Виды отклонений в развитии и поведении ребенка
Множество
нарушений у человека затрудняет их
классификацию.
Существуют различные
классификации,
а также
основания для этих классификаций.
Наиболее рас-
пространенными основаниями являются
следующие:
причины нарушений;
виды нарушений
с конкретизацией их характера;последствия
нарушений, которые сказываются в даль-
нейшей жизни.
По
характеру нарушений различают следующие
категории
лиц:
глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица
с нарушениями функций
опорно-двигательного
аппарата;лица с нарушением
эмоционально-волевой сферы;лица с нарушением
интеллекта;лица
с задержкой психического развития
(трудно-
обучаемые);лица с тяжелым
нарушением речи;лица со сложными
недостатками развития.
Есть
более обобщенная
классификация. В ее
основе —
группировка вышеуказанных категорий
нарушений в со-
ответствии с локализацией нарушения
в той или иной си-стеме
организма:
телесные
(соматические) нарушения;сенсорные
нарушения
(слух, зрение);
нарушения
деятельности
мозга (умственная
от
сталость,
нарушения движений, психические и
ре
чевые
нарушения).
По причинам
возникновения нарушений различают:
1) врожденное
нарушение развития;
218
219
несчастный случай,
стихийное бедствие;дорожно-транспортное
происшествие;экологию; болезнь
и др.
Знание
происхождения нарушений, времени и
особенность их
возникновения предоставляют педагогу
необходимые исходные данные для
планирования индивидуальной программы
специальной педагогической деятельности.
Наиболее
распространенной является классификация
Б.П.
Бузанова и
В.А.
Лапшина.
1. Дети
с нарушением слуха и зрения:
1) с
недостатками слуха;
а) глухие
(неслышащие) дети;
б) слабослышащие
(тугоухие) дети;
2) со
стойкими дефектами зрения:
а) слепые
(незрячие) дети;
б) слабовидящие
дети.
2. Умственно
отсталые дети и дети с задержкой
психи
ческого
развития:
1) умственно
отсталые;
а) олигофрения;
б) деменция;
2) интеллектуальная
недоразвитость:
а) идиотия;
б) имбецильность;
в) дебильность;
3) с
задержкой психического развития (ЗПР):
а) ЗПР
конституционного происхождения;
б) ЗПР
сомагенного происхождения;
в) ЗПР
психогенного происхождения;
г) ЗПР
церебрастенического характера.
3. Дети
с тяжелыми нарушениями речи:
нарушения
устной речи (дисфония, брадилалия,
та-
хилалия,
заикание, дислалия, риполалия, дизартрия,
ала-
лия,
афазия);нарушения
письменной речи (дислексия, десерафия).
4. Дети
с нарушением опорно-двигательной
системы
(ДЦП).
5. Дети
со смешанным (сложным) дефектом (умственно
от-
сталые,
неслышащие или слабослышащие; умственно
отеталыe
слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые
и т. д.)
6. Дети
с искаженным развитием—психопатией
(стой-
кий
дисгармонический склад психики), с
патологией вле
чений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь корригироваться, а некоторые — компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения Детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н.Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:
• особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта — частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторы систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
• времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;
• взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характе дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарущения возникают опосредованно в процессе аномального развития;
• межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.
Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:
1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.
Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.
2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).
3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.
4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежд ного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном сни контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорди ность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия логическое формирование личности.
Современные клиницисты и специальные психологи в две основные группы причин, которые приводят к на психического и (или) физического развития:
· эндогенные (генетические);
· экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
различные наследственные заболевания (например, аплазия – развитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм — грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);
заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, — хромосомные аберрации (например, полисомия — увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия — увеличение хромосом в одной паре; моносамия – уменьшение хромосом в паре на одну; нулесамия — отсутствие какой-либо пары хромосом; дупликация — удвоение отдельных участков хромосомы; делеция — утрата части материала хромосомы; инверсия — уменьшение расположения участков хромосомы; транслокация — перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары).
Экзогенные причинывызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
• в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);
• в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия — удушье плода);
• в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, ркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т. п.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.
Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая ие средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.
Образовательные потребности могут реализоваться в специал ных образовательных учреждениях (образовательное учреждение коррекционный кабинет (пункт), центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа), созда ных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные ш требности.
Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 5599; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10179 — | 7901 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Инфоурок
›
Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация: «Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Выполнила: Мезинова Г.М. учитель-логопед МБОУ СОШ № 33 г.Томска
2 слайд
Описание слайда:
Введение. У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова). Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.
3 слайд
Описание слайда:
I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения: а) дети с недостатками слуха: глухие; слабослышащие; б) дети со стойкими дефектами зрения: слепые; слабовидящие.
4 слайд
Описание слайда:
II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 –2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5 – 2 лет). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая), дебильность – наиболее легкая степень.
5 слайд
Описание слайда:
Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм ( дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года; развита игровая деятельность, а учебно-познавательная деятельность не интересна; недостаточность произвольной регуляции деятельности и психических процессов — мышления, внимания, запоминания); ЗПР соматогенного происхождения (дети рождаются здоровыми, задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии); ЗПР психогенного происхождения (нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка: безнадзорность, повышенная опека); ЗПР церебрастенического характера (обусловлена остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных травм и инфекций (до, после и во время родов); такие дети быстро утомляются, имеют слабую память, испытывают различные страхи и головную боль).
6 слайд
Описание слайда:
III группа – дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты) Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы: а) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия; б) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.
7 слайд
Описание слайда:
IV группа – дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это дети с ДЦП). При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.
8 слайд
Описание слайда:
V группа – дети со смешанным (сложным) дефектом: умственно отсталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отсталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.) Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребенка со сложным дефектом. Сложный дефект — это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени, в результате снижены возможности к взаимодействию с внешним миром.
9 слайд
Описание слайда:
VI группа – дети с искаженным развитием: а) психопатией: стойкий дисгармонический склад психики; б) с патологией влечений. Причинами отклонений в развитии могут быть: неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. педагогически запущенные дети, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.
10 слайд
Описание слайда:
Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития: эндогенные (генетические); экзогенные (факторы среды). К эндогенным причинам относятся: различные наследственные заболевания (синдром ДАУНА). Экзогенные причины: в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей; инфекционные болезни, интоксикация; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; обучение и т.п.); в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода); в постнатальный период (после рождения) тяжелые инфекционные заболевания в раннем периоде детства; различные травмы; интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и др);
11 слайд
Описание слайда:
Выводы: Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этих категорий детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения. Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.
12 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1390622
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник