Влияет ли музыкальная деятельность на развитие личности ребенка
Влияние музыки на формирование
личности ребёнка
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои эмоциональные настроения, чувства. Она таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Музыка прививает ребёнку эмоциональную отзывчивость, воспитывает в нём дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.
Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В этом не может сравниться с ней никакое другое искусство. Поэтому вопрос музыкально-эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей ребёнка чувствовать и понимать прекрасное, отличать хорошее и плохое, является едва ли не самым важным в формировании личности ребёнка. Знакомство с правильно подобранными образцами музыкальной культуры вызывает у ребёнка определённое эмоциональное восприятие, которое позволит сформировать основы эстетического вкуса, чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Вслед за эмоциями, которые ребёнок переживает слушая музыку, почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
Музыка обостряет наше духовное восприятие мира. Она может очищать наш рассудок, а может наполнять тревогой, яростью и глупостью. При очень живом исполнении она может вызвать радость, депрессию, скуку, раздражение, лёгкость, спокойствие. Таким образом, родителям необходимо тщательным образом подойти к выбору музыкальных произведений для домашнего слушания, потому что наравне с музыкой, вызывающей позитивные эмоции, существует музыка, которая содержит большое количество агрессии.
Если музыка для вашего ребенка подобрана правильным образом, то вы обеспечите улучшение моторной координации своего ребенка, кратковременной памяти, формирование хорошего настроения.
Совсем иначе на воспитание личности ребёнка будет влиять тяжёлая, агрессивная музыка. Как и любое растение, животное, человек реагирует на тяжелый рок с полным непониманием происходящего. От громкого и мрачного исполнения растения не хотят расти, коровы не хотят давать молоко, а снежинки превращаются в настоящее безобразие, теряя свою идеальную симметричную форму. Люди – часть природы, и влияние тяжелой музыки на развитие ребенка также губительно, потому что при прослушивании подобных композиций выделяется стресс-гормон, который способен стирать информацию из мозга.
Рекомендации по подбору музыкальных композиций для формирования позитивного эмоционального фона ребёнка.
Музыка для детей младшего возраста должна быть мелодичной и негромкой. Детям можно включать приятную классику (Бах, Бетховен, Моцарт, Брамс), современную инструментальную спокойную музыку, или приобрести специальные мелодии для детей, которые мастерами звука уже переделаны в приятные для слуха композиции. Слыша мелодичную музыку, ребёнок сразу же успокаивается и затихает, прислушивается к понравившемуся ритму. Если же музыка веселая, то и реакция ребёнка будут более оживленной, он начнет улыбаться.
Чем больше спокойной и мелодичной музыки будет слышать ребенок с ранних лет жизни, тем более уравновешен он будет в дальнейшем. Когда вы укладываете ребёнка спать, пойте ему колыбельные или просто разговаривайте с ним, а на фоне негромко включите музыку – это успокоит ребёнка, и он быстрее уснет сладким сном. К тому же, доказанным является и тот факт, что под приятную спокойную музыку пищеварение происходит быстрее и лучше, что чрезвычайно важно для самочувствия и хорошего сна ребёнка.
Когда вы выбираете музыку для своего ребёнка, отказывайтесь от композиций, в которых слуховой баланс смещён в стороны резких и излишних громких ударных ритмов. На ребенке такая музыка будет сказываться негативно (впрочем, как и на психике взрослого человека), поэтому он может быть капризным, нервным, беспокойным.
Помните, что дети тоже любят веселье, и им под хорошее настроение нравится ритмичная музыка, под которую хочется плясать. Под ритмичную музыку ребенку хочется двигаться, играть, а это воспитывает в нем жизнерадостную и подвижную личность.
Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка.
Огромное влияние в формировании личности ребёнка оказывает слушание классической музыки. Учёные говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для малыша и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать ребёнку в перерывах между познавательными играми.
При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние ребёнка. Она способна успокоить ребенка, улучшить настроение, поднять активность, уменьшить чувства неуверенности и тревоги.
Насильно принуждать ребенка к прослушиванию классической музыки не стоит, ведь даже не каждый взрослый способен осилить 10 минут прослушивания классики. Любовь к классической музыки необходимо воспитывать и прививать постепенно. Старайтесь каждый день включать ребёнку разные произведения и присмотритесь, как он на них реагирует. Наверняка от одних он будет успокаиваться, а другие наоборот будут побуждать его к необъяснимым капризным поступкам. Через время вы уже сможете подобрать список произведений, которые наиболее благотворно влияют на ребёнка.
Воспитывая любовь к классической музыке важно не переусердствовать, и совершенно не обязательно слушать композиции от начала и до конца. Начните слушание музыки с небольших отрывков, не более 5-10 минут и постепенно увеличивайте время прослушивания. Пускай такая музыка играет в вашей квартире фоном, непринуждённо. Ребёнок должен сам потянуться к ней, начать прислушиваться, интересоваться у вас. Если ребёнок поначалу не проявляет к такой музыке никакого интереса, не старайтесь его переубеждать. Фоновое звучание классической музыки в любом случае благоприятно влияет на внутренний эмоциональный фон и со временем ребёнок начнёт её слушать более внимательно.
Влияние народной музыки на формирование личности ребёнка.
Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть, тем самым ребёнок будет ощущать себя главным действующим лицом в вашем домашнем творчестве. Если говорить о русских народных инструментах, то многие из них вполне доступны для обучения и восприятия детям: дудки, свистульки, ложки, трещотки.
Даже если родители не являются поклонниками народной музыки и не тяготеют к народным музыкальным инструментам, детские музыкальные инструменты и игрушки желательно иметь в доме. Это может быть бубен, металлофон, детский синтезатор или любой другой инструмент. Главный критерий – хорошее звучание и доступность для ребёнка.
Влияние музыкальной сказки на формирование личности ребёнка.
Помимо музыкальных композиций ребенку нужно смотреть и слушать музыкальные сказки, мультфильмы, в которых поют и играют на музыкальных инструментах. Ведь в сказках заложены все жизненные мудрости, а весь мир ребенок познает через сказки и через мультяшных героев. Так, например, мультфильм «Дед Мороз и лето» учит ребенка помогать и совершать добрые дела, и дети с удовольствием повторяют «Песенку о лете». Не менее поучительна «Сказка о Царе Салтане», которая легко запоминается своими стихами, и в особенности песенкой белочки, которая «орешки всё грызет». Добрые песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность.
Исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей колоссально и помогает ребёнку в развитие при условии правильного и обдуманного подхода к ознакомлению ребёнка с соответствующей музыкой. Многие родители считают, что обучение ребёнка музыки или просто приобщение ребёнка к красивой музыке бессмысленно и влияние музыки на психику человека, ребёнка минимально. Тем не менее исследования многих отечественных и зарубежных учёных доказали, что дети в школе, которые занимаются музыкой, играют на музыкальном инструменте, даже обучаясь игре на музыкальном инструменте самостоятельно, или просто слушают классическую музыку, справляются со сложными и неординарными заданиями намного лучше и быстрее, чем дети, которые не имеют к музыке практически никакого отношения. Также исследования показали, что уже студенты, которые в детстве посещали музыкальные школы, кружки или просто самостоятельно учились играть простые песни на гитаре, имеют более высокие показатели успеваемости по таким предметам, как высшая математика, некоторые другие точные науки, а также по иностранным языкам.
Таким образом, влияние музыки на развитие ребёнка, человека подкрепилось научными исследованиями и дети, которые слушают музыку с самого детства, намного быстрее развиваются и познают мир. Однако музыка должна быть разнообразной – и классика, и эстрадная, и джаз, и в народном исполнении – с разнообразием в музыке ребенок впитывает в себя разнообразие в жизни, всесторонне развивается.
Подготовил: музыкальный руководитель Никитин П.В.
Источник
евгения тимканова
Влияние музыки на развитие личности ребенка
В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, агуканьем, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная.Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально — ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения,что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Занятия музыкой, как ни пытайся представить их увлекательной игрой, рано или поздно оборачиваются увлекательным, или неувлекательным трудом. Задача преподавателей и родителей поддерживать и интерес ребёнка. Для того, чтобы исполнить любое, даже самое лёгкое произведение нужно приложить усилия. В жизни столько других интересных и не таких трудных занятий, что же приводит детей в музыкальную школу? Что заставляет их учиться до окончания школы, а некоторых становиться музыкантами?Кто-то ответит: родители. И приводят, и заставляют. С этим трудно поспорить. Действительно, многих заставляют учиться музыке. Однако сколько примеров, когда маленькие 4-5тилетние дети упрашивают родителей купить какой-либо музыкальный инструмент и отдать их на обучение. Это происходит оттого, что ребёнок где-то услышал музыку и у него появилось желание научиться.
Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. «Но причем здесь ритм?» – спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. Когда ребенок занимается пением, кроме памяти, внимания и уверенности в себе у него очень хорошо развивается дыхательный аппарат. Замечено, что дети, которые занимаются пением, болеют респираторными заболеваниями намного реже остальных детей. Положительное влияние на развитие ребенка оказывает классическая музыка. Однако она часто бывает скучна детям, привыкшим к современным ритмам. Не навязывайте ничего ребенку. Включайте ему музыку во время игр или чтения. Даже при фоновом прослушивании она окажет полезное воздействие на ребенка. Дети любят петь. Таким способом они выражают своим эмоции. Они поют также тогда, когда хотят привлекать внимание окружающих, поднять авторитет в детском коллективе. Им нравится петь и танцевать одновременно. Эту любовь к музыке обязательно нужно поддерживать. Вам тоже нравится петь? Делайте это вместе с сыном или дочерью. Занимаясь музыкальным развитием детей дошкольного возраста, вы и сами научитесь многим интересным вещам. Ежедневно давайте малышу слушать музыку. Например, устраивайте увлекательные музыкальные пятиминутки. Включайте понравившийся этюд и отдыхайте. Обязательно посещайте театры, хотя бы иногда – это полезно для общего музыкального развития не только дошкольников, но и взрослых.
Условия для усвоения музыкальной культуры нужно создавать с ранних лет. Помните, что одни дети могут достигать высокого уровня музыкального развития, другие – более скромного. Вам не стоит слишком много внимания уделять именно этому вопросу. Одна из главных задач взрослых – показать ребенку, что музыка может быть не только средством увеселения. Это важное явление культуры. Покажите малышу, какой разной может быть музыка, сколько эмоций и переживаний можно передать с ее помощью. Занимайтесь музыкальным развитием детей дошкольного возраста регулярно. Только при таком условии вы добьетесь желаемого результата.
Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка, гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают бессильны и школа и родители – отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств – музыку.
Список литературы:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н. А. – М, 1982г.
2. Метлов Н. А. Музыка – детям- М. ; Просвещение, 1985г.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.
4. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. – М. ; 1986г
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.
6. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г
7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты – 21 век, 2004
8. Масару Ибука. Пер. с англ. – М. Русслит, 1991
9. Морозов. В. «В помощь педагогу-музыканту», М. Музыка, 1965. — 18 с.
10. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. — 180 с
11. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997
12. Ерохина О. В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003. — 10 с.
13. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музыка, 1961.
14. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. — 10 с.
15. Сагитов С., «Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов хужожественной самодеятельности», М., Музыка, 1972. — 49 с.
Источник
Таранова Надежда
Влияние музыки на развитие личности дошкольника
Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического характера. Но формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию положительных эмоций и чувств ребенка. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка может непосредственно передавать разнообразные чувства и состояние человека. Музыка обладает сильным психологическим воздействием, она может успокаивать, возбуждать, вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии до беспокойства и агрессии. Вот почему она является исключительно важным фактором в становлении личности.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», — так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.
Формирование музыкально – сенсорных способностей является особо важным звеном в развитии музыкальной деятельности детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, которое особенно важно для детей дошкольного возраста.
Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.
Интеллектуальные контакты с музыкой приучают к наблюдениям, обогащают воображение, развивают память и мышление, учат сосредоточивать внимание, влияют на формирование воззрений и воли ребенка, приучают к правильной оценке явлений. Занятия музыкой развивают способность аналитического и одновременно синтетического восприятия звуковых явлений.
В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально – образное мышление, то есть способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, относится не только к их музыкальному развитию, но способствует расширению их общих познаний о действительности и совершенствует их способности к разносторонней умственной деятельности.
Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального т. е. ярко окрашенного чувством мышления, которому присущи увлеченность и расположение к творческому подъему.
Способность к эмоциональному мышлению оставляет глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого познания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушая музыку, ребенок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией, поэтому очень важно какую музыку слушает ребенок.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомство детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания побуждает их к сопереживанию.
Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на эмоциональное отношение к явлениям жизни, способна пробуждать воображение, фантазию. Песни «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о Москве» Г. Свиридова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова пробуждают чувство патриотизма, гордости и любви к Родине, когда дети охвачены общим коллективом и общими переживаниями.
Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают чувство дружбы, обогащают переживания детей, их духовный мир. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных и подчеркнутых движениях рук и ног. А спокойный, плавный характер хоровода, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, мягкими и округлыми.
Через восприятие разнообразной тембровой палитры звуков различных музыкальных инструментов, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к шедеврам классической музыки. Это произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Произведения этого сборника передают картины детской жизни и веселых игр – «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты — «Баба Яга»; танцевальную музыку — «Полька», «Вальс», «Мазурка»; картину природы в пьесе «Песня жаворонка».
Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта.
Условия современности вызывают недооценку и даже пренебрежение к вопросам эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведёт к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление, обогащение их эмоциональной сферы.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, уважения, любви. Важным показателем музыкальной культуры человека является интерес к музыке, умение осознанно воспринимать её в различных исполнениях. Музыкальное воспитание обогащает все проявления детей, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры, развиваются музыкальные способности.
Источник