Влияние факторов среды на развитие нервной системы ребенка

Влияние факторов среды на развитие нервной системы ребенка thumbnail

Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

Результаты исследований однояйцевых близнецов показали, что они чрезвычайно сходны (конкордантны) по показателям частоты дыхания, артериального давления, пульса. Значительно совпадают и сроки формирования таких двигательных актов, как держание головы, сидение, стояние, ходьба. Нередко отмечается отчетливое внутрисемейное сходство в общей организации моторики. Встречаются семейные случаи как моторной одаренности, так и двигательной неловкости, «моторной дебильности».

Формирование функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, обусловлено в значительно большей степени условиями среды и воспитания. Специальные исследования показывают, что темпы становления зрительного, слухового восприятия, эмоциональных реакций, не говоря уже о речи, существенно зависят от социальной среды. Дети раннего возраста, находящиеся в условиях дефицита зрительно-слуховых раздражений, испытывающие недостаток в контактах со взрослыми, отстают в нервно-психическом развитии. Они отличаются эмоциональной вялостью, пассивностью, снижением познавательной активности.

Наряду с этим наблюдаются двигательные стереотипы, нередко напоминающие акты мастурбации. Подобный синдром часта обозначается как псевдодебильность или госпитализм. Это отставание является временным, и при соответствующих воспитательных мероприятиях дети «наверстывают» упущенное.

развитие нервной системы

Условия среды, понимаемые в широком смысле, могут оказывать существенное влияние не только на формирование высших корковых функций. Развитие ряда функциональных систем, четко детерминированных генетически, зависит от условий эмбрионального периода и влияния среды в первые месяцы жизни.

Влияние на нервную систему плода физических и химических агентов, особенно промышленных продуктов и лекарственных препаратов, изучено недостаточно. Это обусловлено рядом трудностей. Эксперименты на людях, естественно, невозможны. Перенесенные же на человека данные, полученные на лабораторных животных, не всегда приемлемы, поскольку обнаружена видовая специфичность в реагировании на те или иные вещества. Более того отмечаются внутривидовые индивидуальные колебания в восприимчивости к воздействию тех или иных факторов. Эта индивидуальная особенность организма обусловлена генетически и зависит от нормы реакции. Вредоносный агент вызывает патологические изменения лишь в определенном числе случаев.

Достижения фармакогенетики открывают перспективы в изучении причин индивидуальной вариабельности в реагировании на те или иные химические вещества, лекарственные препараты. Обнаружено, что генетически обусловленные изменения обмена приводят к неадекватным реакциям на введение определенных медикаментозных средств.

Повреждающее действие физико-химических агентов на мозг плода зависит не только от токсических свойств агента и генетически предопределенных особенностей плода и матери, но и от периода эмбрионального развития. В различные фазы эмбриогенеза нервная система плода может по-разному реагировать на одни и те же вредоносные воздействия. Считается, что наиболее ответственным критическим периодом является 5-я неделя внутриутробного развития. Можно предположить, что наряду с глобальными критическими периодами развития плода в целом, существуют критические фазы развития для отдельных функциональных систем. Однако убедительных объяснений того, почему, например, при воздействии одинаковых вредоносных факторов в одном случае у ребенка обнаруживается врожденная атрофия зрительных нервов, а в другом — гиперкинетическая форма детского церебрального паралича, а в третьем — атонически-астатическая, до сих пор не найдено. Вопрос о критических периодах в формировании отдельных функциональных систем мозга подлежит дальнейшей разработке.

Повреждающее воздействие различных средовых факторов на нервную систему плода не всегда проявляется к моменту рождения. В клинической практике нередко встречаются случаи, когда признаки отставания в нервно-психическом развитии обнаруживаются спустя несколько месяцев после рождения. Подобные явления можно объяснить тем, что признаки неполноценности той или иной функциональной системы выявляются лишь в определенном возрастном периоде, когда возникает необходимость в активном осуществлении данной функции.

— Также рекомендуем «Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы»

Оглавление темы «Нервная система детей.»:

1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка

2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи

6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей

7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы

8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза

9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа

10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

Источник

Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

Анализ раннего онтогенеза показывает, что становление функции нервной системы идет последоватено. Развитие нервной системы ребенка идет этапно ради достижения овладевания полнотой той или иной функции, во время которых осуществляется своеобразная закладка фундамента будущей функциональной системы. Так, для формирования способности к сидению необходимо хорошее удерживание головы, формирование цепных реакций с головы на туловище и с туловища на голову. В свою очередь уверенное удерживание головы возможно при своевременном угасании лабиринтных и шейных тонических рефлексов.

В противном случае у ребенка в положении на животе будет доминировать тенденция к сгибанию головы и конечностей, что препятствует подниманию и удерживанию головы. Наблюдая ребенка 2—3 мес с аномальной тонической активностью, можно заранее предположить, что без коррекционных мероприятий его ожидает задержка моторного развития. Неспособность удерживать голову приводит к нарушениям в закладке предпосылок для усложнения двигательных актов: не формируются цепные реакции, зрительно-пространственная координация, контроль за положением туловища и т. д.

Средовые факторы являются важным условием реализации генетической программы развития не только в эмбриональном периоде, но и на этапах постнатального онтогенеза. В этом смысле особый интерес представляют многочисленные исследования, посвященные модифицирующим влияниям среды на врожденные формы поведения. В наблюдениях над животными установлено, что разнообразные зрительные, слуховые, тактильные, температурные и так называемые социальные раздражители, воздействующие в первые часы и дни жизни, способны существенно влиять на поведенческие реакции в течение длительного времени после предъявления.

В частности, обнаружен феномен, получивший название «импринтинга», или запечатлевания. Суть его состоит в том, что определенный раздражитель, предъявленный в первые часы или дни после рождения, прочно фиксируется в памяти и в дальнейшем способен устойчиво вызывать ту или иную реакцию, даже если он физиологически неадекватен. Наиболее отчетливо импринтинг обнаруживается у птиц.

развитие нервной системы ребенка

Характерной особенностью запечатлевания является то, что оно возникает лишь в течение сравнительно короткого периода жизни — в первые часы, дни, реже месяцы. По истечении этого времени тот же раздражитель способен вызвать лишь ориентировочную реакцию. Наблюдения над млекопитающими показали, что у них явления импринтинга выражены менее отчетливо, чем у птиц, но критический период способности к запечатлеванию оказывается в ряде случаев более продолжительным. Можно допустить, что чем менее автоматизированным является поведение животного, тем менее у него выражена способность к запечатлеванию. В отношении новорожденных детей убедительных данных о существовании импринтинга пока не получено.

В то же время изучение импринтинга позволило установить, что целый ряд средовых условий, воздействующих в ранний постнатальный период, способен значительно видоизменять реактивные системы, влиять на выработку поведенческих норм, хотя в этих случаях запечатлевания как такового не происходит.

Весьма демонстративна серия экспериментов с ранней изоляцией детенышей обезьян от матери или от сверстников. Детеныши, изолированные от матери, оказывались впоследствии чрезмерно пугливыми, у них слабо был выражен исследовательский инстинкт. В случае ранней изоляции детенышей от сверстников наблюдалось нарушение форм «общественного» поведения: выросшие обезьяны занимали самые низкие ступени в иерархииобезьяннего сообщества, а в дальнейшем у них было слабо выражено сексуальное поведение.

Разумеется, результаты подобных экспериментов можно переносить на человека с большой осторожностью. Каждый вид эволюционно «подогнан» к условиям раннего постнатального развития, поэтому повышенная или пониженная чувствительность к тем или иным влияниям среды не может быть одинаковой у представителей разных видов. Однако детальный анализ средовых влияний на ранний онтогенез ребенка необходим. В настоящее время точно установлено, что специфической потребностью грудного ребенка является постоянный контакт со взрослым. Уже на 3—4-м месяце лицо и голос человека начинают доминировать над другими зрительными и слуховыми раздражителями.

Недостаток контакта со взрослыми отрицательно сказывается на нервно-психическом развитии ребенка. В таком же направлении действует сенсорный дефицит вообще — недостаток зрительных, слуховых, тактильных и комплексных обстановочных раздражителей, способных вызывать эмоциональные реакции.

И наоборот, ранняя стимуляция чувствительных анализаторов способствует быстрому созреванию двигательной функции. Установлено, например, что систематическая нагрузка на вестибулярный анализатор в первые месяцы жизни способствует более раннему усвоению навыков сидения, стояния, ходьбы.

Наряду с этим недостаточно выясненным является вопрос о способах и возможных пределах стимуляции развития отдельных функциональных систем. Если подобная стимуляция необходима в случаях отставания в развитии моторики, то остается неясным, приемлемо ли такое искусственное ускорение при нормальных темпах формирования двигательных функций. В настоящее время можно лишь с уверенностью сказать, что поскольку новорожденный ребенок обладает весьма ограниченным набором врожденных форм поведения, специальная организация средовых воздействий в умеренных пределах необходима.

— Также рекомендуем «Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора»

Оглавление темы «Нервная система детей.»:

1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка

2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи

6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей

7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы

8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза

9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа

10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

Источник

Основными клетками нервной системы являются нервные клетки — нейроны. Все нервные клетки, с которыми человеку предстоит прожить всю жизнь, образуются за 4-5 мес внутриутробного развития. В дальнейшем они немного увеличиваются в размерах и приобретают специфические функции. Если клетки других органов постоянно обновляются и заменяются новыми, то число нервных клеток с возрастом уменьшается. В молодом и зрелом возрасте эти потери незаметны, в пожилом и старческом — замедляются реакции организма, ухудшается способность различать раздражители окружающей среды, ослабляется память. На развитие нервной системы плода влияет здоровье беременной женщины и действие на ее организм факторов среды. Будущая мать должна избегать инфекционных заболеваний, нарушающих развитие плода. Малоподвижный образ жизни женщины во время беременности тоже является фактором риска: плод позже начинает проявлять двигательную активность, что тормозит созревание нервной системы.

У курящих матерей развивающийся плод страдает от недостатка кислорода, замедляющего развитие мозга. Крайне пагубно воздействие алкоголя. Он нарушает процессы развития нервных клеток и нервной системы в целом. Мозг становится уплощенным, число извилин уменьшается. У новорожденных нарушаются рефлексы и психические функции, они отстают в росте. Любые неблагоприятные воздействия на организм беременной женщины изменяют, состояние нервной системы матери и плода. В дальнейшем нервная система ребенка может стать менее устойчивой.

В подростковом возрасте даже небольшие дозы алкоголя отрицательно влияют на познавательные процессы. Ухудшается внимание, память и мышление. Наркотические вещества оказывают более сильное негативное воздействие на высшую нервную деятельность. Снижается реакция на факторы внешней среды. Возникают затруднения с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. Эмоции не соответствуют ситуации, что приводит к противоправному, конфликтному и агрессивному поведению. При больших концентрациях наркотиков в крови после начального возбуждения блокируется речемыслительная деятельность и многие функции организма вплоть до остановки дыхания.

В школьном возрасте необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний ,при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы.

Умственно-эмоциональное напряжение может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление — это следствие напряженной и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе наблюдается врабатывание. Затем наступает этап оптимальной работоспособности. В дальнейшем умственная продуктивность снижается. В школе у большинства учащихся это происходит после третьего урока. На это этапе человек справляется с умственной нагрузкой волевыми усилиями. Далее утомление нарастает. У учащихся старших классов признаки утомления проявляются на последних уроках в конце недели.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Проявляются такие нервно-психические расстройства, как раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.

Развитие утомления можно замедлить, если входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный ритм. Нужно планировать свою работу, а также чередовать труд и отдых. При умственной работе физические упражнения малой и средней интенсивности снимают нервно-психическое напряжение и способствуют появлению положительных эмоций. Упражнения высокой интенсивности нежелательны, так как ведут к перенапряжения.

Для поддержания высокой умственной работоспособности необходимо соблюдать такие гигиенические условия в помещениях, как регулярное проветривание, влажная уборка, освещенность, оптимальная температура.

Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 6669; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10252 — | 7940 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Влияние среды на развитие нервной системы у детей

Анализ раннего онтогенеза показывает, что становление функции нервной системы идет последовательно. Развитие нервной системы ребенка идет этапно ради достижения овладевания полнотой той или иной функции, во время которых осуществляется своеобразная закладка фундамента будущей функциональной системы. Так, для формирования способности к сидению необходимо хорошее удерживание головы, формирование цепных реакций с головы на туловище и с туловища на голову. В свою очередь уверенное удерживание головы возможно при своевременном угасании лабиринтных и шейных тонических рефлексов.

В противном случае у ребенка в положении на животе будет доминировать тенденция к сгибанию головы и конечностей, что препятствует подниманию и удерживанию головы. Наблюдая ребенка 2—3 мес. с аномальной тонической активностью, можно заранее предположить, что без коррекционных мероприятий его ожидает задержка моторного развития. Неспособность удерживать голову приводит к нарушениям в закладке предпосылок для усложнения двигательных актов: не формируются цепные реакции, зрительно-пространственная координация, контроль за положением туловища и т. д.

Средовые факторы являются важным условием реализации генетической программы развития не только в эмбриональном периоде, но и на этапах постнатального онтогенеза. В этом смысле особый интерес представляют многочисленные исследования, посвященные модифицирующим влияниям среды на врожденные формы поведения. В наблюдениях над животными установлено, что разнообразные зрительные, слуховые, тактильные, температурные и так называемые социальные раздражители, воздействующие в первые часы и дни жизни, способны существенно влиять на поведенческие реакции в течение длительного времени после предъявления.

В частности, обнаружен феномен, получивший название «импринтинга», или запечатлевания. Суть его состоит в том, что определенный раздражитель, предъявленный в первые часы или дни после рождения, прочно фиксируется в памяти и в дальнейшем способен устойчиво вызывать ту или иную реакцию, даже если он физиологически неадекватен. Наиболее отчетливо импринтинг обнаруживается у птиц.

Развитие нервной системы ребенка

Характерной особенностью запечатлевания является то, что оно возникает лишь в течение сравнительно короткого периода жизни — в первые часы, дни, реже месяцы. По истечении этого времени тот же раздражитель способен вызвать лишь ориентировочную реакцию. Наблюдения над млекопитающими показали, что у них явления импринтинга выражены менее отчетливо, чем у птиц, но критический период способности к запечатлеванию оказывается в ряде случаев более продолжительным. Можно допустить, что чем менее автоматизированным является поведение животного, тем менее у него выражена способность к запечатлеванию. В отношении новорожденных детей убедительных данных о существовании импринтинга пока не получено.

В то же время изучение импринтинга позволило установить, что целый ряд средовых условий, воздействующих в ранний постнатальный период, способен значительно видоизменять реактивные системы, влиять на выработку поведенческих норм, хотя в этих случаях запечатлевания как такового не происходит.

Недостаток контакта со взрослыми отрицательно сказывается на нервно-психическом развитии ребенка. В таком же направлении действует сенсорный дефицит вообще — недостаток зрительных, слуховых, тактильных и комплексных обстановочных раздражителей, способных вызывать эмоциональные реакции.

И наоборот, ранняя стимуляция чувствительных анализаторов способствует быстрому созреванию двигательной функции. Установлено, например, что систематическая нагрузка на вестибулярный анализатор в первые месяцы жизни способствует более раннему усвоению навыков сидения, стояния, ходьбы.

Наряду с этим недостаточно выясненным является вопрос о способах и возможных пределах стимуляции развития отдельных функциональных систем. Если подобная стимуляция необходима в случаях отставания в развитии моторики, то остается неясным, приемлемо ли такое искусственное ускорение при нормальных темпах формирования двигательных функций. В настоящее время можно лишь с уверенностью сказать, что поскольку новорожденный ребенок обладает весьма ограниченным набором врожденных форм поведения, специальная организация средовых воздействий в умеренных пределах необходима.

Источник