Влияние физкультуры на развитии ребенка

Влияние физкультуры на развитии ребенка thumbnail

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

вс01-.jpg

Физическая культураположительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

вс04.jpg

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник

В век технического прогресса ежедневная физическая активность человека уже не та, что была лет 20 назад. Это касается и сегодняшних детей. Многие мальчишки и девчонки гораздо больше времени проводят с гаджетами в руках, чем бегая и прыгая. Но именно от того, насколько человек подвижен и энергичен, зависит психологическое и физическое развитие, а также здоровье в целом. Сидячий образ жизни непременно ведет к проблемам и патологиям.

Поддерживать организм в порядке помогает спорт. Занятия физкультурой восполняют ежедневную потребность в движениях. Особенно это относится к младшему поколению — спорт влияет на детей исключительно благотворно.

Единственное, что следует помнить — все хорошо в меру! Физические упражнения станут благом, когда человеку комфортно. Если ребенку тяжело — уменьшайте нагрузки. Если ребенку неуютно на занятиях — меняйте тренера или секцию. Если ребенку не нравится вид спорта — смените направление.

Как приучить ребенка к занятиям

Мечта мам и пап — здоровый, сильный и умный ребенок. Желая, чтобы чадо выросло таким, родители отдают его в спорт. Но через какое-то время часто слышат: «Не хочу, не буду». Заставить малыша ходить на тренировки против воли можно, но это не лучший метод. Несколько рекомендаций, как сделать занятия спортом желанными:

  • вводите физические нагрузки постепенно. Не стоит отдавать ребенка в секцию, где тренировки проходят 5 раз в неделю;
  • хвалите за любые достижения и не ругайте за неудачи;
  • не сравнивайте с другими детьми. Говоря своему чаду: «Посмотри, какой Петя молодец!», вы добьетесь противоположного результата;
  • тщательно выбирайте секцию и тренера. Рядом с наставником ребенку должно быть комфортно;
  • чаще интересуйтесь увлечениями ребенка. Возможно, сначала ему нравилось фигурное катание, а спустя время появилась мечта стать пловцом. И теперь на лед малыш выходит без энтузиазма;
  • подавайте пример. Если мама и папа в выходной с удовольствием катаются на лыжах, а не лежат весь день на диване, то и для ребенка активный образ жизни будет в порядке вещей.

В каком возрасте ребенку следует начать заниматься спортом

В каком возрасте отдавать ребенка в спорт?

Когда отдавать чадо в спорт? В 4 года? К первому классу? Или еще позже? Эти вопросы часто становятся камнем преткновения для родителей.

Медики и тренеры единогласны во мнении, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Но это еще не спорт. До 4-5 лет нужны лишь физкультура и подвижные игры. По достижении этого возраста детей уже принимают в секции. Но основная масса спортивных занятий проходит в игровом формате. Это единственно правильный вариант. В противном случае они превратятся в муштру, подавляющую индивидуальность, и не по годам большие нагрузки.

Уже к 7-8 годам ребенок и психологически, и физически готов к более серьезным тренировкам. Они становятся полноценным спортом с нацеленностью на результат. К этому возрасту уже понятны склонности и интересы мальчика или девочки, соответственно, занятия будут более эффективными.

Какие есть виды спорта

Существует множество видов спорта, доступных в юном возрасте. Наиболее популярны среди летних — футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, теннис, а зимних — хоккей, лыжный и конькобежный спорт, сноубординг, фигурное катание. Менее распространены конный спорт, велоспорт, фехтование, альпинизм, биатлон, керлинг.

Для мальчиков предпочтительнее выбирать направления, развивающие силу, выносливость, быстроту реакции. Девочкам больше подходят виды спорта, где акцент сделан на гибкость, пластичность, скоординированность. И все без исключения направления помогают ребенку стать более целеустремленным, ответственным, трудолюбивым.

Влияние на здоровье детей

Влияние занятий спортом на здоровье сложно переоценить. Тренированный человек легче противостоит пагубному воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, становится более резистентным к вирусам, быстрее восстанавливается после болезней и травм. По статистике, почти 80% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и периодически не посещают уроки физкультуры.

Благодаря регулярным тренировкам можно предупредить развитие гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, остеохондроза, артроза. Для юного поколения это вдвойне актуально, т.к. сегодня многие болезни молодеют — дети подвержены патологиям, которые долгие годы считались исключительно «взрослыми».

Влияние на развитие ребенка

Двигательная активность в детском и особенно в дошкольном возрасте неразрывно связана с общим физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным развитием. Спорт гармонизирует его. Дети, посещающие различные секции, сильнее, выносливее и крепче многих сверстников. Они лучше воспринимают, анализируют и проще запоминают информацию. Тренированные дети имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, коммуникабельны.

Во время тренировок вырабатываются природные антидепрессанты — эндорфины, которые принято называть «гормонами радости». Благодаря этому, по мнению медиков, спорт — это хорошая профилактика детских и подростковых суицидов.

Влияние на организм ребенка

Неоднократные научные исследования, посвященные тому, как спорт влияет на ребенка, подтверждают его целебное воздействие на все структуры организма. Регулярная физическая активность способствует укреплению иммунитета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, правильному обмену веществ. При некоторых сбоях в организме врачи даже рекомендуют заниматься теми или иными видами спорта. Главное условие — разумные нагрузки.

Влияние на рост ребенка

Спорт часто называют «эликсиром роста». Двигательная активность стимулирует обменные процессы и синтез белка, а также способствуют поддержанию мышечного тонуса и укреплению костной системы и позвоночника. Все это напрямую влияет на увеличение роста. Тем, кто хочет стать высоким, необходимы растяжка, прыжки, бег, упражнения на перекладине. В этом плане особенно полезны гимнастика, акробатика, баскетбол, волейбол, плавание, бег, конькобежный спорт.

Однако любые перегрузки тормозят рост. Люди, занимающиеся силовыми видами спорта и борьбой, часто невысоки. Детям до 14 лет сверхбольшие нагрузки запрещены.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:

Источник

Ирина Зайцева
Положительное влияние физической культуры на организм ребёнка!

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений и упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическоевоспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Источник

Юлия Викторовна Ястребкова
Влияние физкультуры на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста

«В здоровом теле – здоровый дух»

Уже в раннем возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит обеспечить всестороннее гармоническое развитие личности.

Понятие младшего дошкольного возраста охватывает возрастной период от 2 до 3 лет. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное физическое и умственном развитие. Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие личности. Основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваютсяего психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и умственное развитие. Физические упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей,таких как: наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К. Н. Корниловым был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми,заданиями и упражнениями:

1)синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки;

2)последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения. При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие игры средней и малой подвижности.

Особое значение в проведении занятий физической культурой имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом достаточно выразительно. Использование игровых образов способствует так же стимуляции мыслительных процессов.

Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям.

Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами.

Интеллектуальное развитие — важнейшее направление воспитания ребенка. Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность ребёнка.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возрастаэффективней происходит формирование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Важным компонентом ежедневной двигательной программы ребёнка является его дробные части такие как: утренняя гимнастика, подвижные занятия и игры днём, и легкие упражнения в вечернее время.

Источник