Влияние физических нагрузок на развитие ребенка
К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Физическая культураположительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта:
- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
- благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
- благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
- улучшает внимание и познавательные способности детей;
- человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
- выработка навыка правильной осанки;
- укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
- расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
- тренировка ослабленных мышц;
- удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.
Источник
Ирина Павлова
Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей
ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ?
Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога
Кроме того, что я педагог-психолог, я долгое время занималась боевым искусством капоэйрой и помогала мужу вести детские и взрослые тренировки, а еще уже несколько лет я являюсь сертифицированным инструктором йоги. Влияние спортивной нагрузки на физическое и психологическое здоровье человека трудно переоценить. Она необходима всем: от мала до велика, об этом моя статья, составленная на основе групповой консультации с родителями в моей школе.
Удивительно, как в наш век, когда быстро сменяется информация, машины и приборы делают за людей большую часть работу, человечество буквально застыло – перед экранами телевизоров и компьютеров, на сиденьях машин.
Медики говорят о том, что гиподинамия – недостаточная физическая активность является одним из факторов риска. Она вызывает преждевременное старение, развитие различных заболеваний, проявляется в виде упадка сил, приводит к истощению интеллектуальных возможностей (ослаблению памяти, внимания). В итоге мышцы атрофируются, мышечная масса уменьшается, жировая прослойка увеличивается. В личностном плане также происходят изменения – вялость, агрессивность, сонливость, лень и многое другое.
Все эти изменения, по большей части относятся ко взрослым. А что же с детьми? Дети – это отражение воспитания родителей. Откуда взяться активности, если родители ведут малоподвижный образ жизни! Современные дети, в большинстве своём, плохо скоординированы, вялые, невнимательные. Уже старшие подростки прогулке предпочтут сидение за компьютером. Естественно, что проблемы со здоровьем имеют тенденцию к росту от поколения к поколению. Разумеется, мы не можем повлиять на все факторы, отвечающие за наше здоровье, но за некоторые аспекты мы, люди, родители, да и сами дети, можем взять на себя ответственность.
Цель данной статьи предложить ряд рекомендаций, лёгких и достаточно естественных, но почему-то часто позабытых. Ответить тем самым на вопрос, как увеличить или сформировать мотивацию ребёнка, как развивать у ребёнка адекватные представления о себе и своих возможностях, как работать с самооценкой, развивать коммуникативные навыки, да и просто, как развить память и внимание ребёнка, помочь ему найти способ быстро восстанавливать свои силы и заряжаться ежедневно энергией для творческой и интеллектуальной активности.
Начнём с того, что активность человека бывает двух видов: физическая и психологическая.
При психологической активности организма (например, когда ребёнок учит новый материал, разговаривает с другом по телефону и т. д.) работают только определённые системы организма. При физической активности подключаются все системы организма (на клеточном уровне). Польза от такой работы неоценимая.
Итак, что же приносит нам активный образ жизни?
Насыщение мозга кислородом.
Вследствие этого повышается способность человека сосредотачивать внимание, запоминать, снимается нервное напряжение. Недаром мы. Педагоги, просим ученика, который регулярно отвлекается на середине урока, — протереть с доски, сходить за журналом. Даже сами дети отпрашиваются в туалет часто для того, чтобы просто прогуляться. Организм сам подскажет человеку, какой вид активности на данный момент актуальнее.
Гормональные изменения.
Во время физической активности (например, уже после 10 минут бега) выделяется гормон бета-эндорфин. Он оказывает положительное влияние на наше эмоциональное состояние. Вот почему людям, которые находятся в депрессии, настоятельно рекомендуют заниматься каким-либо спортом. Это не простое переключение внимания, это активные изменения, которые происходят внутри, увеличивая сопротивляемость организма стрессам.
Минимизация стресса для человека
, ведущего активный образ жизни, очень важна. Для ребёнка это – неоценимая помощь на экзамене, контрольных работах, где необходимо как-то совладать с собственным телом, чтобы оно было помощником, а не препятствием.
Есть замечательное выражение французского просветителя Жан Жака Руссо, которое отражает необходимость регулярной физической нагрузки для тела человека: «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем сильнее, тем больше оно повинуется».
Работа с самооценкой.
Самооценка – это масштабное личностное образование, которое, так или иначе, регулирует становление мотивационной, волевой, эмоциональной, коммуникативной и нравственной сферы человека. Поэтому для воспитания ребёнка важна адекватность её формирования. Как правило, в спорте такая задача не ставится, самооценка формируется стихийно. Поэтому на эту тему не так много исследований. Однако они есть. Как правило, дети сопоставляют себя с другими участниками в ходе выполнения определённого вида деятельности.
Взаимосопоставление детей в привлекательной для них обстановке (в спортивной жизни) вызывает стремление подойти к себе более объективно и оценить свои результаты.
Кроме того, общеизвестно, что самооценка подростков зависит от того, как они воспринимают свою внешность. Девушки мечтают быть стройными и привлекательными, юноши – сильными и мускулистыми. Но спорт показывает, что тело – это продукт собственного труда человека. Хорошо потрудился – получил желаемый результат.
В процессе физической нагрузки
работают сразу два полушария головного мозга
: развивается координация, ребёнок учится чувствовать себя и своё тело. Среди тренеров можно часто услышать такую фразу: «играй сначала головой, а потом телом». Это значит, что сначала необходимо увидеть ситуацию, провести анализ и принять решение. Чтобы эти действия были как можно ближе друг к другу во временном пространстве, вырабатывается скорость реакции и быстрота принятия решения, которая полезна как в спорте, так и в жизни в целом.
Коммуникативные навыки
. В командном спорте отлично развиваются коммуникативные навыки. Как и в учебной деятельности приоритетным часто является необходимость увидеть партнёра, взаимодействовать с ним для достижения общего результата.
Развитие нравственно-волевой и мотивационной сфер
: регулярные занятия требуют определённых волевых усилий, даже если тренировки очень нравятся. Поэтому тут всё держится на силе воли – постоянном поиске причин прийти на тренировку. Внутри ребёнка (конечно, не без помощи окружения) рождается и выстраивается иерархия мотивов. Аналогично этому мы каждый день принимаем решения в нашей личной жизни.
«Целеустремлённый человек – сторонник дальней мотивации». Этот человек умеет выбирать главный мотив, долгое время идти к своей цели, не обращая внимание на стихийно появляющиеся мотивы (посмотреть фильм, полениться и т. п.).
Воспитание.
Родители часто сетуют в беседе с психологами и педагогами: «Сейчас такое окружение… нам трудно влиять на круг общения ребёнка»… Таким образом, они говорят – от нас мало что зависит. На самом деле это не так! От родителей напрямую зависит окружение ребёнка, потребности, мотивация, ценности ребёнка. Выбирая спортивную секцию, можно выбирать группу людей, с кем он будет тренироваться, тренера, который несет определённую идеологию и принципы. Это будет заметно по общему настрою команды: является ли приоритетным для них здоровый образ жизни, какое общение преобладает в детском коллективе, есть ли в этой секции мероприятия, помимо тренировок, организованные выезды (спортивные лагеря, участие в праздниках и т. п.).
Вольтер Ф. сказал «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.»
Источник
Для систематического обучения в школе детям, как известно, важно иметь хорошее здоровье, достаточный уровень развития физических качеств, опыт адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе к физическим нагрузкам.
В ряду наиболее актуальных в физическом воспитании сегодня стоят проблемы, связанные с интенсификацией процесса обучения, низким уровнем состояния здоровья детей, возрастно-половыми особенностями адаптации организма к различным физическим нагрузкам, расширением функциональных возможностей, оптимизацией режимов двигательной активности.
В физическом воспитании и развитии дошкольников существует ряд проблем. Среди которых — отсутствие единой программы, идеологии и стратегии в решении оздоровительных задач средствами физической культуры.
Ряд исследователей рассматривают физическое воспитание детей этого возраста как уменьшительный вариант школьной программы, отдавая предпочтение разнообразным методам развития, овладению иностранными языками, компьютерной подготовкой и пр. В физическом воспитании традиционно используется опыт проведения подвижных, народных игр и различных элементов спортивных игр, стимулируется моторное развитие, переносятся в практику работы с детьми методики спортивно-тренировочного воздействия, а физическая подготовленность оценивается по результатам контрольных тестов.
О недостаточной эффективности «школьной идеологии» физического воспитания в дошкольной практике свидетельствуют исследования, в которых выявлена задержка роста у девочек при увеличении физической нагрузки, в то время как у мальчиков — его увеличение. От начала внутриутробного развития до начала полового созревания темпы роста у мальчиков в среднем выше. Приспособление женского организма к повышенным объёмам физической нагрузки в дошкольный период жизни происходит сложнее, чем мужского. Негативные последствия физических нагрузок для телосложения девочек можно объяснить несоответствием объёма нагрузок функциональным возможностям организма. Отличием детского организма от взрослого является снижение генетического контроля при избытке формирующих факторов, провоцирующих нарушения развития.
Сенситивные периоды в проявлении разных признаков у детей не совпадают.
Происходит экономия сил организма, который определяет в каждый момент времени необходимое ему направление роста и развития. Количественный прирост одних проявлений вызывает снижение других. Это позволяет предположить, что «перераспределение энергии» определено наследственной программой, а внешнее вмешательство может нести в себе опасность определённых сбоев в этих процессах. Очевидно, что целью физического воспитания в дошкольном возрасте должно стать создание условий для реализации наследственной программы роста, формирования и укрепления здоровья ребёнка средствами физической культуры. Из основных физических качеств у детей 5—6 лет сформированы быстрота, гибкость, координация, а для силы и выносливости необходимо активное функционирование гормонов.
Физические нагрузки оказывают специфическое действие на увеличение силы мышечных групп, поддержание гибкости и дают неспецифический эффект, реализуемый по механизмам реакции на стресс.
Неплохим способом снять стресс и привести свои нервы в порядок могут стать американские горки для шариков «Space Rail». Это конструкция, которая рассчитана на инерцию двигающихся сверху вниз по лоткам шариков. Опять вверх они приподнимаются при помощи мини-лифтов, а потом шарики катятся вниз. За это время ваша нервная система постепенно успокаивается и нормализуется.
Стрессовая реакция зависит от суммарной мощности нагрузки и насыщает организм кортикостероидами. Она способна вызвать задержку роста у девочек при повышенной двигательной активности. В гормонально «нейтральный» период дошкольного возраста такая эндокринно-регуляторная разбалансировка организма нецелесообразна. В связи с этим в ряде случаев необходимо ограничивать объёмы физической нагрузки. Нужно сохранять гибкость в суставах, стимулировать укрепление мелких мышечных групп, формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, повышать устойчивость организма детей к внешним воздействиям, формировать правильную осанку.
Источник
Êíèãà: Ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà. Îáùàÿ. Ñïîðòèâíàÿ. Âîçðàñòíàÿ
2.6.4. Âëèÿíèå ñèñòåìàòè÷åñêèõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê íà ðàçâèòèå ôóíêöèé, çäîðîâüå è ðàáîòîñïîñîáíîñòü äåòåé
2.6.4. Âëèÿíèå ñèñòåìàòè÷åñêèõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê íà ðàçâèòèå ôóíêöèé, çäîðîâüå è ðàáîòîñïîñîáíîñòü äåòåé
Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü äåòåé î÷åíü âûñîêà. Îíà ñîâåðøåííî íåîáõîäèìà äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà, ïîâûøåíèÿ óñòîé÷èâîñòè ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû è ñíèæåíèÿ çàáîëåâàåìîñòè.
×èñëî øàãîâ, ïîäñ÷èòàííûõ çà ñóòêè, íåóêëîííî ðàñòåò ïî ìåðå ïîâûøåíèÿ âîçðàñòà äåòåé (òàáë. 25). Ó îòäåëüíûõ 7-ëåòíèõ ìàëü÷èêîâ ñóòî÷íîå êîëè÷åñòâî øàãîâ ìîæåò äîõîäèòü äî 2022 òûñ. Ïîíÿòíî, ÷òî ñóùåñòâóþùèé øêîëüíûé ðåæèì íå óäîâëåòâîðÿåò ýòèì òðåáîâàíèÿì. Ïîòðåáíîñòü â äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè â äåòñêèõ ñàäàõ è íà÷àëüíîé øêîëå óäîâëåòâîðÿåòñÿ ïðèìåðíî íà 3050 %.
Òàáëèöà 25
Íîðìû äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè äåòåé ÷èñëî øàãîâ çà ñóòåé
(ïî äàííûì Ìèíçäðàâà ÑÑÑÐ, 1986)
Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïðîáëåìà ôèçèîëîãè÷åñêîé íåçðåëîñòè äåòåé (Àðøàâñêèé È.À., 1985). ×èñëî òàêèõ äåòåé ïîñòîÿííî ðàñòåò. Ýòî äîíîøåííûå äåòè, ðîäèâøèåñÿ â ñðîê, ñ íîðìàëüíûì âåñîì (33,5 êã) è äëèíîé òåëà (5052 ñì), íî ôóíêöèîíàëüíî íåçðåëûå.
Îñíîâíûì ïðèçíàêîì ôèçèîëîãè÷åñêîé íåçðåëîñòè ÿâëÿåòñÿ ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ (òîíêèå è ñëàáûå ìûøå÷íûå âîëîêíà ñ íèçêèì ìûøå÷íûì òîíóñîì), êîòîðàÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîíèæåííîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòüþ. Ýòè äåòè îòëè÷àþòñÿ ñëàáûì òèïîì íåðâíîé ñèñòåìû, ìàëîé âûðàæåííîñòüþ ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé (ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå, ñëåçëèâîñòü è ïð.), ýìîöèîíàëüíîé íåñòàáèëüíîñòüþ, íèçêîé óñòîé÷èâîñòüþ ê èíôåêöèîííûì è ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì (ñíèæåííûé èììóíèòåò), çàäåðæêîé ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ (èíôàíòèëèçì), íèçêîé óìñòâåííîé è ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòüþ.  âîçðàñòå 6 ëåò òàêèå äåòè íå ãîòîâû ê ïîñòóïëåíèþ â øêîëó. Êîëè÷åñòâî äåòåé, íå äîñòèãøèõ «øêîëüíîé çðåëîñòè» â 6-ëåòíåì âîçðàñòå, ñîñòàâëÿåò îêîëî 18 %. Ó «íåçðåëûõ» äåòåé ïî ñðàâíåíèþ ñî «çðåëûìè» óìñòâåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü íèæå íà 3072 %, âåëè÷èíà ÌÏÊ (ë/ìèí) ó ìàëü÷èêîâ íèæå íà 15,8 %, îòíîñèòåëüíàÿ âåëè÷èíà ÌÏÊ íèæå íà 7,6 %.
Ãëàâíûì ôàêòîðîì â áîðüáå ñ ýòèì ñîñòîÿíèåì ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü. Òîëüêî ïîñòåïåííîå íàðàùèâàíèå ìûøå÷íîé äåÿòåëüíîñòè ìîæåò íîðìàëèçîâàòü ôóíêöèîíèðîâàíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñåíñîðíûõ ñèñòåì, ñåêðåöèþ ýíäîêðèííûõ æåëåç, ðàáîòó îðãàíîâ êðîâîîáðàùåíèÿ è äûõàíèÿ è äðóãèõ ñèñòåì îðãàíèçìà.
Äåòè ïåðâûõ ëåò æèçíè ïðèîáùàþòñÿ ê ñèñòåìàòè÷åñêèì çàíÿòèÿì ïëàâàíèåì, ôèãóðíûì êàòàíèåì, ãèìíàñòèêîé è àêðîáàòèêîé, ïðûæêàìè â âîäó, òåííèñîì. Íà÷èíàåòñÿ èõ ïîäãîòîâêà ê çàíÿòèÿì âîëåéáîëîì, áàñêåòáîëîì, ëûæíîìó ñïîðòó, ëåãêîé àòëåòèêå. Íà÷àëî ñïîðòèâíîé ñïåöèàëèçàöèè â ðàçëè÷íûõ âèäàõ ñïîðòà, íåñìîòðÿ íà ïðîöåññû ýïîõàëüíîé è èíäèâèäóàëüíîé àêñåëåðàöèè, äîëæíî áûòü, ïî ìíåíèþ ðÿäà ñïåöèàëèñòîâ, íå ðàííèì, à ñâîåâðåìåííûì. Ôîðñèðîâàíèå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê íåäîïóñòèìî. Îíè äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü âîçðàñòíûì îñîáåííîñòÿì è èíäèâèäóàëüíûì âîçìîæíîñòÿì äåòñêîãî îðãàíèçìà.
Ðàííÿÿ ñïîðòèâíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïðè íåäîñòàòî÷íîé àäåêâàòíîñòè ïðèìåíÿåìûõ íàãðóçîê ìîæåò çàäåðæàòü ðîñò è ðàçâèòèå ðåáåíêà, îãðàíè÷èòü ñïîðòèâíûå äîñòèæåíèÿ. Ïðè áîëüøèõ ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ íàïðÿæåíèÿõ è íèçêèõ ýíåðãîòðàòàõ ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ ìîãóò çàäåðæèâàòü ðàçâèòèå ôóíêöèé ñåðäöà. Èìåþòñÿ äàííûå î òîì, ÷òî ìàëü÷èêè, íà÷àâøèå çàíèìàòüñÿ ïëàâàíèåì â 1013 ëåò, âûïîëíÿëè íîðìàòèâû ìàñòåðà ñïîðòà â 66 % ñëó÷àåâ, à íà÷àâøèå çàíèìàòüñÿ â 69 ëåò òîëüêî â 12,5 % ñëó÷àåâ.
 òî æå âðåìÿ îïòèìàëüíûå ñèñòåìàòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñîâåðøåííî íåîáõîäèìû ðàñòóùåìó îðãàíèçìó. Ïîâûøåííûé äâèãàòåëüíûé ðåæèì óâåëè÷èâàåò òåìïû ñîçðåâàíèÿ âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì ó äîøêîëüíèêîâ. Óñêîðÿåòñÿ ðàçâèòèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ.
Óâåëè÷åíèå ìîòîðíîé ïëîòíîñòè ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèé â äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ íà 2025 % çà ñ÷åò ââåäåíèÿ ýëåìåíòîâ àêðîáàòèêè, ðàçëè÷íûõ èãð è ýñòàôåò óæå â òå÷åíèå ãîäà äàåò çàìåòíûé ïðèðîñò ñèëû (îñîáåííî ó ìàëü÷èêîâ) è ñêîðîñòíî-ñèëîâûõ âîçìîæíîñòåé, ïîâûøàÿ äàëüíîñòü ïðûæêà ïî ñðàâíåíèþ ñ îáû÷íûì ðåæèìîì ïðè íèçêîé ìîòîðíîé ïëîòíîñòè çàíÿòèé.
Íàðÿäó ñ óâåëè÷åíèåì îáúåìà îáùåé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà âàæíîå çíà÷åíèå èìååò èñïîëüçîâàíèå ìàíóàëüíûõ óïðàæíåíèé (äâèæåíèé ðóê). Ðàçâèòèå ðó÷íîé ëîâêîñòè, êîîðäèíàöèè ìåëêèõ äâèæåíèé ïàëüöåâ îêàçûâàåò ñïåöèôè÷åñêèå âîçäåéñòâèå íà ôîðìèðîâàíèå ðå÷è ðåáåíêà. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ìîòîðíûå öåíòðû äâèæåíèé ïàëüöåâ ðóê íàõîäÿòñÿ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè ê ìîòîðíîìó öåíòðó ðå÷è. ×åì ëó÷øå ðàçâèòà ñïîñîáíîñòü ê ñîáñòâåííîìó îñóùåñòâëåíèþ ðå÷åâîé ôóíêöèè è ïîíèìàíèþ ðå÷è ïîñòîðîííèõ ëèö, òåì âûøå âîçìîæíîñòü îñîçíàííîé ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè äâèæåíèé. Ó äåòåé ñëåäóåò ïðåèìóùåñòâåííî èñïîëüçîâàòü íàãëÿäíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ. Äåìîíñòðàöèè óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ñîïðîâîæäàòü ñëîâåñíûìè óêàçàíèÿìè, ïðèó÷àòü äåòåé ê ðå÷åâûì îò÷åòàì.
Âåëè÷èíà îñíîâíîãî îáìåíà ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàíà. Îäíàêî ñèñòåìàòè÷åñêèå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ñîõðàíÿþò âûñîêèé åãî óðîâåíü, ïðåïÿòñòâóÿ âîçðàñòíîìó ñíèæåíèþ îñíîâíîãî îáìåíà è ñïîñîáñòâóÿ óñêîðåííîìó ïðèðîñòó ìàññû òåëà. Íàðàñòàíèå ìûøå÷íîé ìàññû ïîâûøàåò ìûøå÷íóþ ñèëó, îáåñïå÷èâàåò óêðåïëåíèå «ìûøå÷íîãî êîðñåòà», ñòàáèëüíîå ñîõðàíåíèå ïîçû, óëó÷øàåò îñàíêó ðåáåíêà.
Ïðè ðàííåì íà÷àëå ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñëåäóåò îñîáåííî òùàòåëüíî ðåãëàìåíòèðîâàòü ñòàòè÷åñêèå íàãðóçêè, âûçûâàþùèå íåãàòèâíûå ðåàêöèè íåîêðåïøåãî äåòñêîãî îðãàíèçìà, íå äîïóñêàòü àñèììåòðè÷íûõ ïåðåãðóçîê îòäåëüíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï äëÿ èçáåæàíèÿ íåïðîïîðöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ òåëà è ôóíêöèîíàëüíîé àñèììåòðèè.
Äëèòåëüíûå ñèñòåìàòè÷åñêèå çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (âîçäóøíûå è âîäíûå âàííû, èãðû íà ñâåæåì âîçäóõå) óðàâíîâåøèâàþò òîíóñ ñèìïàòè÷åñêîãî è ïàðàñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëîâ íåðâíîé ñèñòåìû, óñêîðÿþò ðàçâèòèå ìåõàíèçìîâ ôèçè÷åñêîé òåðìîðåãóëÿöèè. Îíè ñíèæàþò âîçìîæíîñòü ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé äåòåé.
Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò ÿâëÿåòñÿ áëàãîïðèÿòíûì äëÿ ðàçó÷èâàíèÿ íîâûõ äâèæåíèé. Ñ÷èòàþò, ÷òî ñ 5 äî 10 ëåò ðåáåíîê óñâàèâàåò ïðèìåðíî 90 % îáùåãî îáúåìà ïðèîáðåòàåìûõ â æèçíè äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ. Ïðè ýòîì ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ ïîâûøàþòñÿ âîçìîæíîñòè âàðüèðîâàíèÿ äâèæåíèé âî âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâå, â çàâèñèìîñòè îò âîçíèêàþùèõ ñèòóàöèé, âîçðàñòàåò ôóíêöèîíàëüíàÿ ëàáèëüíîñòü íåðâíûõ è ìûøå÷íûõ çâåíüåâ, ïîäâèæíîñòü íåðâíûõ ïðîöåññîâ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè èìååò èíòåíñèâíîñòü ïðèìåíÿåìûõ íàãðóçîê. Íà ïðîòÿæåíèè ïåðèîäà ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîáàõ ñ âåëîýðãîìåòðè÷åñêèìè íàãðóçêàìè äî îòêàçà íàèáîëüøèé ïðèðîñò îáúåìà âûïîëíÿåìîé ðàáîòû íàáëþäàëñÿ ëèøü ïðè âûïîëíåíèè íàãðóçîê óìåðåííîé ìîùíîñòè (50 % îò ìàêñèìàëüíîãî òåìïà ïåäàëèðîâàíèÿ). Ïðèðîñò äëèòåëüíîñòè ðàáîòû ïðè íàãðóçêàõ ìàêñèìàëüíîé (100 %) è ñóáìàêñèìàëüíîé (80 %) ìîùíîñòè ñàìûé íèçêèé. Ñàìûé áîëüøîé ïðèðîñò òåìïà ïåäàëèðîâàíèÿ è âûíîñëèâîñòè íàáëþäàåòñÿ â ïåðèîä îò 78 äî 9-10 ëåò, ïðè÷åì ó ìàëü÷èêîâ ïðèðîñò áîëüøå, ÷åì ó äåâî÷åê. Îáúåì âûïîëíåííîé ðàáîòû ñ áîëüøîé ìîùíîñòüþ (70 % îò ìàêñèìàëüíîé) çà ýòîò ïåðèîä ïî÷òè óäâàèâàåòñÿ.
Àäàïòàöèÿ ê öèêëè÷åñêîé ðàáîòå ðàçëè÷íîé ìîùíîñòè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ áèîýëåêòðè÷åñêîé àêòèâíîñòè ìûøö, óëó÷øåíèåì êîîðäèíàöèè ìûøö-àíòàãîíèñòîâ, ÷òî îòðàæàåò ñîâåðøåíñòâîâàíèå è ýêîíîìèçàöèþ öåíòðàëüíûõ ðåãóëÿòîðíûõ âîçäåéñòâèé.
Ó òðåíèðîâàííûõ øêîëüíèêîâ ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè, íå çàíèìàþùèìèñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, îòìå÷àåòñÿ óñêîðåíèå ïðîöåññîâ ñðàáàòûâàíèÿ è âîññòàíîâëåíèÿ, ïîÿâëåíèå ïåðèîäà óñòîé÷èâîãî ñîñòîÿíèÿ âî âðåìÿ ðàáîòû, ïðîÿâëåíèå ñèíõðîíèçàöèè ÷àñòîòû äûõàíèÿ è ÷àñòîòû øàãîâ. Ó þíûõ ôåõòîâàëüùèêîâ, áîðöîâ, áîêñåðîâ óæå ïîñëå îäíîãî ãîäà ñèñòåìàòè÷åñêèõ ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé îòìå÷àëîñü ñóùåñòâåííîå ñîêðàùåíèå âðåìåíè äâèãàòåëüíîé ðåàêöèè íà ñâåò è çâóê, ïîâûøåíèå âîçáóäèìîñòè çðèòåëüíîé è ìîòîðíîé ñèñòåì, íàëàæèâàíèå âçàèìîñâÿçåé ìîòîðíîé è âåãåòàòèâíûõ ñèñòåì.
Ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ áûñòðåå ðàçâåðòûâàþòñÿ ôóíêöèè äûõàíèÿ è ñåðäöåáèåíèÿ, óñêîðÿåòñÿ ïîâûøåíèå ìèíóòíîãî îáúåìà äûõàíèÿ è ìèíóòíîãî îáúåìà êðîâîòîêà.  âîçðàñòå 9-10 ëåò ó äåâî÷åê ïîâûøåíèå ìèíóòíîãî îáúåìà êðîâîòîêà îáåñïå÷èâàåòñÿ áîëüøèì íàðàñòàíèåì ×ÑÑ, à ó ìàëü÷èêîâ ïðåèìóùåñòâåííûì ðîñòîì ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà êðîâè. Âîçðàñòíîé îñîáåííîñòüþ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîòû ïîêàçàòåëè ñèñòîëè÷åñêîãî è ìèíóòíîãî îáúåìà êðîâè åùå íåêîòîðîå âðåìÿ (12 ìèíóòû) ïðîäîëæàþò íàðàñòàòü è ëèøü çàòåì ñíèæàþòñÿ, â îòëè÷èå îò ïîêàçàòåëåé ×ÑÑ, êîòîðûå ñðàçó íà÷èíàþò ñíèæàòüñÿ.
Ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ ðàçâèòèå òðåíèðîâàííîñòè ñîïðîâîæäàåòñÿ ìåíüøèì ïðîÿâëåíèåì ñïîðòèâíîé áðàäèêàðäèè
â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ, ÷åì ó âçðîñëûõ. Ïðè áîëüøèõ íàãðóçêàõ ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ñèíóñîâûå àðèòìèè, êîòîðûå ìîãóò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ôèçè÷åñêîì ïåðåíàïðÿæåíèè è íàðóøåíèè àâòîìàòèè ñåðäöà.
Ïðè ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â ïåðèîä îò 78 äî 1011 ëåò ñóùåñòâåííî óâåëè÷èâàþòñÿ àýðîáíûå âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà, îñîáåííî ïðè ðàáîòå 7080 % ìîùíîñòè îò ìàêñèìàëüíîé. Àýðîáíûå âîçìîæíîñòè (ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà íà åäèíèöó ìàññû òåëà) è àýðîáíî-àíàýðîáíûå âîçìîæíîñòè ó ìàëü÷èêîâ áûñòðåå íàðàñòàþò â âîçðàñòå 9-10 ëåò, ó äåâî÷åê íà 12 ãîäà ïîçæå â 1112 ëåò. Íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ àäàïòàöèè äåòåé ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì èõ àýðîáíûå âîçìîæíîñòè îñîáåííî çàâèñÿò îò óâåëè÷åíèÿ îáúåìà ëåãêèõ è âíåøíåãî äûõàíèÿ. Óäåëüíûé âåñ ïîêàçàòåëåé âåíòèëÿöèîííîé ñèñòåìû íà ýòèõ ýòàïàõ ñîñòàâëÿåò îò 35 äî 90 %.
Ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà îòíîñèòåëüíàÿ âåëè÷èíà ÌÏÊ çàìåòíî ïðåâûøàåò ýòîò ïîêàçàòåëü ó äåòåé, íå çàíèìàþùèõñÿ ñïîðòîì. Íàïðèìåð, ó þíûõ êîíüêîáåæöåâ 1112 ëåò II þíîøåñêîãî ðàçðÿäà ýòîò ïîêàçàòåëü ñîñòàâëÿåò 47,7 ìë/ìèí/êã, ó íåòðåíèðîâàííûõ äåòåé òîãî æå âîçðàñòà 43,2-50 ìë/ìèí/êã. Ó þíûõ ôóòáîëèñòîâ 1112 ëåò îòíîñèòåëüíàÿ âåëè÷èíà ÌÏÊ (50 ìë/ìèí/êã) òàêæå ïðåâûøàåò âîçðàñòíóþ íîðìó. Àíàýðîáíîå îáåñïå÷åíèå êðàòêîâðåìåííûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê (80-100 % ìîùíîñòè) ðàçâèâàåòñÿ ïîçæå ó äåâî÷åê ëèòü ê 1011 ãîäàì, à ó ìàëü÷èêîâ åùå íà 12 ãîäà ïîçæå. Êîíöåíòðàöèÿ ëàêòàòà ïðè ðàáîòå íà óðîâíå ÌÏÊ ó äåòåé 7-11 ëåò â 1,52 ðàçà íèæå, ÷åì ó âçðîñëûõ.
Ñóòî÷íûå ýíåðãîòðàòû ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ 7-10 ëåò äîñòèãàþò 2300 êêàë (ó âçðîñëûõ ñïîðòñìåíîâ äî 50006000 êêàë).
Àíàëèç íîðìèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê ñ ó÷åòîì âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ïîêàçàë, ÷òî äëÿ íåïðåðûâíîãî âûïîëíåíèÿ öèêëè÷åñêîé ðàáîòû äåòüìè 78 ëåò íà ïðîòÿæåíèè 15 ìèí âåëè÷èíà íàãðóçêè íå äîëæíà ïðåâûøàòü 1/5 ÌÏÊ (ïðè ìîùíîñòè ïîðÿäêà 7 êòì/ìèí/êã), à â 10-ëåòíåì âîçðàñòå äëÿ 20-ìèíóòíîé ðàáîòû íå áîëåå 1/3 ÌÏÊ (8 êãì/ìèí/Êã). Ïðåäåëüíàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü öèêëè÷åñêèõ óïðàæíåíèé áîëüøîé ìîùíîñòè (70 % ìàêñèìàëüíîé) ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ íå äîëæíà ïðåâûøàòü 45 ìèíóò; ñóáìàêñèìàëüíîé íàãðóçêè (80 %) íå áîëåå 50 ñ; ìàêñèìàëüíîé íàãðóçêè (100 %) 10 ñ.
Ïðè ðàçâèòèè âûíîñëèâîñòè ê ðàçëè÷íûì öèêëè÷åñêèì óïðàæíåíèÿì ðåêîìåíäóåìûé òåìï õîäüáû ó 7-8-ëåòíèõ äåòåé ñîñòàâëÿåò 100 øàãîâ â 1 ìèí, ó 9-10-ëåòíèõ 100120.  ëûæíîé ïîäãîòîâêå íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì äëÿ ðàçâèòèÿ âûíîñëèâîñòè îêàçàëîñü ñî÷åòàíèå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê áîëüøîé è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè (ñî ñêîðîñòüþ 1,81,9 è 1,51,6 ì/ñ).
Êðàòêîâðåìåííûå ñòàòè÷åñêèå íàãðóçêè (äëèòåëüíîñòüþ íå áîëåå 1015 ñ) ó äåòåé 1012 ëåò ïîëåçíî èñïîëüçîâàòü äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ôóíêöèé ÖÍÑ, äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Îäíàêî èõ ñëåäóåò ñòðîãî äîçèðîâàòü âåëè÷èíà ïîäíèìàåìîãî âåñà ïðè îäíîêðàòíîì âûïîëíåíèè ó äåòåé 8-10 ëåò íå äîëæíà ïðåâûøàòü 50 % ìàññû ñîáñòâåííîãî òåëà, à äëèòåëüíîñòü óïðàæíåíèé 1020 ñ.
Äëÿ îöåíêè îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè äåòåé ðåêîìåíäîâàíî èñïîëüçîâàòü àäàïòèðîâàííûé òåñò PWC170 ñ âûïîëíåíèåì îäíîé íàãðóçêè âìåñòî äâóõ. Èñïîëüçóþò íàøàãèâàíèå íà ñêàìåéêó â òå÷åíèå 5 ìèí â òàêîì òåìïå, êîòîðûé îáåñïå÷èâàåò ïîäúåì ïóëüñà íå ìåíåå ÷åì íà 40 óä./ìèí, ò. å. äî 140160 óä./ìèí.
Âåëè÷èíó ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïðè ýòîì ðàññ÷èòûâàþò ïî ôîðìóëå;
ãäå ×ÑÑ0 ÷àñòîòà ñåðäöåáèåíèé â ïîêîå, ×ÑÑ1 ÷àñòîòà ñåðäöåáèåíèé ïðè ðàáîòå (ðåêîìåíäóåìàÿ ×ÑÑ1 130 óä./ìèí), Wìîùíîñòü ðàáîòû.
Ìîùíîñòü ðàáîòû âûñ÷èòûâàåòñÿ ïî ôîðìóëå:
W = p ? h ? n ? 1,2,
ãäå n 25 öèêëîâ/ìèí, ð ìàññà òåëà (êã), h âûñîòà ñòóïåíüêè (ì).
Äëÿ äîøêîëüíèêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ ðàáîòà â òå÷åíèå 2 ìèí; âûñîòà ñòóïåíüêè â âîçðàñòå 4 ãîäà 1216 ñì, 5 ëåò 1824 ñì, 6 ëåò 2024 ñì. Äëÿ øêîëüíèêîâ: äî 8 ëåò ïîäúåì 2 ìèí íà 35 ñì; 8-11 ëåò 3 ìèí íà 35 ñì; 1218 ëåò 4 ìèí íà 40 ñì (äåâî÷êè) è 45 ñì (ìàëü÷èêè).
Âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ ïîêàçàòåëÿ PWC ïðåäñòàâëåíû â òàáë. 26.
Ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ óðîâåíü îáùåé ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïîâûøåí ïî ñðàâíåíèþ ñ íåòðåíèðîâàííûìè ñâåðñòíèêàìè. Òàê, íàïðèìåð, ó þíûõ ñïîðòñìåíîâ 9-10 ëåò, çàíèìàþùèõñÿ êèêáîêñèíãîì, âåëè÷èíà PWC170 ñîñòàâëÿåò 540 êãì/ ìèí è îòíîñèòåëüíàÿ âåëè÷èíà 16,3 êãì/ìèí/êã, à ó íåòðåíèðîâàííûõ ìàëü÷èêîâ 9-10 ëåò ñîîòâåòñòâåííî 392398 êãì/ìèí è 12,2-12,4 êãì/ìèí/êã (ñì. òàáë. 26).
Òàáëèöà 26
Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè ó ìàëü÷èêîâ (ïî äàííûì ðàçíûõ àâòîðîâ)
Ñèñòåìàòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè óêðåïëÿþò çäîðîâüå, ïîâûøàþò íåñïåöèôè÷åñêóþ ðåçèñòåíòíîñòü þíûõ ñïîðòñìåíîâ ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì è âèðóñíûì èíôåêöèÿì. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ çà äåâî÷êàìè, íà÷àâøèìè çàíèìàòüñÿ õóäîæåñòâåííîé ãèìíàñòèêîé ñ 7 ëåò,
ïîêàçàëè, ÷òî çà ïðîøåäøèå 3 ãîäà òðåíèðîâîê îñòðûå ðåñïèðàòîðíûå çàáîëåâàíèÿ ó íèõ âñòðå÷àëèñü â 3 ðàçà ðåæå, ÷åì ó íåòðåíèðîâàííûõ ñâåðñòíèö, ïî÷òè â 3 ðàçà áûëî ìåíüøå êîëè÷åñòâî äíåé íåòðóäîñïîñîáíîñòè. ×èñëî çàáîëåâàíèé ãðèïïîì è êîëè÷åñòâî äíåé íåòðóäîñïîñîáíîñòè ó íèõ áûëî íà 1/3 ìåíüøå, ÷åì â êîíòðîëüíîé ãðóïïå íåòðåíèðîâàííûõ äåâî÷åê. Âåëè÷èíû ñðåäíåé ïðîäîëæèòåëüíîñòè áîëåçíè áûëè íèæå ó þíûõ ãèìíàñòîê.
Íàðÿäó ñ äåòüìè, ñîîòâåòñòâóþùèìè ïî ðàçâèòèþ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ è ðàáîòîñïîñîáíîñòè ñðåäíèì ñòàòèñòè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, èìåþòñÿ îòäåëüíûå èíäèâèäû ñ èñêëþ÷èòåëüíûìè ñïîñîáíîñòÿìè. Èçâåñòíî, ÷òî íåêîòîðûå äåòè â âîçðàñòå 79 ëåò èìåëè ÌÏÊ=70 ìë è áîëåå (÷òî õàðàêòåðíî ëèøü äëÿ âçðîñëûõ âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûõ ñïîðòñìåíîâ), ïðåîäîëåâàëè ìàðàôîíñêóþ äèñòàíöèþ, ïåðåïëûâàëè ïðîëèâ Ëà-Ìàíø, ìîãëè ïîäòÿíóòüñÿ íà ïåðåêëàäèíå 65 ðàç è îòæàòüñÿ îò ïîëà áîëåå 3 òûñ. ðàç è ò. ï. Òàêèå ñïîñîáíîñòè äåòåðìèíèðóþòñÿ ãåíåòè÷åñêè, è òðåíåðû íàõîäÿòñÿ â íåïðåðûâíîì ïîèñêå ïîäîáíûõ òàëàíòîâ.
Источник