Влияние басни на развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ БАСНИ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Коробкова Н.П
учитель начальных классов,
МБОУ «Бехтеевская СОШ», с. Бехтеевка АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает актуальную проблему нравственного воспитания младших школьников посредством изучения басен.Ключевые слова: басня, урок, методика, мораль, воспитание, нравственность, младшие школьники, И.А.Крылов.
THE INFLUENCE OF FABLES ON THE DEVELOPMENT
OF MORAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL
Korobkova N.P.
primary school teacher, MBOU «SOSH Behterevsky», p. Bekhteyevka
ABSTRACT
The article reveals the important problem of moral education of younger students through the study of fables.
Key words: fable,lesson, technique, morality, upbringing, morality, Junior high school students, I. A. Krylov.
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка начальных классов. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.
Желание и умение читать басни приобретает для ребенка XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира.Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов познания житейских отношений, характера человека, а также нравственного воспитания младших школьников [1, с.47].
Основная задача басен – преподать детям урок о преодолении слабостей. Они также иногда используются как средства юмора, чтобы подшучивать над авторитетными личностями. Мораль басни завершает историю кратким заявлением, которое обычно представляет собой полезную мудрость.
Внимание к басне обусловлено рядов ее достоинств. Она заключает в себя большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня — это положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками. Что осуждает басня? Чему учит? Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления» и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию — это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для детей басня — замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Они привлекают в равной степени как глубиной, заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.
Самый известный русский баснописец – Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова нам знакомы с детства. Басни Крылова – это мудрый учитель и воспитатель, помощью которого и родители, и воспитатели, и учителя должны пользоваться постоянно в процессе воспитания детей и подростков.
В баснях действующими лицами являются животные. Душа басни состоит в органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив звериное обличие, басенные герои стали одновременно и посетителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень, Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупей людей [2].
Басня — прекрасное средство для воспитания нравственных качеств у младших школьников, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Басня укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Басни успешно прошли через несколько исторических эпох, не теряя популярности и тем, подтверждая свою нужность обществу. Это явление искусства, заслужившего право на поучение.
На основе изучения произведений басенного жанра как средства нравственного воспитания можно прийти к выводу, что басни являются благодатным материалом как для нравственно-эстетического воспитания, так и для развития творческих способностей учащихся.
Список литературы
1. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников /Т.В. Рыжкова. — СПб., 2008. – 159 с.
2. Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А. Крылова / Л.И. Черемисинова. М- 2003. — №10. — С. 26-31.
Источник
Ольга Тычинина
Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»
Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей
Что такое басня.
Басня – небольшое произведение, выполненное в форме стихотворения или прозы с иносказательной передачей текста. Героями могут быть люди, животные, растения и даже вещи. В начале или в конце произведения в виде короткой фразы передаётся мораль или нравственный смысл, который высмеивает пороки или восхваляет достоинства человека.
По сравнению со сказкой басня короткая и рассказывает об одном событии. Сказки же описывают несколько событий, собранных в одну или несколько сюжетных линий.
История жанра.
Родиной жанра принято считать Древнюю Грецию. Первый баснописец — раб Эзоп (в VI-V веках до н. э.) сочинял нравоучительные рассказы. Его сборник насчитывает около 400 басен. Талантливому и строптивому рабу хозяин дал свободу. Позже сюжеты Эзопа перенимали известные писатели. Поэтому иносказательную манеру жанра назвали «Эзопов язык».
Эпоха Возрождения знакомит с творчеством Лафонтена. Оно основано на древнегреческих мифах, фольклоре Франции, Индии. Его басни высмеивают порочные человеческие черты характера, спрятанные в образах животных. В некоторых произведениях мораль скрыта в тексте и читающий должен сам найти истину. Мудрость философских рассуждений и ироничность, актуальны в настоящее время для детского и взрослого поколения.
Лучшие стихотворные басни для детей по праву принадлежат первому русскому творцу этого жанра Крылову Ивану Андреевичу. Около 200 детских басен в шутливой форме высмеивают пороки людей. Простой стихотворный ритм с элементами беседы легко запоминается. Афоризмы автора до сих пор используются в разговорной речи и среди писателей.
Тонкий юмор, живое сценическое действие и точно подмеченный смысл вызывает интерес у взрослых и детей, да и в театральных инсценировках пользуются популярностью.
Басни Крылова показывают, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму.
В каком возрасте этот жанр может быть понятен и интересен ребенку?
Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен.
«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».
По замечаниям методистов, к восприятию басен ребенок готов уже в 5-6 лет. Басни Крылова привлекательны для детей благодаря динамичному сюжету, мастерски выстроенным диалогам, юмору и стихотворной форме, в которой написаны произведения. Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осёл упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая, глупая и т. д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.
Как привить любовь у детей к басням?
Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему басню. Театральные эффекты и выразительность при чтении (пусть каждый герой говорит своим особым голосом) только приветствуются! Если ребенку это понравится, вы можете вместе посмотреть мультипликационный фильм, послушать аудиозапись.
Так как басни написаны в XIX веке, то некоторые слова могут быть непонятны. Их следует обязательно разъяснить. Потом можно организовать беседу, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Часто дети затрудняются объяснить смысл басни своими словами. Они понимают услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому нужно проводить ассоциации: приводить примеры из личного опыта ребёнка, подбирать подходящие по смыслу русские пословицы. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают её нравоучительный характер. Всё это не только вызывает интерес к беседе, но и помогает осознать жизненность ситуаций, изображенных Крыловым. Интересны будут и творческие задания, где нужно побыть художником или актером. При их выполнении также необходимо сотворчество взрослого и ребенка и ваша искренняя заинтересованность в этой деятельности. Развитию речи способствуют пересказы по сюжетным картинкам.
Обязательным должен быть выход на мораль басни. Это вопросы: чему учит басня? Можно ли поступать так, как герой басни?
Таким образом, басни И. А. Крылова способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.
Что такое хорошо и что такое плохо детям-дошкольникам помогут понять следующие басни:
«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». «Лисица и виноград».
Источник
Елена Мартьянова
Консультация для педагогов «История басни как жанра»
«Мораль сей басни такова.»
«Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно.Причина очевидна: знакомство человека с басней происходит с детства. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня я попытаюсь разобраться с тем, что такое басня.
Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Басня может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами.
Басня один из самых древнейших литературных жанров, ровесница мифов, пришла к нам еще из времен Древней Греции. Эзоп – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – легендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались, правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.
Второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен.
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.
Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России.
Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, лаконичность, простота, разговорный язык, юмор основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды,говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:
«Где наш отец?» — выспрашивал упрямо
Сын-Червячок у Мамы-Червяка.
«Он на рыбалке!» — отвечала мама.
Как Полуправда к Истине близка! («Полуправда»)
Самые известные басни («Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи» и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
Развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Главная задача басни состоит в том, чтобы донести и утвердить в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных частных случаях.
Источник
Рейтинг Значение художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Библиотерапия (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение) является разделом психотерапии читателей, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту.
Итак, что же используется в качестве библиотерапевтического материала?
- Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
- Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов – людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.
- Рассказ – это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.
Особенности хорошей детской литературы
Чтобы привлечь внимание ребенка, повествование должно развлекать его и пробуждать живой интерес и неподдельное любопытство. В целях обогащения жизни оно должно стимулировать воображение ребенка, помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям/целям, а также обеспечивать ему полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения. Повествование должно воздействовать одновременно на все аспекты личности ребенка и ничего при этом не умалять. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка.
Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает следующую пользу:
- В интеллектуальной сфере: они упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.
- В социальной сфере: предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.
- В эмоциональной сфере: знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.
- В поведенческой сфере: учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.
Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.
Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур.
Сказки существенно влияют на нравственное развитие ребенка. Они показывают детям важнейшую правду о жизни, а именно иллюстрируют им существование добра и зла. Такие ценности наглядно представлены в них посредством поведения героев и демонстрируют тем самым их практическое применение. В результате действий героя ребенок узнает, каковы последствия определенного поведения и кто такой хороший (или плохой) человек.
Сказки показывают ребенку, что свое начало добро и зло имеют в человеческой природе. Агрессию, эгоизм, зависть проявляет сам человек и он же несет всю ответственность за их последствия. Сказки позволяют детям переживать различные эмоции, высвободить и проявить свою эмпатию и прежде всего понижают возбудимость и страх. Сказки имеют дело с трудными ситуациями, указывают способ справиться с ними, дают поддержку и ощущение внутренней силы.
Атмосфера сказок стимулирует воображение и вызывает образы новых, неизвестных миров. В свою очередь, сочинение сказок дает возможность поработать над речью ребенка, стимулировать активность его словесных высказываний и построения предложений и диалога. Она провоцирует разговор, развивает образное мышление, обогащает словарный запас. Сказки расширяют диапазон переживаний ребенка и учат получать информацию из повседневной жизни.
В связи с этим, дорогие родители, читайте своим детям как можно больше сказок, басен и рассказов.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
3.7 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
01.10.2015
Источник