Влияет ли речь ребенка на его развитие
Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»
Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?
Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?
Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.
Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».
Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.
Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.
Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.
Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.
Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».
Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?
Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.
Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.
Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.
Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.
Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.
Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.
Полюх Наталья Александровна
Учитель-логопед МБУ ЦППМСП —
г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края
Источник
Развитие речи у малышей активнее всего формируется до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать силу слова (слова помогают управлять родителями и выражать свои потребности), учится формулировать предложения, запоминает новые для себя выражения. В силах родителей помочь ребенку научиться говорить, для этого необходимы домашние занятия, а также знания о формировании детской речи. Обо всем этом мы и поговорим сегодня.
Как формируется речь у детей от 0 до трех лет
У детей раннего возраста речь формируется поэтапно: он учится издавать звуки, запоминает слова и их значение, интонацию, логику построения предложений. Давайте узнаем, как это происходит и в каком возрасте.
- С рождения до двух месяцев. Это мамочкам и папочкам кажется, что малыш издает непонятные звуки и просто плачет. А нет, так ребеночек общается со своими родителями и другими родственниками, и каждый звук для него имеет значение. С самого рождения и до двух месяцев кроха общается при помощи плача. Им он выражает свои потребности: проголодался, ему жарко или холодно, не комфортно, мокрые ползунки или просто скучно.
- С двух-трех месяцев малыш начинает издавать различные звуки — это гуление. По большей части малыши произносят гласные буквы — а, ы, у, о, и вот появляется первое долгожданное «агу». В этом же возрасте малыш учится управлять интонацией, прислушиваться к родителям, распознавать обращения к себе.
- С трех месяцев и до полугода ребенок начинает распознавать свое имя, поворачивает голову в сторону звуков. Он активно лепечет, начинает по-разному плакать в зависимости от ситуации: голоден, устал и так далее.
- С шести месяцев до года. В этот период ребенок начинает произносить простые слоги, а к семи-девяти месяцам — комбинировать их. До года малыши произносят первое слово — мама, баба, папа. Кроха начинает подражать взрослым, старается повторить за ними звуки, хорошо знает свое имя и значение слова «нет».
- От года до полутора лет. Малыш все активнее подражает звукам, пытается сказать новые слова — кот, дед, дядя и так далее. Начинает интересоваться книгами, картинками, с удовольствием их рассматривает и перелистывает. В этом возрасте малыши понимают обращения к ним, слова «принеси», «садись», «иди», «возьми». А еще появляется множество жестов при общении: слов так мало еще знает и умеет их говорить, а головушке уже «роятся» предложения, так много хочется рассказать мамочке и папочке — вот здесь и помогают жесты.
- С полутора до двух лет. Детки уже могут ответить словом или жестом на простой вопрос, словарный запас все больше расширяется. Малыши знают названия игрушек и могут указывать на них: «Где кукла?» — покажет или принесет.
- С двух лет до трехгодовалого возраста. Появляются первые простые предложения: «мама, дай», «вон киса», «где папа?», и тому подобное. С этого возраста детки уже понимают и запоминают сложные предложения, например: «Возьми красный карандаш из коробочки и отнеси брату».
После трех лет малыши уже знают цвета и их названия, учатся формировать сложные предложения из трех и более слов.
Что влияет на развитие детской речи
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Есть детки, которые, как попугайчики, стараются все повторить за родителями, братишками и сестренками, прочими родственниками. А есть такие, которые и умеют и могут, но просто не хотят — характер такой.
И все же, имеются факторы, влияющие на развитие речи у детей, рассмотрим и их:
- Физиологические особенности. Чтобы ребенок научился говорить, у него должен быть хороший слух, нормальное функционирование определенных участков мозга, подрезанная уздечка (если после рождения на то была необходимость).
- Комфортное социальное окружение. Если в семье много общаются, есть старшие детки, то и малыш научится говорить быстрее. Важно показывать крохе свою любовь, не игнорировать его призывы с самого рождения, списывая все на то, что «проплачется, успокоится» — лялечку не игнорируют и как можно больше с ней общаются.
- Мультилингвистическая среда. То есть, с ребенком разговаривают на нескольких языках. Да, все они становятся для малыша родными и понятными, но, как правило, детки начинают говорить немного позже сверстников.
- Прочие факторы — стрессы, заболевания.
Влияет ли пол ребенка на развитие речи
Кто начинает говорить быстрее — мальчики или девочки? По статистике, речь у девочек развивается быстрее, на это влияет функционирование головного мозга.
У девчонок мозг «созревает» быстрее, чем у мальчишек, поэтому к двум годам словарный запас их больше.
А еще девочки от природы склонны много болтать — делиться впечатлениями, рассказывать что-то интересное. А мальчики стараются говорить только важное, «по делу». Да можно даже сравнить взрослых мужчин и женщин. Если первые по тому же телефону говорят пару минут с другом, так девушка с подружкой готова «висеть» часами, обсуждая, как кажется мужчинам, самые ненужные, неважные и неинтересные вещи.
Как научить ребенка говорить: сенсорные стимулы
Ребенок изучает мир посредством слуха, зрения, осязания, вкуса. Недаром малышня долго рассматривает предметы, затем тянет их в рот. Не мешайте, пусть знакомится с окружением! Важно и помочь:
- Стимулируем слух: давайте крохе послушать различные по своей природе звуки — пение птиц, мурчание кота, лай собаки, музыку, звуки природы, капли дождя и так далее.
- Развиваем зрение: повесьте игрушки над кроваткой, положите в кроватку, а на противоположные стены развесьте яркие картинки. Так ребенок будет учиться фокусировать взор.
- Осязание: проводите гимнастику, играйте в пальчиковые игры.
- Вкус: с момента введения прикорма балуйте кроху различными по консистенции и вкусовым качествам блюдами. Малыш должен четко различать сладкое от кислого, горького, твердое от мягкого.
Значение общения с ребенком при развитии речи
Чем больше вы говорите с малышом, тем быстрее он научится говорить. Но не нужно слишком красноречиво высказываться при общении с детьми. Замените сложные слова и предложения на простые и понятные.
Говорите предложениями из двух-трех слов. Например: «Принеси игрушку», «мой хороший», «давай кушать», «пойдем гулять».
Дети разные голоса воспринимают по-разному. Проще всего малышам запомнить и понять речь женскую или детскую — высокие тона. Поэтому просите старших деток говорить с крохой.
Но и с папочкой общаться очень важно — он говорит на других тонах, у него совсем другой голос, и воспринимается он иначе. Пусть тоже читает ребенку стишки и потешки — те же самые, что и мамочка.
Методы для развития речи у детей раннего возраста
- Проговаривайте каждую ситуацию, сопровождайте словами свои действия: Пойдем надевать кофту. А где она? На ней нарисовано солнышко. Давай наденем ботиночки. Давай ножку. Молодец! — и так далее.
- Пальчиковые игры — это развитие и мелкой моторики и речи. Сопровождайте игру потешками, просто словами: загнем один пальчик, другим пошевелим, а третий повертим — и тому подобное.
- Рассматривайте книжки и картинки в них, рисунки. Каждый описывайте, рассказывайте что изображено, указывая на изображения: А это кот, у него удочка, он идет ловить рыбку на речку. А наверху светит солнышко, а здесь тучка, из нее может пойти дождик.
- Как разговаривают зверушки: показывайте на изображения животных, покажите, как они «говорят»: это киса, она говорит «мяу», а это корова, она умеет говорить «муу» и так далее.
- Повторение звуков. Это может быть игра в ладушки, с двух лет постукивание по столу: попросите малыша повторить за вами ритм — два-три раза стукните по столу, ребенок должен повторить. Затем большее или меньшее количество раз, опять повтор. А помните игру шлепки по коленям, или как ее еще называли «Пианино». Присядьте рядом с ребенком, положите свои руки к нему на коленки, он свои — на ваши. Слегка шлепните раз по его ножке — он столько же раз по вашей. Потом другое количество раз, и с каждым разом все быстрее, чтобы ребенок начинал быстрее реагировать.
Артикуляционная гимнастика
Цель этого вида гимнастики — научить ребенка правильному произношению звуков. Заниматься нужно каждый день, но недолго, урок по 10-15 минут. Если малышу надоело раньше — заканчивайте, не заставляйте.
- «Широко открываем ворота» — малыш должен как можно шире открыть рот и посидеть так на протяжении пары минут.
- «Строим забор» — ребенок смыкает верхние и нижние зубки, при этом нужно широко улыбаться, чтобы всем показать, какой забор построили!
- «Чистка зубов» — опять рот широко открыт, язычком нужно провести сначала по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда, затем по внешней.
- «Рисование» — малышу говорите простые предметы — кубик, круг, сердечко, цветок, солнышко и так далее. Он эти предметы должен нарисовать язычком на верхнем небе сначала с закрытым ртом, затем с открытым. В конце упражнения — закрасить язычком все небо.
Что может затормозить развитие речи и когда стоит обратиться к специалисту
Причинами того, что ребенок не может научиться говорить, могут быть следующие моменты:
- Неправильная речь взрослых — непонятная, не точная, слишком быстрая, отсутствие интонации. Малышу просто вас не понять.
- Подражание взрослых детскому языку — вместо «машина» говорите «би-би», вместо «кушать» — «ам-ам» и так далее. Ребенок должен подражать вам, а не вы ему. Говорите слова так, как они есть.
- Интеллектуальные перегрузки. Нельзя слишком долго заниматься с ребенком, читать ему длинные стихотворения, принуждать выговаривать слова и повторять предложения. Занятия должны длиться не больше 15 минут раз в день.
- Отсутствие занятий — тоже плохо.
- Выполнение просьб ребенка по его жестам. Бывает так, что малыш подходит к мамочке, тянет ее за руку молча, та послушно идет следом. Нет, нужно добиться, чтобы кроха вас позвал «Идем», «айда», «мам», и так далее. Показал на сок и вы его даете? Неправильно, пусть попросит словами — «дай», «сок», «пить» и так далее.
Когда обратиться к врачу:
- До двух лет малыш еще не произнес сложенного из двух слогов простого слова. Это «мама», «папа», «баба» и так далее.
- В два с половиной года у ребенка словарный запас из менее чем десяти слов.
- После трех лет имеется пропуск слогов в словах или их замена: нужно сказать «тапочки», говорит «паточки», вместо «собака» — «бака» и так далее.
- Заикание.
Учить говорить ребенка — это вовсе не сложно, очень весело и приятно. Занимайтесь каждый день, наберитесь терпения и результаты будут. Если появились некоторые проблемы с овладением речью, логопед подскажет, как с этим справиться.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», мы размещаем там много полезной для мамочек и папочек информации.
Читайте также по теме: Как приучить ребенка к горшку: с какого возраста, методика, разница между мальчиками и девочками
Источник