Влияние художественной литературы на всестороннее развитие ребенка

Беленькова Е.В.

Воспитатель МБДОУ №7

Высшая кв. категория

Влияние художественной литературы на развитии

образной речи старших дошкольников. 

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры.  Только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. 

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. 

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. 

Именно в старшем дошкольном возрасте, на мой взгляд, дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). 
     В своей работе с художественными произведениями я выделяю несколько основных типов занятий, позволяющих воспитателю вызвать у детей не только любовь к книге, к художественной литературе, но и способность развивать поэтический слух, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, чувствовать и понимать образный язык рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества: 
1. Чтение или рассказывание одного произведения. Так, например,  чтение рассказов Н. Носова, глав из книги А. Милна «Винни – Пух и все – все – все».  Рассказывание русских народных сказок «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Снегурочка». 
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. На этих занятиях объединяю новый и уже знакомый материал.  

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства. 
а) Чтение литературного произведения и рассматривания репродукций картин известного живописца. Например, заучивая стихотворение А. Пушкина «Уж небо осень дышало», дети сравнивают его с репродукциями картин И. Левитана «Осень» и «Золотая осень», выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.  б) Чтение в сочетании с музыкой. Повторяя и слушая стихи об осени,   дети прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала. Так, читая русскую народную сказку «Хаврошечка», сказку С.Я. Маршака «12 месяцев», можно использовать настольный театр. А рассказывая сказку «Царевна – лягушка» — кукольный театр. 
Только тогда, когда у детей появляется устойчивый интерес к художественной литературе, они начинают более осознано относиться к авторскому слову, слышат и выделяют выразительные средства языка, что приводит к осознанию и пониманию образных выражений. 

Анализируя любой литературный текст, заучивая с детьми стихотворения, читая и рассказывая сказки и рассказы, знакомя детей с различными фольклорными формами, составляя рассказы по пейзажным картинам, по пословицам и поговоркам, обучая детей пересказу, проводя литературные викторины, я предлагаю детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову. Задания помогают им почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. В дальнейшем это помогает детям глубже осознавать эти средства художественной выразительности в любом литературном произведении. 

Задания на придумывание эпитетов дети всегда выполняют очень охотно. Сначала я даю задание придумать определение к слову снег. Дети говорят обычные слова — белый, липкий, холодный, т. е. называет просто качественные признаки снега. Поэтому я сразу обращаю их внимание на поэтические эпитеты из текста, спрашиваю, почему автор взял именно это слово. Так при заучивании стихотворения И. Сурикова «Зима» дети упражняются в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. Я спрашиваю, почему поэт в стихотворении назвал снег пушистым? Дети объясняют, что хлопья снега легкие, как пух, они мягко ложатся на землю и покрывают ее пушистым ковром.

 Когда мы читаем сказку Д. Мамина – Сибиряка «Про зайца – длинные уши», дети закрепляют знания об особенностях разных литературных жанров, упражняются в подборе антонимов. Вспоминают, каким показан заяц в этой сказке и в сказках «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Отвечая на вопрос, они используют антонимы слабый – сильный, маленький – большой, трусливый – смелый, пугливый – отважный. 

Работа над антонимами помогает более глубоко и точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова. 

Для работы над антонимами богатые возможности дают пословицы и поговорки. 
При чтении русской народной сказки «Хаврошечка» дети объясняют и работают с пословицей «Как аукнется, так и откликнется». Знакомясь с малыми фольклорными формами, останавливаются на пословицах «Мягко стелет, да жестко спать», «Мал телом, да велик делом», «Здоров на еду, да хил на работу», «Что посеешь, то и пожнешь». 
 В процессе слушания художественных текстов, дети высказывают желание выразить свои впечатления в образном слове, подбирают и находят сравнения сами. 
Так после прослушивания выразительного чтения рассказа «Осень» Г. Скребицкого, дети, описывая деревья, используют в своих ответах образные слова и выражения. Так березки сравнивают с девичьим хороводом, дуб-великан с могучим и сильным богатырем, говорят, что листья осинок стали похожи осенью на спелые румяные яблоки. 
 Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых уже заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они тоже придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. 
Интересную работу я предлагаю по замене фразеологического оборота одним словом или близким по значению выражением. Дети сами подбирают слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» — т.е. неожиданно, «с него, как с гуся вода» — т.е. ничего на него не действует, «держи язык за зубами» — т.е. молчи, «не задирай нос» — т.е. будь скромнее. 

Используя в своей речи пословицы, поговорки, фразеологические обороты, дети учатся выразительно, ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

Огромную помощь в работе по приобщению детей к художественной литературе оказывают сотрудники библиотеки семейного чтения, которые поддерживают интерес детей к книгам, к слову, приглашают нас на литературные викторины, тематические вечера, привлекают к участию в конкурсах.

Работа по данному направлению представлена перед родителями – это консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы», беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей», мультимедийные презентации, стендовые доклады.  

  Художественная литература оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие, она совершенствует речевые навыки, способствует тому, что речь ребенка становится более яркой, образной, содержательной и грамматически правильно построенной. 

Список литературы: 
1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. Москва, 2001. 
2. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития. Москва, 1997. 
3. Ушакова О.С. Придумай слово. Москва, 1996. 
4. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974. 
5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995. 
6. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, 1977. 
7. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988.

Источник

Наталья Илюшкина
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова,искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой

юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Источник