Влияние физических нарушений на развитие ребенка

Влияние физических нарушений на развитие ребенка thumbnail

Влияние физических упражнений на развитие организма детей с нарушениями интеллектуального развития

Нургожин С.Г.

Учитель физической культуры

КГУ «Специальная (коррекционная) школа–интернат №1 для детей с ограниченными возможностями в развитии» г.Петропавловска

Республики Казахстан

Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Попытка найти упражнение или комплекс упражнений, стимулирующих деятельность только головного мозга, обречена на неудачу. Это подтверждено многочисленными научными исследованиями.

Физические упражнения оказывают косвенное, но незаменимое, положительное влияние на успешное интеллектуальное развитие ребёнка. Стимулирование развития детского организма в сторону логического ума на первых порах (начальные школьные годы) может принести преимущество перед сверстниками в этой сфере, но со временем это преимущество будет уменьшаться за счёт слабо развитого физического тела. В зрелые годы вопросы физического здоровья вообще выдвигаются на первый план, и различные хронические болезни катастрофически снижают умственную активность человека. Тяжело думать о чём-либо конструктивном, если болит голова или спина.

Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Об этом многие забывают, пытаясь усадить ребёнка в статическую позу за партой для учебных занятий. Ребёнок не сможет сидеть спокойно и учить уроки, если он предварительно не утомил собственную скелетную мускулатуру. Но важно помнить и о том, что ребёнок сам не чувствует усталости, он будет бегать, прыгать до полного истощения физических сил. Задача взрослых — контролировать физическую нагрузку, чтобы она была систематической, разнообразной и не вызывала переутомления.

Оптимальный распорядок двигательной активности школьника должен состоять из утренней зарядки, подвижных игр и занятий на школьных переменах, а также лёгкой физической нагрузки в вечернее время.

Отсутствие необходимого минимума движений косвенно очень негативно сказывается на умственном развитии детей. Это выражается в таких тенденциях: дыхание становится поверхностным, снижается скорость обмена веществ в организме, наблюдается застой крови в ногах, что приводит к снижению внимания, ослаблению памяти, уменьшению скорости мыслительных операций.

Чтобы ребёнку легче было выучить стихотворение или правило по математике, необходимо предварительно выполнить с ним комплекс упражнений или поиграть в подвижную игру, например, с мячом. Физическая нагрузка будет способствовать не только развитию здорового организма, но и повысит успеваемость в школе. Это происходит вот почему.

Активный образ жизни усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность.

В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться.

Для успешной работы головного мозга необходимы питательные элементы, которые могут быть получены только через пищеварительную систему, работающую намного эффективней после лёгкой физической нагрузки. Улучшаются аппетит, работа печени, почек.

Примеров положительного влияния физкультуры на умственное развитие детей можно привести ещё много. Задача взрослых — контролировать этот процесс и найти для каждого ребёнка свою «золотую середину» в ежедневной физической активности.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма [1, с. 49].

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы.

При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло. На что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям человека.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными, наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 380С во время физических напряжений.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови [2, с. 30]. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими (“строительными”) материалами, что ускоряет выздоровление.

При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма.

Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Ученые установили, что это объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.

При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Литература

  1. Кофман Л.Б., Панаева В.П., Разумовский Е.А. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся: материалы к созданию автоматизированного банка данных и здоровые дети Москвы. — М.: Инфра-М, 2010. – 385 с.

  2. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2012.- 140 с.

Источник

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей

в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Система оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [6.

Многочисленные исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [7].

Однако, в последнее время наблюдается низкий уровень физического здоровья детей. В современных условиях жизни двигательная активность детей недостаточна. Данные статистики, примеры медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития физических качеств (выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость). По словам главного педиатра России А.А. Баранова, свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии, за последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция.

Помимо снижения физических характеристик организма ребенка наблюдаются и другие отклонения в развитии. Одним из таких отклонений являются различные нарушения речи, которые оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Речь – один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрудняют общение ребенка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов [4].

Преодоление и предупреждение речевых нарушений требует определенного логопедического воздействия, но способствовать этому процессу можно и средствами физической культуры.

Комплексное применение средств физической культуры, к которым относятся физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы (распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, мест занятий), обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ:

— физкультурные занятия;

— физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультминутки, закаливающие мероприятия);

— активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья, соревнования);

— работа с родителями (задания на дом).

Многочисленные исследования говорят о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт,  М.М. Кольцова и др.). Действующие во время двигательных действий мышцы дают постоянное поступление импульсов в мозг, стимулируя тем самым центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Когда ребенок приобретает двигательные умения и навыки, улучшается координация его движений. Развитие движений происходит при участии речи.

Многими исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, уровень развития речи ребенка прямо зависит от того, насколько развита его моторика [1,2,5]. Следовательно,  при наличии речевых нарушений у ребенка особое внимание стоит уделять развитию его двигательной сферы. Среди детей логопедических групп в ДОУ часто наблюдается отставание в развитии двигательных навыков (плохая координация сложных движений, скованность моторики пальцев рук, выраженная замедленность движений), поэтому так важно развивать мелкую моторику детей специальными упражнениями.

Чем более совершенные движения выполняет ребенок, тем успешнее происходит процесс его психического развития. С этой целью целесообразно применять различные сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения с проговариванием, музыкальным сопровождением, логоритмикой.

Согласно выводам Н.А. Фоминой, исследовавшей влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической и особенно логоритмической гимнастикой у дошкольников 5-ти лет с общим недоразвитием речи, было выявлено значительное улучшение речевой функции. Их общий уровень развития речи и ее отдельных составляющих (фонематического строя, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, фразовой речи) оказался выше, чем у их сверстников с аналогичными дефектами речи [8].

Важным средством развития мелкой моторики на физкультурных занятиях в ДОУ являются игровые упражнения с предметами (мяч, мешочки для метания и др.). Мяч можно перебрасывать, бросать, ловить, катать. При действиях с мячом подключаются обе руки. С целью коррекции речевых нарушений игровые упражнения с мячом можно сопровождать речевыми приемами (стихи, речитативы, считалки). Также используется речевое сопровождение на уровне звука.

Так, в игре «Мы с мячом моим вдвоем звуки гласные поем» дети, прокатывая мяч в паре, пропевают гласные звуки, пока мяч катится.

Для тренировки четкого произношения гласных звуков в игре «Стучалочка» дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются с постепенным увеличением числа повторений на один выдох: «А» (одно стучание), «АА» (два стучания мячом) и т.д.

Для автоматизации, например, звука «с» в словах дети стоят по кругу и играют в мяч:  — «Мячик мой, лети высоко! (бросок вверх), по полу беги скорей (катит мяч по полу), скок об пол, смелей, смелей!» (бросок 4 раза об пол).

Речевое сопровождение помогает подчинять движения тела определенному темпу. Громкость речи определяет их четкость и амплитуду. Для детей с отклонениями в развитии речи эффективность проговаривания стихов и других текстов одновременно с движениями проявляется в большей четкости, громкости и эмоциональности речи.

Различные побуждения в процессе физкультурного занятия, подвижной игры: «А кто сделает быстрее, лучше? Кто найдет?» и т.д. активизируют детей и побуждают к высказываниям. Детям с отставанием в развитии речи очень нужна речевая практика, а интерес, эмоции, возбуждение во время физкультурного занятия активизируют детей к произнесению слов [4]. Преимущество подвижных игр перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в игре и точно выполнять ее правила [3].

Формирование интереса детей к занятиям физической культурой соответствует принципам гуманного педагогического процесса, в частности, обеспечению эмоционально-психологического комфорта, в соответствии с которым все формы занятий физической культурой должны обеспечивать не только соответствие нормам двигательной активности, но и создавать каждому ребенку чувство уверенности в своих возможностях, как физических, так и в речевой деятельности, в данном случае.

На физкультурных занятиях для детей с отклонениями речи также необходимо уделять внимание упражнениям на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие дыхания – очень важный этап коррекционного воздействия на детей с речевыми дефектами.  Специальные дыхательные упражнения обычно используются в заключительной части занятия, как для коррекции речевых нарушений, так и для успокоения нервной системы в конце физкультурного занятия.

Таким образом, работая с детьми с нарушениями речи, особое внимание следует уделять их физическому воспитанию.  Использование разнообразных физических упражнений, подвижных игр с задействованием речевого материала, дыхательных упражнений, будет положительно сказываться на результативности коррекции и речевых и двигательных нарушений. Должен быть обеспечен комплексный подход в реализации коррекционного образовательного процесса: и логопед и инструктор по физическому воспитанию должны работать в постоянной взаимосвязи для формирования и коррекции речевых умений и навыков детей.

Список литературы

1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010. – 352 с.

3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина / Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – с. 10-14.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. Учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной: – Москва, АльянС, 2013. – 367 с.

5. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

6. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 112 с.

7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

8. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: автореф. дис. на соиск. ученой степ. доктора пед. наук/ Н.А. Фомина; Майкоп, 2004. — 52 с.

Источник