Виды общения ребенка на разных этапах возрастного развития

Светлана Паринская
Консультация «Формы общения на разных возрастных ступенях развития детства»
Формы общения на разных возрастных ступенях детства
На протяжении детства, утверждает М. И. Лисина, складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес., является ситуативно – личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздействий, которые вызывают ответные положительные эмоции.
Таким образом, ситуативно – личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка.
Второй появляется ситуативно — деловая форма общения (т 6 мес. До 3 лет, где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно – манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру качественно изменяется – он активно интересуется всем происходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я».
В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка – он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе её лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения тесно связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно – личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.
К 6 – 7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Внеситуативно – личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе.
Таким образом, сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению
Источник
Одной из первых социальных потребностей развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Выготского Л.С., Лисиной М.И.), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.
Выделяют 3 основных группы мотивов, связанных с потребностью в общении: Познавательные мотивы (потребность во впечатлениях); Деловые мотивы (потребность в активной деятельности); Личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).
Гиппенрейтер Ю.Б. отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорождённого, что доказывается серией экспериментов).
Как известно, развитие общения ребёнка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие носит особенно высокий темп.
Первый — второй месяцы жизни: у ребёнка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребёнка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребёнка, в частности, уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпатические реакции.
С четырёх месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством выразительных движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д. До 6 месяцев общение ребёнка со взрослыми носит сугубо эмоциональный характер.
На шестом месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общении вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период – к концу первого полугодия наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение– это общение, основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения усваивается общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребёнка формируется новый также такой тип общения со взрослыми, как ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.
К концу первого года жизни ребёнок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого – плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека. Таким образом, ребёнок показывает своё сочувствие и сопереживание – продолжает развиваться эмпатия, которая характерна почти всем детям довольно длительный период в так называемом «чистом» виде.
В этот же период, у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя ещё не играют с ними. Также к концу года ребёнок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребёнка.
К концу второго года жизни, словарь ребёнка активно пополняется, и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращенийВ результате, общение ребёнка 2-3 летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:
Ø Осознания своего опыта;
Ø Определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;
Ø Систематизация и накопление жизненного опыта.
Также в процессе общения со взрослыми в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.
На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Из возрастной психологии нам известно, что трёхлетний возраст характеризуется кризисным периодом, в процессе которого ребёнок, по мнению Выготского Л.С., начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг общения с которыми к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребёнок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду чётко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трём годам у ребёнка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Он складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребёнка и опыта общения с другими людьми.
В возрасте 4-6 лет появляется социально-психологический феномен дружбы, под которым понимается глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.
Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются: развитие самопознания, формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
4 основные формы общения, которые проявляются в первые 7 лет жизни ребёнка: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
Ситуативно-личностнаяформа (0 — 6м.) – общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Ситуативно-деловаяформа (0,6 – 3м) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.
Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.
Внеситуативно-личностная форма (4-6,7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.
В возрасте 6-7 лет ребёнок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию – школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребёнок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.
Необходимо рассматривать первый и второй круг общенияв школьном возрасте. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребёнок иногда общается и те, кого он избегает.
Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации:способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.
В возрасте 9-10 лет ребенок теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. Важно, что ребенок в этот период предполагает общество детей своего же пола.
Вместе с тем, общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
В подростковом возрасте общение со взрослыми теряет свою актуальность ещё в большей степени, особую значимость приобретают отношения со сверстниками. Наиболее ярко в пубертатный период проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Появляется референтная группа, т.е. группа людей пользующихся уважением и особенно значимых для подростка. Принадлежность к определённой группе имеет большое значение для молодого человека, именно в ней он может поделиться своими возрастными проблемами, которые понятны таким же как он, разделить общие интересы, увлечения, понять что такое верность честность, преданность и т.д. Само общение становится более глубоким и содержательным в духовном и интеллектуальном плане, постепенно формируются такие эмоционально насыщенные формы как, любовь и дружба.
В начале подросткового возраста общение сохраняет гомосоциальный характер (со сверстниками своего пола), позднее становится гетеросоциальным (со сверстниками обоих полов). Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принятие социальных норм и ценностей.
Однако, как показывают современные исследования, авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает, по сравнению с исследованиями прошлых лет, также повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно в подростковом возрасте.
В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции близости, как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им.
В период взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.
В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением, и общением с ближайшим окружением. Нередко, в этом возрасте люди теряют своих близких и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматривается как одна из форм дефицитного общения.
На всём протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет и определяется ею.
Характеристики общения
Выделяют следующие характеристики общения:
n Ориентация общения – это наиболее общая целевая характеристика общения. Специфическая ориентация того или иного вида общения более или менее непосредственно отражается на его средствах и на протекании самих процессов общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение.
n Психологическая динамика общения – это довольно широкая характеристика, отражающая психологическое содержание общение.
n Семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении. Выделяют материальное и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: а) речевое общение; б) общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); в) общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; г) общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; д) общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте).
n Степень опосредованности – это больше количественная, чем качественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента.
Источник
При рассмотрении проблемы потребности в общении мы установили, что в числе первых социальных потребностей, развивающихся у человека, выступает потребность в общении. Данная потребность служит ведущим фактором психического развития человека (по Л. С. Выготскому, М. И. Лисиной) на протяжении всей его жизни от младенчества до пожилого возраста.
В связи с разнообразными видами общения исследователи выделяют ряд мотивов, связанных с потребностью в общении. Например, Ю. Б. Гиппенрейтер выделила три основные группы мотивов:
- – познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);
- – деловые мотивы (потребность в активной деятельности);
- – личностные мотивы (потребность в признании и поддержке)[1].
Именно эти потребности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, можно проследить у новорожденного и в первые два года жизни, когда ребенок активно овладевает речью. Развитие речи главным образом связано с потребностью в общении в данном возрастном периоде. Так, у ребенка первых двух месяцев жизни проявляется специфическая реакция, особое внимание на человеческую речь – слуховое сосредоточение. Уже на третьем месяце жизни у ребенка фиксируются собственные голосовые реакции на речь взрослого в виде «комплекса оживления». В этом возрасте исследователи наблюдали первые эмпатические реакции у детей, что свидетель
ствует о развитии эмоциональной сферы ребенка вследствие развития его речи[2].
В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать интонацию, наступает фаза эмоционального общения ребенка. Эмоциональное общение – это общение с помощью выразительных движений, соответствующих эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д.[3] Дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.
Примерно на шестом месяце жизни ребенок начинает ориентироваться и на ритмику взрослой речи, пользоваться «псевдословами«, которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. Наряду с эмоциональными реакциями в качестве средств общения появляются действия с предметами – возникает предметное общение. Предметное общение – это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета[3].
Позже, после 6–8 месяцев, у ребенка начинает проявляться новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловое. Ситуативно-деловое общение подразумевает общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само совместное действие[3].
Как отмечает М. И. Лисина, у детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве[6]. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл.
К концу первого года жизни у детей появляется устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. В этом возрасте ребенок может «заражаться» отрицательным эмоциональным состоянием близкого (вместе с ним плакать и огорчаться, жалеть расстроенного, обиженного человека), он способен показывать свое сочувствие и сопереживание. К концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова, усваивает семантику слова.
В начале второго года жизни активно пополняется словарь ребенка, появляется связная речь (предложения). Общение со взрослыми чаще носит форму обращений. В работе А. А. Реан приводятся результаты исследований С. С. Харина детей 2–3-летнего возраста[7].
Пример 1.16
Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию составляет: доля предметных обращений – 50%, деловых – 30, эмоционального плана – 20%. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют 80% от общего количества обращений ребенка ко взрослому[8].
Кроме того, в возрасте двух лет у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу. Говоря об общении ребенка со взрослыми, ученые выделили основные функции:
- – осознание своего опыта;
- – систематизация и накопление жизненного опыта;
- – определение способа решения жизненных задач (поиска выхода из различных ситуаций).
Для детей ясельного возраста взрослый – это партнер но игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл[6].
Со второго года у детей расширяется и общение со сверстниками. Однако выбор партнера для общения у них недостаточно устойчивый. Так, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли[10].
К трем годам жизни у ребенка существенно изменяется потребность в общении – одно из проявлений «кризиса трех лет». Согласно Л. С. Выготскому, в этом возрасте поступки ребенка мотивируются не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками (их круг значительно возрастает) превращается в социальное взаимодействие. При этом ребенок начинает осваивать правила и нормы взаимодействия в группе.
Стоит отметить и выраженные индивидуальные различия коммуникативных способностей ребенка, которые начинают ярко проявляться именно в данном возрастном периоде. При формировании «образа себя» ребенок начинает опираться на представления о своих возможностях и личный опыт взаимодействия и общения с другими людьми.
У 4-летних детей одной из ведущих потребностей становится общение со сверстниками, при этом сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для ребенка 3–5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл[11].
В возрасте примерно 4–6 лет у детей наблюдается социально- психологический феномен дружбы. Дружба – глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Среди основных функций дружбы ученые называют: 1) развитие самосознания; 2) формирование чувства причастности; 3) связь с обществом себе подобных[12].
Для детей 5–7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении становится богаче и разнообразнее, при этом меняется значение взрослого как объекта общения.
В дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня (по Е. Ф. Рыбалко)[13]. Так, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка (младший дошкольный возраст), вступающего в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющего товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников по-разному обосновывают свою избирательность в общении со сверстником. При этом присутствует мотивация эмоционального характера: «Потому что нравится с ним играть» и крайне редки функциональные причины: помощь, забота о другом[3].
В качестве специфических особенностей общения дошкольников со сверстниками А. Г. Рузская выявила следующие:
- 1) большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование;
- 2) чрезвычайные эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми;
- 3) нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности;
- 4) преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще[15].
Подводя итог особенностей развития общения в дошкольном возрасте, обозначим разнообразные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка[16].
- 1. Ситуативно-личностная форма (0–6 месяцев) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Проявляется в «комплексе оживления», т.е. сложной реакции младенца на появление в его ноле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.
- 2. Ситуативно-деловая форма (6 месяцев – 3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми. Данная форма общения после 4 лет (4–6-й годы жизни) изменяет свое содержание. Сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый (развивается сюжетно-ролевая игра). Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника, возникает деловое сотрудничество, и появляются конкурентные, соревновательные отношения.
- 3. Эмоционально-практическая форма общения (2–4-й годы жизни) проявляется, когда ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера.
- 4. Неситуативно-познавательная форма (3–4 года) – общение разворачивается на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Это возраст «почемучек».
- 5. Внеситуативно-личностная форма (4 года – 6–7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира (для познания самого себя, других детей и человеческих отношений).
- 6. Внеситуативно-деловая форма общения (6–7-й годы жизни) проявляется в частых речевых обращениях к сверстнику, имеет внеситуативный характер (дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других). Такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности), при этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительное место. В общении детей сохраняется конкурентное начало, но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления – желания, предпочтения, настроение.
Содержание потребности в общении в первые семь лет жизни ребенка может быть очень разнообразным. Перейдем к следующему возрастному периоду – младшему школьному возрасту.
В возрасте 6–7 лет ребенок попадает в школьную среду, которая является для него новой социальной ситуацией развития. У ребенка продолжает расширяться круг общения со сверстниками за счет приобретения новых навыков социального взаимодействия с ними. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников сохраняется, что может служить основой таких отношений, как «ложное товарищество» или «круговая порука». В младшем школьном возрасте общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом были» и т.д.
В школьном возрасте А. А. Реан и Я. Л. Коломенский выделили первый и второй круги общения[17]. Так, в первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора, во второй – те, с кем ребенок иногда общается, и те, кого он избегает.
В возрасте 9–10 лет, когда ребенок переходит из начальной школы в среднее звено, у него теряется интерес к общению со взрослыми, как правило, он переключается на общение с одноклассниками. Такое общение носит в основном гомосоциальный характер, т.е. дети предпочитают общество сверстников своего пола. Общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба[18]. Согласно исследованиям А. А. Реан, к 9 годам интерес к общению со взрослыми типичен для 46,5% детей, а к 10 годам он падает до 14,1%, при этом наблюдается явное снижение интереса к родителям[19].
В подростковом возрасте общение со сверстниками достигает максимума (11–13 лет). При этом в основе общения – желание помочь товарищу и качества партнера по общению: «волевой», «честный», «смелый» и т.п.; хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т.п. У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Подростки особенно уделяют внимание «популярным» учащимся. С возрастом устойчивость в выборе партнера общения повышается (примерно до 7 класса), а в 8 классах этот фактор выбора проявляется только у 20% школьников[20].
Практики отмечают у подростков достаточно выраженное стремление к стихийно-групповому общению (в неформальных группах). Причиной выступает частая неудовлетворенность потребности в социально ориентированной форме общения. Как правило, в качестве факторов, привлекающих подростков в неформальные уличные группы общения, выступают: 1) недостатки в организации досуга; 2) плохие взаимоотношениям с родителями; 3) отсутствие взрослых; 4) свобода действий; 5) эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола; 6) пребывание в уединенных местах; 7) шумные прогулки по улицам и совместные проделки; 8) возможность употребления запрещенных средств (сигареты, наркотики, алкоголь)[21].
В пубертатный период проявляется потребность в аффилиации (принадлежности) к какой-нибудь группе. Группа людей, пользующихся уважением и особым значением для подростка, называется референтной группой. Именно в ней подросток может поделиться возникающими проблемами, которые понятны таким же, как он, разделить общие интересы и увлечения. Таким образом, общение со сверстниками становится более содержательным и глубоким, формируются и развиваются эмоционально-насыщенные формы (дружба и любовь). Общение в данном возрастном периоде все больше приобретает гетеросоциальный характер, молодые люди осваивают гендерные роли (соответствующее поведение и содержание), социальные нормы и ценности[18].
Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6 и 8 классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» – в 7 и 9 классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой «образ Я». В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» молодой человек может ответить: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!» В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Семиклассник может удовлетворить эту потребность в общении со сверстниками и взрослыми, однако в 9 классе – именно со взрослыми (кому доверяет), так как перед ним стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования[20].
В юношеском возрасте происходит обновление мотивов, расширяется круг общения и его цели. При этом теряет приоритет внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола и со взрослыми. Наблюдается усиление потребности во взаимопонимании с другими людьми: у юношей – с 16% в 7 классе до 40% в 9 классе, у девушек – соответственно с 25 до 50%, что связано с формированием самосознания[3].
В период ранней взрослости отмечается специфика развития общения, связанная с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием семьи, воспитанием детей, планированием и проведением досуга. В этом возрасте возникает новый комплекс эмоций: эмоции близости как основы любви, родительских отношений, радость от общения с ребенком, интерес к нему и восхищение им, чувство привязанности и взаимного доверия[19].
В пожилом возрасте сферы общения сужаются: может исчезнуть деловое общение (выход на пенсию), уменьшается интенсивность семейного общения (или заменяется телефонными разговорами).
Многие пожилые люди теряют своих близких, становятся вдовцами (около 17%) или вдовами (примерно 32%), вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. Одиночество – одна из форм дефицитного общения[26]. В качестве компенсации в этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами (с ровесниками), с соседями по подъезду или по улице.
На всем протяжении развития личности (и ее социализации) общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, оно как определяет характер деятельности, так и само определяется ею. В первые семь лет жизни развитие общения идет очень высокими темпами, при этом происходит изменение содержания потребности в общении. В подростковом возрасте происходит углубление и совершенствование, изменение направленности общения. Во взрослости общение более тесно связано со спецификой профессиональной деятельности. В пожилом возрасте роль общения для человека имеет огромное значение, выступая ведущей деятельностью (что связано с возрастными особенностями человека), оно приобретает новые оттенки и содержание.
Источник