Виды игрушек и их значение для психического развития ребенка

Виды игрушек и их значение для психического развития ребенка thumbnail

Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

Виды игрушек и их значение для психического развития

По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры.Игрушки— специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действия, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Однако игрушка – это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ, который имеет выразительную форму, подвижность, яркость, что влечет ребенка с ним поиграть.

С точки зрения воспитания игрушка представляет собой своеобразный эталон (знак) тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка:

— «учит ребенка жить и действовать» (Е. А. Флерина).

— это своеобразная школа воспитания чувств ребенка (К.Д.Ушинский).

— Игрушка для ребенка — предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

В связи с этим игрушка выполняет различные функции:

— средство создания мнимой реальности;

— средство становления идентичности ребенка;

— партнер по диалогическому общению;

— лингвистические символы, язык детства, «мост» между взрослым и детским миром.

Главная функция игрушки состоит в воспитании ребенка дошкольного возраста, его личности. И здесь роль игрушки велика, т.к. она позволяет познать природный и социальный мир; сформировать собственную идентичность; выступает как психотерапевтическое средство; позволяет самореализоваться. Кроме того, игрушка для ребенка выступает источником радости

В связи с такой высокой значимостью игрушки в жизни ребенка, ее воспитательным эффектом, в научной литературе были разработаны и существуют различные классификации игрушек.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину. В своей классификации в основу Е.А. Аркин положил внешние факторы и выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей и т.д.;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных и куклы;

д) веревочку, из которой делают различные фигуры.

Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». Однако данная классификация не позволяет дать научно-методические рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.

Отсюда в современной литературе были созданы такие классификации, которые отражали сущность воспитательного эффекта игрушек. Так, в основе типологии игрушек Е.А. Флериной лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

1) игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

Значение сюжетных игрушек

— игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры;

— способствуют усвоению половой роли;

— развивают творчество;

— уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт ;

— помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение;

— помогают компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

2) Дидактические игрушки — погремушки, матрешки, пирамиды, вкладыши, разноцветные шары, бочонки; сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания; головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика); мозаики, настольные и печатные игры с правилами; перспективная игрушка с электронными, в т. ч. микропроцессорными, устройствами.

Значение дидактических игрушек:

— дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей;

— сконструированы с учётом определённой обучающей программы, которая усваивается ребёнком в процессе игры;

— играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку);

— ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны;

— действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность;

— яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у ребенка эстетические переживания.

3) Игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

Значение спортивных игрушек:

— предназначены для реализации задач физического воспитания;

— способствуют развитию ловкости и меткости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

— способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания;

— способствуют развитию таких волевых качеств, как выдержка, смелость, инициативность, организованность.

4) Строительно — конструктивные игрушки —наборы строительных материалов; конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами); конструкторы нового поколения —«LEGO».

Значение строительно — конструктивных игрушек:

— строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

— развивают конструктивные навыки способности, мышление;

— используются на занятиях по конструированию, в строительных играх.

5) Музыкальные игрушки – поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;

Значение музыкальных игрушек:

— предназначены для развития музыкального слуха;

— используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх, в музыкальных дидактических играх;

— ребенок подчиняет ритму свои движения;

— совершенствуются музыкальный слух, чувство ритма.

6) Театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие

Значение театрализованных игрушек:

— используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации, при постановке спектаклей, в развлечениях;

— не являются предметами повседневного использования;

— сохраняют для ребёнка атмосферу праздничности, эмоциональной приподнятости.

— вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание;

— выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

7) Техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

Значение технических игрушек:

— открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием;

— знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями;

— подталкивают к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?);

— стимулируют развитие технического мышления;

— формируют представление о профессиональной деятельности взрослых;

— имеют большое значение для формирования умственных способностей;

— развивают некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

8) Игрушки – самоделки:

— изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры — «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

9) Игрушки – забавы —дергунчики; мячи на резинках; крутящиеся на турниках гимнасты; подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т.п.; широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные игрушки и т.п.); к игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы.

Значение игрушек – забав:

— «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей;

— вызывают у детей любопытство, радость положительные эмоции; поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность;

— побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

— особенно нужны в разновозрастных детских коллективах, где старшие дети могут порадовать младших весёлой совместной игрой с забавной игрушкой;

— позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.

Эта классификация является наиболее распространенной в теории и практике дошкольного воспитания.

В психологии же наибольшей популярностью пользуется типология, разработанная В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

— игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

В первой группе выделяются:

а) погремушки, которые определяют содержание поведенческой активности ребенка, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение);

б) дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки – мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, матрешки, пирамидки. Такие игрушки часто называют автодидактическими;

в) игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Во второй группе особенно выделяются:

Ø мягкие игрушки – они занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность. Кроме фактуры материала большое значение имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет;

Ø куклы – их можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

а) «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие – белые, золотистые, рыжие, черные – волосы. Среди них выделяются куклы для любования – в рост человека и средних размеров;

б) характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

в) куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

г) этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

В целом все игрушки, с точки зрения классификации Мухиной, имеют психотерапевтическое воздействие на ребенка.

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 2421 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Техническиеигрушки. Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.Игрушки-забавы. Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе. Спортивно-моторные игрушки. Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Мяч обруч скакалка.Театральные игрушки. Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо. Музыкальныеигрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, музыкальные инструменты. Дидактическиеигрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность. Строительные игрушки. Они состоят из геометрических тел.

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Игрушки оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию.

Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник