Влияние доу на развитие особенностей ребенка

Влияние доу на развитие особенностей ребенка thumbnail

ЮЛИЯ КАГИРОВА
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста

Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщённый опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее содержание. «Развитие ребёнка – как многоэтажное здание, в котором не могут быть прочными надстроенные этажи без фундамента, а пропуски этажей грозят обвалом всего здания» — говорил А. В. Запорожец, обращая внимание в своих трудах на необходимость обеспечения преемственности психического развития детей, происходящего при их деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем – то заняться ведёт к деривации личности, ограничению её возможностей.

Проведенные в 70-х годах 20 века научные исследования С. Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей и определяет следующие принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) предусмотрены живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, но вместе с тем, каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Важно разместить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.

7. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах:

• Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

• Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

• Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

• Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Согласно ФГОС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:

— построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

— организации разнообразной игровой деятельности;

— выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

— освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

— и другое.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.

2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств и элементов, многообразием материалов. Особое значение мы уделяем использованию в среде значков, моделей, символов, схем, планов.

Групповые помещения в МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» являются местом организации различных видов детской деятельности совместно со взрослыми, самостоятельной деятельности детей, а так же участия родителей в реализации образовательной программы ДОУ.

В групповых комнатах находится детская удобная мебель, игрушки и шкафы для игрушек, многоярусное игровое оборудование, мольберты для рисования, диван, на котором и около которого на ковре располагаются дети, чтобы пообщаться со взрослым или со сверстниками.

Групповое помещение предусматривает смену обстановки, объектов среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами развития.

Развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада имеет отличительные признаки:

— для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

— в группе детей четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

— в старшей группе – это разнообразные игры, формирующие предпосылки учебой деятельности, развивающие восприятие, память, внимание.

Всё пространство группы разделено на центры:

Центр сюжетно – ролевой игры. Игровая среда является гибкой и содержит модули, костюмы, предметы – заместители для самостоятельной деятельности детей. Имеет как стационарное, так и мобильное оборудование.

Центр природы и экспериментирования.

Центр строительства.

В центрах художественного творчества расположены стеллажи, на которых размещены предметы декоративно – прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в разных жанрах. В этом центре дети осуществляют свою проектную, оформительскую деятельность, результаты которой используются в игровой деятельности, в оформлении группового пространства и пространства детского сада.

Центр литературы. Библиотека наполнена не только традиционным содержанием (книгами, но и современными мультимедийными средствами, на которых собрана как художественная литература, так и познавательная информация. В групповых помещениях имеется оборудование, для использования этих средств образования.

Центр музыки и театра. Оборудован местом, где дети могут выкладывать на фланелеграфе сценки из жизни героев полюбившихся сказок, устраивать режиссёрские игры. Дети свободно могут музицировать, осваивать основы ритма и нотной грамоты. Есть музыкальный центр, фонотека.

Физкультурный центр. Может располагаться в различных местах группового пространства и содержать как стационарное, так и передвижное оборудование, которое используется детьми во время разных видов самостоятельной деятельности.

Центр социализации наполнен в соответствие с задачами образовательной области «социализация» и предполагает как постоянные, так и сменные выставки в соответствии с содержанием образовательной деятельности и возрастными особенностями детей. Оборудование центра может располагаться как в одном определённом месте, так и быть представлено во всём пространстве группового помещения.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, планировать совместную и самостоятельную деятельность детей, а так же даёт возможность ребёнку побыть наедине с собой.

Музыкальный зал в нашем детском саду продолжает процесс формирования личности ребёнка, который может себя творчески выразить в танце, музицировании, в пении, в театральной роли. Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо рояля зал содержит возможность использовать народные инструменты, музыкальный центр, мультимедийную установку. Зал оборудован небольшой сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала и занавесом. Одна стена облицована зеркалами как в танц – классе. В зале предусмотрены световые эффекты. Убранство зала меняется по обстоятельствам.

Физкультурно – оздоровительный комплекс в нашем ДОУ включает физкультурный зал, спортивно – игровую площадку, систему оздоравливающих процедур, организованную в специальных помещениях. В каждой группе имеется спортивный центр, оборудование которого является как стационарным, так и мобильным и используется детьми и педагогами не только по прямому назначению, но и в различных видах детской деятельности. Все составляющие физкультурно – оздоровительного комплекса используются и как место для игры и как интересные познавательные пространства.

Сенсорная комната. Назначение её – отдых. Переключение внимания ребёнка со сложной деятельности на простую, более привычную организму и по – своему интересную.

Кабинет психолога – это своеобразная лаборатория. Развивающая среда в нём учитывает специфику работы ДОУ, особенности детей, посещающих детский сад, способствует гармонизации их психического здоровья. В свободное время в кабинете действует площадка – лаборатория «Лекотека», а так же дополнительная образовательная кружковая деятельность.

Кабинеты учителей – дефектологов и логопедов являются местом, где происходит тесное взаимодействие педагогов с воспитанниками, их родителями и педагогами, по коррекции и развитию всех составляющих компонентов личности ребёнка.

Развивающая среда нашего ДОУ обладает широким спектром функций:

Является носителем разнообразной информации об окружающем;

Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

Создаёт благоприятные условия для развития ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности;

Способствует физическому развитию;

Обеспечивает разные виды активности ребёнка;

Обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребёнка.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:

• Инициирует познавательную и творческую активность детей;

• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

• Безопасна и комфортна;

• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Источник

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДОУ № 20 «Ромашка»

Консультация для педагогов ДОУ

«Влияние семьи и ДОУ на формирование личности ребенка».

г, Майкоп,2018 год

Влияние семьи и ДОУ на формирование личности ребенка.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании  мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально — нравственного облика и позиции ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.        

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» — В.А.Сухомлинский.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. 

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) 

В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.

Каждому родителю необходимо знать международные документы, определяющие права семьи и ребенка. Так, в принятой ООН Конвенции о правах ребенка признается, что «ребенок является самостоятельным субъектом права», то есть имеет юридические права, интересы детей имеют приоритет перед интересами общества. Особо отмечается, что для всестороннего гармоничного развития каждого ребенка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В Конвенции подчеркивается, что ребенок имеет следующие права:

•      на создание условий для развития способностей, талантов;

•      на получение образования;

•      на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных
мероприятиях.

Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Одно из важнейших требований Конвенции — развитие и укрепление у детей чувства чести и достоинства. Каждый растущий человек имеет право свободно выражать свое мнение, нельзя применять к нему унижающие формы обращения и наказания. Основные положения Конвенции нашли отражение в Семейном кодексе РФ.

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья — это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Список литературы:

Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М.-2005г.

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации».- М.:Легион, 2013г.

Источник