Влияние детско родительских отношений на развитие ребенка курсовая
Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка, понятие семейных отношений. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик, результаты исследования.
Семья как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, ее позитивное и негативное влияние. Проблемы взаимоотношений подростка с родителями. Исследование детско-родительских отношений на процесс становления личности ребенка.
дипломная работа, добавлен 13.03.2013
Характеристика, условия и принципы семейного воспитания. Семья как ведущий фактор формирования личности ребенка. Проблема неполных семей и несчастные дети. Суть детско-родительских отношений и влияние отношений между родителями на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 05.08.2009
Семья и ее основные характеристики. Детско-родительские отношения в неполных семьях. Влияние особенностей детско-родительских отношений в семьях после развода на развитие личности ребенка. Особенности реагирования детей на семейные конфликты.
курсовая работа, добавлен 17.12.2006
Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и их роль в развитии психосоматических заболеваний детей (исследование взаимосвязи между ними). Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 04.06.2010
Направления исследования детско-родительских отношений в психологии. Типология родительского отношения к ребенку и варианты родительского поведения. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе.
курсовая работа, добавлен 10.06.2011
Понятие и закономерности формирования детско-родительских отношений. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Доверие как фактор благоприятного развития личности ребенка, анализ его роли и значения в детско-родительских отношениях.
дипломная работа, добавлен 26.05.2017
Изучение детско-родительских отношений. Социально-психологический аспект формирования личности дошкольника. Психологическая характеристика личности дошкольника. Детско-родительские отношения в семье. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями.
дипломная работа, добавлен 22.10.2008
Понятие, функции семьи, специфика отношений детей и родителей в различных по структуре семьях. Стили детско-родительских отношений и их влияние на психическое развитие ребенка. Выявление эмоционального благополучия ребёнка старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 26.06.2013
Социально-психологическая характеристика детско-родительских отношений. Особенности развития личности ребенка и описание основных стилей родительского воспитания. Эмпирическое исследование влияния стилей воспитания на становление самооценки дошкольника.
курсовая работа, добавлен 26.10.2014
Процесс становления личности ребенка, «истоки» ее социализации и воспитание. Проблема детско-родительских отношений. Стили родительского воспитания и благополучие ребенка в семье. Исследование влияния родительской установки матери на развитие ребенка.
контрольная работа, добавлен 23.09.2011
Источник
Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.
Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».
Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.
У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».
Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».
Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.
Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.
В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.
Влияние семьи реализуется следующим образом:
Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.
Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.
Родители служат источником необходимого жизненного опыта.
Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.
Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.
Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.
Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:
– внимательные,
– боязливые,
– тщеславные,
–сердитые,
– раздражительные,
– приспособляющиеся,
– общительные,
– сенсационные,
– настойчивые,
– постоянные,
– уверенные,
– обнадёживающие.
П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.
2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.
3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.
4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.
5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.
6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.
А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:
- Принятие / отвержение.
Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.
Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.
2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.
3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.
4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.
5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.
Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).
Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.
Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.
Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.
Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.
Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию могут быть даны следующие рекомендации и указания:
— в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно зависит самооценка ребенка,
— родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,
— найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,
— содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,
— показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,
— найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,
— тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,
— продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,
— ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять на несколько меньших частей,
— научить ребенка организовывать свое время,
— формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,
- в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
- Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1978. — №4.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
- Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
- Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
- Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. — Владивосток, 2003. — 340 с.
- Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка — М., 1997.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
- Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
- Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.
Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.
Источник
метки: Семья, Отношение, Воспитание, Образ, Исследование, Родительский, Детско, Семейный
Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений 8
1.1. Теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений 8
1.2. Детско-родительские отношения в психологии и педагогике 15
1.3.Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание………………………………………………………………………………………21
Глава II. Проблема формирования «образа Я» 26
2.1. Становление «образа Я» ребенка 26
2.2. Формирование «образа Я» у детей 5 – 7 лет 28
Глава III. Методы гормонизации детско — родительских отношений в период формирования «образа Я»………………………………………………………35
3.1. Гармоничные детско — родительские отношения………………………35
3.2. Педагогическая программа по гармонизации детско-родительских отношений………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………………………48
Актуальность темы. Интерес к воспитанию в семье и семье в целом был всегда, но на современном этапе развития российского общества, в связи с нынешним кризисным состоянием семьи, существенно возрастает необходимость изучения и возрождения семьи, которая определяет, с одной стороны, уровень социального благополучия Росси, а с другой – влияет на социально-психологические условия воспитания российских детей.
В последнее время проблема семейного воспитания и детско-родительских отношений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Авдеева Н.Н., Архиреева Т.В., Варга А.Я., Захаров А.И., Клемантович И.П. [24], Личко А.Е., Спиваковская А.И., Эйдемиллер Э.Г. [56 – 59], и др.).
Никто не рождается на свет с готовым характером, знаниями, умениями строить отношения. Всему этому нас с самого рождения учит социум и в первую очередь семья. Семья является главным социальным фактором влияющим на становление личности. Семья – это наш первый воспитатель и как в свое время сказал Ж.-Ж. Руссо: «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий», поэтому так важно что бы ребенок рос и развивался в полноценной, гармоничной семье.
17 стр., 8133 слов
Образ семьи у детей младшего школьного возраста
… , что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 5 семей (25%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря … основы исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста .1Понятие семьи и типы семейных взаимоотношений .2Роль семьи в воспитании личности ребенка .3Связь образа семьи с особенностями самосознания …
Для ребенка семья это окружающие его близкие люди папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Именно от семьи, ее состава, от отношений друг к другу и к окружающим людям будет зависеть, как человек будет смотреть на мир, строить свои отношения и свою будущую семью.
Проблема исследования.
Значимость отношений между детьми и родителями. Особенно отмечается значимость для ребёнка детско-родительских отношений в период начала школьного обучения. Совладение с новыми жизненными ситуациями, которые требуют от него особых усилий и заставляют проявить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладение детей и взрослых в трудных жизненных ситуациях определяет эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.
Цель исследования: раскрыть влияние детско-родительских отношений на успешное становление «образа Я» ребенка
Предмет исследования: влияние типа семейного воспитания на успешное становление «образа Я» ребенка.
Объект исследования: становление «образа Я» ребенка.
Гипотеза исследования: воспитание ребенка и становление его «образа Я» будет проходить успешнее в условиях гармоничных детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений;
2) Изучить особенности детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе;
3) Проанализировать особенности становления «образа Я» ребенка;
4) Рассмотреть особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет;
Теоретическая значимость исследования.
Исследование психологических особенностей ребенка под влиянием благоприятного или неблагоприятного семейного влияния вносит вклад в развитие теории формирования личности, в разработку теории и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
13 стр., 6468 слов
Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений
… эмоциональной связи с ребенком, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций и способы социального контроля. Исследование, посвященное образу детско-родительских отношений, показало, что … родители разделяют типы взаимодействия с детьми на 5 категорий: конфликтный …
Кроме того, данная работа может представлять интерес для психологов, учителей и родителей. Материалы исследования могут быть использованы для более глубокого изучения влияния детско-родительских отношений на различные стороны личности ребенка.
Методологической основы исследования.
Проблемы детско-родительских отношений исследовались многими психологическими школами и направлениями как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (3. Фрейд , А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс , В. Сатир и др.).
Особое значение имеют труды, посвященные-периодизации психического развития ребёнка (JI.C. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений.
Так же большое внимание уделяется работам посвященным семье, семейному воспитанию и социализации детей (Адлер А. , Клемантович И.П. , Мудрик А.В., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э. Г).
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: наблюдение.
Научная новизна исследования.
Подчёркивая решающую роль отношений с родителями для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследовании, в то время, как клиническими психологами и психотерапевтами накоплен большой опыт работы в сфере детско-родительских отношений, значимость которых для ребёнка в период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (Г.А. Цукерман, К.В. Бардин, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.С. Мухина).
Тем не менее, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения не многочисленны и в большинстве своём имеют теоретический или описательный характер (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).
В рамках данной работы проводится эмпирическое исследование по выявлению детско-родительских отношений на становление «образа Я» ребенка, чем и подчеркивается новизна данного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1).Термин «образ Я» отражает специфику формирования представлений ребенка о себе и в младшем школьном возрасте выстраивается с помощью взрослого, через знания, приобретаемые им в процессе самопознания.
4 стр., 1589 слов
Психология родительства (детско-родительские отношения)
Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.). Родительство входит как …
2) Структура «образа Я» представляет единство когнитивного (знания о других и о себе), оценочного (оценка других и себя) и поведенческого (структурирование отношений со взрослыми и сверстниками) компонентов. Причем когнитивный компонент выполняет ведущую роль в становлении «образа Я».
3) Целостное развитие «образа Я» ребенка обеспечивается за счет освоения опыта самопознания, который рассматривается как составная часть личностного опыта и представляется в виде интеграции опыта общения с родителями.
Основное содержание курсовой работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект и предмет, задается цель и основные задачи.
В первой главе «Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений» проводится теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений; рассматриваются особенности детско-родительских отношений в психологии и педагогике.
Во второй главе «Проблема формирования «образа Я» рассматриваются особенности становления «образа Я» ребенка, а так же особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет.
В третьей главе «Методы гармонизации детско-родительских отношений » проводится констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем в детско-родительских отношениях среди младших школьников.
В заключении подводятся обобщающие выводы
Список литературы состоит из 56 источников.
………….
1. Адлер А. Воспитание детей ; Взаимодействие полов : пер. с англ./ Альфред Адлер. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 412 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса/ Ш.А.Амонашвили.-М., 1990.-560с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.-Спб:Питер, 2001.-288с
4. Бережковская Е. Л. Психологические особенности младших подростков как фактор преемственности между начальной и средней школой/ Е. Л. Бережковская, Н.В. Залевская// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей: сб.ст. М.; Красноярск,1999, с 153-173.
16 стр., 7727 слов
Психология личности 4
Понимание поведения человека во всей его многоплановости сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Сравним для примера мотивы двух людей, пытающихся разгромить клинику, в которой делают аборты. Возможно, первого обуревают религиозные чувства, в то время как второго могли …
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс.-М.:Прогресс, 1986.-420с.
6. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2011. 48 с.
7. Божович JI. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / JI. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 45-53.
8. Божович,Л.И. Избранные психологические труды/Л.И.Божович.-М.:Междунар.психол.акад.-1995.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
10. Василец, М. В. Развитие профессиональной Я-концепции студентовменеджеров на этапе профессионального обучения: автореф. дис. . канд. психол. наук / М. В. Василец. Калуга, 2011. — 20 с.
11. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 192 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 200 с.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб. : Союз, 1999. 221 с.
14. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 2011. — 306 с
15. Дутчина, О. Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: автореф. дис. . канд. психол. наук / О. Б. Дутчина. – Иркутск, 2012. 22 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2012. — 368 с.
17. Джемс, У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 2010. — 309 с.
18. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В. Давыдов// Вопросы психологии.- 1992.-№1.-С.22-42.
15 стр., 7008 слов
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности …
19. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В.В.Давыдов// Возрастная педагогическая психология.- М.,1979.-с.69-101.
20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В.Давыдов.-М.:Интор, 1996.-541с.
21. Джемс У. Личность. // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
22. Занков, Л.В. Избранные педагогические сочинения/ Л.В.Занков.-М., 1996.-432с
23. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки.-Минск, 1993.-100с
24. Клемантович И.П. Современные тенденции развития социальной работы / Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал: издается с 1966 года / – 2012. – №8 2012. – С. 28-35.
25. Кон И. С. Психология самосознания / И. С. Кон // Психология самосознания. Самара, 2003.
26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
27. Кон И.С. Категория «я» в психологии//Психол. ж-л, 1981.-Т.2.-№ 3.-С. 25-38.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2010. — 444 с.
30. Липкина А.И. Самооценка школьника.-М.: Педагогика, 1976.-116 с.
31. Липпс. Самосознание. СПб., 1903, стр. 6.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 2011. -304с.
33. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Педагогика 1971., 316с .
34. Макаренко А. С. Воспитание гражданина : сборник. / А.С. Макаренко. М. : Просвещение, 1988. 301 с.
35. Михно, О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов. Автореферат. – М., 2007.
36. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосозн
Источник