Вкусовых ощущений для развития ребенка

Ирина Коротина
Игры на вкусовые ощущения и запах
«Мы предприниматели»
Цель: упражнять детей в различении цветущих растений
по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.
Правила игры: правильно выполнять предложенные тесты.
Дидактический материал: цветущие растения (астра,
одуванчик, роза, лилия, трафареты, гуашь, кисточка.
Методика проведения:
Эта игра проводится весной или летом, когда цветут цветы. Предложить детям открыть фирму по производству духов.
Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы
(либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит
в качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется
на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы
стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо
различать запахи, знать много названий цветущих растений,
уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными
«Вспомни, как они пахнут»[/b]
Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
«Коробочки с запахами»
Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
«Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Съедобное – несъедобное.»
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
«Угадай, какой вкус?»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы
«Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
«Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.
Игра «Лото запахов»
Начнем с самого интересного: «А что в комплекте?» Прежде всего это 20 баночек с «запахами». Кто-то в первый раз узнает, как пахнет лаванда, а кто-то погрузится в приятные воспоминания, откупорив «море». В том числе и поэтому так сложно назвать рекомендуемый возраст для этого лото: интересно будет всем, от мала до велика. Что есть что написано с обратной стороны на французском и английском языках. У каждой баночки порядковый номер. Если у вас возникли трудности с переводом, обратите внимание на этот красочный список, в нем есть и русский текст. Несколько раз посмотришь, хочешь не хочешь, много новых слов выучишьтоже польза. На всякий случай внесем и в нашу заметку весь список: миндаль, базилик, дерево (карандаш, арахис, корица, шоколад, сено, клубника, жасмин, ежевика, орехи, апельсин, солодка, ревень, влажная земля, чай, чабрец, липа.
Баночки небольших размеров. По личному опыту могу сказать, что удобны как для маленьких, так и для больших ручек.
Не забывайте, что это лото. И как в любом другом здесь тоже есть карточки с рисунками, всего 4. На них изображено все то, что вам предстоит не просто понюхать, а отгадать. Порядковый номер, помните, что на баночках, дублируется.
Обоняние — одно из наиболее важных чувств человеческого организма, развитию которого, как правило, уделяется слишком мало внимания. А ведь у малышей все заложено изначально. Не зря ведь говорят, что уже с пеленок они распознают своих родных по запаху. Помните смешные истории, как мамы вместо себя оставляют в кроватке что-то из своей одежды? Так почему бы не развить эти способности, разве могут они быть лишними. Добиться хороших результатов помогут тренировки.
Раздаем каждому по карточке (или по две, это уж как вы сами договоритесь). Игроки по очереди открывают по одной баночке.
Если никаких ассоциаций не возникло, откладываем баночку. Если же игрок уверен, что он нюхает именно то, что изображено на его карточке, то оставляет баночку себе.
В Лото запахов все не так очевидно, как в обычном. Тут необходима проверка. Убедитесь, что баночки как следует закрыты и переверните их.
Источник
Когда наша дочь была совсем маленькой (кажется ей было около четырех месяцев), мой муж решил попробовать дать ей лизнуть кусочек чеснока. Ему было интересно посмотреть на реакцию дочери.
То выражение ее лица мы до сих пор вспоминаем со смехом. Ну а для дочери это было очередным этапом в познавании мира.
Именно через чувства (вкус, слух, зрение, осязание, обоняние) ребенок открывает для себя мир и получает основополагающую информацию, которое позволит ему развиваться.
С самого рождения ребенок обладает несколькими основными сенсорными способностями, которые будут совершенствоваться в течение всего детства.
Яндекс.картинки
Впоследствии быстрый рост его нервной системы, то есть мозга и перцептивной системы, позволит ему лучше контролировать свои органы чувств.
До рождения
Клетки, которые различают вкусы, развиваются уже на 7-й неделе беременности и начинают функционировать примерно с 13-й недели. К шестому месяцу плод глотает и вдыхает все больше и больше амниотической жидкости.
Для получения более подробной информации о вкусовых предпочтениях плода используются методы медицинской визуализации. Видно, что ребеночек глотает быстрее, если ему нравится вкус амниотической жидкости, которая становится сладкой из-за употребления глюкозы матерью.
Проглатывая амниотическую жидкость, плод испытывает набор ощущений, называемых вкусом. Действительно, продукты, потребляемые матерью, изменяют «запах и вкус» амниотической жидкости. Такое взаимодействие знакомит его с рационом питания его матери.
Поэтому, к моменту рождения ребенка, у него уже есть некоторый опыт вкусовых ощущений. Так, например, те дети, чьи матери потребляли много моркови в течение последнего месяца беременности, могут отдавать предпочтение этому продукту.
Вкус новорожденного ребенка
Уже с рождения ребенок обладает феноменальной способностью к обучению.
После родов ребенок продолжает знакомиться со вкусом грудного молока своей матери. Таким образом, дети, получающие грудное вскармливание, легко воспринимают разнообразие в продуктах питания, по сравнению с детьми, получающими бутылочное питание. Предпочтения, приобретенные во время грудного вскармливания, могут сохраняться до совершеннолетия.
С рождения ребенок отдает предпочтения к определенным вкусам. Сладость остается его любимым вкусом. Употребляя в пищу сладкий продукт новорожденный улыбается, облизывает губы и делает сосательные движения. Сладкий вкус также дает ему ощущение благополучия. Этот успокаивающий эффект особенно важен в первые несколько недель жизни.
Хотя некоторые предпочтения разделяются большинством младенцев, у каждого ребенка есть свои любимые вкусы. Некоторые генетические характеристики могут влиять на определение вкусовых характеристик.
Горечь — это вкус, который вызывает самую сильную отвратительную реакцию у младенцев. Однако новорожденный очень слабо реагирует на соленый вкус. Кислый вкус вызывают среднюю реакцию.
Яндекс.картинки
Младенцы, похоже, также наслаждаются жирным вкусом. Новорожденные пьют больше молока, если содержание жира в нем выше.
То что младенцы любят сладкий вкус является для них преимуществом. Это стимулирует их к добыванию первой пищи, которая их насыщает: грудного молока. Поскольку оно сладкое и жирное, оно содержит больше калорий, что полезно для растущего ребенка.
Развитие вкусовых качеств в детстве
Развитие вкусовых качеств ребенка будет продолжаться до подросткового возраста. Вот почему предпочтения малыша могут сильно измениться.
Различие вкусов (сладкий, соленый, кислый, горький) достигается благодаря различным вкусовым рецепторам, расположенным на языке, во рту и горле. При рождении у ребенка больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого. Поэтому он воспринимает вкусы более интенсивно.
Запах и зрение также играют важную роль в развитии пищевых предпочтений.
В течение первого года жизни ребенок насыщается в основном лишь сладким вкусом через грудное молоко. По мере введения в его рацион дополнительных продуктов питания, примерно в 6-месячном возрасте, у него появляются новые вкусовые ощущения.
Например, он будет подвергаться воздействию кислого вкуса. Введение соленых продуктов питания произойдет ближе ко втором году жизни, когда малыш будет употреблять больше пищи, которую едят остальные члены семьи.
Яндекс.картинки
Вкусы, которые малыш узнает на этом этапе, закладывают у него предпочтения в пище на всю последующую жизнь
Источник
Сама Мария Монтессори писала, что лучшим способом тренировки этих органов чувств является вкусный обед. Кроме вдыхания запахов с закрытыми глазами, никаких определённых упражнений она не предлагала, а те, что существую сейчас, не классические материалы, но созданные по их подобию.
Однако, и в Монтессори-среде уделяют время развитию обоняния и вкуса. А дома вы можете заниматься постоянно с самого рождения.
Развитие обоняния у детей до года и знакомство со вкусами
Для ребёнка важно получить информацию о различных запахах и вкусах с самого рождения. При грудном вскармливании вкус и запах молока немного варьируется в зависимости от питания матери. Если раньше кормящим мамам советовали исключить из питания не только аллергенные, но и продукты, обладающие ярко выраженным привкусом (например, лук или чеснок), то теперь педиатры рекомендуют по возможности сохранять вкусовые привычки мамы (конечно, если у ребёнка нет аллергии, непереносимости лактозы или других заболеваний, определённых педиатром). Такое разнообразие рациона даёт малышу возможность привыкать к тому, что принято есть в семье.
С первого прикорма для детей открывается новый мир сенсорных ощущений. И именно от нас зависит, как они воспримут этот мир, станут ли ощущения приятным опытом или постоянной пыткой. В Монтессори-педагогике родителям предлагают отнестись серьёзно к началу прикорма. Ребёнка усаживают на удобное кресло или стульчик для еды. Взрослый садится напротив. Не стоит путать прикорм с кормлением грудью или из бутылочки, поэтому не сажайте малыша на колени. Покажите то, чем собираетесь кормить, предложите понюхать, а после поднесите ложку к губам и подождите, пока ребёнок сам откроет рот. Нет никакой нужды скармливать целую тарелку. Помните: всё самое необходимое для малыша до года содержится в молоке. Расценивайте кормление в это время как опыт знакомства с продуктами и часть сенсорного развития.
Поэтому больше заботьтесь не о питательности и количестве, а о вкусе пищи. Попробуйте сами то, чем собираетесь кормить.
- Насколько это приятно?
- Принято ли в вашей семье есть подобные продукты?
- Не вызвал ли он негативной реакции в прошлый раз?
- Приятно ли пахнет блюдо?
Только если вы отвечаете положительно на эти вопросы, предлагайте блюдо малышу.
Когда кроха слегка подрастёт, предлагайте маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками.
Совместные трапезы для развития вкуса
В Монтессори-классах уделяется большое внимание совместной трапезе. Завтрак или обед — обязательная часть даже для кратковременных занятий в группе. Кроме навыков самообслуживания, дети получают новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с малышом хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме).
Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после малыш сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет.
Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов
Часто современные дети не знают, из чего делают суп, который им наливает мама. Таким образом, они не умеют разделять продукты. Бывает, что малыш обожает картофельное пюре, но отказывается даже пробовать картошку в супе.
С раннего детства обращайте внимание детей на вкус и запах отдельных продуктов, на способы приготовления фруктов и овощей. Если ребёнок осознает, что он любит картофель, он откроет для себя множество новых блюд с любимым ингредиентом.
В Монтессори-педагогике предлагают участвовать не только в приготовлении, но в закупке и выращивании продуктов.
С раннего детства проделывайте следующее упражнение: посадите малыша рядом с собой на высокий стул, пока готовите. Скажите, что собираетесь приготовить. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.
Занятия по сенсорике на развитие обоняния и вкуса в классе и дома
Все предыдущие советы могут показаться довольно общими, но они особенно важны для тренировки вкусовых ощущений и обоняния. Существуют и конкретные упражнения, которые используют в некоторых Монтессори-группах и которые можно попробовать дома.
Коробочки с запахами Монтессори
Этот материал вводится не ранее 3 лет. Для него понадобятся 8–12 одинаковых баночек. Наполните их по парам пахнущими материалами: ватой, смоченной эфирными маслами, различными приправами, кофе.
Каждую из пар разделите, поставив все баночки в две коробки.
Покажите, как нюхают содержимое баночки из одной коробки, а после содержимое баночек другой коробки, подыскивая пару. Подобранную пару отставляют в сторону и переходят к поиску следующей.
На дне каждой ёмкости приклеена метка (кружок определённого для каждой из пар цвета). Таким образом дети самостоятельно проверяют работу, окончив её.
Предложите работать с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе), абстрагируясь от всех других.
Ароматные растения или специи
Предложите детям набор специй в одинаковых баночках. Выберите три специи, дайте понюхать и скажите название. Проведите трёхэтапный урок для введения названий.
Подобную работу можно проводить с ватой, смазанной ароматными маслами, любыми сильно пахнущими веществами и растениями.
Вкусовые бутылочки
По примеру баночек с запахами делают вкусовые бутылочки.
В 8 бутылочек наливают по парам сладкую, солёную, кислую (с лимоном) и слегка горькую (с настойкой полыни) воду. Ребёнку предлагают пробовать воду и подыскать пару. После вводят называния вкусов трёхэтапным уроком.
Игра угадай на вкус и по запаху
Эта игра обычно нравится детям, её легко провести дома, и малыши с удовольствием пробуют и едят даже нелюбимые фрукты или овощи. Именно с этими продуктами лучше всего проводить игру. Возьмите несколько знакомых фруктов, рассмотрите их вместе, отрежьте по кусочку от каждого и положите на тарелку перед собой.
Завяжите малышу глаза и дайте один из кусочков. Пусть попробует угадать фрукт по запаху, а после откусит кусочек и уточнит свои ощущения. Теперь ребёнок может открыть глаза и проверить, правильно ли угадал.
Надеемся, эти упражнения помогут вашим детям получить новый сенсорный опыт. Но помните — это неклассические занятия, они не используются в Монтессори-классах по стандарту АМИ. Лучше всего, по мнению самой Марии Монтессори, обоняние и вкус «….усваивается ребёнком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, разных приправ и кофе…»
Источник