Влияние двигательной активности на умственное развитие ребенка

Влияние двигательной активности на умственное развитие ребенка thumbnail

Влияние двигательной активность на умственное развитие подростков

 Сегодня вопросы физического воспитания школьника являются сферой деятельности не только врачей, но и педагогов. На здоровье растущего человека оказывает влияние вся совокупность методов обучения. К сожалению, существующая посей день, система педагогических требований исходит из потребностей образовательных учреждений, из необходимости выполнять учебные планы, программы. Но нет программы, которая строилась бы на потребностях растущего организма и его самосохранения.

Движения, которые ребенок не однократно выполняет в течение первых лет жизни, во многом определяют, насколько хорошо он будет развивать остальные способности. Зачастую родители считают само собой разумеющимся действия, которые они совершают, но они являются обучающими. Мозг человека устроен таким образом, что в течение первых шести лет жизни он может впитывать в себя информацию с огромной скоростью, не прикладывая для этого никаких усилий. Все очень просто: чем больше дети двигаются, тем быстрее происходит их развитие. Каждая из стадий физического развития ребенка обеспечивает своевременное наступление следующей стадии. И чем интенсивнее упражнения, тем активнее будет рост мозга в областях, восприимчивых к дальнейшему обучению. Если пропустить один из этапов физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга.

С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы и, как следствие, учащимся необходимо более продолжительное время тратить на выполнение домашних заданий. В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время, в выходные дни и каникулы. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.

В наш стремительно развивающийся век технологий дети двигательную активность заменили различными гаджетами. По наблюдениям ученых у детей снижается умственное развитие, и виноваты в этом родители,  которым проще ребенка увлечь гаджетом, нежели поиграть с ним. Игра является обучением, и наиболее эффективным методом обучения. Ключ к успеху: превратите игры в обучение и сделайте так, чтобы они приносили удовольствие.

Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.

Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга). Физические упражнения положительно влияют на организм лишь тогда, когда их правильно выполняют, что способствует формированию основных навыков движений – таких, как ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Очень важно научить детей красивой ходьбе. Это достигается систематическими занятиями.

О значении физического воспитания и умственного развития хорошо сказал Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится. А в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью школьника, непосредственно воздействую на функцию всех органов и систем.

 Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Например, в школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни.

Более того, специалисты физической культуры и спорта утверждают, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и осознание им всех происходящих в его организме биохимических процессов, и влияние их на здоровье.

Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах. Исходя их вышесказанного, можно сказать, что слаженная работа всех функциональных систем обеспечивает здоровье современного ученика.

Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, дисциплинируют, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, даже далекой от спорта.

Источник

«Влияние двигательной активности на умственные способности младшего школьника.»

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».(Гиппократ)

«Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто! »( Сократ )

« Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов « умственной слабости ».( А. Бине )

Актуальность исследования. Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности.Движение – обязательное условие здорового образа жизни.

Данная проблема возникла в середине 20 века. Некоторые ученые утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. «…80% школьников ведут малоактивный образ жизни»

Задачи нашей работы: найти значение терминов «двигательная активность», «гипокинезия», «гиподинамия», «гимнастика» в толковых словарях; познакомиться с литературой, раскрывающей значение двигательной активности на психические и умственные способности детей младшего школьного возраста.

В специальной литературе для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина:

* гипокинезия – недостаток мышечных движений;

*гиподинамия – недостаток физического напряжения.

А что же такое двигательная активность?

«Двигательная активность — это деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое развитие ребёнка, это средство всестороннего развития детей.» (Шебеко В. Н. и другие). «Двигательная активность — это физиологическая потребность растущего организма в движении, недостаточность которой отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, что приводит к задержке сенсорного развития. » (Е. Зайченко) Гимнастика – это система подобранных физических упражнений.

Дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он едет, головку свесил, спит.

Интересные факты науки . Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту и двигательная активность снижается на 50%.«…Не надо мешать ребенку играть, резвиться…он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке…это заложено природой…Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь» — подчеркивает И.А. Аршавский. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 15-20 тыс. шагов, а дошкольник 12 тыс. шагов. Сегодня нормальный день младшего школьника – 5 уроков в день, плюс 2-3 часа дома на самоподготовку, 3-4 часа телевизор, плюс чтение книг. «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель были одинаково бодры» — убеждал учителей И.А. Сикорский.

Увеличение количества интересных и полезных физкультминуток способны укрепить здоровье, снизить утомление во время урока, повысить работоспособность и двигательную активность. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий.»К.Д.Ушинский.

При появлении первых признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и «убрать» признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Для восстановления глаз

пальчиковая гимнастика,

игровой самомассаж,

музыкально подвижные игры,

игры- путешествия,

креативная гимнастика,

Эвристическая гимнастика.

Для восстановления утомленных мышц.. Для снижения возбуждения.. Для возбуждения нервной системы.

Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Эврестическая гимнастика. Это гимнастика,когда детское вооброжение соединяется с физическими движениями в ритм биологическим законам природы.Представление : ернышка, веточки, почки, тучки. И.т.д

Обратите внимание на то, как дети реагируют на звуки музыки. Их части тела начинают постукивать, притопывать в такт и в конечном итоге они пускаются в пляс, который не поддается ограничению ни одним танцем мира. Их движения неповторимы и своеобразны, одним словом индивидуальны. Благодаря тому, что дети так чувствительны к музыке, они очень любят детские подвижные игры под музыку. В свою очередь подобные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты: музыкальные, певческие. Дети становятся коммуникабельнее, легко идущими на контакт с коллективом. Ещё один большой плюс подвижных игр под музыку – вся полезная информация для ребёнка поступает в легкой игровой форме, что упрощает процесс усваивания и делает его привлекательным. Всё это совместно с активными действиями, такими как ходьба, бег, движения руками, прыжки, приседания и многими другими оказывает положительное влияние на физическое развитии ребёнка. Я использую такие игры,как: «Найди свое место», « Космическая Одиссея», « Танец на газетах», «Музыкальная импровизация» и т.д.

Танец – физкультминутка.

Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно стоя на двух ногах. А разве нельзя танцевать лежа или сидя? Конечно, можно. Мне показалось это очень необычным и увлекательным. Я стала пробовать с детьми танцевать на занятиях по физической культуре. Ребятам очень понравилось. Это разнообразило занятия, внесло свежую струйку воздуха. «Полечка», «Солнышко лучистое» и т.д. Выбор очень богат, подключайте свою фантазию и вперёд……При обучении детей танцам сидя важно посадить ребенка с необходимым интервалом, чтобы движения детей были не скованы.  Постоянно обращайте  внимание детей на прямую спинку. Вначале обучения мы танцевали с детьми без предметов, а уже на следующем этапе обучения я добавила предметы. Использование предметов поддерживает интерес к занятию, делает движения более разнообразными. С целью профилактики плоскостопия я использую в танце массажные подушечки, массажные валики (детки танцуют без обуви), Уважаемые взрослые, попробуйте, разнообразьте двигательную активность вашего ребёнка.

Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чем-то и более трудно. А может и сами станцуете? Исполните, не поднимаясь со стула, танец…Ламбада, твист, хип-хоп, макарена……Фантазируйте!!!

Вывод:

* Физические упражнения приводят к возникновению полезного эффекта в организме. Повседневные нагрузки повышают все возможности и способности организма, в том числе и умственные.

*Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки.

Источник