Влияние фрустрации на развитие ребенка
Один из лучших уроков, которые вы можете преподать своему ребенку на многие годы вперед, состоит в том, чтобы научить его справляться с фрустрацией*. В школе, по мере перехода из класса в класс, детям будут предложены все более и более сложные задачи, причем как в пределах, так и за пределами их возможностей. А это значит, что неизбежно рано или поздно дети столкнуться с фрустрацией как в академической, так и социальной сферах. Фактически, пропасть между успешными и неуспешными детьми возникает часто не по причине различий в уровне интеллекта и приобретенных навыках, а скорее из-за различий в способности справляться с неудачами и проявлять стойкость перед лицом фрустрации.
Дети дошкольного возраста еще не имеют особого опыта фрустрации, так как все их потребности всегда удовлетворялись их родителями и воспитателями. К тому же, они еще не приобрели все необходимые языковые навыки, благодаря которым смогли бы выразить себя вербально, а также их мозг еще недостаточно развит, как у взрослых, что позволило бы им распознавать, регулировать и выражать свои эмоции определенным образом. Чтобы дети развили ценные вербальные и социальные/эмоциональные навыки, важно, чтобы они сталкивались с ситуациями, которые предполагают небольшое, но управляемое количество фрустрации.
Дошкольники впечатлительны и могут легко получить эмоциональную перегрузку, поэтому они нуждаются в помощи по разбивке проблемы на управляемые части, что является ключевым шагом в обработке фрустрирующей ситуации.
Дети, которые в начале своей жизни не учатся тому, как иметь дело с фрустрацией, впоследствии могут столкнуться с такими проблемами, как неуверенность, тревожность, гнев, проблемы с друзьями, и трудности в освоении чего-то нового. Если они не будут знать, как претерпевать и справляться с фрустрацией, то будут ожидать, что их проблемы решат другие и к тому же сдадутся перед лицом первого же признака надвигающейся трудности.
Далее представлены несколько советов о том, как помочь ребенку справиться с фрустрацией:
Сохраняйте спокойствие. Когда вы видите, что ваш ребенок раздражен, постарайтесь не отзеркаливать (не дублировать) его состояние своим тоном голоса или поведением. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться спокойным и разговаривать с ним мягким голосом, ведя за собой так, чтобы ребенок в последствие сам отзеркалил ваше спокойствие. Выразите ему свое понимание и признание его состояния, но при этом подчеркните, что очень важно продолжать пытаться сделать то, что он считает сложным.
Необходимость испытаний. Ищите возможность бросить вызов вашим детям. Регулярно просите их сделать вещи, которые немного превышают по сложности то, что они делали раньше. Не вскакивайте при этом, чтобы помочь. Если вы видите, что они борются, вместо того, чтобы немедленно помогать, постарайтесь предложить им нужные подсказки и упростить тем самым ситуацию. Если у них действительно возникли трудности, и вы видите, что даже через несколько минут никакого прогресса не происходит, разбейте задачу на маленькие шаги. Если необходимо, направляйте их или даже сами сделайте первый шаг, а затем снова отступите назад. Ваш ребенок должен довольно часто слышать от вас следующую фразу: «Попробуй сначала сделать сам и если ты не сможешь, то я помогу тебе начать».
Ожидание. Помогите ребенку освоить важный навык откладывания удовлетворения желаемого. Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного развития мозга или опыта, чтобы эффективно справляться с ситуациями, когда они должны ждать того, чего очень хотят, поэтому предоставьте им практику, развивающую это умение. По возможности сделайте так, чтобы они ждали желаемого, пусть даже это ожидание продлиться всего лишь минуту или две. А пока расскажите им о том, чем занять себя в ожидании.
Поощряйте самостоятельность. Убедитесь в том, что ваш ребенок имеет много возможностей для игры с другими детьми в таких ситуациях, когда присмотра взрослых не требуется. Да, взрослые должны ответственно обеспечить детям безопасность, но они также должны позволить им самостоятельно решать проблемы друг с другом. Когда дети играют независимо, они учатся справляться с фрустрацией другими (своими) способами, которые могут отличаться от того, как решают подобные проблемы взрослые.
Способствуйте эффективной коммуникации. Не учите ребенка, что выплескивать фрустрацию плохо и неуместно, его крик или возмущение — это хороший способ привлечь ваше внимание, пусть даже это внимание отрицательное. Игнорируйте такое поведение, если оно не причиняет серьезного вреда, и одарите массой положительных эмоций в случае, когда ребенок в сложной ситуации проявит себя здоровым образом. Укажите ему, что конкретно он сделал эффективно и правильно.
Полагайтесь на установленный порядок. Сохраняйте мир вашего ребенка максимально предсказуемым и обычным. Если дети чувствуют себя уверенно, спокойно и в целом в безопасности, они смогут успешно работать и справляться с мелкими неудачами и своими фрустрациями.
Поговорите с воспитателем. Используйте дошкольного педагога вашего ребенка, как ценный ресурс. Попросите его рассказать о том, как в детском саду принято справляться с детской фрустрацией, а также попросите его дать вам адресные советы о том, как помочь конкретно вашему ребенку. Чем больше вы будете поступать в соответствии с принятыми подходами в дошкольном заведении, тем легче будет вашему ребенку усвоить те уроки, которые вы (вместе с воспитателем) пытаетесь ему преподать.
Будьте образцом для подражания. Когда что-то раздражает вас, расскажите вашему ребенку о том, что вы чувствуете, так он сможет научиться распознавать эмоции других людей и узнавать их в себе. Когда вы сами фрустрированы, говорите себе вслух, но так, чтобы ребенок слышал вас: «расслабься и сделай несколько глубоких вдохов», «все нормально, я справлюсь с этим» или «это действительно не такое уж и большое дело, мне нужно просто успокоиться». Всегда, когда в присутствии ребенка вы будете сталкиваться с фрустрирующей ситуацией, помните, что он обязательно будет копировать ваше поведение не только сейчас, но и всю свою дальнейшую жизнь — поэтому действуйте аккуратно! Старайтесь не повышать голос слишком громко, не хамите и не грубите другим людям и уж тем более не набрасывайтесь на них физически. Если вы делаете эти вещи, не казните себя, но непременно скажите ребенку, что вы ошиблись, что ваша реакция была неверной и в следующий раз вы поступите лучшим образом.
Чтобы развить необходимые навыки и умения для преодоления фрустрации может потребоваться много времени, но вы можете направлять ребенка в нужную сторону, так чтобы в конечном итоге он научился управлять каждой сложной ситуацией самостоятельно. Способность вашего ребенка в дошкольные годы правильно обращаться с фрустрацией станет основой для его будущей жизни. Умение справляться с трудностями – это невероятно важный навык, который будет способствовать развитию успеха не только в обучении, но и в межличностных отношениях любого рода.
*Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека.
Источник
Автор: kkaterina.1502 • Февраль 24, 2019 • Курсовая работа • 6,227 Слов (25 Страниц) • 178 Просмотры
Страница 1 из 25
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Кафедра общеобразовательных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Общая психология
на тему: Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
Выполнила студентка:
ДК17БПСИ1 группы 1 курса
Жаринова Е.В.
Проверила:
Сарсенбаева Л.О.
Алматы, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема фрустрации в психологии 5
1.1. Определение «фрустрации» в современной психологии 5
1.2. Типы фрустрационных реакций 8
Глава 2. Изучение влияния фрустрации на общее развитие ребенка 15
2.1. Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте 15
2.2. Профилактика переживания фрустрации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одной из традиционных проблем детской и возрастной психологии является изучение разных сторон поведения детей, условий его формирования. Но многие аспекты данной темы до сих пор изучены недостаточно.
Человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с разными трудными ситуациями, которые ему необходимо преодолевать, находить тот или иной способ действия для того, чтобы разрешить возникшую проблему. Начинается формирование индивидуальных способов преодоления трудностей в детском возрасте. Существует ряд психологических исследований, которые посвящены изучению особенностей поведения детей в разных трудных ситуациях (Р. Б. Аугис, Е. Е. Данилова, А. С. Зобов и др.). В этих работах было показано, что ситуации, которые вызывают затруднения и провоцируют негативные эмоциональные переживания, возникают практически во всех сферах жизнедеятельности ребенка (в семье, в школе, в общении со сверстниками и взрослыми, в школе). Самыми распространенными среди них, даже типичными для детей, являются ситуации фрустрации.
Во многих психологических исследованиях, которые посвящены проблеме поведения детей в ситуациях фрустрации, исследуется влияние разных факторов на подобное поведение. Среди них отметить можно следующие:
а) возраст (И. Шванцара, Рагеек);
б) пол (С.Т. Беккожанова);
в) социальные условия развития (Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан);
г) социальный статус ребенка в группе (В. Каказ);
д) состояние физического здоровья (Н. Д. Игнатьева);
е) особенности когнитивной организации (M. B. Shure, G. Spivak, М. Chandler).
В настоящее время актуальность исследования особенностей фрустрационного поведения не вызывает сомнения, однако психологические данные по этому вопросу разрозненны и фрагментарны, возрастной аспект данной проблемы исследован недостаточно.
Цель: изучить влияние фрустрации на общее развитие ребенка.
Объект: личность ребенка.
Предмет: фрустрация.
Задачи:
1. Изучить понятие «фрустрации» в современной психологии особенности межличностных отношений в коллективе фирмы.
2. Рассмотреть типы фрустрационных реакций.
3. Изучить представление о нормальном развитии личности в детском возрасте.
4. Рассмотреть методы профилактики переживания фрустрации.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Проблема фрустрации в психологии
1.1. Определение «фрустрации» в современной психологии
Фрустрация является эмоциональным состоянием, возникающем при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели.
В поведении в этом состоянии отмечается две тенденции. Первую тенденцию сопровождает гнев, агрессивность ко всем, даже к тем, кто встречается на пути случайно. Вторая проявляется в чувстве безысходности, вины, отчаяния, крушения надежд. Человек при этом удар направляет на себя, а это порой приводит к суицидам.[1]
…
Доступно только на Essays.club
Источник
Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — особое эмоциональное состояние, возникающее, в случае, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.
Причиной фрустрации у детей может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какого — либо действия. При наличие длительной фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.
С момента появления на свет ребенок становится центром жизни семьи. Родители, бабушки и дедушки заботятся о младенце, беспокоятся, хорошо ли он ел, спал, стараются всячески радовать его. Ребенок день за днем получает информацию о том, что он принят в мире, у него формируется уверенность в том, что «со мной все хорошо, я здесь по праву». Дети, у которых сформировано это ощущение, несут в себе заряд уверенности, могут спокойно и конструктивно реагировать на критику, находить выходы из сложных ситуаций.
Если же ребенок был лишен семьи или родители занимались чем угодно, но не им, если у него не было сформировано убеждение, что он существует в мире по праву, даже повзрослев, он любую проблему будет воспринимать как катастрофу, которую невозможно пережить. Такому человеку трудно учиться на своих ошибках, он становится очень уязвимым, тревожным, агрессивным.
Наше выживание, возможность стать самостоятельным и ответственным человеком полностью зависит от того, будет ли у нас «свой взрослый», тот, кто готов заботиться, защищать, жертвовать своими интересами ради нас. Он не обязательно должен быть сверхуспешен, умен или силен. Он должен лишь считать ребенка своим, заботиться о нем, защищать его. В идеале у каждого из нас должен быть «свой взрослый», рядом с которым спокойно и безопасно, который находится с ребенком в отношении привязанности – отношении защиты и заботы. Это отношение привязанности к «своему взрослому» становится для детей мостиком в жизнь, проходя по которому они будут развиваться и постепенно становиться самостоятельными.
Научившись ходить, ребенок начинает активно исследовать мир: постоянно что-то трогает, изучает, куда-то лезет. И, естественно, когда он так активно всему учится, он очень часто испытывает фрустрацию – негативное переживание, связанное с неудачей, невозможностью получить желаемое. Залезал на диван – упал, играл с дверцей – прищемил пальцы, потянулся за чашкой – чашка разбилась, захотел съесть конфету – мама не разрешила… И так каждый день! Для взрослого человека количество фрустраций, переживаемых ребенком, кажется запредельным. Но ребенок справляется. И в первую очередь это возможно благодаря тому, что в любой сложной жизненной ситуации для преодоления фрустрации он обращается к «своему взрослому». Если он немного расстроен, ему достаточно постоять рядом с мамой, если фрустрация сильная, то ему необходимо, чтобы его взяли на ручки, обняли, утешили.
Мы социальные существа, мы получаем поддержку и защиту в отношениях с близкими людьми. Когда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает слишком сильные, непереносимые негативные эмоции, с которыми мы не можем справиться, нам важно получить поддержку.
Необходимо, чтобы какой-то человек предоставил себя в качестве контейнера, психологической утробы, создал безопасный кокон между нами и миром, чтобы мы смогли в этом коконе безопасно пережить любые сильные чувства. Благодаря этому механизму – контейнированию (от английского слова container – «вместилище») – человек выходит из состояния стрессовой мобилизации. Универсальный способ контейнирования – объятия. Для взрослого человека может быть достаточно разговора, внимания. Ему важно получить сигнал: «Я не один, обо мне позаботятся, я могу не беспокоиться о своей безопасности». Для ребенка это особенно важно, поскольку переживать фрустрацию и одновременно заботиться о безопасности невозможно. А чувство незащищенности мешает ему развиваться.
Вообще, у ребенка есть два основных состояния: «хочу к маме» и «мама рядом, как все вокруг интересно». Когда ребенок находится рядом с родителями, например на прогулке в парке, он занят исследованием мира. Но если вдруг родителей рядом не оказывается – он прекращает исследование до тех пор, пока родители не найдутся и контакт с ними не восстановится. То же относится и ко всему детству в целом.Как только ребенок «насыщается» отношениями со своим взрослым, он отправляется в самостоятельную жизнь. Цель родителя – стать ненужным ребенку. Чтобы ребенок научился справляться с трудностями без взрослого и, со временем, мог сам строить отношения со своими детьми.
Когда человек испытывает стресс, происходит мобилизация всех ресурсов организма. Чтобы увеличить шансы на успех, все системы начинают работать на повышенных оборотах. Но длительное пребывание в таком состоянии невозможно, поэтому после каждой мобилизации, чтобы гормоны стресса ушли из крови, необходима демобилизация, расслабление. Если успех достигнут, демобилизация происходит за счет радостных переживаний, вызывающих расслабление. Если же получить задуманное не удалось, ребенок переживает фрустрацию, и в таком случае демобилизация возможно только через контейнирование: агрессия трансформируется в печаль через плач. Мы попадаем в объятия близкого человека, через слезы и печаль принимаем ситуацию. Тело расслабляется, появляется чувство усталости, успокоения.
Без контейнирования ребенок лишен возможности демобилизоваться, он застревает в состоянии стресса, становится напряженным, недоверчивым, у него повышается уровень тревожности, агрессивности. Чтобы выдерживать постоянное давление негативных эмоций, он может либо пойти по пути снижения эмоциональной чувствительности, либо вообще не мобилизовываться. Но наращивая защитный «панцирь», чтобы не чувствовать боль и обиду, он лишается и позитивных переживаний, а успокоения это все равно не приносит, потому что только контейнирование, только близкие отношения дают возможность справиться с фрустрацией без потерь. А отказ от мобилизации делает человека апатичным, безвольным, безответственным. Ребенок, выбравший этот путь, даже не пытается достичь цели, самое незначительное затруднение на пути повергает его в отчаяние. Если же ребенок получает поддержку взрослого, он может переживать сильные стрессы, не разрушаясь, не приобретая патологических черт характера, накапливает позитивный опыт переживания неудач и учится извлекать уроки из собственных ошибок.
По материалам статей Петрановской Л.В.
Горбунова Н.В.
Источник
«У меня прекрасное настроение и пришла интересная идея. Звоню мужу — он раздраженно отвечает, что сейчас не до разговоров, и вообще, сколько можно фонтанировать идеями.
Я злюсь. Подходит ребенок и просит посмотреть рисунок.
Я резко отвечаю, что сейчас я занята. Спохватываюсь.
Накрывает чувство вины. Беру рисунок и пытаюсь похвалить сына. Получается плохо.
Злость внутри силой воли постепенно утихомиривается, переходя в обиду на мужа.
Приготовила новое блюдо, хотела помириться с мужем. Муж не заметил вкусный обед — равнодушно съел и сел играть в игру.
Раздражение снова перешло в скрытую обиду.
— Иди с нами поиграй, дорогой
— Неинтересно мне с вами забавляться
— Давай поговорим, нам нужно обсудить наши отношения.
— Вот вам, женщинам, неймется, все бы говорить и говорить. Я тебя люблю и все у нас хорошо.»
Каждый разговор ведет к новой обиде. И этих обид уже — не счесть…
Мне плохо, я не чувствую себя счастливой, хотя мужа люблю, и он говорит, что любит и заботится»
В этой истории потребности женщины — в общении, в любви, в поддержке игнорируются.
На каждую потребность выделяется энергия, а нет возможности ее реализовать.
Потребность фрустрирована, она остановлена.
Энергия для ее реализации переходит в чувство — чаще всего в злость. Злость выражать нельзя (она ведь «хорошая» жена), и злость трансфомируется в обиду.
Обиды накапливаются и проявляются в болезнях тела, в состоянии неудовлетворенности и ощущении «что-то не так с моей жизнью».
Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности. Сопровождается различными отрицательными переживаниям: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием.
Фрустация — это остановка, это преграда на пути реализации потребности.
И человек с этим чувством неудовлетворенности приходит к психотерапевту.
Если клиент не осознает своих чувств — задача психотерапевта, выслушав клиента, его историю, понять, какие чувства там скрыты. И помогая клиенту осознать само чувство, помогает найти потребность, которую остановили. Выяснить, актуальна ли она сейчас.
Если нет, психотерапевт помогает освободить энергию, скрытую в момент остановки через переосознание потребности.
Если да — возможно пересмотреть свою потребность, найти новый смысл или способ удовлетворения, или смириться с невозможностью жить без обиды и злости.
Это было о взрослых.
А теперь немного о детях.
У детей миллион поводов для фрустрации — множество их «хочу» наталкивается на невозможность реализации.
Ребенок фрустрирован. На пути его энергии появилось препятствие.
Рождается агрессия, которая может быть направлена в любую сторону — на брата или сестру, на родителя, на одноклассника, на учителя, игрушку или хотя бы «пнуть дверь».
Мы можем запрещать злиться, а можем попытаться помочь ребенку понять свои чувства и «хотелки», реализовать потребность другим способом или пережить разочарование от невозможности ее реализации.
Ребенок, потребности которого не слышат, не умеет справляться с фрустрирующими ситуациями и вырастает во взрослого, который не может управлять собой, винит себя или окружающих в невозможности жить так, как хочется. Взрослого, который постоянно недоволен, копит обиды и болеет, пока не пойдет разбираться к психотерапевту…
Круг замкнулся.
А я попыталась объяснить, что такое фрустрация.
Получилось?
Источник