Виды взаимодействия педагога и ребенка на занятиях по развитию речи

Виды взаимодействия педагога и ребенка на занятиях по развитию речи thumbnail

Способы и методы речевого развития, характер взаимодействия педагогов с детьми в ДОО.

Учитель-логопед: Морева Наталья Андреевна

МАДОУ детский сад 2

ГО Красноуфимск

Детский сад – это открытая социально-педагогическая система, в которой одинаково важным представляется влияние на ребёнка и родителей, и педагогов. Повышение уровня педагогической культуры родителей является важной задачей коллектива ДОО, основа раскрытия творческого потенциала и совершенствования семейного воспитания. От совместного взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленного на развитие детей, зависит дальнейшее, успешное обучение в школе.

Данная статья направлена на ознакомление родителей с содержанием, способами и методами речевого развития, а также с характером взаимодействия педагогов с детьми в дошкольной организации.

В детском коллективе дети наиболее полно раскрывают все свои качества, здесь формируется их индивидуальность, закладывается ответственность и самостоятельность. В нашем детском саду все занятия проходят в игровой форме. Педагоги прививают детям любовь и интерес к родному языку. Полноценная речь является непременным условием успешности ребёнка в будущем, поэтом очень важно устранить все недостатки речи, поэтому педагоги создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.). Также, воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой, привлекают внимание к вопросам и высказываниям других детей, задают детям образцы правильной литературной речи. Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильно оформленная. В речь включены разнообразные обороты речевого этикета. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями и особенностями. Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей организуя звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу и синтезу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и др. литературные произведения.

Также воспитатели наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости поправляют их, или обращаются за помощью логопеда. Во всех видах деятельности создают и обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом их возрастных возможностей. Помогают овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. Сотрудники создают условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность. Обеспечивают развитие образной стороны речи, знакомят детей с переносным смыслом слов, уточняют оттенки смысла разных слов и т.п. Знакомят со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами). Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Обязательным условием в детском саду, является развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Детей поощряют к высказыванию, развернутому изложению определенного содержания, описания игрушки или картинки, пересказ или самостоятельное сочинение сказки. Организуют диалоги между детьми и со взрослыми, инициируя игры типа «поговорим по телефону» и т.п.

Педагоги уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя, в выполнении словесной инструкции, одно-двух-трехступенчатой. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Стимулируют детей комментировать, сопровождать речью, свои собственные действия в предметной деятельности. Упражняют детей в умении планировать свою деятельность, проговаривая вслух последующие действия.

Воспитатели уделяют особое внимание приобщению детей к культуре чтения художественной литературы, читают им книги, организуют совместное прослушивание сказок, рассказов, былин, стихов и т.п., затем беседуют с детьми о прочитанном. Также поощряют детское словотворчество, предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова.

Используемые педагогами способы и методы взаимодействия с детьми являются достаточно эффективными в речевом развитии детей. Надеюсь, что данная информация поможет родителям выстроить свою линию сотрудничества с воспитателями и детьми в этом направлении, и как итог, расширит возможности детей в будущем.

Источник

Юлия Рябоконь
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Разработали: учителя-логопеды Рябоконь Ю. С. Смирнова С. Н. Кабеткина А. А.

I. Цель и задачи коррекционной работы

Коррекционная работа в нашем детском саду строится в соответствии с ФГОС, который определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них основными являются:

— достаточно хорошее владение устной речью

— способность выражать свои мысли и желания

— возможность строить речевые высказывания в ситуации общения

Исходя из этого

Основная цель речевого развития:

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Таким образом,

Одной из задач речевого развития является овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи.

Это имеет важное значение для обучения в школе, для развития логического мышления, для общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств детей.

Для решения данной задачи, необходимо комплексное, систематическое и скоординированное воздействие на речевую деятельность детей в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Главная роль в этом отводится логопеду и воспитателям, которые ежедневно работают с детьми:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

II. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей

Совместную деятельность с воспитателями мы, как и все, проводим по следующим направлениям:

• изучение содержания основной образовательной программы МДОУ «Детского сада №192», которая разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» и составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, чтобы правильно спланировать занятия и обеспечить необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

• обследование детей, обсуждение результатов и планирование индивидуальной работы с каждым ребенком на занятиях и в повседневной жизни;

• совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

• разработка общих рекомендаций для родителей.

На логопедических занятиях изучаем лексическую тему, формируем и совершенствуем грамматические категории, делаем звуковой анализ, знакомимся с элементами грамоты, отрабатываем правильное звукопроизношению.

Воспитатель с учётом лексических тем проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. По заданиям логопеда пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, закрепляет грамматические категории, развивает связную речь, используя для этого режимные моменты. Контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с детьми.

Организовать данную работу помогает:

1) Ведение журнала взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. В нем представлены:

— памятка воспитателям о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики, необходимости ежедневных занятий, индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты, автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений, контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов;

— комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик

— картотека подвижных игр;

— различные игры для закрепления лексического материала;

— индивидуальная работа с детьми;

2) Систематическое обновление папки с консультациями;

3) Проведение мастер-классов для воспитателей ДОУ всех групп

III. Проблемы и новые формы работы

дошкольных образовательных в группах для детей с ТНР существует ряд проблем, которые усложняют коррекционно-развивающую работу с детьми:

– сочетание «Коррекционной программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» с «Основной общеобразовательной программой МДОУ»

– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиН

– отсутствие единых требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день. (Носят рекомендательный характер).

Поскольку контингент логопедических групп составляют дети с тяжелыми нарушениями речи необходима кропотливая и длительная работа. Для того чтобы разнообразить коррекционно-педагогический процесс, повысить интерес детей к логопедическим занятиям, их творческую активность и, в конечном итоге, результативность работы, возникла необходимость включения новых форм логопедического воздействия.

Мы представляем вашему вниманию те, которые мы используем в своей работе:

1. Литературные гостиные

2. Театрализованная деятельность

(инсценировки произведений, сюжетно-ролевые игры)

3. Проектная деятельность

4. Спортивно-развлекательные мероприятия

5. Интегрированные занятия

Литературная гостиная

– это праздник для детей, родителей и всего детского сада. Это знакомство с классической литературой, разучивание русских народных песен и хороводов, чтение стихов, театральные постановки по произведениям великих русских писателей. А также, знакомство с бытом русского народа, его обычаями и обрядами, родной природой.

Задачи:

— развивать интерес к художественной литературе и чтению;

— формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

— пополнять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи

— совершенствовать синтаксическую сторону речи

— совершенствовать умение выразительно декламировать стихи;

— совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать.

— автоматизировать правильное произношение и дифференцировать все поставленные ранее звуки;

— развивать связную речь, общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух, зрительный гнозис и конструктивный праксис, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики.

— воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любовь к чтению.

При планировании мы опираемся на коррекционно-развивающую программу Нищевой. Тематика разнообразна и включает «Литер. гостиные» по произведениям:

— К. И. Чуковского

— А. Л. Барто

— С. Я. Маршака — С. В. Михалкова

— А. С. Пушкина

— Н. А. Некрасова

1. Сначала проводится предварительная работа – беседа о творчестве авторов на занятии по ознакомлению с художественной литературой, чтение произведений, просмотр мультипликационных фильмов, постановка и разучивание танцев, хороводов, стихов, стихотворных отрывков и ролей из произведений, подготовка к играм-драматизациям. Изготовление поделок и рисунков по произведениям автора. Подбор и изготовление костюмов.

2. Затем непосредственно мероприятие.

Обычно оно сопровождается презентацией и состоит из этапов:

1. Вступительное слово воспитателя

2. Литературные викторины

3. Чтение стихов

4. Игры под музыку

5. Хороводы, танцы

6. Исполнение песен

7. Игра на музыкальных инструментах

8. Инсценировки

Литературные гостиные готовят не только логопед и воспитатель, но и музыкальный руководитель и, конечно, родители.

ВИДЕО.

Важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является

театрализованная деятельность.

— Она обладает большим развивающим потенциалом и оказывает огромное влияние на психофизическое развитие дошкольников.

— Направлена на развитие ритма речи, навыков логического ударения, высоты и силы голоса, тембра голоса, всех видов интонации.

— Огромны её воспитательные возможности – через образы, звуки, музыку дети знакомятся с окружающим миром. Работа над образами побуждает детей думать, анализировать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Виды деятельности:

• Инсценировка песен;

• Театральные этюды;

• Развлечения;

• Фольклорные праздники;

• Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Театрализованная деятельность взаимосвязана с художественным конструированием, с речевой и изобразительной деятельностью. Включает:

— Работу над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)

— Знакомство с литературными произведениями

— Инсценирование художественных произведения (стихи, небольшие рассказы, сказки)

— Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

— Изготовление элементов костюмов, декораций

— Изготовление элементов костюмов, декораций, декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо)

— Рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям

Дети обучаются:

— выразительному чтению,

— пластике движений,

— пению,

— игре на музыкальных инструментах

Это развивает:

— личность ребёнка,

— прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке,

— совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,

— побуждает их к созданию новых образов.

Демонстрация ВИДЕО фрагмента сказки «Мешок яблок»

Сюжетно-ролевые игры

в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, используются для развития грамматического строя речи, общих речевых навыков и развития связной речи. Предлагаем вам посмотреть фрагменты данной формы взаимодействия.

Метод проектов

развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект открывает большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Как педагогическая технология он ориентирован:

— на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

— приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;

— формирование умения договариваться и работать в команде;

— применение полученных знаний на практике и приобретение детьми новых знаний.

Вашему вниманию представляется просмотр КВНа, как итогового мероприятия проекта «Зимующие птицы».

Спортивно-развлекательные мероприятия

Еще одним видом взаимодействия выступают спортивно-развлекательные мероприятия. Они способствуют закреплению полученных навыков у детей в ходе знакомства и изучения какой-то определенной темы. В данном случае это мероприятие «В поисках затерянных сокровищ», которое стало итоговым в процессе знакомства с этнической культурой индейцев и жизнью пиратов. Участвовали две логопедические группы. Совместными усилиями шла подготовка к этому празднику (подбор костюмов, инвентаря, декораций). Все действие начиналось в зале, в сопровождении презентации и танцев. Затем продолжалось на улице, где дети для того, чтобы найти клад, проходили различные испытания. ВИДЕО

Интегрированные занятия

Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки, а также оказание качественного коррекционного воздействия. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным. У разных авторов определения различны.

Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данному виду занятий: интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

однонаправленные предметные

разнонаправленные интегрированы и комплексные занятия.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. Видеофрагменты

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов при работе с детьми, имеющими речевые нарушенияВиды взаимодействия педагога и ребенка на занятиях по развитию речи

Источник

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 Большим потенциалом в плане речевой работы обладают:          

  • занятия;
  • экскурсии, наблюдения, беседы, труд;
  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-драматизации и др.
  • подвижные игры;
  • АПД гимнастики;
  • театрализованная деятельность;
  • ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
  • Художественная литература
  • Кружковая работа.
  • труд

ЗАНЯТИЯ

Занятия познавательно цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).

Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблице, которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 Мнемотаблице-схемы мы используем, для:

  • при описании предметов,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СХЕМА

В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи, мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, Физминутка, гимнастику для глаз, су – Джок терапию и т.д.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

ФИЗМИНУТКА СУ-ДЖОК

Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах.

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

ЭКСКУРСИИ БЕСЕДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводили экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны?», «Моя семья», «Наша Родина — Россия», «Что у меня внутри».  «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.

ПРИРОДА

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

ИГРЫ

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

В ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Найди свое место», «Назови одним словом», и другие. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получал фигурку игрушки или кружочек, что повышало речевую активность детей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

ТЕАТРАЛИЗРВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

Развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

ШНУРОВКА ПАЗЛЫ ВКЛАДЫШИ МОЗАИКА

    Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:

  1. Игрушки-шнуровки — дают возможность придумать множество игр
  2. Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику
  3. Конструкторы — развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности
  4. Рамки и вкладыши — способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
  5. Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук
  6. Мозаика — способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

ИКТ ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ

Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того, ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.  Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и память.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность.

Пословицы и поговорки учат детей ясно, лаконично и  выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить .

Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

КРУЖОК

Чётко спланированная кружковая работа по обучению интонационной выразительности речи «Веселый язычок»  проводится  еженедельно во второй  половине дня, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.

ТРУД

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения. 

Источник