Влияние детского коллектива на развитие личности ребенка
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Развитый
детский коллектив представляет собой
необходимое условие самоутверждения
личности. Ему присущи общность целей и
адекватность мотивов предметно-практической
совместной деятельности, направленной
на пользу общества, забота об общем
результате, определенные организация
и характер общения, широкая система
коллективных связей. Наиболее развитые
формы взаимоотношений детей создаются
в процессе целенаправленной организации
их социально-одобряемой деятельности:
учебной, организационно-общественной,
трудовой, художественной, спортивной
и др. При этом придание основным типам
деятельности детей определенной целевой
направленности, социальной значимости
позволяет не только формировать отношения
детей внутри возрастных групп, но и
строить их на единой основе. Сочетание
взаимоответственности, с одной стороны,
а с другой — необходимости проявления
самостоятельности в организации и
осуществления просоциальной деятельности
обеспечивает условия для развития
подлинной самостоятельности. Максимальное
развитие самодеятельности детей
выступает определяющим признаком
развитого детского коллектива.
Социально
признаваемая деятельность как средство
формирования детского коллектива и
определенных отношений его членов может
быть реализована в том случае, если она
соответствующим образом организована.
Это
должна быть такая организация, при
которой:
а)
дети разных возрастов выполняют отдельные
части общей задачи, т.е. осуществляется
возрастное разделение;
б)
значимые цели этой деятельности имеют
как общественный, так и личностный
смысл;
в)
обеспечивается равноправная,
инициативно-творческая позиция каждого
ребенка (от планирования дел до оценки
ее результатов) ;
г)
осуществляется непрерывность и усложнение
совместной деятельности, причем не
только в плане собственно деятельности,
но, главное, с позиции ее активного
участника, действующего вначале для
«контактного» коллектива, потом
для общешкольного, а затем для района,
города, общества;
д)
деятельность эта направлена на благо
другим людям, обществу. Именно в развитых
формах социально одобряемой деятельности
формируется умение ребенка учитывать
интересы, позицию другого человека и
соответственно этому ориентироваться
в своем поведении.
Как
инструмент воспитаний детский коллектив
организуется взрослым. При этом важное
значение приобретает вопрос о соотношении:
1)
потребности детей в общении
2)
задач, поставленных перед этим коллективом.
Практически
в любом организованном детском объединении
реально существует определенное
сочетание данных двух факторов. Однако
наиболее широкие возможности их
взаимодействия создаются в условиях
сформированного детского коллектива.
Активно включая детей в решение социально
важных задач, такой коллектив обеспечивает
многообразные формы общения, обусловливает
возможности развития индивида как
личности. Психолого-педагогическая
задача при этом заключается в том, чтобы
детский коллектив не воспринимался
лишь как форма целесообразности, что бы
в глазах детей воспитательная функция
коллектива отступала на второй план
перед его социально полезной функцией.
Иначе его воспитательное воздействие
нивелируется, заменяясь влиянием так
называемых неофициальных, неформальных
детских объединений.
Детский
коллектив, существующий в современной
общеобразовательной школе представляет
собой многоплановую систему, внутри
которой дети могут быть членами
объединений, разных по характеру и
длительности существования.
Важную
роль играет характер взаимоотношений,
которые складываются между детьми в
изменяющейся структуре постоянных и
временных объединений, что проводит
всех школьников через положение
руководителей и исполнителей, формируя
умения командовать товарищами и
подчиняться товарищу, создавая развернутую
сеть разнообразных связей, отношений.
Особое
место в креплении межколлективных
связей занимает целенаправленное
создание временных объединений,
позволяющих организовать деятельность
детей в небольших группах, которым
поручается выполнение кратковременных
дел. Психологическое своеобразие этих
групп состоит в том, что школьник в таком
объединении, насчитывающем обычно всего
несколько детей, постоянно находится
под воздействием общественного мнения
товарищей и не может уклониться от
принятых норм поведения. Кроме того
детям легче осуществлять самостоятельное
руководство небольшим числом сверстников.
Но
главное состоит в том, что только в
небольших группах каждый ребенок может
определить для себя такое положение в
совместной работе, при котором он
способен приложить все свои знания,
силы и способности, т.е. возникает
возможность для каждого выделить свою
роль в общей деятельности, в наибольшей
степени адекватную его индивидуальным
склонностям.
К
числу важных моментов в организации
детского коллектива относится
разновозрастное построение контактных
объединений школьников. Разновозрастный
состав детских коллективов нивелирует
обычно существующую в объединении
сверстников тенденцию замыкаться в
кругу групповых интересов. Ребенок
испытывает влияние каждой такой группы
и, занимая в ней определенное место, в
то же время сам воздействует на окружающих,
оптимизируя собственное развитие.
Но
этот путь реализуется лишь в многоплановой
системе детского коллектива школы в
целом, где в сложных структурных связях
находятся контактные коллективы, разные
по длительности существования, объему
и содержанию деятельности. В общешкольном
коллективе складывается совершенно
особая психологическая ситуация. Наличие
для детей разных возрастов и занятых
разными видами деятельности общих
интересов: общешкольные дела,
взаимоотношения классов, групп, бригад,
штабов, кружков создает возможности
для установления между детьми развернутых
типов отношений. В частности общешкольный
коллектив обеспечивает единство, дружбу,
товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно
обновляясь, общешкольный коллектив
сохраняет в то же время свои законы,
обычаи, традиции и требования. В этом
отношении он является постоянно
действующей силой, помогающей создавать,
стабилизировать, развивать интересы
контактных коллективов. Чем больше
выражены коллективные начала в
общешкольном коллективе, тем прочнее
спаяны контактные объединения детей;
чем значимее, обширнее общая цель, зримее
ее общественный характер, тем прочнее
связи всех детских коллективов в их
общей иерархии.
Целенаправленная
организация разветвленного детского
коллектива обеспечивает наиболее
благоприятные психологические условия
формирования коллективистских качеств
личности каждого ребенка.
Коллективизм
составляет одно из определяющих отношений
личности в ее конкретной деятельности
— творческое отношение к общественной
делу, выражая потребность в деле,
необходимом другим людям. Такую
потребность нельзя сформировать в
замкнутом коллективе, акцентированном
лишь на достижении своих целей, что таит
опасность развития групповщины. Нередко
дети, проявляя внутри своего коллектива
отношения товарищества, взаимопомощи,
ответственности, не демонстрируют
качеств коллективиста за пределами
своего коллектива. В чем причина слабой
сформированности коллективистских
качеств? В качестве одной из наиболее
серьезных причин этого можно указать
излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование
коллектива класса, ученической бригады,
несомненно, способствуют воспитанию у
детей определенных отношений к своему
коллективу, внутри коллектива. Однако
даже товарищеские отношения, отношения
деловой независимости все же сами по
себе не идентичны коллективистским
качествам личности отдельных детей,
составляющих коллектив. Коллективизм
не может основываться лишь на делах
своего коллектива, потому что быть
коллективистом — значит болеть не только
за дела своего коллектива. Главное в
коллективизме — общественная ориентация
деятельности, творческое отношение к
любому другому человеку как к цели, а
не как к средству деятельности.
Поэтому
формирование подлинно коллективистских
качеств личности предполагает
«абстрагирование» от дел и целей
конкретного коллектива, связь этих дел
и целей с более широкими задачами других
коллективов, образующих общество, именно
на этом пути у подростка, юноши формируется
личная ответственность за общие дела.
Итак,
формирование личности человека-коллективиста
требует организации системы многопланового
детского коллектива, системы, а не
конгломерата классов, групп, кружков,
бригад и пр. При этом важно направленное
включение каждого ребенка в развернутую
социально одобряемую деятельность в
системе именно такого специально
заданного многопланового коллектива
при соподчиненности целей каждого
конкретного коллектива решению общих
социально значимых задач. Необходимо
подчеркнуть, что воспитание детей в
коллективе, основу которого составляет
система просоциальной деятельности —
это не один из ряда важных воспитательных
принципов, а особый, качественно
своеобразный подход к формированию
растущего человека как личности.
Заключение
Как
и в любом другом деле, в процессе
воспитания есть еще неиспользованные
резервы. Над их вскрытием работают
педагогические коллективы, социологи.
Особая роль в этом отношении принадлежит
психологической науке.
Таким
образом, трудовая деятельность является
одним из важных факторов воспитания
личности. Включаясь в трудовой процесс
ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и о окружающем
мире. Радикальным образом изменяется
самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что в
свою очередь меняет авторитет школьника
в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения
особенно большую роль играет в старшем
школьном возрасте. Учитель должен
поддержать и направить развивающийся
интерес не только на свой предмет, но и
на другие области познания. Под влиянием
этого интереса будет развиваться
самопознание. Главная развивающая
функция труда — это переход от самооценки
к самопознанию. Кроме этого в процессе
труда развиваются способности, умения
и навыки. В трудовой деятельности
формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективности труда школьник
получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию
ребенка в обществе.
Труд
является равнозначным предметом
программы обучения. Правда в последнее
время в большинстве школ труд находится
в упадке. Это связано как с общей
социально-экономической ситуацией, так
и с общим развитием социума. В связи с
этим трудовое обучение требует коренной
перестройки. Труд должен взять на себя
более широкую функцию, чем подготовка
детей к работе на производстве, но не
исключая ее. В этом я вижу будущее
трудового обучения.
Библиографический
список
Божович
Л. И., Возрастной подход в работе детской
организации. М.: Мир, 2001.-544с.Давыдов
В. В. Проблемы развивающегося обучения.
М.: ИНФРА, 2002.-468с.Платонов
К. К. Обобщение характеристик как метод
социально-психологического изучения
личности. СПб: Дельта, 2003.-547с.Фельдштейн
Д. И. Формирование личности ребенка в
подростковом возрасте. Психология
воспитания подростка. М.: Мир, 2000.-532с.Фридман
Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический
справочник учителя. М.: ИНФРА, 2001.-488с.
Источник