особое
место
среди
игрушек
занимают
куклы
и
изображения
животных

мишки,
зайцы,
обезьяны,
кошки
и
др.
Первоначально
ребенок
выполняет
с
куклой
только
те
юйствия,
которые
ему
показывает
взрослый:
качает
куклу,
возит
§е
и
коляске,
кладет
в
кроватку.
Это
прежде
всего
подражательные
действия,
а
не
изображение
отношений
взрослых.
В
дальнейшем
нфослый
предлагает
ребенку
куклу
или
игрушечную
зверюшку
как
объект
для
эмоционального
общения.
Ребенок
учится
покровительствовать,
проявлять
заботу,
сопереживать
игрушке
во
псех
ее
кукольных
перипетиях,
которые
ребенок
сам
создает
в
своем
поображении
на
основе
собственного
опыта.
Ребенок,
играя
с
куклой
или
игрушечной
зверюшкой,
учится
рефлексии,
эмоцио­нальному
отождествлению.

Кукла
имеет
особое
значение
для
эмоционального
и
нрав­ственного
развития
ребенка.
Благодаря
воле
и
воображению
ребенка
она
«ведет»
себя
исключительно
таким
образом,
как
это
нужно
в
данный
момент
ее
хозяину.
Она
умна
и
послушна.
Она
ласкова
и
весела.
Она
строптива
и
упряма.
Она
лгунья
и
неиспра-иимая
неряха.
Ребенок
переживает
со
своей
куклой
все
события
собственной
и
чужой
жизни
во
всех
эмоциональных
и
нравственных
проявлениях,
доступных
его
пониманию.
Кукла

заместитель
идеальногодруга,
которыйвсепонимаетинепомнитзла.
Поэтому
потребность
в
кукле
или
игрушечном
любимом
звере
возникает
не
только
у
девочек,
но
и
у
мальчиков.
Кукла
для
ребенка

не
только
дочка
или
сынок.
Кукла

объект
для
общения
во
всех
его
проявлениях,
партнер
по
общению
в
игре
ребенка.

У
каждого
ребенка
устанавливаются»
особые
отношения
со
пюей
куклой
или
зверюшкой.
За
годы
детства
каждый
ребенок
по-пюему
привязывается
к
своей
игрушке,
переживая
благодаря
ей
множество
разнообразных
чувств.

2,4,27.
Андрюша
X.
В
Москве
зашли
в
«Детский
мир»
посмотреть,
нет
ли
мишек.
Лпдрюша
первым
увидел
мишек
на
прилавке:
«Мама,
смотли,
вонь
мой
миша
сидит.
Навай
его
сколее!»
У
мальчика
была
непоколебимая
уверенность,
что
там
его

мишка…

127

2,9,11.
Последнее
время
дети
избрали
для
игры
актуальную
для
них
сейча
тему:
лечение.
Близнецы
четко
повторяют
над
куклами
все
действия,
какие
мь
обычно
совершаем
с
простуженными
малышами.
Отрывают
кусочки
бумажю
и
предлагают
их
поочередно
игрушкам
(мишкам,
слону,
зайке,
кукле
Танечке
I
даже
Айболиту).

«Пей
таблетки!»

приказывают
они.
Манипулируют
пипетками,
закапывай»
куклам
в
носы.
Андрюша
не
довольствуется
этим
лечением.
Он
всем
подряд
делао
укольчики
(карандашом),
используя
давнишний
личный
опыт.
Кукол
утешает:
«Н
плачь.
На
здоловье».

Постепенно
у
мальчиков
развивается
особое
отношение
к
мишкам.
Он
ложатся
спать
только
с
мишками.
На
ночь
укрывают
их
своими
одеялами,
оставл
ют
для
них
часть
подушки.
Каждый
сообщает
своему
мишке
что-то
доверительн
Андрюша
любит
играть
с
мишкой
на
равных,
как
с
напарником,
в
другие
игрушк
Иногда
мишка
с
помощью
Андрюши
разговаривает
человеческим
голосом
с
окр
жающими
людьми.

Шестилетний
Андрюша
знакомит
взрослого
друга
со
своим
мишкой.

Андрюша.
Смотри,
Антон,
наша
комната.
А
это
все
мое.
Вот
мои
игруш
Вот
новый
вездеход.
Вот
мой
любимый
мишка.
Познакомься
с
ним.

  • Здравствуй,
    мишка,—
    сказал
    Антон.
    <

  • Здравствуй,—
    сказал
    мишка
    Андрюшиным
    голосом.

  • Тебя,
    мишка,
    как
    зовут?

  • Меня
    зовут
    Мишка,—
    сказал
    мишка
    Андрюшиным
    голосом.

  • Мишка
    и
    все?

    спросил
    Антон.

Мишка
и
все.
Андрюша
был
маленький,
когда
я
у
него
появился.
И
он
т
меня
назвал,—
сказал
мишка
Андрюшиным
голосом.
(ПоматериаламВ.
С.
Му,
ной.)

Большое
влияние
на
эмоциональное
отношение
к
игрушке
оказывает
фактураматериала.
Дети
избирательно
относятся
к
игрушкам,
изображающим
одно
и
то
же
животное,
но
с
раз­ной
фактурой.
Мягкие,
пушистые
материалы
вызывают
положи­тельные
эмоции,
стимулируют
ребенка
на
игру.
Шершавые,
холодящие
материалы
не
всякий
ребенок
готов
принять
как
фактуру
любимой
игрушки.
С
помощью
правильно
подобранной
фактуры
игрушки
у
ребенка
легче
вызвать
к
игрушечной
зверюшке
положительные
эмоции:
доброжелательность,
сочувствие
и
сора-дость.

Наблюдения
показывают,
что
ребята
очень
любят
играть
с
мягкой
игрушкой.
Сажают
такую
игрушку
вместе
с
собой
во
время
обеда,
ложатся
вместе
с
ней
спать,
во
время
просмотра
диафильмов
сажают
на
колени.
Играя
в
различные
игры
(пароход,
поезд),
обязательно
берут
с
собой
медведей,
собак,
Чебурашек,
хотя
в
группе
есть
и
другие
игрушки.

С
детьми
индивидуально
проводился
специальный
эксперимент.
Перед
ребенком
на
столе
ставили
трех
игрушечных
кошек,
сделанных
из
разного
материала:
первая

мягкая,
пушистая
(приятный
на
ощупь
искусственный
мех),
вторая

пластмассо­вая,
фактурно
теплая,
третья

резиновая,
холодная,
в
тальке.
Все
игрушки
были
одинакового
размера.

Ребенку
предлагали
прослушать
сказочку
про
хорошенькую
кошечку
Салли:

«На
улице
было
холодно
и
сыро,
солнце
скрылось
за
тучами,
и
начался
дождь.
Хорошенькая
кошечка
Салли
бродила
по
улицам,
потому
что
дома
у
нее
не
было.

128

Спала
она
где
придется
и
ела
то,
что
попадется.
Салли
промокла
насквозь,
ей
было
холодно
и
хотелось
найти
уютное
сухое
местечко,
где
можно
согреться
и
отдохнуть.
Вдруг
она
заметила
открытую
дверь
и
неслышно
проскользнула
в
нее.
Это
был
невысокий
темный
сарай.
Только
хорошенькая
Салли
устроилась
поудобнее
и
задремала,
как
услышала
урчание:
«А
ну,
брысь
отсюда!
Уходи!
Это
мой
дом
и
я
здесь
хозяин.
Все
кошки
подчиняются
мне

великому
Дику!»

Салли
увидела
злого
кота,
который
прыгнул
прямо
на
нее
и
первым
ударом
сбил
ее
с
ног,
вторым

покатил
по
полу.
Удары
сыпались
один
за
другим,
и
очнулась
бедняжка
Салли
только
на
улице.

Тут-то
и
нашел
ее
верный
Том,
кот,
живущий
недалеко
в
заброшенном
пустом
доме.
Он
помог
Салли
подняться
и
привел
ее
в
свой
дом.
Здесь
было
тепло
и
сухо.
Верный
Том
уступил
бедняжке
Салли
свою
постель
и
осторожно
вылизал
ей
бока,
спинку,
лапки
и
нос.
Салли
заснула. »

Когда
она
открыла
глаза,
было
уже
утро.
Она
огляделась
и
не
увидела
рядом
Тома.
Она
испугалась,
что
снова
осталась
одна
без
поддержки
и
защиты.
Но
в
это
время
в
сарай
вбежал
верный
Том,
держа
в
зубах
кусоК
колбасы.
Салли
была
очень
голодна,
она
вспомнила,
что
последний
раз
ела
только
вчера
днем.
Том
положил
к
ее
лапкам
колбасу.
Салли
принялась
за
еду.
Она
с
удовольствием
съела
бы
все,
но,
съев
половину,
другую
оставила
Тому.
Потом
они
отправились
на
прогулку
в
парк.
Там
была
Чудесная
зеленая
полянка,
на
которой
они
весело
играли.
Хорошенькая
Салли
придумала
очень
интересную
игру:
они
прыгали,
кувыркались,
догонял^
друг
друга.

В
самый
разгар
веселья
появился
злой
Дик,
тот,
который
прогнал
бедняжку
Салли.
Он
громко
замяукал:
«Это
моя
полянка,
а
вы
уходите
отсюда!»

Глаза
его
зло
блестели,
хвост
воинствующе
раскачивался
из
стороны
в
сторону.
Дик
увидел
хорошенькую
Салли
и
возмущенно
спросил:
«И
ты
здесь?
Я
же
тебя
так
отлупил
вчера,
что
думал
ты
больше
и
не
встанешь!
Сейчас
я
тебя
проучу!»

В
эту
минуту
верный
Том
бросился
на
защиту
Салли.
Он
грозно
замяукал
и
прыгнул
на
Дика.

Эта
схватка
была
страшной,
но
не
долгой.
Том
победил
и
был
вознагражден
дружбой
Салли».

После
того
как
ребенок
прослушал
сказочку,
ему
предлагалось
выбрать
из
трех
игрушечных
кошек
ту,
которая
будет
Салли,
ту,
которая
будет
Томом,
и
ту,
которая
будет
Диком.
Оказалось,
что
подавляющее
число
детей
предпочитает
мягкую,
пушистую
игрушку
и
менее
прочих

резиновую.
Для
Салли
большинство
детей
выбрало
пушистую,
меховую
игрушку,
для
Тома
большинство
выбрало
пластмассо­вую
игрушку,
для
Дика
большинство
детей
выбрало
резиновую
игрушку.
(Из
материаловМ.
А.
Разбаш.)

Важное
значение
имеет
также
соотношениепропорцийголовы
ителаигрушки.
Установлено,
что
определенное
соотношение
пропорций
игрушки
вызывает
покровительственное
отношение.
Укороченный
овал
лица
куклы
или
мордочки
зверюшки,
пухлые
щеки,
маленький
нос
и
большие
глаза

такие
признаки
облика
игрушки,
которые
вызывают
у
ребенка
прилив
нежных
чувств.

Куклы

копии
человека
имеют
разное
предназначение
в
игре.

У
традиционной,
«прекрасной»,
куклы
большие
глаза,
обрам­ленные
длинными
ресницами,
коротенький
носик,
маленький
яркий
рот.
Обязательно
роскошные
(белые,
золотые,
рыжие,
черные)
волосы.
Такая
кукла
получает
имя
от
своей
хозяйки

маленькой
девочки.
«Прекрасная»
кукла
может
быть
дочкой,
принцессой,
мамой.
В
«прекрасную»
куклу
играют
в
основном
девочки.

У
характернойкуклы
(это
кукла-мальчик
или
кукла-девочка)
выражены
определенные
человеческие
качества:
наивность,
глу­пость,
озорство
и
т.
д.
Эта
кукла
несет
в
себе
характерологическую
заданность,
которая
часто
определяет
разыгрывание
сюжета.

129

5.
Зак.
795 В.
С.
Мухина

Куклы

героинародныхиавторскихсказок,
мультфильмов
и
т.
д.
также
характерны
по
своей
внешности
(Буратино,
Чебу­рашка,
Белоснежка
и
др.),
но
они
несут
в
себе
заданность
образа
поведения,стабильную
нравственную
характеристику,
несмотря
на
меняющиеся
сюжетные
линии
в
игре.
Такие
куклы
как
бы
тре­буют
от
ребенка
эталонного
поведения.
Поэтому
Буратино
и
Белоснежка
всегда
хорошие,
добрые,
справедливые
и
честные,
а
Карабас
и
Колдунья
плохие,
злые,
несправедливые
и
лживые.
Интересно,
что
в
самих
сказках
положительные
герои
не
несут
в
себе
всего
множества
положительных
черт,
которые
ребенок
затем
им
приписывает,
так
же
как
и
отрицательные
герои
не
имеют
большого
набора
негативных
черт.
Благодаря
тому
что
куклы

герои
сказок
несут
в
себе
эталонность
нравственного
облика,
ребенок
сосредоточивает
на
ней
весь
свой
моральный
опыт
и
проигрывает
сюжеты
с
проблемными
ситуациями
межличностных
отношений.
Характерные
куклы,
куклы

герои
сказок
любимы
не
только
девочками,
но
и
мальчиками.
Любимая
игрушка
учит
ребенка
доброте,
способности
идентифицироваться
с
куклой,
с
природой,
с
другими
людьми.

Отдельно
надо
сказать
о
так
называемых
агрессивных
игрушках,
цель
которых

воспитать
у
ребенка
садистские
наклон­ности.
Так,
в
некоторых
капиталистических
странах
создаются
многочисленные
наборы
комнат
ужасов,
маленькие
гильотины,
электрические
стулья
и
прилагаемые
к
ним
куклы-жертвы.
Такие
игрушки
предназначаются
якобы
для
того,
чтобы
помочь
ребенку
изжить
«врожденную»
агрессивность.
Однако
разре­шенные
упражнения
ребенка
в
насилии,
хотя
бы
и
в
игровой
форме,
могут
сформировать
холодную
отчужденность,
снять
человеческое
табу
на
жизнь
и
личное
достоинство
человека,
сформировать
отношение
к
другому
человеку
как
к
безличному,
не
имеющему
ценности
существу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник